Методическая разработка "Базаров в системе образов романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»"
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Озерский технический колледж»
Методическая разработка урока литературы
по теме
«Базаров в системе образов романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Мельникова А.П.,
преподаватель русского языка
и литературы
Озерск
2019-2020 г.
1. Аналитическая записка.
Урок разработан для студентов 1 курса, осваивающих среднее общее образование в рамках основной профессиональной
образовательной программы. На данную тему отведено 2 часа.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний обучающихся.
Цель занятия: раскрытие противоречивого образа Евгения Базарова.
Задачи:
1. Образовательные.
1.1. Проанализировать взгляды и жизненную позицию главного героя романа.
1.2. На основе анализа текста формировать у обучающихся представление о героях произведения.
1.3. Отрабатывать навыки работы с разнообразными источниками (текст произведения, учебное пособие, карточки).
2. Развивающие.
2.1. Развивать устную речь обучающихся, навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств,
переживаний, противоречий главного героя).
2.2. Формировать у обучающихся собственное отношение к событиям и героям произведения.
2.3. Развивать умение обобщать изученное.
2.4. отрабатывать навыки работы в группах.
3. Воспитательные.
3.1. Совершенствовать коммуникативные свойства личности:
- умение слушать себя и других;
- умение давать оценку, самооценку, взаимооценку;
- умение сопереживать.
3.2. Воспитывать толерантность, терпимость к инакомыслию, способность управлять своими эмоциями, поведением.
На протяжении урока используются методы:
1) исследовательский (словесно-индивидуальный): работа с текстом художественного произведения по поиску
доказательств;
2) частично-поисковый (практически-дедуктивный):
- практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов;
- практическая работа на применение знаний, работа с книгой, конструктор задач (карточки);
3) проблемный (словесно-традуктивный):доказываем путем сравнения, сопоставления героев; выполняем аналитические
упражнения (отвечаем на проблемные вопросы, связанные с содержанием текста художественного произведения и с собственным
отношением обучающихся к позиции автора, героя); вопросы индивидуального (личностного) характера («как вы думаете…», «как
вы относитесь…»);
4) репродуктивный (практически-индивидуальный): формулировка определения («нигилизм», «нигилист»).
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, групповая, фронтальная.
Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, пересказ, работа в группах, творческое задание.
На уроке используются элементы технологий: развивающей (учатся рациональным приемам применения знаний на практике),
дифференцированной (работаем в группах), проблемной (решаем поставленную проблему), информационно – коммуникационной
(используем презентацию).
Структура урока выстроена в соответствии с требованиями к современному уроку.
Деятельность преподавателя носит организационный, направляющий, коммуникативный (связываю обучающихся и их
деятельность в единое целое) характер.
Деятельность обучающихся направлена на обобщение и систематизацию знаний, освоение нового, способность выполнять
задания практического характера.
Виды контроля: самооценка, групповая оценка, взаимооценка, итоговая оценка.
Средства обучения: текст художественного произведения, компьютер, презентация.
Литература: роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», письма И.С. Тургенева.
Методическая разработка включает в себя технологическую карту преподавателя и приложение (презентация).
2. Технологическая карта занятия. Паспорт учебного занятия.
Организационная информация
Предмет
Литература
Группа
Группы СПО
Тема урока
«Базаров в системе образов романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Преподаватель
А.П. Мельникова
Образовательная
организация
ГБПОУ «Озерский технический колледж»
Методическая информация
Тип урока
Урок обобщения и систематизации знаний обучающихся
Цель урока
Раскрытие противоречивого образа Евгения Базарова
Задачи урока
Задачи:
1. Образовательные.
1.1. Проанализировать взгляды и жизненную позицию главного героя романа.
1.2. На основе анализа текста формировать у обучающихся представление о героях произведения.
1.3. Отрабатывать навыки работы с разнообразными источниками (текст произведения, учебное пособие,
карточки).
2. Развивающие.
2.1. Развивать устную речь обучающихся, навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир
чувств, переживаний, противоречий главного героя).
2.2. Формировать у обучающихся собственное отношение к событиям и героям произведения.
2.3. Развивать умение обобщать изученное.
2.4. отрабатывать навыки работы в группах.
3. Воспитательные.
3.1. Совершенствовать коммуникативные свойства личности:
- умение слушать себя и других;
- умение давать оценку, самооценку, взаимооценку;
- умение сопереживать.
3.2. Воспитывать толерантность, терпимость к инакомыслию, способность управлять своими эмоциями,
поведением.
