Организация контроля знаний на уроках литературы

1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Архангельской области
«Березниковский индустриальный техникум»
ГБОУ СПО АО «БИТ»
Методическая разработка
Организация контроля знаний
на уроках литературы
Автор - составитель:
преподаватель русского
языка и литературы
ГБОУ СПО АО «Березниковский
индустриальный техникум»
Цейтлер Виктория Геннадьевна.
Березник
2015
2
Введение
Организация контроля за знаниями и умениями учащихся в процессе
обучения является важнейшим условием успешности образовательного
процесса. Какой бы педагогической концепции ни придерживался учитель,
контроль остаётся обязательным элементом в методической структуре урока.
Среди учебных дисциплин литература занимает особую позицию, которая
обусловлена спецификой предмета и целей его преподавания. С одной
стороны, на уроках литературы закладываются основы нравственности,
эстетического вкуса, культуры поведения и отношений, с другой
существуют достаточно чёткие образовательные стандарты с прописанными
нормами и требованиями к знаниям учащихся. Задача учителя литературы
состоит в том, чтобы на уроке у каждого учащегося ум с сердцем были в
ладу. Программа по литературе в Березниковском индустриальном
техникуме основной формой контроля на уроках предполагает сочинение
(изложение). Однако практика показывает, что подобные формы контроля не
позволяют в полной мере оценить знания учащихся. Поэтому в данной
работе представлены другие формы контроля, которые также используются
на уроках в техникуме. Выбор формы контроля на каждом конкретном уроке
определяется тем, какую цель ставит учитель:
-проверить степень знания текста художественного произведения; глубину
понимания проблем, поставленных автором, знание учащимися теоретико-
литературного материала;
-выявить степень владения умением работать со справочной литературой; с
текстом художественного произведения (находить средства
выразительности; анализировать эпизоды прозаического текста, лирического
произведения, художественные образы); выявить способность учащихся к
творчеству.
В зависимости от поставленной цели учитель выберет самую подходящую
форму из богатого арсенала педагогических средств. Это может быть:
-работа учащихся с карточками-информаторами;
-индивидуально-групповая работа;
-задания исследовательского характера;
-интерпретация текста художественного произведения;
-литературный диктант;
-тестирование;
-блиц-опрос;
-ребус;
-викторина;
-контрольная работа.
Все эти формы контроля представлены в данной работе на конкретных
примерах.
Контроль за знаниями учащихся должен быть обучающим и
развивающим. Результатом выполнения учащимися заданий контрольного
характера является раскрытие индивидуальных особенностей, повышение
3
уровня подготовки к уроку. Учителю следует помнить, что формы, приёмы и
методы контроля должны быть гибкими и вариативными. Правильно
организованная работа по контролю за знаниями и умениями никогда не
вызовет у учащихся негативной реакции, она станет стимулом к углублению
своих знаний, к совершенствованию умений, на уроке каждому
обучающемуся необходимо дать возможность показать свои знания, свой
рост относительно собственных достижений. Думается, материалы,
представленные в работе, помогут создать на уроке литературы атмосферу,
где не страшно ошибиться, где у каждого есть шанс сделать своё открытие,
поставить перед собой новую цель.
4
1. Работа учащихся с карточками-информаторами.
Карточки-информаторы, включающие дополнительную историко-
культурную информацию, призваны расширить кругозор обучающихся,
облегчить усвоение произведения, теоретических понятий. Часть карточек-
информаторов содержит мемуарные фрагменты (отрывки из писем, из
воспоминаний современников), а также выдержки из критических статей.
Они помогут полнее представить эпоху, в которой жил писатель, историю
создания анализируемых произведений. Карточки-информаторы являются
органическим дополнением карточек, содержащих вопросы и задания для
самостоятельной работы. Их функция восполнение недостающих знаний,
помощь при работе с карточками для самостоятельной работы.
Карточки-информаторы
А.Н. Островский «Гроза»
№1.
Пьеса «Гроза» выросла в значительной мере из наблюдений, сделанных
Островским во время экспедиции по верховьям Волги. «Подле собора, -
записал Островский в Костроме, - общественный сад, продолжение которого
составляет узенький бульвар… На конце этого бульвара сделана беседка.
Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы ещё не видали
до сих пор». (Островский, А.Н. Полное собрание сочинений. М., 1952. Т.
13. С. 183). Впечатления от Костромы не остались бесплодными. Они
вошли в его пьесы. Нашли они своё место и в «Грозе».
Какую роль в драме «Гроза» играет природа?
№2.
Специфика драмы определяется тем, что драматическое произведение
предназначается для постановки на сцене. В драме отсутствует присущая
эпосу авторская речь; единственным средством обрисовки характера героев в
драме является собственная речь (монологи, диалоги, реплики) и поступки
персонажей. Авторский комментарий к пьесе ограничивается, как правило,
ремарками, поясняющими время, место действия, иногда указывающих на
одежду, жесты, мимику персонажей. При чтении драматического
произведения для того, чтобы понять суть драматического конфликта,
необходимо особое внимание к каждой детали, ремарке, реплике.
Приведите примеры авторских ремарок, раскрывающих смысл и
художественную значимость реплик, диалогов и монологов действующих
лиц пьесы А.Н. Островского «Гроза» (Катерина, Дикой, Кабаниха, Тихон).
5
№3.
Одна из первых исполнительниц роли Кабановой на сцене
Александринского театра актриса А.А. Чижевская так создавала этот образ:
«Уже при первом появлении Кабанихи-Чижевской, шествующей степенно и
медленно во главе своей семьи, она гипнотизировала зрителей мрачной
многозначительностью своего шага. Одетая во всё чёрное, она казалась
строгой игуменьей, ревниво оберегающей уклад и обычаи своего
монастыря… Ещё страшнее была её речь. Говорила Кабаниха Чижевская
тягучим, монотонным, очень низким голосом, в котором не было ничего
живого. Так на протяжении всей роли она изматывала и Катерину, и Тихона,
изматывала интонацией, настойчивым своим взглядом». (Малютин, Я.О.
Актёры моего поколения. –М., 1959. С.326).
Соответствует ли рисунок роли, созданный Чижевской, изображению
Кабанихи в драме «Гроза»? Подтвердите вывод собственными примерами.
6
2. Индивидуально-групповая работа.
Для проверки усвоения и понимания идейно-художественного содержания
произведения в качестве промежуточного контроля целесообразно
использование индивидуально-групповой работы учащихся с карточками,
содержащими вопросы и задания для самостоятельной работы на уроке.
Вопросы в карточках предусматривают отбор отдельных эпизодов,
компоновки их с целью анализа текста. Выполнение заданий предполагает
несложные (на первом этапе) рассуждения учащихся, формирование
оценочных суждений. Одни вопросы и задания выявляют знание содержания
произведения, подводят к пониманию роли отдельных деталей, а через них
к пониманию позиции автора в целом. Другие ориентируют на элементарный
анализ эпизода, фрагмента произведения, где необходимо домыслить,
оценить рассказанное автором с опорой на воображение, обобщение. Третьи
предназначены для повторения, самопроверки, для формирования умения
самостоятельно сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Ниже представлены задания для карточек, используемые на уроках
литературы во время изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Задание №1.
№1.
Почему И.С. Тургенев начинает роман «Отцы и дети» биографией
Николая Петровича? Как характеризует Николая Петровича его прошлое?
№2.
Выберите из 2-4 глав детали, характеризующие Николая Петровича
как хозяина имения. Раскройте его отношения с крестьянами. Как в них
проявляется характер персонажа?
№3.
Каким вам представляется Николай Петрович в отношениях с сыном,
братом, Фенечкой? Каковы его интересы, образ жизни?
№4.
На примере Н.П. Кирсанова докажите, что «вся… повесть направлена
против дворянства как передового класса» (И.С. Тургенев)
Задание №2.
№1.
В главах 2, 3, 4, 5 романа «Отцы и дети» выберите материал,
характеризующий Базарова. Каковы его убеждения, принципы и правила
жизни, манера держаться? Опишите портрет Базарова. Как его
эмоциональность проявляется в словах, мимике, жестах?
7
№2.
Объясните назначение афоризмов Базарова? Как они характеризуют его?
С какими афоризмами можно согласиться, с какими - нет, почему?
Обоснуйте своё мнение.
