Литературный вечер, посвященный памяти В. Высоцкого
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР
«Я ДО СЕКУНД ВСЮ ЖИЗНЬ СВОЮ ИЗМЕРИЛ...»,
ПОСВЯЩЕННЫЙ ПАМЯТИ В. ВЫСОЦКОГО
Цели: ознакомить учащихся с поэтическим миром В. Высоцкого, заинтересовать их
творчеством поэта; развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: портреты В. Высоцкого; стенды, посвященные творчеству поэта; выставка
книг с поэзией и прозой Высоцкого; цикл грампластинок и кассеты с записью песен В.
Высоцкого; слайды.
Учитель: Владимир Высоцкий... Сегодня не найти человека, который бы не знал этого имени.
Актер, бард, поэт, композитор, Человек.
Он не вошел, он буквально ворвался в искусство в начале 60-х годов. Это было время
рождения русской поэзии, выплеснувшейся в массы. Именно тогда среди интеллигентов шли
споры, кто важнее - физики или лирики?
Впрочем, пели и читали все - и физики, и лирики. И тогда же все увлеклись искусством
бардов, сами поэты пели песни на свои стихи.
Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия
Визбора и Юлия Кима.
Следующим стал Высоцкий. Его голос зазвучал по всей стране. Он не просил, чтобы его
слушали. Не повторял самого себя и не требовал стадиона. Он был личностью и
гражданином. И несла его по жизни не волна, а совесть поэта-гражданина да романтическая
вера в добро и душевную силу человека. Высоцкий был уникальной личностью. Он создавал
стихи, песни своим сердцем, всей своей большой совестью.
Родился Высоцкий в 1938 году в семье офицера.
Ученик: Из автобиографии: «У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров. Но мама
моя очень любила театр и с самых- самых малых лет каждую субботу — лет до тринадцати-
четырнадцати — водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека
остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству.
Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши... А потом, когда стал немножко
постарше, писал всевозможные пародии».
Ученик: Красивый светловолосый сероглазый ребенок на увеличенной фотографии
вопросительно смотрит в объектив. Возле него — большая овчарка. Это в Германии, в маленьком
городке, где стоит гарнизон советских войск. Мальчику семь лет.
Мать, прожив с Володей всю войну, решила на время поручить сына отцу. Его новая жена,
Женя, сразу полюбила Володю.
Десяток офицерских семей живет под перекрестным наблюдением. Все, что разрешалось бы
русскому мальчику в своей стране, там почти совсем запрещено. И все преимущества, о которых
мать мечтала, отправляя сына в Германию, обернулись для Володи серьезными потерями.
Поэтому острее, чем ребята его поколения, Володя чувствует на себе сталинские наставления,
клевету, чванство, произвол. Все это потом будет заклеймено в песнях.
А пока — одиночество, детские переживания, душевные страдания, изгнание.
Ученик: Из автобиографии:
«Родители хотели, чтобы я стал нормальным советским инженером, и я поступил в Московский
строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Но потом почувствовал,
что мне это... словом, невмоготу, и однажды залил тушью чертеж, в шестой раз переделанный, и
сказал своему другу, что больше в институт не хожу.
С большим трудом поступил в студию МХАТ. Считалось, что мой голос не приспособлен для
сцены, и пытались даже отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса. Но закончил
студию в числе нескольких лучших учеников.
Мне казалось, что я пишу для очень маленького круга — человек пяти-шести — своих
близких друзей — и так оно и будет всю жизнь. Это были люди весьма достойные, компания была
прекрасная. Мы жили в одной квартире в Большом Каретном переулке. Мы собирались вечерами
и жили так полтора года. Можно было сказать только полфразы, и мы друг друга понимали в одну
секунду, где бы мы ни были; понимали по жесту, по движению глаз — вот такая была притирка
друг к другу».
Звучит песня «Большой Каретный».
Ученик: Гитара у Владимира Высоцкого появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом
— на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом — услышал пение Окуджавы.
Его песни произвели на Высоцкого удивительное впечатление, поразило воздействие стихов
Окуджавы, которые он читал под гитару. Высоцкий стал писать песни в этом стиле — как стихи
под гитару.
Звучит песня «У меня гитара есть...».