На протяжении урока используются методы:
3) исследовательский (словесно-индивидуальный): работа с текстом художественного произведения по
поиску доказательств;
4) частично-поисковый (практически-дедуктивный):
- практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов;
- практическая работа на применение знаний, работа с книгой, конструктор задач (карточки);
3) проблемный (словесно-традуктивный):доказываем путем сравнения, сопоставления героев; выполняем
аналитические упражнения (отвечаем на проблемные вопросы, связанные с содержанием текста
художественного произведения и с собственным отношением обучающихся к позиции автора, героя); вопросы
индивидуального (личностного) характера («как вы думаете…», «как вы относитесь…»);
4) репродуктивный (практически-индивидуальный): формулировка определения («нигилизм», «нигилист»).
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные (УУД)
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Знать содержание
прочитанного
произведения;
Р1- принимать учебную
задачу;
Р2 – самостоятельно
К1 – уметь формулировать
собственное мнение, позицию,
аргументировать ее;
П1 – самостоятельно
вычитывать все виды
текстовой информации:
Л1 – устойчивый
интерес к чтению,
ведению диалога с
давать
характеристику герою
произведения;
выявлять и
интерпретировать
позицию автора, на
основе этого
определять свое
отношение к ней.
формулировать
проблему (тему) и цели
урока;
Р3 – работать по плану,
сверяя свои действия с
цклью, корректировать
свою деятельность;
Р4 – анализировать
выбор учебного
действия для
достижения
планируемого
результата;
Р5 – адекватно
оценивать свои
достижения, осознавать
возникающие
трудности, искать
причины их
преодоления.
К2 – владеть монологической
и диалогической формами
речи;
К3 – высказывать и
обосновывать свою точку
зрения;
К4 – слушать и слышать
других, пытаться принимать
иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою
точку зрения;
К5 – выступать перед
аудиторией сверстников;
К6 – приходить к общему
решению в совместной
деятельности;
К7 – сотрудничать в
совместном решении проблем.
фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно
понимать основную и
дополнительную информацию
текста;
П2 – извлекать информацию,
представленную в разных
формах(текст, наглядные
средства, сообщение
преподавателя);
П3 – излагать содержание
прочитанного текста;
П4 – пользоваться словарями,
справочниками;
П5 – осуществлять анализ и
синтез;
П6 – устанавливать причинно
– следственные связи;
П7 – строить рассуждения
автором текста и
героем; потребность в
чтении;
Л2 – ориентация в
системе моральных
норм и ценностей;
Л3 – потребность в
самовыражении через
слово;
Л4 – уважительное
отношение к иному
мнению;
Л5 – осваивать новые
виды деятельности,
участвовать в
творческом,
созидательном
процессе;
Л6 – осознавать свои
трудности и стремится к
их преодолению.
Формы и методы
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы: исследовательский, частично-поисковый, проблемный,
репродуктивный.
Педагогические
технологии
Проблемное обучение.
Информационно-коммуникационные технологии.
Необходимое
оборудование и
материалы
Компьютер, мультимедиапроектор, презентация, текст художественного произведения, карточки с заданиями,
портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к роману «Отцы и дети».
Технологическая карта урока «Базаров в системе образов романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
по дисциплине «Литература», 1 курс
№
Этап урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
УУД
1
Самоопределение к
учебной деятельности
(мотивация).
Цель:
включение
обучающихся к
учебной деятельности
посредством создания
эмоциональной
обстановки.
Работа над темой урока.
На доске записана тема урока и варианты тем
нашего урока в виде цитат.
Выбор темы будет обусловлен ходом нашего
разговора.
На чем вы сделаете акцент, определит ход нашей
работы.
Варианты тем:
«Мне мечтался какой-то странный pendant с
Пугачевым…» (И.С.Тургенев).
Словарная работа.
Pendant (франц.) – параллель, сопоставление.
«Только великое сердце может терзаться и
мучиться в поисках смысла жизни». (Ф.М.
Достоевский).
«Он жил стремленьем стать хотя бы искрой…»
(Из ученического сочинения в стихах).
«Страстное, грешное, бунтующее сердце».
(И.С.Тургенев).
Работа над эпиграфом:
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Н.А.Некрасов.
3. Беседа с обучающимися.
Определяют задачу по выбору темы.
Комментируют ключевые слова тем,
устанавливают их лексическое значение.
«Pendant с Пугачевым» (Почему?)
«Великое сердце».
