Конспект урока "Анализ 2 действия комедии Грибоедова «Горе от ума»"

Тема : Анализ 2 действия комедии Грибоедова «Горе от ума».
Цели урока: проанализировать II действие комедии; определить завязку конфликта;
формировать умение анализировать монолог; воспитывать человеколюбие,
принципиальность, требовательность к себе.
Ход урока.
I. Повторение. Проверка домашнего задания.
С каких событий начинается комедия?
Как ведут себя герои до появления Чацкого?
(Все лгут, пытаясь что-либо скрыть.)
Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?
(Экспозиция — события, происходящие в произведении до завязки действия.)
Как вы думаете, почему у А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» такая
большая экспозиция, практически все 1-е действие?
(Писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности
взаимоотношений в семье.)
Каковы эти взаимоотношения?
II. Анализ конфликта и основных этапов развития действия в комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Что такое конфликт в драматическом произведении?
(Конфликт — столкновение противоречий, движущая сила действия в произведении.)
Каким был конфликт в традиционной драме классицизма?
(Любовный конфликт.),
Есть ли любовный конфликт в комедии А. С. Грибоедова «Горе от
ума»? (Да.)
Кто является основными действующими лицами в любовном конфликте комедии?
(Софья, Молчалин, Чацкий.)
Определите, когда завязывается любовный конфликт?
(Завязка конфликта: слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не
человек— змея»)
Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Почему?
(Любовный конфликт в «Горе от ума» не является основным, так как цель написания
комедии, которую поставил перед собой А.С.Грибоедов, не просто показать характер
любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы,
показать наметившиеся противоречия в обществе.)
Какой конфликт в комедии «Горе от ума» является основным? Как это соотносится
с произведением реализма?
(Основным в «Горе от ума» является социально-политический конфликт как
отражение всех противоречий того времени.)
Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий
и представители «фамусовского общества».)
Во втором действии нам необходимо понять, почему Чацкий вступает в спор с
Фамусовым, почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы,
которое произойдет в следующем действии.
Второе действие насыщено монологами. Это понятно: перед столкновением стороны
излагают свою программу.
Действие начинается монологом Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой...»
(читаем).
Явление 1
Ф а м у с о в , С л у г а .
Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь:
Читай не так, как пономарь;
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Постой же. — На листе черкни на записном,
Противу будущей недели:
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй, ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Отметь-ка, в тот же день... Нет, нет.
В четверг я зван на погребенье.
Ох, род людской! пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
Но память по себе намерен кто оставить
Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему!
Что за тузы в Москве живут и умирают!
Пиши в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить.
Чем раздражен Фамусов в начале монолога и почему он успокаивается к концу
его?
(Разумеется, его волнует не разодранный локоть слуги и не манера его чтения.
Приезд Чацкого Фамусова встревожил.)
Почему Фамусова так взволновал приезд Чацкого?
(От «сорванца» жди только неприятностей, нарушений порядка.)
Как и почему меняется настроение Фамусова, усевшегося за календарь?
(Фамусов хочет восстановить порядок, усевшись за календарь. Это для него —
священнодействие. Принявшись за перечисление предстоящих дел, он приходит в
самое благодушное настроение.)
Чем же заполнен день в Фамусова?
(Предстоит обед с форелями, погребенье богатого и почтенного Кузьмы Петровича
(превознося его, Фамусов ничуть не скорбит о его смерти, и это делает его
одушевление комическим), крестины у докторши. Вот основы его жизни —
рожденье, еда, смерть. Фамусов так ободрён этими прочными и понятными ему
опорами существования, что встречает Чацкого даже любезно.)
Просмотр фрагмента из спектакля.
Чувствует ли Чацкий отношение Фамусова?
(Чацкий проницателен, от него не укрывается внутреннее беспокойство Фамусова,
спрятанное за благодушным гостеприимством)
Понимает ли Чацкий причину беспокойства Фамусова?
Почему Фамусова, почувствовавшего, что Чацкий хочет посвататься, так это
беспокоит? Какое условие он выдвигает.
(Поняв, что Чацкий готов посвататься, Фамусов выдвигает условия: Чацкий должен
служить, а главное перестать быть «гордецом».)
Почему Чацкий отказывается служить?
(«Служить бы рад — прислуживаться тошно»)
Далее следуют два очень важных монолога Фамусова и Чацкого.
В чем суть конфликта, наметившегося в начале второго действия? Выявите
позиции спорящих.
Чтение монологов и их обсуждение.
Монолог Фамусова.
Фамусов
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд...
Раскланяйся тупеем не кивнут.
Вельможа в случае тем паче,
Не как другой, и пил и ел иначе.
А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкий;
Был высочайшею пожалован улыбкой;
Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдруго́рядь уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по вашему? по нашему смышлен.
Упал он больно, встал здорово.
Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович! Кто пред всеми знал
почет?
Максим Петрович! Шутка!