Ученик: Из интервью Высоцкого:
«Мы с Булатом работаем в одном жанре, и обычно в этом случае возникает какое-то
соревнование. У нас с ним никаких соревнований нет. Я пишу очень разные песни, но я и не хочу
сравнивать, скажу только, что отношусь к нему с большим уважением, просто я его люблю — и
стихи его, и как он это делает, и вообще как личность,— это само собой. Он мой духовный отец и
в этом смысле остается для меня самым светлым».
В подражание Булату Окуджаве Владимир Высоцкий пишет «Притчу о Правде».
Ученик (читает «Притчу о Правде и Лжи»):
Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек.
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила:
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.
И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне.
Грубая Ложь на себя одеяло стянула,
В Правду впилась — и осталась довольна вполне.
И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью,
Баба как баба, и что ее ради радеть?
Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,
Если, конечно, и ту, и другую раздеть.
Выплела ловко из кос золотистые ленты
И прихватила одежды, примерив на глаз.
Деньги взяла, и часы, и еше документы,
Сплюнула, грязно ругнулась — и вон подалась.
Только к утру обнаружила Правда пропажу
И подивилась, себя оглядев делово:
Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую Правду, а так — ничего.
Правда смеялась, когда в нее камни бросали:
«Ложь это все. И на Лжи одеянье мое...»
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами ее.
Стервой ругали ее, и похуже, чем стервой,
Мазали глиной, спустили дворового пса...
«Духу чтоб не было, — на километр сто первый
Выселить, выслать за двадцать четыре часа!»
Тот протокол заключался обидной тирадой, —
Кстати, навесили Правде чужие дела, —
Дескать, какая-то мразь называется Правдой,
Ну, а сама пропилась, проспалась догола.
Чистая Правда божилась, клялась и рыдала,
Долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах.
Грязная Ложь чистокровную лошадь украла
И ускакала на длинных и тонких ногах.
Некий чудак и поныне за Правду воюет —
Правда, в речах его правды — на ломаный грош:
«Чистая Правда со временем восторжествует,
Если проделает то же, что явная Ложь!»
Часто, разлив по сто семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.
Могут раздеть — это чистая правда, ребята, —
Глядь, а штаны твои носит коварная Ложь.
Глядь — на часы твои смотрит коварная Ложь.
Глядь — а конем твоим правит коварная Ложь.
Ученик: Из интервью В. Высоцкого: «Первые мои песни — это дань времени. Это были так
называемые дворовые, городские песни, еще их по- чему-то называют блатными. В каждой из
первых песен была одна, но пламенная страсть: в них — извечное стремление человека к
свободе, к любви, к моей женщине, к друзьям, к близким людям. Помните песню:
За меня невеста отрыдает честно,
За меня ребята отдадут долги.
Это — о друзьях, это мне очень близко: я и сам в то время точно так же к дружбе относился, да
и сейчас стараюсь. Я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них,
даже для ушедших и погибших».
Звучит песня «За меня невеста отрыдает честно...».
Ученик: Первая жена Высоцкого — Иза Жукова. Она училась в Школе-студии МХАТ, на два
курса старше Владимира. Когда Высоцкий еще учился, Иза уже работала в Киеве в театре имени
Леси Украинки. Два долгих года были врозь, хотя часто ездили друг к другу, почти каждый день
писали. Когда Иза Высоцкая приехала из Киева, привезла с собой посылочный ящик Володиных
писем. К сожалению, все письма пропали.
Свадьба была на Большом Каретном, в той самой коммунальной квартире, очень многолюдная,
очень веселая.
Ученик: Из воспоминаний Изы Константиновны:
«Тогда мы казались себе взрослыми, это было очень забавно. В сущности, мы были все-таки
еще дети. Мы очень весело и интересно ссорились, еще веселее мирились. Мне просто повезло: в
моей жизни было большое счастье. И не только в те годы, когда я была женой Володи, но и потом
— все наши отношения всегда были неожиданными, нам их дарила судьба. И когда мы расстались,
у меня было такое ощущение, что женщины должны быть с ним очень счастливы. Потому что у
него был такой дар — дарить! Из будней делать праздники».
Звучит песня «Лирическая».
Ученик: Ленинград. Съемки картины «713 просит посадку». Здесь произошло знакомство
Владимира Высоцкого с Людмилой Абрамовой, женой и матерью двух его сыновей: Аркадия и
Никиты.