Значение слова «великий»: выдающийся,
очень большой.
«Искра».
Мельчайшая частичка горящего или
раскаленного вещества («заронить искру»);
Мелкая, блестящая, сверкающая частица
(«искры снега»).
Записывают варианты тем, значение слов в
тетрадь.
Комментируют эпиграф.
Формулируют цель:
раскрытие противоречивого образа Евгения
Базарова через его взаимоотношения с
другими героями, через анализ его
Л1 Л3
Р1 Р2
К3 К4 К5
П1 П4 П7
У. Слава во имя чего?
Свобода от чего? Или для чего?
Почему «умирать»?
Налицо установлены противоречия. Как мы
можем определить цель нашего урока?
4.Помощь обучающимся в формулировке цели.
- При помощи чего раскрывается характер героя?
(Взаимоотношения, мировоззрение, чувства,
переживания).
Сам И.С.Тургенев хотел показать в своем герое
его человеческую привлекательность.
мировоззрения, мир чувств и переживаний.
Записывают эпиграф в тетрадь.
2
Актуализация знаний
обучающихся и
фиксация
затруднений в
деятельности.
Цель:
актуализация учебного
содержания и
повторение изученного
материала.
Активизирует знания обучающихся.
Вспоминаем сюжет произведения. Значение
названия, отражение эпохи, посвящение
В.Г.Белинскому.
У. Как вы думаете, почему автор посвятил свой
роман именно В.Г.Белинскому? Как это могло
отразиться на страницах романа, выборе героя?
Организация словарной работы. Значение слова
«разночинец».
У. Во время правления Александра II в России
процветает стремление к образованию в
различных слоях населения. Разночинцы
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Вспоминают сюжет романа. Объясняют
значение названия произведения, объясняют
связь с эпохой.
Роман написан в 1861 году. Время действия
– 1855-1861 г.
В 1855 г. Закончилась война России с
Турцией. Проигранная война. Смена
царствования. Смерть Николая I. Конец
эпохи репрессий. Правление Александра II.
Процветание образования. Появление
разночинцев.
Дают значение слова «разночинец».
Разночинец – в 19 веке в России –
интеллигент, не принадлежащий к
дворянству, выходец из других классов,
сословий.
Записывают в тетрадь значение слова.
Л2 Л3
Р3
К1 К2 К4
К5 К6
П4 П6 П7
становятся реальной общественной силой,
аристократы передовую роль утрачивают.
Кто такие аристократы?
У. Чем отличалось образование разночинцев от
аристократов?
Помогает сделать вывод, подводит к следующему
вопросу.
У. Именно на базе этих взглядов строится теория
Дают значение слов «аристократия»,»
«аристократ».
Аристократия (от греч. aristos – лучший):
1)форма государственного правления, при
которой власть принадлежит
представителям родовой знати;
2)в рабовладельческом и феодальном
государстве – наиболее привилегированное
сословие; определенные преимущества
сохраняет в буржуазном государстве.
Аристократ – лицо, принадлежащее к
аристократам.
Аристократизм – внешняя изысканность,
утонченность поведения.
Записывают в тетрадь значение слов.
Отвечают на вопрос.
Образование аристократов отличалось от
образования разночинцев тем, что
аристократы учились для себя, во имя самой
образованности.
Разночинцам необходимо было получить
профессию, которая их будет кормить и
приносить пользу людям. Эта
настроенность определила круг
специальностей, которые выбирали
разночинцы. В основном, это были
естественные науки, духовный мир они
отрицали.
Евгения Базарова. В образе Базарова Тургенев
воссоздает нового героя.
Д Писарев отмечал, что роман И.С.Тургенева не
ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы?
Какие вы?
Общество в России было расколото на несколько
лагерей, каждый из которых проповедовал свою
систему ценностей и мировоззрений.
И.С. Тургенев противопоставил в романе
либеральных дворян и шестидесятников,
разночинцев-демократов. В основе сюжета –
конфликт поколений. Но в нем мы видим не
только политический конфликт, но и
психологический.
Определите значение названия романа.
Реализация индивидуального домашнего
задания.
Обучающиеся раскрывают смысл названия
романа.
3
Постановка учебной
задачи (проблемы).
Цели:
Исследование
проблемы;
Организация
коммуникативного
взаимодействия при
работе в группах.
Подводит к основной теме разговора.
Организует коммуникативную деятельность
обучающихся по исследованию проблемы.
