Урок древнерусской литературы в 6-м классе "Путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим"

Урок древнерусской литературы в 6-м классе утешествие Иоанна
Новгородского на бесе в Иерусалим"
Тема: «Путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим».
Эпиграф:
Теснятся все к Тебе во храм,
И все с коленопреклоненьем
Тебе приносят фимиам,
Тебя гремящим славят пеньем;
Я одинок в углу стою,
Как жизнью, полон я Тобою,
И жертву тайную мою
Я приношу Тебе душою.
В.А. Жуковский (1821)
Ход урока
I. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наше необычное занятие. А необычно
оно тем, что это занятие по древнерусской литературе. И работать сегодня
мы будем в группах. Откроем тетради, запишем число, кл. работа и тему
урока (читаю).
II. Лексическая работа со словами названия.(слайд )
Работа с картой.(слайд)
А сейчас посмотрите на Новгород и Иерусалим. Между ними огромное
расстояние, которое преодолевают люди, чтобы поклониться святым. Потому
что путешествие к святым местам – это важная часть православного образа
жизни. Я знаю, что в вашем классе в Иерусалиме побывала Шереметьева
Ангелина. Ангелина сейчас поделится своими впечатлениями.
Житие.
А сейчас вернемся в Новгород. В первой половине XV века при
новгородском епископе Евфимии II создается ряд литературных
произведений, в которых воскрешается история Великого Новгорода.
Пишутся жития, одним из которых является житие Иоанна Новгородского,
который был очень популярен в Новгороде.
Автором является Пахомий Логофет. Давайте запишем в тетрадь это имя и
запомним. А расскажет нам о нем Сообщение 1 группы
Я добавлю к сообщению. Этимология имени.(слайд)
Итак, Пахомий Логофет- автор жития об Иоанне Новгородском. А кто такой
Иоанн Новгородский, нам расскажет Сообщение об Иоанне Новгородском
уч-ся 2 группы.
Житие об Иоанне Новгородском состоит из 3 слов: о чуде новгородской
иконы Знамения богородицы(битва новгородцев с суздальцами), о
путешествии на бесе в Иерусалим(плот плывет против течения к Юрьеву
монастырю - Новгородской святыне), обретение мощей Иоанна(похвала
Иоанну). Предлагаю посмотреть мультфильм, который передает содержание
жития.
III. Просмотр мультфильма.
В житие говорится о Свято-Юрьеве монастыре. Расскажет на о нем
IV. Монастырь Юрьев в Новгороде ообщение 3 группы)
Краткий рассказ об устройстве жизни монастыря. Смотрим альбом о
монастыре.
Словарная работа (на партах лежат словарики). Толкование лексики.
Этимология.(слайд)
Архиепископ высший чин духовенства, священник из монахов.
Игумен настоятель монастыря, духовный наставник.
Монастырь обитель, общежитие иноков-монахов.
Монах отрекшийся светской суеты, постриженный (посвященный) в
ангельский образ.
V. Работа с эпиграфом.(слайд)
Загадка эпиграфа. Лексико-семантический анализ эпиграфа.
К кому в храм приходят люди? Как передается внешнее поклонение?
(теснятся, коленопреклоненье,
фимиам (благовоние, ароматы), пенье гремящее).
Что мы слышим, видим, чувствуем? Толчею, суету.
Что противопоставляется этому внешнему громкому прославлению
Бога? «Я одинок в углу стою…».
Где происходит прославление Бога? В душе человека. Какое из них
более важное? Внутреннее.
Почему это стихотворение Жуковского взято в качестве эпиграфа?
Речь в повести идет о монахе (одиноком), человеке, отрекшемся от
мира, кроме того, он святой, то есть искренно и истинно любит Бога и
славит Его в душе.
VI. Первичное чтение произведения.
VII. Работа над сюжетно-композиционными элементами.
Определяем, из скольких эпизодов состоит эта часть повести, озаглавливаем
их, подбирая ключевые слова:
1. «Путешествие».
2. «Клевета» ли «Месть»).
3. «Прославление».
Записать план на доске и в тетрадь.