Примеры афоризмов: «Природа не храм а мастерская, и человек в ней
работник»; «Всякий человек сам себя воспитать должен»; «…А что
касается до времени отчего от него зависеть буду? Пускай же лучше оно
зависит от меня»; «Исправьте общество, и болезней не будет»; «Рафаэль
гроша медного не стоит»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее
всякого поэта»; «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным… В
теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем».
Задание№3.
№1.
Прочтите 2, 4 главы романа «Отцы и дети». Сравните портреты Базарова и
Павла Петровича Кирсанова. Как в описании внешности героев показана
противоположность их взглядов, вкусов, образа жизни? Каков основной
художественный приём, которым пользуется при этом Тургенев?
№2.
С какой целью Аркадий рассказывает Базарову биографию Павла
Петровича? Как характеризует прошлое Павла Петровича Кирсанова?
№3.
Какова реакция Базарова на историю жизни Павла Петровича? Как это
отношение характеризует нового человека 60-х годов 19 века?
Задание №4.
№1.
Прокомментируйте 10 главу романа:
а) Что волнует героев? Что они защищают? Против чего восстают?
б) Как проявляются эмоции действующих лиц в лексике, жестах, мимике?
№2.
Почему предметом спора отцов и детей стал вопрос об аристократии?
Какое понятие в эти слова вкладывали участники спора?
Задание №5.
№1.
Вспомните содержание 14-19 глав романа. Как автор показывает
отношение Базарова к женщине, к любви? Чем, по вашему мнению, вызвано
противоречие между тем, какие чувства он испытывал к Одинцовой?
8
№2.
Что даёт анализ взаимоотношений Базарова к Одинцовой для понимания
образа главного героя?
№3.
Почему А.С.Одинцова испугалась своего чувства к Базарову и не дала ему
развиться?
(«…Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом;
мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно любила его, -
мгновенно сверкнула у неё в голове».)
№4.
Изменился ли сам Базаров под влиянием любви к А.С. Одинцовой?
Задание №6.
№1.
Какую роль в раскрытии идейного смысла романа играет сцена дуэли
(глава 24)? На чьей стороне в этом эпизоде симпатии автора? Как они
выражаются?
№2.
Каковы мысли и чувства каждого участника дуэли (глава 26)? Как они
выражаются в их речи и поведении?
Задание №7.
№1.
Д.И. Писарев утверждал: «Умереть так, как умер Базаров, всё равно, что
сделать великий подвиг». Что побудило критика так оценить последнюю
сцену романа?
9
3. Задания исследовательского характера.
Наличие в группе учащихся с высоким уровнем подготовленности
предполагает выполнение индивидуальных, более сложных по объёму и
содержанию заданий исследовательского характера. Такие задания
целесообразно давать на уроках-практикумах, обобщающих и контрольных
уроков по теме.
В работе приведены задания исследовательского характера на примере
рассказа А.П. Чехова «Ионыч».
Задание №1.
В записной книжке Чехов отметил: «То, что мы испытываем, когда
бываем влюблены, может быть, есть нормальное состояние. Влюблённость
указывает человеку, каким он должен быть».
Отразилась ли эта мысль Чехова в содержании повести «Ионыч»?
Задание №2.
Повествование об Ионыче завершено словами: «Вот и всё, что можно
сказать про него». Но рассказ не заканчивается на этом.
Почему автор возвращается к семье Туркиных?
Задание №3.
Что могло бы помешать превращению Дмитрия Старцева в Ионыча?
Виноват ли он в своём духовном падении?
10
4. Интерпретация текста художественного произведения.
Интерпретация текста художественного произведения как вид контроля
целесообразно дать на завершающей стадии изучения романа, пьесы, поэмы.
Данный тип работы носит универсальный характер и преследует различные
учебные цели: во-первых, обучает чтению и пониманию литературно-
критических и литературоведческих текстов, во-вторых, формирует умение
ими пользоваться, в-третьих, учит критически осмыслять чужие
интерпретации художественных произведений и аргументировано
высказывать собственную точку зрения, в-четвёртых, развивает навыки
письменной монологической речи учащихся, умение писать в жанре
критической статьи. Работа может носить фронтальный, индивидуальный
или групповой характер, исходя из особенностей группы, интересов,
склонностей учащихся.
Интерпретация текста художественного произведения представлена на
примере изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Задание №1.