У. Автор поднял в своем романе ряд актуальных
проблем того времени. Кроме конфликта двух
поколений, И.С.Тургенев в своем романе
рассматривает вопрос о роли нового человека,
разночинца-демократа, передового деятеля своей
эпохи. Это рождение нового героя – Евгения
Базарова, чей образ занял центральное место в
романе. Все основные события и персонажи
развиваются вокруг него.
Через взаимоотношения Базарова с основными
героями романа мы узнаем его особенные черты
характера, ум и душевную силу, знакомимся с его
Р1 Р3
К1
П4
Л2
взглядами и убеждениями. Именно с этим героем
в русскую литературу вошел новый социально-
психологический тип – революционер –
демократ, которого стали называть «нигилист».
Организует словарную работу. Значение слова
«нигилист».
У. Образ Базарова занимает центральное место в
композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не
появляется Базаров, в остальных – он главное
действующее лицо. Все остальные лица романа
группируются вокруг него, раскрываются во
взаимоотношениях с ним, ярче оттесняют те или
иные его черты, подчеркивают его ум, силу,
свидетельствуют о его одиночестве среди
уездных аристократов.
Какой же образ был создан И.С.Тургеневым? Кто
такой Базаров?
Ставит задачу. Организует работу в группах.
У. Давайте присмотримся пристальнее к
мировоззрению и позиции Базарова.
Задания по группам.
1 группа. Анализ образа главного героя. План:
1.Его истоки.
2.Позиция. Что проповедует, что отрицает?
2 группа. Базаров и Павел Петрович.
Записывают в тетрадь значение слова
«нигилист».
Нигилист – в 60-х гг. 19 в. В России –
свободомыслящий человек, интеллигент-
разночинец, резко отрицательно
относившийся к буржуазно-дворянским
обычаям, традициям, крепостнической
идеологии.
Анализ психологического конфликта в романе
(гл. 10).
3 группа. Базаров и Одинцова. Духовный кризис
героя.
4 группа. Анализ эпизода «Свидание с
Тимофеичем».
5 группа. Базаров перед лицом смерти.
6 группа. Эксперты. Исправляют, дополняют,
оценивают.
Работают в группах с кейс-задачами,
выбирают метод разрешения проблемной
ситуации.
4
Этап построения
проекта выхода из
затруднения. Работа в
группах.
Цель:
Постановка целей
учебной деятельности и
на этой основе – выбор
способа и средств их
реализации
Организует групповую деятельность
обучающихся.
Корректирует, направляет, осуществляет
логические переходы от одной группы к другой.
Работают в группах. Строят речевые
высказывания, опираясь на текст
художественного произведения.
Составляют тезисный план по каждому
вопросу в ходе выступления групп.
1 группа.
1. Истоки Базарова.
Дед Базарова «землю пахал», отец был
штабным лекарем. Сам он врач.
2. Его позиция.
Он отрицает весь общественно –
политический строй России того времени.
3. Программа Базарова – разрушение
существующего порядка того
времени. Коренное переустройство
всей жизни России.
4. Его цель – разрушать, а строить
будут другие.
5. У Базарова нет идеала. Он настаивает
на неограниченной духовной свободе
личности. «Я ничьих мнений не
Л2 Л4 Л5
Р3 Р4
К4 К6 К7
Подводит итоги выступлению группы. Делает
разделяю, я имею свои».Отрицает
всякие существенные различия
между людьми – не только
социальные, но и естественные: «Все
люди друг на друга похожи как
телом, так и душой, у каждого из нас
мозг, селезенка, легкие одинаково
устроены, и так называемые
нравственные качества одни и те же
у всех: небольшие видоизменения
ничего не значат».
Уравнивает всех и вся, презирает, начиная с
аристократа Павла Петровича до забитых
мужиков.
6. За эталон принимается собственная
личность: «Всякий человек сам себя
воспитать должен – ну хоть как я ,
например…»
Все люди одинаковы, одинаковы их
возможности. Каждый может стать
хозяином и творцом собственной судьбы.
Так считает Базаров. И если не становятся,
то заслуживают презрения.
7. Отрицает искусство: поэзию, музыку,
живопись. Считает, что «природа не
храм. А мастерская, и человек в ней
работник». Отрицает любовь.
8. Стремление ничего не брать на веру,
«отказ от догматов, следование
опыту и проверке опытов разумом –
вот истинная сущность базаровского
нигилизма».
переход к следующей группе.
У. Нужно помнить, что перед нами не сумма
идеологических, политических и нравственно-
эстетических цитат, а живой, полнокровный,
противоречивый образ.