Вот как об этом вспоминает Людмила Абрамова:
«Я увидела перед собой незнакомого выпившего человека — и пока я думала, как обойти его
стороной, — он попросил у меня денег. У Володи была ссадина на голове, и, несмотря на
холодный дождливый вечер, он был в расстегнутой рубашке с оторванными пуговицами. Я как-то
сразу поняла, что этому человеку надо помочь. Обошла нескольких знакомых, которые жили в
гостинице, ни у кого ничего не было.
И тогда я отдала Володе свой золотой с аметистом перстень — бабушкин, фамильный. Володя
отнес перстень в ресторан с условием, что утром он его выкупит. После этого он поднялся ко мне
в номер — там мы и познакомились. А познакомились. на том, что, войдя в номер, Володя
предложил мне стать его женой.
В 1962 году родился Аркадий, в 1964 — Никита. А расписались мы только в июле 1965 года. И
ему пришлось детей "усыновлять". Расстались через два года».
Ученик: День-деньской я с тобой, за тобой –
Будто только одна забота,
Будто выследил главное что-то —
То, что снимет тоску как рукой.
Это глупо — ведь кто я такой?!
Ждать меня — никакого резона.
Тебе нужен другой — и покой,
А со мной беспокойно, бессонно.
Сколько лет ходу нет — в чем секрет?!
Может, я невезучий — не знаю!
Как бродяга, гуляю по маю,
И прохода мне нет от примет.
Может быть, наложили запрет?
Я на каждом шагу спотыкаюсь:
Видно, сколько шагов — столько бед.
Вот узнаю, в чем дело — покаюсь.
Ученик: В это время у Высоцкого разрыв с Людмилой Абрамовой, безденежье. Цепь
бесконечных унижений ковалась год от года. Ему запрещали выступать на концертах, печатать
стихи, в фильмах его песни пели другие певцы.
В порыве отчаяния Высоцкий пишет письмо Л. И. Брежневу, в котором прямо ставит вопросы
о своем неопределенном положении художника-гражданина, о бездуховности современного
искусства. Но это был глас вопиющего в пустыне.
В этом случае Высоцкий лишь продолжил традицию советских деятелей культуры,
обращавшихся с подобными вопросами. Вспомним отчаянные письма М. Булгакова, Е. Замятина.
А счет этим письмам открыл в 1923 году Сергей Есенин: «Тошно мне, законному сыну российс-
кому, в своем государстве пасынком быть...»
Ученик: В ответ на запрещение авторских вечеров, отказы редакций печатать его стихи у
Высоцкого появились горькие строки:
Если трудно идешь — по колено в грязи,
Да по острым камням, босиком по воде
По студеной...
Пропыленный, обветренный, дымный, огнем
Опаленный –
Хоть какой, — доберись, добреди, доползи.
При жизни Высоцкого не было напечатано ни одно его стихотворение...
Ученик: Владимир Высоцкий полностью растворяется в своих песнях, в театре. А помог ему в
этом главный режиссер театра на Таганке Юрий Петрович Любимов. Он с уважением отнесся к
песням Владимира и предложил ему работать в спектаклях как автору текстов и музыки.
Так были созданы:
♦ «Добрый человек из Сезуана»;
♦ «Десять дней, которые потрясли мир»;
♦ «Что делать?»;
♦ «Пугачев»;
♦ «Жизнь Галилея»;
♦ «Гамлет».
Ученик: Из книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет»:
«На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан
цепями. Ощущение страшное. Сцена наклонена под углом к полу, и цепи, которые держат четыре
человека, не только сковывают пленника, но и не дают ему упасть.
Это шестьдесят седьмой год. Я приехала в Москву на фестиваль, и меня пригласили
посмотреть репетицию "Пугачева", пообещав, что я увижу одного из самых удивительных
исполнителей — некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием,
необыкновенным голосом актера. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно
растворяются в тени. Все, кто был в зале, аплодируют стоя.
На выходе один из моих друзей приглашает меня поужинать с актерами, исполнявшими главные
роли в спектакле. Мы встречаемся в ресторане. Он подходит, молча берет мою руку и долго не
отпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз.
Я знаю, что это — ты. Ты совершенно не похож на ревущего великана из спектакля, но в твоем
взгляде чувствуется столько силы, что я заново переживаю все то, что испытала в театре. А вокруг
уже возобновился разговор. Ты не ешь, не пьешь — ты смотришь на меня.
