Анализ стихотворения А.К. Толстого "Благовест"

Урок литературы 6 - 9 класс.
Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1466 имени Надежды Рушевой
Бимаева Ирина Александровна.
Анализ стихотворения А.К.Толстого «Благовест».
Цель:
через работу с лирическим текстом, морфологическими средствами выразительности речи
(существительными, прилагательными, глаголами…), синтаксическими средствами выра-
зительности речи выйти на загадки мастерства А.К.Толстого;
углубить знания учащихся о звукописи (роли ассонанса в мелодике стихотворения);
развивать умения анализа лирического текста, интерес к поэзии.
На изучение творчества Алексея Константиновича Толстого, одного из замечательнейших
поэтов ХIХ века, лирику которого отличает тонкий психологизм и глубина повествования,
в школе отводится недостаточное количество часов. Поэтому данный урок можно провес-
ти за счет урока русского языка, как урок развития речи - урок анализа текста художест-
венного произведения. Стихотворения поэта ребятам нравятся, волнуют и завораживают.
Анализ лирического текста поможет им разобраться, в чем заключается притягательность
поэзии А.К. Толстого, познакомиться с его произведениями поближе, вдуматься в строки
стихотворений, слова, их необыкновенное звучание, заглянуть в тайны «мастерской»,
понять, чем лирика поэта так трогает нас.
Для работы выбираем стихотворение «Благовест», входящее в перечень обязательных
произведений по литературе.
Ход урока.
«Благовест» - непривычное, красивое слово, само по себе уже загадочное. Для уточнения
лексического значения обращаемся к словарю, из которого узнаем, что «благовест лагая
весть) - церковный звон одним большим колоколом», [1] представляет долгие, спокойные
удары перед началом службы. Звучит, как правило, в качестве вступления к последующему
звону»[2] .
Стихотворение никого не оставляет равнодушным, завораживает и зачаровывает. Чем
внимательнее вчитываешься и вслушиваешься в него, тем больше открываешь для себя
красоту образов и звуков. Действительно, звуков. Удивительно, но за словами «Благовес-
та», образами, которые рождают эти слова, слышится настоящий колокольный звон. Сти-
хотворение хочется читать медленно, протяжно, даже петь.
Ставим перед собой задачи: В чем заключается секрет автора? Как ему удалось сделать
так, что слова передают звуки? А именно, звучание колокола, которое слышится при
чтении?
«Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами...»
Понаблюдаем за предметным рядом стихотворения: дубрава - храм - колокола.
Автор описывает свой особый мир, уединенный от забот и суеты.
Толстой был человеком верующим. В сложные минуты жизни он обращался к Богу, ища
у него поддержки. Зеленая молодая дубрава, белый, высокий храм, видный отовсюду,
блеск крестов на пяти его куполах. Такой видится первая строфа. Лирический герой
сразу же попадает в обстановку гармонии природы и умиротворения, чему способствуют
данные существительные.
Во 2 строфе предметный ряд не такой торжественный и радостный: звон - могилы.
«Их звон призывный Через могилы Гудит так дивно И так уныло!»
Автор использует эпитеты: «призывный», «дивно», «уныло». «Дивно» и «уныло» - это
контекстные антонимы: «дивно» – прекрасно, чудно. «Уныло» - печально, грустно.
Если первая строфа легкая, красивая, светлая, то здесь, во второй, появляется какое-то
беспокойство, тревога. «Дивно» - хорошо, «уныло» - тоскливо, плохо.
Могилы напоминают о том, что человек не вечен. И звон, может быть, не совсем радост-
ный, а в какой-то степени даже печальный. У автора «гудит уныло», но удивительно-«див-
но». Прекрасная печаль, чудная грусть.
В первом стихе второй строфы находим инверсию: «звон призывный». Призывный - зову-
щий. Зовущий в храм? Или выше?