Часто цитируют слова Базарова: «Все люди друг
на друга похожи» (гл.16). Но ведь в следующей
главе Базаров скажет Одинцовой: «Может быть,
вы и правы: может быть. Точно, всякий человек –
загадка».
Мы постоянно видим в романе, как уверенность
суждений и приговоров главного героя сменяется
тревожной рефлексией, погружением в себя.
В 10 главе происходит открытый идеологический
конфликт между Базаровым и братьями
Кирсановыми. Разберемся в их споре.
2 группа.
Анализ идеологического конфликта (гл. 10).
В этой главе преобладает диалог.
Основные линии спора:
1. Об отношении к дворянству,
аристократии и ее принципам;
2. о принципах нигилистов;
3. об отношении к народу;
4. о взглядах на искусство и природу.
1 линия спора.
Павел Петрович именно в аристократах
видит основную общественную силу. По
мнению Базарова, аристократизм –
бесполезное слово. Он видит основной
политический принцип всего дворянского
общества, живущего за чужой счет – в
безделье и пустой болтовне.
Итог спора:
Павел Петрович «побледнел» и не заводил
больше разговора об аристократизме – это
тонкая психологическая деталь,
передающая поражение Павла Петровича в
этом споре.
2 линия спора.
О принципах нигилистов.
1. Нигилисты отрицают общественный
строй, т.е. самодержавие, религию.
Базаров не принимает реформу как
средство изменения общественного строя.
Отрицание воспринимается новыми
людьми как деятельность, а не болтовня.
2. У Базарова нет положительной
программы. Павел Петрович стоит за
сохранение старых порядков. Ему
страшно представить разрушение «всего»
в обществе.
3. В романе нигилистами себя считают
Ситников и Кукшина. Ситников хлопочет
по откупам отца. Кукшина «действительно
помещица»,-так она говорит о себе. Она
исправно управляет своим имением.
Кукшина и Ситников восприняли лишь
внешнюю форму нигилизма.
4. И.С.Тургенев с уважением относится
к Базарову и с иронией к Ситникову и
Кукшиной, потому что убеждения
Базарова искренние, а у них – фальшивые.
5. «Исправьте общество, и болезней не
будет»,- говорит Базаров. Но как его
изменить? Что значит «исправить»
общество? На эти вопросы Базаров ответа
не знает.
3 линия спора.
О русском народе.
1. По мнению Павла Петровича,
русский народ патриархальный.
Умиляется отсталостью народа.
2. Положение народа у Базарова
вызывает гнев. У него трезвое отношение
к народу. Он видит необразованность и
суеверие народа. Эти недостатки он
презирает.
3. Базаров видит не только забитость,
но и недовольство народа.
4. Простой народ (слуги, крестьяне,
Дуняша, Фенечка) чувствуют себя
свободно с Базаровым. Павел Петрович не
умеет разговаривать с крестьянами.
Крестьяне относятся к Кирсановым как к
господам, а Павла Петровича боятся.
В разговоре с Аркадием Базаров скажет:
«Да вот, например, ты сегодня сказал,
проходя мимо избы старосты Филиппа,- она
такая славная, белая…- Россия тогда
достигнет совершенства, когда у последнего
мужика будет такое же помещение, и
всякий из нас должен этому
способствовать»
4 линия спора.
Расхождения во взглядах на искусство,
природу.
1. Павел Петрович, побежденный во
всем остальном, нашел слабое место у
Базарова. Он считает, что нигилизм уже
Делает переход к следующему вопросу.
Обозначает ключевые вопросы.
захватил все области искусства.
2. Павел Петрович плохо знает
современных ему художников, Базаров
отрицает и старое, и новое искусство:
«Рафаэль гроша медного не стоит, да и
они не лучше него».
3. По мнению Базарова, «порядочный
химик в 20 раз лучше всякого поэта».
Пушкина не знает и отрицает.
4. В этом споре противником Базарова
является Николай Петрович. Он знает и
понимает искусство, но не решается
вступить в спор. Это делает сам
И.С.Тургенев, показывая весеннюю
природу, мелодию на виолончели.
5. Базаров в природе видит источник
деятельности. У него хозяйский взгляд на
природу.
6. В 11 главе появляются пейзажи. Все
приметы вечера утверждают
существование вечной красоты. Так
решается последняя линия спора.
3 группа раскрывает взаимоотношения
Базарова и Одинцовой (гл.13-19, 25-27).