— Наконец-то я встретил Вас».
Ученик:
Наверно, я погиб: глаза закрою — вижу.
Наверно, я погиб: робею, а потом —
Куда мне до нее, она была в Париже,
И я вчера узнал — не только в нем одном!
Какие песни пел я ей про Север дальний!
Я думал: вот чуть-чуть — и будем мы на ты.
Но я напрасно пел о стороне нейтральной —
Ей глубоко плевать, какие там цветы.
Я спел тогда еще — я думал, это ближе —
«Про счетчик», «Про того, кто раньше с нею был»...
Но что ей до меня — она была в Париже,
Ей сам Марсель Марсо чевой-то говорил!
Я бросил свой завод — хоть, в общем, был не вправе, —
Засел за словари на совесть и на страх...
Но что ей от того — она уже в Варшаве,—
Мы снова говорим на разных языках...
Приедет — я скажу по-польски: «Прошу, пани,
Прими таким как есть, не буду больше петь...»
Но что ей до меня — она уже в Иране, —
Я понял: мне за ней, конечно, не успеть!
Она сегодня здесь, а завтра будет в Осле —
Да, я попал впросак, да, я попал в беду!..
Кто раньше с нею был, и тот, кто будет после, —
Пусть пробуют они — я лучше пережду!
Ученик: Из книги Марины Влади:
«Нам по тридцать лет, у нас большой опыт жизни — несколько жен и мужей, пятеро сыновей
на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлеты и падения, слава. А мы очарованы друг
другом, как дети, впервые узнающие любовь».
Звучит песня «Баллада о любви».
Ученик: Из книги Марины Влади:
«Мы счастливы. Власти пока что закрывают глаза на нашу идиллию.
Однажды вечером я жду тебя. Ужин остывает на кухонном столе. Я смотрела скучную
программу по телевизору и уснула. Среди ночи просыпаюсь от настойчивого звонка телефона: "Он
здесь, приезжайте, его надо забрать, приезжайте быстрее!"
Я с трудом разбираю адрес, мне страшно, хватаю такси, бегом поднимаюсь по едва
освещенной лестнице подъезда. Я вижу тебя. Ты лежишь на диване и жалко морщишься. Пол
уставлен бутылками и усеян окурками. Я беру тебя в охапку и ташу домой.
Это мое первое столкновение с тем, другим миром, впервые в жизни я увидела, как засасывает
людей омут мертвой пьянки. Ты очнулся больной, злой, но полный надежды.
Это продолжалось несколько часов, и ты остановился. Хватило одного моего присутствия. А
ведь никому до сих пор не удавалось остановить это безумие, в котором ты тонул. Отныне я —
порука твоей выдержке».
Звучит песня «Белое безмолвие».
Ученик: Из книги Марины Влади:
«Как только я возвращаюсь к себе в Мэзон-Лаффит, звонит телефон. Это ты. Ты провел эти
несколько часов на почте и, ожидая, пока тебя соединят с Парижем, написал стихотворение и
читаешь его мне. А тем временем заказанные минуты разговора истекают, и ты едва успеваешь
прокричать: "Возвращайся скорей!"»
Ученик: Нет рядом никого, как ни дыши.
Давай с тобой организуем встречу!
Марина, ты письмо мне напиши —
По телефону я тебе отвечу.
Пусть будет так, как года два назад,
Пусть встретимся надолго иль навечно,
Пусть наши встречи только наугад,
Хотя ведь ты работаешь, конечно.
Не видел я любой другой руки,
Которая бы так меня ласкала.
Вот по таким тоскуют моряки—
Сейчас моя душа затосковала.
Я песен петь не буду никому —
Пусть, может быть, ты этому не рада,
Я для тебя могу пойти в тюрьму —
Пусть это будет за тебя награда.
Не верь тому, что будут говорить,
Не верю я тому, что люди рады,
И как-нибудь мы будем вместе пить
Любовный вздор и трепетного яда.
Ученик: Десять лет у Марины и Владимира был ангел- хранитель — телефонистка Люся. Она
помогала общаться во время вынужденных разлук и непредсказуемых ссор.