Три эпизода три группы, от каждой группы к доске представитель запишет
сюжетно-композиционные элементы. (Имеет право на совет с товарищами.)
Слово первой группе
«Путешествие»
Вступление мораль.
Завязка шелест беса в сосуде.
Развитие действия:
1. Заклятие.
2. Превращение беса в коня.
3. Путешествие.
Кульминация поклонение гробу Господню.
Развязка возвращение.
Концовка исчезновение беса.
Пожалуйста, 2 группа.
«Клевета»
Завязка угроза беса в 1 эпизоде; рассказ св.Иоанна о путешествии.
Развитие действия появление предметов, толки людей.
Кульминация осуждение.
Развязка посадили на плот.
И 3 группа.
«Прославление»
Кульминация чудо: плот плывет вверх по течению.
Развязка:
1. Раскаяние горожан.
2. Крестный ход.
3. Встреча в монастыре.
4. Прощение, молебен.
Концовка поучение автора (выводы).
Метафоры:
- «несокрушимая твердыня» или «твердый адамант» другом переводе) - о
силе воли Иоанна, который может устоять перед любым «бесовским
наваждением», который может вытерпеть любые лишения и изгнания, для
доказательства людям своей чудесной силы и силы Бога, который дал святым
«власть над духом нечистым»;
- «в сладость учения святаго» - о заинтересованном и положительном
отношении людей к учениям архиепископа, об ощущении наслаждения,
испытываемого людьми от его рассказов.
Эпитеты также немногочисленны и призваны чётко выделить всё
божественное, как истинное и самое лучшее, а земное и бесовское как более
низкое: «дивен бог», «бес лукавый», «целомудренный великий святой»,
«душеспасительная беседа» «честные игумены, искуснейшие иереи и
богобоязненные мужи», «уста льстивые», «великая быстрина», «преславное
чудо» и другие.
VIII. Характеристика героя.
Работа в группах.
1 группа: характеристика Иоанна Новгородского по поступкам.
2 группа: характеристика Иоанна Новгородского по интерьеру кельи.
3 группа: характеристика Иоанна Новгородского по глаголам:
(Эмоционально-экспрессивный анализ лексики) отношение героя ...
1. К бесу.
2. К Богу.
3. К людям.
Вывод. Главный герой - идеал автора .
IX. Проблемный вопрос.
- Если идеал, то зачем ему такое испытание позор, клевета? Испытание
свойства жизни, человек, пройдя испытания, становится чище. В повести
сказано «Святые просияют, как золото искусно возделанное»,т.е. не
возникшее в природе само собой, а созданное ювелиром. Так и человек,
пройдя испытания, очищается. Именно изгнание архиепископа превращается
в победу над бесом, т.е. добро побеждает зло. Торжество добродетели и
единение человека с Богом. Подчеркивается чистота православной веры.
В древнерусской литературе и словесности Нового времени эта повесть
пользовалась большой известностью. Ее сюжет использовал А.С.Пушкин в
юношеской поэме «Монах» и Н.В.Гоголь в повести «Ночь перед
Рождеством».
X. Чудеса в повести. Беседа со всеми.
Чудеса «сказочные»
Повесть
Сказка
Заключил беса в сосуде.
«Волшебная лампа Алладина» .
Путешествие на бесе в
Иерусалим.
Гоголь «Ночь перед Рождеством» поездка в
Петербург.
Цель: поклонение святыне.
Цель: получение предмета.
Источник чуда: Бог.
Источник чуда: магия (волшебство).
Чудеса житийные
Чудо
Значение
Появление того, чего нет:
девица, предметы.
Не быть доверчивым даже на очевидное.
Плот плывет вверх по
течению.
Явное уверение в невиновности святого.
Цель: сначала позор, потом
слава.
Укрепление воли, и в позоре, и в славе надо
устоять.
Источник чуда: сначала
бес, потом Бог.
Везде Бог показывает, что испытания
свойство жизни: золото очищается огнем.
XI. Выводы. Наше занятие подошло к концу. Мы с вами узнали много
интересного, таинственного. Каждый, наверное, запомнил то, что ему
показалось интереснее, таинственнее.
Рефлексия. Спасибо за занятие.
XII. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру « ?»