У. Одной из линий общего конфликта являются
взаимоотношения Базарова и Одинцовой.
Что хотел сказать автор, испытывая главного
героя любовью к женщине?
Как раскрывается Базаров в любви? Почему
любовь вызывает его духовный кризис?
Подводит итог.
У. Испытание любовью становится для него
рубежным. Только любовь обнаруживает в нем
глубокого, мощного в эмоциональном
переживании человека. Он поднимается над
своим чувством, понимая, что ее прощальным
порывом движет жалость к нему: «Человк я
бедный, но милостыни еще до сих пор не
1. Любовь к Анне Сергеевне
оказывается переломным моментом в его
судьбе. Она входит в его внутренний мир
как сила чуждая, враждебная, угрожающая
разрушением его душевного строя.
2. С негодованием сознает романтика в
себе самом.
3. В любви Базаров остается самим
собой. «Сам себя не сломал, так бабенка
меня не сломает».
4. Он чувствует в Одинцовой силу,
равную его силе: им движет искушение
борьбы и потребности победы.
5. Невозможность ответного чувства
переживает как поражение.
6. Впервые воспринимает живу
неповторимость другого человека.
7. Женщина впервые оказывается для
него единственной и незаменимой, любовь
к ней становится главной в жизни.
8. Все в Одинцовой чуждо Базарову.
Холодная, умная, гордая, целомудренная
аристократка нужна ему такой, какая она
есть. Его тревожит и притягивает его
безмятежное спокойствие.
9. Базаров по-другому реагирует на
окружающих. Пробуждается
человечность. Умение сильно и глубоко
чувствовать возвышает его.
принимал, прощайте-с и будьте здоровы».
В любящем Базарове просыпается душа.
Трагическое одиночество Базарова проявляется
не только в общении с «отцами», мнимым
другом, любимой женщиной, но и во
взаимоотношениях с народом.
Вспомним сцену свидания Базарова с бывшим
дядькой своим Тимофеичем.
4 группа.
Анализ эпизода «Свидание с Тимофеичем»
(гл.17).
1. Неожиданное его появление в
усадьбе Одинцовой накануне
решительного события в жизни Базарова,-
как укор судьбы зарвавшемуся герою,
укор от лица той поэтической России, от
которой он презрительно отворачивался.
2. Тимофеич – добрая и чистая душа, с
радостной улыбкой, лучистыми
морщинами, сердобольный, не умеющий
лгать и притворяться.
3. «Глас народа – глас божий». В
облике Тимофеича «сквозит и тайно
светит» что-то христианское: «крошечные
слезинки в съеженных глазах» - символ
народной скорби , долготерпения,
страдания.
4. Певуча его речь: «Ах, Евгений
Васильевич, как не ждать то-с! Верите ли
богу, сердце изныло на родителей на
ваших глядючи».
5. Старый Тимофеич тоже один из тех
«отцов», к культуре которых молодая
демократия отнеслась не слишком
почтительно.
«Ну, не ври», - грубо перебивает его
Базаров. «Ну, хорошо, хорошо! Не
расписывай», - обрывает он душевные
признания Тимофеича. А в ответ слышит
Подводит итог. Делает переход к следующему
вопросу.
Дорого обходится Базарову это подчеркнутое
пренебрежение поэтической сущностью жизни
народной.
Неотвратимый удар судьбы читается в финале,
когда мужичок из соседней деревни привез к
Базарову больного тифом брата.
Тургеневский реализм в этой сцене возвысился
до символа.
А.П.Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь
«Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи.
Болезнь Базарова сделана так сильно, что я
ослабел, и было такое чувство, как будто я
заразился от него. А конец Базарова? Это черт
знает, как сделано!»
только укоризненный вздох.
Словно побитый, покидает несчастный
старик Никольское.
Зачитывает сцену эпизода: «Выйдя из
дома…»
5 группа.
Базаров перед лицом смерти (гл.27).
1. В этот момент проявились сила воли
и мужество Базарова. Смелый отрицатель,
анатом, физиолог русской жизни губит
себя при вскрытии бездыханного тела
мужика. Скальпель пораэил самого
врачевателя.
2. Ужасна гибель Базарова. Смерть
Базарова оказывается трагическим
разрешением, снимающим главное
противоречие его жизни.
3. Умирая, Базаров снова целен.
«Теперь вся задача гиганта – как бы
умереть прилично, хотя никому до этого
дела нет… Все равно вилять хвостом не
стану!»