Ученик: Из воспоминаний Марины Влади:
«Мы многим обязаны ей, потому что, живя в разлуке несколько месяцев в году, могли слышать
друг друга. Этой женщине, Люсе, удавалось соединить нас не только проводом, но часто прямым
вмешательством. Сколько раз, слыша, как я рычу от бешенства, она говорила мне: "Успокойтесь,
подумайте, это не так серьезно. Я вас вызову через час".
Сколько раз она прерывала твой нечленораздельный монолог, сказав только: "Я разъединяю.
Мы позвоним завтра, когда будем лучше себя чувствовать".
Сколько раз, когда я в отчаянии искала тебя в другом конце страны, мне удавалось связаться с
нашей доброй знакомой. Она успокаивала меня, и через несколько минут я знала, где ты
находишься, как тебя найти и привезти домой.
Я знала, что могу связаться с тобой из глубины Полинезии, из Нью-Йорка. Из Афин. Она была
той тонкой нитью, которая связывала нас с тобой и в горе, и в радости, до самого последнего
разговора.
Обладательницу нежного голоса я увидела лишь много лет спустя. Ее лицо, опухшее от слез,
когда ее участие уже не могло помочь нам отыскать друг друга».
Песня «07» — это песня о Люсе.
Звучит песня «07».
Ученик: Как пишутся песни? Бывает так: иногда просыпаешься от того, что в тебе звучат слова,
вскакиваешь и записываешь, боясь забыть.
А иногда закроешь глаза и попадаешь в свой мир — цветные картины с шумами, запахами,
множеством персонажей. Владимир Высоцкий называл их «снами наяву». Обычно они
предшествуют большому стихотворению. Так были написаны и «Кони привередливые», и
«Купола», и «Как по Волге-матушке».
Звучит песня «Как по Волге-матушке».
Ученик: Иногда стихи пишутся под сильным впечатлением от увиденного. Так, увидев по
телевизору документальный фильм об охоте на волков с вертолета, Владимир не мог прийти в
себя. Ему долго мерещились обезумевшие животные, которые стараются зарыться в снег,
поднимают искаженные отчаянием морды к ревущим машинам, откуда дождем льется смерть.
Так пишется песня «Охота на волков» — из-за текста которой на Таганке запретили спектакль
«Берегите ваши лица».
Ученик: Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня опять, как вчера:
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера!
Из-за елей хлопочут двустволки,
Там охотники прячутся в тень.
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.
Идет охота на волков, идет охота —
На серых хищников, матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука!
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.
Волк не может нарушить традиций:
Видно, в детстве — слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали: нельзя за флажки!
И вот — охота на волков, идет охота —
На серых хищников, матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Наши ноги и челюсти быстры,
Почему же, вожак, дай ответ
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем — через запрет?
Волк не может, не должен иначе,
Вот кончается время мое:
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружье.
I
Идет охота на волков, идет охота —
На серых хищников, матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Я из повиновения вышел —
За флажки, жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.
Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня — не так, как вчера:
Обложили меня, обложили —
Но остались ни с чем егеря!
Идет охота на волков, идет охота —
На серых хищников, матерых и щенков
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Ученик: И как продолжение, пишется «Охота с вертолета».
Ученик: Много песен Высоцкий посвятил теме войны. И всегда, в самые счастливые минуты,
он вспоминал о страшном времени, о войне, о тех, кому плохо.
Ученик: Из воспоминаний Марины Влади:
«В семьдесят третьем году мы едем в Западный Берлин. Всю дорогу ты сидишь мрачный и
напряженный. Мы идем по улице, и мне больно на тебя смотреть. Медленно, широко открыв глаза,
ты проходишь мимо этой выставки невиданных богатств — одежды, обуви, машин, пластинок —
и шепчешь:
- И все можно купить, стоит лишь войти в магазин.
В конце улицы мы останавливаемся у витрины продуктового магазина: полки ломятся от мяса,
колбасы, фруктов, консервов. Ты бледнеешь как полотно и вдруг сгибаешься пополам.
Когда мы возвращаемся в гостиницу, ты чуть не плачешь:
- Как же так? Они ведь проиграли войну, и у них все есть, а мы победили, и у нас нет ничего!
Эта первая, такая долгожданная встреча с Западом вызывает непредвиденную реакцию. Это не
счастье, а гнев, разочарование, осознание того, насколько хуже живут люди в твоей стране, чем в
Европе».