Критик Н.Н. Страхов писал о романе Достоевского: «Вся сущность
романа заключается в том, что Раскольников хотя и считает себя правым, но
совершает своё дело не хладнокровно, и не только не остаётся спокойным, а
подвергается жестоким мукам. Если прямо держаться романа, то окажется,
что преступление из теории несравненно тяжелее для преступника, чем
всякое другое, что душа человеческая менее всего может выносить подобное
уклонение от своих вечных законов».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою
точку зрения.
Задание №2.
Критик Н.Н. Страхов писал о романе «Преступление и наказание»: «Это
сопротивление жизни, этот её отпор против власти теорий и фантазий
потрясающим образом представлены Достоевским. Показать, как в душе
человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она
доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью
такова была задача романа».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою
точку зрения.
11
Задание №3.
Критик Н.Н. Страхов писал о романе Достоевского: «Он изобразил нам
нигилизм не как жалкое искажение души, сопровождаемое страданием. По
своему всегдашнему обычаю, он представил нам человека в самом убийце,
как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких
лицах, которыми обставил своего героя».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою
точку зрения.
Задание №4.
Критик Н.Н. Страхов писал о романе «Преступление и наказание»:
«Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошёл до
конца, до края дороги, на которую его завёл заблудший ум. Эта черта
русских людей, черта чрезвычайной серьёзности, как бы религиозности, с
которою они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою
точку зрения.
12
5. Литературный диктант.
На уроках литературы в техникуме проводятся литературные диктанты.
Цель: предупреждение орфографических ошибок при написании сочинения,
выяснение степени понимания текста.
Обучающиеся не только должны написать слова без орфографических
ошибок, но и дать лексическое значение выделенных слов.
Примечание. Методика проведения диктанта такая же, как при
словарном диктанте на уроках русского языка.
Лысые Горы;
адъютант;
Багратион;
масонство;
Болконский;
главнокомандующий;
батарея;
артиллерия;
Ростова;
французские;
пистолет;
конница;
канонада;
колонна;
картечь;
неприятель;
Аустерлиц;
Богучарово;
по-русски;
дуэль;
шомпол;
контузия;
раненый;
батальон;
пехота.
13
6. Тестирование.
Очень популярным видом проверочной работы стало тестирование,
которое в удобной для проверки форме даёт возможность выявить и знание
фактов биографии, творчества писателя, и знание текстов, а также умение их
анализировать.
Тестирование можно проводить и в качестве итоговой работы по всему
материалу изучаемой темы, а также в качестве небольшой проверочной
работы по какой-то проблеме.
Ниже представлен тест по творчеству И.А. Бунина, А.И. Куприна.
1. Кому из писателей принадлежит дневник «Окаянные дни»?
а) И.А. Бунину;
б) А.И. Куприну;
в) А.М. Горькому.
2. В каком произведении сюжетом является череда воспоминаний о
прошлом?
а) «Господин из Сан-Франциско»;
б) «Гранатовый браслет»;
в) «Митина любовь»;
г) «Антоновские яблоки».
3. Из какого произведения А.И. Куприна взяты строки: «…В душе я
призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя твоё!»
а) «Чудесный доктор»;
б) «Гранатовый браслет»;
в) «Молох».
4. Чем заканчивается рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
а) Главный герой ссорится с женой;
б) главный герой умирает;
в) корабль с путешествующими тонет.
5. Кто из писателей получил Нобелевскую премию?
а) А.И. Куприн;
б) И.А. Бунин.
Отрицательной стороной тестирования можно признать то, что эта работа
не всегда объективно отражает уровень знаний обучающегося. Но такой тип
работы, безусловно, интересен прежде всего для учащихся. В приложении
№1 представлена разработка урока по творчеству А.П. Чехова, в которой
подобран интересный материал для тестирования.
14
Автор-составитель выражает надежду, что предлагаемые задания будут
полезны не только педагогам, но и всем, кто увлечён миром художественной
литературы.
15
7. Блиц-опрос.
Одной из форм контроля является блиц-опрос.
Блиц-опрос – это быстрый опрос, на который дают ответ, не задумываясь.
Такой метод имеет ряд положительных сторон: достаточно эффективен в
качестве умственной зарядки, помогает мобилизовать внимание учащихся,
предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти ранее
изученное.