4. И умирает Базаров героически. Его
цель в том, чтобы умереть таким, каким он
жил, ни в чем не изменившись перед
смертью, ни за что не цепляясь и не ища
опоры.
5. Базаров впервые становится самим
собой: он прост и человечен. Он думает
теперь не о себе, а о своих родителях,
готовя их к ужасному концу.
6. Он объявляет о случившемся не
сразу, пытается смягчить удар, ссылаясь
на причины незначительные
(«Простудился, должно быть»).
7. И лишь когда хитрить бессмысленно,
Базаров с суровой нежностью,
срывающимся голосом говорит любимому
отцу: «Старина… дело мое дрянное. Я
заражен, и через несколько дней ты меня
хоронить будешь».
8. Базаров отвергает уже напрасные
надежды Василия Ивановича на силу
медицины, подсказывая единственное для
стариков утешение: «Вы оба с матерью
должны теперь воспользоваться тем, что в
вас религия сильна».
9. Базаров – атеист, и у него одно
спасение – призвать на помощь
отрицаемую некогда любовь. Его
Завершает рассказ о Базарове. Раскрывает тему
сиротства в романе.
У, С уходом из жизни Базарова поэтическое
напряжение романа спадает, «полуденный зной»
сменяет «белая зима с жестокой тишиной
безоблачных морозов».
Жизнь входит в будничное русло, вершатся две
свадьбы в доме Кирсановых, выходит замуж не
достоинство и мужество питает и
поддерживает любовь к родителям;
могучая и властная, она помогает Базарову
забыть свое несчастье и думать о
страдании близких ему людей.
10. Когда силы начинают изменять,
Базаров призывает Одинцову, чтобы дать
волю своим невысказанным чувствам.
(Чтение эпизода «Одинцова у постели
умирающего Базарова»).
11. Какая бездна любви, поэтической
мощи прорвалась вдруг в бесстрашном
отрицателе.
Умирающий Базаров говорит языком
поэта о любви и прощении. Здесь он
утверждает те ценности, которые таились
за его отрицаниями и которые он до
времени подавлял
12. Любовь к женщине, сыновняя
любовь к отцу и матери сливаются с
непризнанной и тем не менее бессмертной
любовью к Родине, таинственной России,
оставшейся загадкой для Базарова.
(Чтение эпизода со слов «Отец вам будет
говорить…»)
Группа экспертов дополняет ответы.
по любви, а по убеждениям Анна Сергеевна
Одинцова.
Отблеск трагической смерти Базарова лежит на
последних страницах романа.
Коротки зимние дни, быстро гаснут вечерние
кровавые зори, скромны повседневные радости
жизни. Со смертью Базарова осиротела Россия: и
счастье не в счастье, и радость не в радость.
Осиротел и Павел Петрович, ему не с кем спорить
и нечем жить: гл. 28 «Стоит взглянуть…»
Невосполнимы потери, незаменимы утраты.
Ситникову не быть великим, хоть он и выдает
себя за ученика Базарова.
Так нарастает и ширится в эпилоге тема
сиротства, в бледных, стыдливых улыбках жизни
чувствуются еще не выплаканные слезы.
Усиливаясь, напряжение достигает кульминации
и разрешается строками финального реквиема
удивительной поэтической красоты и духовной
мощи.
Молитвы и слезы над могилой героя говорят нам
о том, что он нужен России.
Та же ветхость и запустение, те же черты, что и в
пейзаже – начале романа, остаются на лице
осиротевшей родины Базарова, любимой им и
любящей его России.
(Чтение со слов «Есть небольшое сельское
кладбище в одном из уголков России…»)
5
Включение в систему
знаний и повторения.
Цель:
закрепление
изученного, первичная
Организует работу после выступления каждой
группы.
У. У вас на партах лежат карточки с заданием:
соотнести высказывания Евгения Базарова с
пунктами, отражающими его жизненную
Работают с карточками, предлагают ответы.
Р1 Р3
К1 К2
К5
П6
Л5
проверка понимания.
позицию:
1. Философские взгляды.
2. Общественно-политические взгляды.
3. Нравственная позиция.
4. Любовь в жизни героя.
5. Базаров перед лицом смерти.
1. «Человек сам себя воспитать должен».
2. «Все подвергай сомнению».
3. «Наша задача – разрушить».
4. «Нахожу романтика в себе самом».
5. «Все равно вилять хвостом не стану».
Эталон: 1-2, 2-3, 3-1, 4-4, 5-5.
Обращает внимание обучающихся на варианты
тем урока, которые записаны на доске в виде
цитат. Предлагает прочитать их, сделать выбор и
обосновать ответ.