Ученик: В ту ночь Владимир не сомкнул глаз. Долго молчал, уставившись в потолок. Потом,
как в бреду, произносит Марине долгий монолог:
«Война: потерявшиеся дети, сироты, женщины, на которых легла вся тяжесть мужской работы.
Долгие месяцы ужаса и отчаянного мужества. Несколько миллионов калек с изувеченными
телами и душами.
Мужчина тридцати пяти лет потерял обе руки и обе ноги. Таких называют «самовар». Его
поднимают, переодевают, моют, кормят. Его укладывают в кровать, похожую на коробку, а он не
спит.
Его жена, которой принесли с войны этот мешок страданий, выходила его. Ей сообщили, что ее
беспомощный муж проживет еще сто лет. Он здоров, сердце, освобожденное от обязанности
подводить кровь к рукам и ногам, будет биться еще очень долго. Она любит его, хочет, чтобы он
жил, даже такой ценой. Поначалу он отказывается говорить. Но вдруг однажды вечером он на-
чинает задавать вопросы о доме, о жизни в квартале. Женщина счастлива, она взахлеб
рассказывает о наполовину придуманных событиях.
Жизнь продолжается. Мужчина говорит, что хочет посмотреть, как люди живут, только из
своей коробки ничего не видно.
Женщина подтаскивает его к окну. Так он может смотреть на солнце, цветущие деревья. Это
весна. Соседи привыкают видеть за окном лицо мужчины. Становится теплее, можно открывать
окна. Сильная женщина заботливо усаживает беспомощного мужчину у окна, а сама уходит на
работу.
Мужчина наклоняется, цепляется зубами за занавеску в цветочек, нечеловеческим усилием
вынимает себя из стула, раскачивается, переваливается через подоконник, и, разжав зубы, навсегда
освобождается от обязанности жить...»
Звучит песня «Кто сказал: "Все сгорело дотла"?».
Ученик: Высоцкий пишет песни о горах и исполняет их в фильме «Вертикаль».
Однажды он присутствовал при гибели известного альпиниста Живлюка в группе ЦСКА. Они
шли на штурм пика Вольная Испания, и их побило камнями. В альпинизме не должно быть
соревнований. Группа хотела «взять» вершину первой. Они трое суток находились на узком
карнизике. «Ребята ведут себя там удивительно, как в бою, и обстановка приближена к боевой».
Ученик: Владимир Высоцкий: «Дело в том, что там не только красиво и чистый воздух. Там
замечательный народ. Там есть возможность понять, что ты за человек, понять лучше людей,
которые с тобой. Проверить себя — можно с тобой пойти в разведку или нет. Ведь есть ты, есть
люди, которые идут с тобой в связке. И есть случай — его величество Случай».
Под впечатлением написана песня «Здесь вам не равнина...». Давайте послушаем.
Звучит песня «Здесь вам не равнина...».
Ученик: Прошел год. Высоцкий снова приехал в горы и увидел, что слова этой песни высечены
на могиле трех погибших ребят. Позже он пишет песню «К вершине», посвященную погибшему в
Альпах альпинисту Михаилу Хергиани, которого английская королева называла «Тигр скал».
Ученик: Ну вот, исчезла дрожь в руках,
Теперь — наверх!
Ну вот, сорвался в пропасть страх
Навек, навек.
Для остановки нет причин —
Иду, скользя...
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя!
Среди нехоженых путей
Один путь — мой!
Среди невзятых рубежей
Один — за мной!
А имена тех, кто здесь лег,
Снега таят...
Среди непройденных дорог
Одна — моя!
Здесь голубым сияньем льдов
Весь склон облит,
И тайну чьих-нибудь следов
Гранит хранит...
И я гляжу в свою мечту
Поверх голов,
И свято верю в чистоту
Снегов и слов.
И пусть пройдет немалый срок —
Мне не забыть,
Что здесь сомнения я смог
В себе убить.
В тот день шептала мне вода:
Удач — всегда!
А день, какой был день тогда?
Ах да, среда!..
Ученик: Владимир Высоцкий снялся в тридцати художественных и телевизионных фильмах, в
двенадцати исполнял главные роли, для пятнадцати написал песни.
Ученик: В 1987 году Владимиру Высоцкому присудили Государственную премию
за создание образа Глеба Жеглова и авторское исполнение песен (посмертно).