В чины выводит кто и пенсии дает?
Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, ну-тка!
Каково мировоззрение Фамусова?
(В качестве достойного образца для подражания появляется Максим Петрович,
карьерист, лицемер, низкопоклонник, готовый унижаться ради собственной
выгоды.)
Каковы истинные ценности, по мнению Фамусова?
(Для Фамусова ценны размеренность и налаженность московского быта, прочность
традиций, патриархальный уклад.)
Приемлет ли взгляды на жизнь Фамусова Чацкий?
(Любя Софью, он вынужден вступить в общение с Фамусовым, а, заговаривая с ним,
не может не отстаивать свои позиции, не отталкиваться от той морали, которую ему
навязывают. Так появляется монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть...». Это не
упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фамусова, это вынужденная и
страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не
может.)
Чтение монолога «И точно, начал свет глупеть...».
Чацкий
И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом;
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть как кружево плели.
Прямой был век покорности и страха,
Всё под личиною усердия к царю.
Я не об дядюшке об вашем говорю;
Его не возмутим мы праха:
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?
А сверстничек, а старичок
Иной, глядя на тот скачок,
И разрушаясь в ветхой коже,
Чай приговаривал: ах! если бы мне тоже!
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.
- Что сравнивает Чацкий? (век нынешний и век минувший)
Каковы же взгляды Чацкого? (Он не приемлет мир косных, консервативных
правил, привычек, ему ненавистны пустота, суетливость московской жизни,
отсутствие творческой свободной мысли, жестокость крепостников. Ему противны
раболепство и низкопоклонство, лицемерие и чинопочитание.)
Перед нами завязка другого конфликта (о завязке любовного конфликта мы
говорили ранее). В чем суть его?
(Обозначим первоначальный конфликт между Фамусовым и Чацким как конфликт
поколений. Молодое поколение, чтобы достичь чего-то в жизни, должно
ориентироваться на идеалы отцов — такова позиция Фамусова; дядя Максим
Петрович — образец для подражания.
Проповедь нового образа жизни в речах Чацкого, отказ от идеалов московского
барства.)
Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в высказываниях Фамусова?
Как меняются поведение и интонация речи героев в ходе словесного
поединка?
Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой?
(Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).
Во втором действии завязавшийся общественно-политический конфликт только
углубляется? Покажите это на примерах из текста.
Важный момент — появление Скалозуба.
Кто такой Скалозуб? Каковы его взгляды на жизнь? Чья жизненная позиция
ему ближе? Докажите свою точку зрения.
(Скалозуб немногим старше Чацкого, но так ли велико его отличие от «века
минувшего»? Он настолько ничтожен, что не в состоянии понять, на чьей он
стороне в споре Фамусова и Чацкого.)
Найдите в тексте реплики Скалозуба, которые помогают нам понять, что это
за человек.
(«Мне только бы досталось в генералы…». О Москве: «дистанции огромного
размера». «Довольно счастлив я в товарищах моих…»)
Что вызвало монолог Чацкого «А судьи кто?..»?
(Слыша, что его «жалеют», Чацкий не может удержаться от негодования.
Монолог «А судьи кто?..» рождён протестом Чацкого: его отдают на суд
Скалозуба!)
Чтение монолога «А судьи кто?..»
Ч а ц к и й
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
К искусствам творческим, высоким и
прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!
Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях — к мундиру та же
страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали,
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
Как произносит этот монолог Чацкий?
(Сдержанность оставляет героя, он распаляется всё больше и больше. Пылкость
его не убита до конца презрением. Чацкий не понимает, что его речи в ответ
вызывают лишь раздражение и испуг.)
Каковы политические взгляды Чацкого? Что не приемлет он в современном
ему обществе?
(Косность, равнодушие, подлость, крепостничество.)
СЛАЙД «Общественный конфликт»
Говоря о социально-политическом конфликте, мы совершенно забыли о
любовном конфликте. Развивается ли он?
(Да. У Чацкого возникают подозрения, не является ли Скалозуб его счастливым
соперником. Падение Молчалина и обморок Софьи как будто бы окончательно
должны были убедить Чацкого в её привязанности к сопернику. Чацкий
забывает о Молчалине — он занят лишь заботами о Софье.)
Как вам кажется, почему такой умный молодой человек не понимает до
конца происходящего?
(Он влюблён. Сосредоточенность чувства, волнение не позволяют ему верно
воспринять происходящее, хотя он старается всё подметить. Несмотря на то что
Софья смеётся над участливостью Чацкого, прямо говорит ему: «На что Вы
мне?», он уходит омрачённым, печальным, но не прозревшим всё ещё.)
Подведение итогов.
Как и почему изменяется настроение Чацкого от начала к концу второго
действия?
Домашнее задание.
1. Прочитать III действие комедии «Горе от ума»
2. Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о
сумасшествии Чацкого? (письменно)
3. Учить «А судьи кто?...» (монолог Чацкого) через урок