«К себе он тянет Неодолимо, Зовет и манит Он в край родимый…»
В 3 строфе только одно существительное, здесь автору важны глаголы: «тянет», «зовет»,
«манит». Кажется, что они близки по значению какой-то степени их можно было бы на-
звать синонимами), но это не совсем так.
Тянуть - влечь, привлекать. Звать - просить прийти. Манить - подзывать, делая какие-либо
знаки.
Глаголы усиливают действие, достаточно настойчиво добиваясь принятия какого-то реше-
ния, по всей вероятности, важного для лирического героя, возможно, еще не совсем
готового к этому. Наречие «неодолимо», являющееся эпитетом, способствует этому.
Существительное, хотя и одно, выполняет важную задачу, связывая третью и четвертую
строфу, повторяясь в ней: «Край родимый» - «край благодатный». А.К. Толстой использует
инверсию, которая, останавливая наше внимание на прилагательных «родимый» и
«благодатный», помогает почувствовать любовь автора к родным местам.
«Благодатный» - несущий, дающий благо, добро, счастье, исполненный божественной бла-
годати. Слово «благодать» - церковное, им обозначаются Дары Духа Святого, значит, бла-
годатный - исполненный воли и силы, полученных свыше…
В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие,
укрепляет его дух и веру.
Кажется, что лирический герой находится в гармонии с собой, с окружающим миром, но
это не так.
«В край благодатный, Забытый мною, - И, непонятной Томим тоскою…»
«Забытый мною» - инверсия, помогающая понять, почему на душе у автора нет спокойст-
вия. Родной край им забыт или далеко от него, и поэт, кажется, испытывает от этого стра-
дание.
А может быть, храм является для автора родным домом, и только в нем он чувствует себя
защищенным?
Читаем пятую строфу:
«Молюсь, и каюсь я, И плачу снова, И отрекаюсь я От дела злого».
Возможно, лирический герой нарушил какую-то заповедь, совершил грех, и это мучитель-
но для него. Нас убеждает в этом целый ряд глаголов: «томим тоскою», «молюсь», «ка-
юсь», «плачу», «отрекаюсь». А повтор местоимения «я» говорит о том, что грех осознан,
выстрадан именно им.
От «дела злого» - еще одна инверсия. Мы видим раскаяние героя и облегчение его души
от этого.
«Далеко странствуя Мечтой чудесною, Через пространства я Лечу небесные».
В шестой строфе автор рассказывает о том, что он, странствуя в мечтах, летит через прост-
ранства. «Мечта чудесная», «пространства небесные» - инверсия. И существительные, и
прилагательные создают ощущение простора, свободы, полета.
«И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает». Там, далеко, ли-
рический герой счастлив. Там ему радостно и хорошо.
Вместе с ним и мы испытываем чувство умиротворения, душевного спокойствия и счас-
тья.
«Сердце дрожит и тает», но радость лирического героя недолговечна, она длится всего
несколько мгновений и заканчивается, когда перестает звонить колокол: «пока звон бла-
гостный не замирает». Мечта не вечна. Реальность происходящего, заботы возвращают
лирического героя в суетный мир. Там, в небе, все спокойно, понятно, благостно. Здесь, на
земле, человек мечется, ошибается, страдает.
Кажется, что колокол способен изменить душу человека в лучшую сторону, заставляя
задуматься над смыслом жизни, потому, что обладает, как считает православная церковь,
особенной чудесной силой, очищающей душу человека от страданий и искушений.
Немного о колокольном звоне. Русский колокольный звон уникален: в основе его лежат
ритм, темп и тембр. По мнению В.Н.Ильина: "Мелодия в собственном смысле слова
отступает на задний план или же совершенно исчезает" [3]. Отсюда главное достоинство
колокола - его благозвучие. "Звонящей молитвой" называл русские колокола американец
Эдвард Вильямс, покоренный звучанием колокола [4]. «Серебряные голоса колоколов не
стареют с годами. К их голосу прислушивается народ, каждое их слово, открытое, громкое
слышно всем, каждая их речь понятна людям. Неизменная народная любовь сопровождает
всю их жизнь» [5].