Ученик: Владимир Высоцкий работал в Театре имени Пушкина, Театре миниатюр. С 1964 года
— в Театре на Таганке, где сыграл более двадцати ролей.
Ученик: К ролям в театре Высоцкий относился трепетно. Особенно подробно хотелось бы
рассказать о последней роли в Театре на Таганке.
Владимир Высоцкий мечтал сыграть Гамлета. Роль начинали репетировать трое: Золотухин,
Филатов и Высоцкий. Но после первых репетиций стало ясно, что у Высоцкого свое видение этой
роли.
Ученик: Из интервью Леонида Филатова:
«Однажды Володя выходит со сцены, весь в поту, и я ему говорю: "Володя, еще только первый
акт. Ты подумай, ты сейчас так расходуешь себя, как же ты будешь играть дальше? Нельзя же
так...".
Он повернулся, внимательно посмотрел — очень жестко, такой уставший, мокрый. И сказал
мне фразу: "Не будь дураком", не объясняя ничего».
Ученик: Высоцкий всегда играл «Гамлета» как в последний раз. Играл в любом состоянии
здоровья. На последних спектаклях за кулисами дежурили врачи.
Ученик: Что-то мистическое чувствуется в судьбе Владимира Высоцкого... Его измотанное
сердце перестает биться. В первый раз — 25 июля 1979 года, на концерте в Бухаре. Он падает на
сцене. Клиническая смерть. Прямой укол в сердце возвращает Высоцкого к жизни.
Год спустя — день в день — 25 июля 1980 года в 4 часа 10 минут утра встреча со смертью
состоялась.
27 июля Высоцкий должен был играть «Гамлета». Спектакль был отменен. За пропавшие
билеты деньги возвращать не пришлось: каждый сохранил свой как священную реликвию.
Больше на сцене театра на Таганке этот спектакль не шел никогда.
Ученик: За две недели до смерти Владимир Высоцкий посвящает Марине Влади стихи. Это его
последние строки:
И снизу лед, и сверху — маюсь между:
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там — за дело в ожиданьи виз.
Лед надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека — сорок с лишним.
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед Ним.
'Ученик: 28 июля 1980 года. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни
радио, ни телевидение ничего не сообщили. Только четыре строчки в «Вечерке» отметили уход...
И все же на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек.
Это был первый народный митинг, хоть и молчащий. Это была многокилометровая очередь,
которая стояла ночь, оберегая поминальные свечи, стояла день, оберегая от палящего солнца
цветы.
Ученик: Жарким июлем его хоронила Москва, из распахнутых окон на всю катушку гремели
его песни. Эти строчки каждый знал наизусть. И ни одна из них, ни одна не была напечатана.
Директор Ваганьковского кладбища добился лучшего места для могилы В. Высоцкого. Он тут
же был уволен.
Ученик: Марина Влади, войдя в кабинет Высоцкого, ужаснулась. Все было перерыто. Но
рукописи не пропали. Сотни листочков она уложила в чемодан и спрятала у друзей.
Через год, в 1981 году, с помощью Иосифа Кобзона издана первая книга спасенных стихов
Владимира Высоцкого под названием «Нерв». Составителем был Роберт Рождественский.
Ученик: И в завершение нашего поэтического вечера давайте послушаем песню учителя
Высоцкого Булата Окуджавы.
Ученик:
О Володе Высоцком я песню придумать решил:
Вот еще одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил...
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука и мотив со стихом не сходился...
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Черный аист московский на черную землю спустился.
2 вариант заключения. Учитель:
В заключение хотелось бы привести слова Булата Окуджавы: «Высоцкий был поэт-со
своей темой, своим голосом. В нем много было... от природы, от Бога, это разрывало его.
Страдание было главным в его творчестве, страдание и способ его выражения... Он был очень
одаренный человек».
«Ни единою буквой не лгу...». Многие ли посмеют, точнее, многие ли имеют право
подписаться под этими словами?
Литература - еще материалы к урокам:
- Карточки "Достоевский" 10 класс
- Проверочные работы "Литература" для 1 курса СПО
- Технологическая карта урока "Романтизм как литературное направление в России в 19 веке"
- Литературная гостиная "Вспоминая Пушкина"
- Урок внеклассного чтения Книги о подвигах. А. Твардовский "Рассказ танкиста"
- Урок литературы "Философский мир А. Платонова" 11 класс