Вниманию читателей предлагается блиц-опрос по биографиям поэтов
Серебряного века «ВРЕМЯ И ЛЮДИ…»
1. В детстве он боялся субботы, так кА в этот день его водили в баню, мыли
и пытались расчёсывать.
(Есенин.)
2. Её муж был расстрелян и репрессирован.
(Ахматова.)
3. Его дед был знаменитым ботаником, а отец жены знаменитым химиком.
(Блок.)
4. Относительно причины его смерти до сих пор спорят: одни утверждают,
что повесился, другие уверены, что его убили.
(Есенин.)
5. Помимо поэзии профессионально занимался графикой.
(Маяковский.)
6. Её сын стал знаменитым историком.
(Ахматова.)
7.Образовал «Цех поэтов».
(Гумилёв.)
16
8. Литературный ребус.
Ребус форма контроля знаний обучающихся. В литературном ребусе
для составления слова используются буквы, слоги или особым образом
расположенные слова.
Ниже приведены литературные ребусы по творчеству поэтов Серебряного
века.
1. Возьмите существительное, которое называет время года, когда желтеют
листья; замените первую букву на букву, которой заканчивается вторая нота,
и прибавьте суффикс притяжательного прилагательного. Получилась
фамилия поэта. Какая?
(Есенин.)
2. Первый слог фамилии междометие. Второй дающая жизнь всему
сущему (без последней буквы). Имя Владимир поставьте в разговорную
форму и отнимите у этого слова первую букву. Что это за поэтесса?
(Ахматова.)
3. Первая часть слова это то, что освещает путь морякам. Прибавьте к ней
суффиксы и окончание слова «покровский». Чья фамилия получилась?
(Маяковский.)
4. (Реквизит – цветы.)
Возьмите это существительное, отнимите у него последнюю букву,
прибавьте противительный союз и имя первой женщины, созданной Богом.
Чья это фамилия?
(Цветаева.)
5. К огромному универмагу в Москве прибавьте самый распространённый
соединительный союз и животное, которое называют царём зверей. В целом
фамилия в переводе с латинского означает «смирённый». Кто он?
(Гумилёв.)
В приложении №2 представлены литературные ребусы, составленные
обучающимися техникума.
17
9. Викторина.
В арсенале учителя есть множество методических средств и приёмов,
дающих возможность вызвать интерес учащихся к литературе. Одним из
таких средств является проведение викторин.
Литературные викторины используются учителем в техникуме на разных
этапах обучения. Это могут быть уроки знакомства с новым произведением.
В таком случае, предлагая учащимся ответить на вопросы, учитель может
выяснить, насколько ученик знаком с текстом произведения. Также
обоснованным является применение викторины на заключительных уроках
тогда викторина становится важным средством контроля знаний учащихся.
Предложенный в разработке материал будет полезен учителям при
подготовке и проведении уроков.
Обобщающая викторина «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?»
(Назовите автора и произведение.)
1. «Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
2. Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
(А.А. Фет.)
3. «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в
кухню».
(А.П. Чехов «Вишнёвый сад».)
4. «Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета
и Вы можете быть уверены, что до Вас никто ещё этого браслета не надевал».
(А.И. Куприн «Гранатовый браслет».)
5. «Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо
дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего».
(Кулигин. А.Н. Островский «Гроза».)
6. «Он всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с
зонтиком и непременно в пальто на вате».
(А.П. Чехов «Человек в футляре».)
7. «Я рабочий человек. Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу, кожу
сдеру, а вылезу».
(Клещ. М.Горький «На дне».)
18
8. «На другой день после своего объяснения с матерью Наташа ждала целый
день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же,
Пьер также не приезжал, и Наташа, не знал того, что князь Андрей уехал к
отцу, не могла объяснить его отсутствие».
(Л. Толстой; роман-эпопея «Война и мир».)
9. Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника
Чахотку и Сибирь.
(Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?)
10. «Жил – дрожал и умирал дрожал».
(М.Е. Салтыков-Щедрин; сказка «Премудрый пескарь».)
11. «- Так… кто… же… убил?- спросил он, не выдержав, задыхающимся
голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж
так неожиданно и он был изумлён вопросом».