-
Обсуждают, выбирают тему «Он жил
стремленьем стать хотя бы искрой».
Обосновывают выбор.
И.С.Тургенев показал рождение нового
героя в русской литературе. Героем времени
становится сильная, социально активная
личность. Чтобы построить новое общество,
нужен был новый человек. Людей
базаровского склада было еще мало в
России. Они должны были появиться,
окрепнуть, стать силой, повести за собой.
Базаров заронил искру, из которой
разгорится пламя революционно-
демократического движения в России.
6
Рефлексия учебной
деятельности.
Цель:
оценить результаты
собственной
деятельности;
Организация рефлексии.
У. И.С.Тургенев очень любил своего героя и
много раз повторял, что Базаров – «умница» и
«герой». «Если читатель не полюбит Базарова со
всей его грубостью, бессердечностью,
безжалостной сухостью…- я виноват и не достиг
Р5
К1 К2 К5
П6 П7
Л6
самооценка,
взаимооценка.
своей цели», - так пишет И.С.Тургенев в одном из
своих писем.
Писатель, начав работу над романом, даже начал
писать дневник от лица Базарова, чтобы вникнуть
в сущность героя, понять его.
С точки зрения автора, время Базаровых еще не
пришло. Тургеневский Базаров сам это ощущает:
умирая, он произносит горькие слова: «Я нужен
России… Нет, видно, не нужен».
Герои И.С.Тургенева никогда не отрекаются от
своих идеалов, не поступаются своей верой, не
продаются.
Как вы относитесь к героям романа «Отцы и
дети»? К главному герою? Почему любимый
герой И.С.Тургенева умирает?
Над какими вопросами заставил нас задуматься
великий писатель?
Как мы оценим нашу работу сегодня?
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Каждая группа оценивает свою работу на
уроке, комментирует свои ответы.
Группы оценивают работу друг друга.
Выразительное чтение стихотворения «Что
я ценю в Базарове»
Бороться? Не напрасно ли, не зря ли?
А может быть, не стоит тратить сил?
Себя другие часто проверяли,
Но он не проверял – он этим жил.
Он жил стремленьем стать хотя бы искрой.
А кто поймет, кто может все понять?
Небрежная улыбка нигилиста:
Бороться – в наше время отрицать…
Нет, все не так! Все стать должно иначе!
Мужицкий люд – хозяева земли!
А те, тираны, все еще поплачут
За тех, кто даже плакать не могли.
Он был им другом, братом был по крови,
А люди не могли добра забыть.
Как будто под соломенные кровли,
Он мог в людские души заходить.
Смеялись с ним крестьянские девчонки,
И старики хранили добры мир.
Ну а мальчишки, те, как собачонки,
Гурьбой веселой бегали за ним!
Бороться! До победы, до свободы!
Как много впереди горячих дней!
Но судьбы, как старинные соборы,
Горды неумолимостью своей.
Еще вчера резвилась и смеялась
Работа в сильных, спаянных руках,
А завтра он уже под одеялом
Метался с жарким пламенем в висках.
И губы воспаленные шептали:
«Я не успел, я должен был успеть…»
Исчезли все заботы и печали,
Одна забота – гордо умереть.
Все силы, чтоб суметь уйти без стона,
Несломленным, спокойно и легко.
А солнце с неба рвется жарким стогом,
И дышит жизнью утренний левкой.
Еще немного, ну еще немного,
Последняя тяжелая верста.
Какой – то лес, какая – то дорога…
И все. Теперь навеки – темнота.
Дымящееся облако кадила,
На лбу - полоской траурная тень…
Как будто солнце в тучи заходило,
Не осветив свой уходящий день.
Домашнее задание.
Информирует обучающихся о домашнем задании.
Записывают домашнее задание. Сдают
Р1
Цель:
включение новых
знаний в систему
изученного материала.
У. Расскажите о своем отношении к Базарову в
дневнике, письме.
тетради с тезисными планами.
К1
П2 П7
Л2 Л3 Л5
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Герои сказок А.С. Пушкина"
- Презентация "Герои повести Капитанская дочка и их прототипы"
- Конспект урока "Природа как отражение чувств героев в рассказе И.А. Бунина «Кавказ»"
- Интегрированный урок "Русь моя, люблю твои березы" 6 класс
- Методическая разработка "Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Ионыч»"
- Урок литературы "Каждый выбирает для себя… Каждый выбирает по себе…" 10 класс