Стихотворение завораживает образами, красотой слов, звучанием. Этому способствует и
размер, которым оно написано. Двухстопный ямб помогает автору воспроизвести, а нам
почувствовать, звон колокола, зовущего в храм.
Неудивительно, что ритм стихотворения напоминает колокольный звон. А фонетика по-
могает понять переживания автора и услышать колокол в чередовании и повторении зву-
ков. А.К. Толстой обладает «душевным слухом» и «душевным зрением»: он видит «неви-
димые формы» и слышит «неслышимые звуки». Подтверждение этому мы находим в его
стихотворении «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!»:
Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова, и света,
Но передаст их лишь тот,
Кто умеет и видеть, и слышать.
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.
Говорим о звукописи. «Звукопись - фонетическое речевое средство, придающее произве-
дению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различ-
ных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он
помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может
передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома» [6], у Толстого – звучание колокола.
«Обычно в стихотворении повторяются несколько звуков. И чем их больше, чем яснее они
слышатся, тем музыкальнее, красивее текст. У А.К. Толстого текст «звучит», «поет» коло-
колами» [7]. Нужно только прислушаться и последовать совету поэта:
Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье,
И как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки
Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины,
Стройные слов сочетанья в ясном сплетутся значеньи…
Последуем совету мастера, понаблюдаем за гласными, чтоб «созидая потом, мимолетное
помнить виденье».
Обратимся к гласным в «Благовесте»:
Общее количество гласных (147), звуки а и и заметно преобладают (61 - а, 43- и. Вместе
104). Именно они, долгие и протяжные, помогают, как нам кажется, воспроизвести коло-
кольный звон.
Находим в словаре значение ассонанса: «…повторение гласного, стоящего под ударени-
ем, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью
сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание - более мело-
дичным» [8] .
Таким образом, мы воспринимаем звучание колокола и словами, и звуками, слышим его
музыку. А «музыка, - по словам И. С. Тургенева, - это разум, воплощенный в прекрасных
звуках». [9] Разум ее автора, творца, Алексея Константиновича Толстого.
На первый взгляд все просто, но за этой кажущейся нам простотой - целый мир сложных
человеческих чувств, переживаемых лирическим героем, своеобразный монолог, разговор
с самим собой, поиски истины и желание разобраться в волнующих тебя вопросах. И по-
нимаешь, что за всем этим - сам Алексей Константинович Толстой, человек с большой
душой, чутким сердцем, со своими радостями и печалями. Читаешь его стихи и радуешь-
ся, вместе с ним постигаешь мир, веришь в добро и красоту.
Без сомнения, автор - настоящий художник, волшебник слова, видящий его, чувствую-
щий, передающий свое понимание мира нам, читателям.
Список литературы.
[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд.6-е, стереотипное. Издательство «Советская
энциклопедия», Москва, 1964.
[2] Толковый словарь русского языка: В 4 т. Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова.- М.: ТЕРРА -
Книжный клуб, 2007.
[3] Ильин В. Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона //
Путь. - 1931. - № 26. - С. 114-118.
[4] http://www.decorbells.ru/bell_zvon.htm
[5] Статья о религии и культуре. Голос колокола в судьбе народа и в музыке отечествен-
ных композиторов. Л. В. Чернова и М. Е. Сорокина. Екатеринбург, 2012 год.
[6] Музыкальный энциклопедический словарь. Под ред. Г.В.Келдыша. – М.: Советская
энциклопедия, 1990.
[7] http://fb.ru/article/240393/chto-takoe-zvukopis-primeryi-zvukopis-v-literature
[8] Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.
[9] Толстой А. К. Собрание сочинений в 4 т. М.: Правда, 1980.