(Ф. Достоевский «Преступление и наказание».)
Разработка урока – викторины предложена в приложении №3.
19
10. Контрольная работа.
Достаточно эффективным методом итоговой работы на уроках литературы
является контрольная. Контрольные работы целесообразно проводить там,
где по программе после изучения темы не предполагается сочинение.
Контрольные работы могут проводиться по одной или нескольким
небольшим темам сразу.
В работе предлагается контрольная работа по рассказу А.И. Солженицына
«Матрёнин двор».
1. Задание по группам. «Портрет героини».
А) Есть ли в рассказе развёрнутый портрет Матрёны? На каких портретных
деталях сосредоточено внимание писателя?
Б) Речь героини. Выпишите наиболее характерные высказывания героини. В
чём особенность её речи?
В) Предметная детализация. Какие художественные детали создают картину
быта Матрёны? Как предметы быта связаны с духовным миром героини?
2. Судьба Матрёны. Восстановите историю жизни Матрёны. Как связана
судьба героини с историей страны? Как воспринимает удары судьбы
Матрёна? В чём находит спасение?
3. В чём состоит конфликт рассказа? Как нарисованы в рассказе Фаддей
Миронович и родня Матрёны?
4. Трагедия Матрёны. Какие приметы предвещают гибель героини? Как
звучит в рассказе мотив разрушения дома? Что происходит с домом в день
гибели Матрёны? Чем становится смерть героини для её родных и для
рассказчика?
5. Что общего в судьбе Матрёны и рассказчика (автора)? Что вкладывает
Солженицын в понятие «праведник»? Считаете ли вы Матрёну праведником?
6. В чём символический смысл названия рассказа?
(Матрёнин двор – некий остров посреди океана лжи, стяжательства, злобы…)
В приложении №4 представлена контрольная работа, которая проводится в
техникуме.
20
11. Заключение.
Систематический контроль знаний и умений учащихся важнейшее
условие повышения качества обучения. В данной работе рассматриваются
разнообразные формы контроля, применяемые на уроках литературы в
техникуме.
Предложенные задания помогут педагогам устранить пробелы в знаниях
учащихся, побудить читателей к вдумчивой работе с текстами
художественных произведений, дифференцировать и разнообразить виды
деятельности обучающихся на всех этапах урока, а также закрепить учебный
материал на практике.
Область применения представленных в работе материалов не
ограничивается рамками урока и предполагает возможность использования
во внеклассной работе по предмету.
21
12. Используемая литература.
1. Егорова Н.В., Золотарёва И.В.
Поурочные разработки по русской литературе. 20 век. 11 класс. 1
полугодие.- 3-е изд., исп. и доп.- М.: ВАКО, 2004.
2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В.
Поурочные разработки по русской литературе 20 века.11 класс. 2
полугодие.- 3-е изд., исп. и доп.- М.: ВАКО, 2004.
3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И.
Поурочные разработки по Русской литературе 19 века. 10 класс 1-ое
полугодие. М.: ВАКО, 2002.
4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И.
Поурочные разработки по Русской литературе 19 века. 10 класс 2-ое
полугодие. М.: ВАКО,2002.
5. Кучина Т.Г., Леденёв А.В.
Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 кл.: Метод.
пособие.-3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000.
6. Литература. 9-11 классы: викторины / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина.-
Волгоград: Учитель, 2008.
7. Литература. 10-11 классы: текущий контроль знаний: тесты, зачёты,
задания / авт.- сост. И.Д. Бережная.- Волгоград: Учитель, 2008.
8. Литература: Тесты. 9-11 кл.: Учебно-метод. пособие для
Учителя / Авт.-сост. И.М. Михайлова.- 2-е изд.-М.: Дрофа, 1998.
9. Олимпиады по русскому языку и литературе: 9-11 классы / Сост. Г.М.
Вялкова и Т.А. Чернова.- М.: ВАКО, 2010.- 192с.
10. По страницам литературных произведений. 5-11 классы: викторины / авт.-
сост. Л.А. Курганова.- Волгоград: Учитель, 2009.
11. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты,
изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины,
ребусы. 5-11 классы / авт.-сост. Н.Ю. Кудашникова, Л.М. Савина.-
Волгоград: Учитель, 2009.