Вариант № 7 по Астафьеву. Лина уже полмесяца жила в Москве. Настоящее искусство
Вариант № 7 по Астафьеву. Лина уже полмесяца жила в Москве.
Настоящее искусство
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14.
(1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные
события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили
мрачными тонами всё её существование.
(3)Забыться было невозможно.
(4)Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была
жизненная драма. (5)Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть.
(6)В эти понятия, между этими полюсами в два коротких слова вмещалось
всё.
(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось что-то
грустное.
(8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко
было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что
они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок
булки. (10)Жалко сонных, полуоблезлых хищников: они были совсем-совсем
нестрашны – эти засаженные в клетку клыкастые звери.
(11)Она ушла из зоопарка, побродила по улицам, села на скамейку
отдохнуть и стала оглядываться.
(12)Глобус. (13)Синий глобус, в жёлтом блестящем обруче, карты неба,
трассы спутников. (14)Лина догадалась: она попала в ограду Планетария.
15)«Планетарий так Планетарий, всё равно», – подумала она и пошла
вовнутрь здания, купила билет. (16)Экскурсоводы рассказывали о
метеоритах, о смене дня и ночи, времён года на Земле, ребятишки глазели на
макеты спутников и на ракету. (17)Вдоль карнизов тянулись изображения
звёзд. (18)Лина пошла наверх и очутилась в куполе Планетария.
(19)Доедая мороженое и потихоньку бросая бумажки под сиденья, люди
ждали лекции.
(20)Погас свет, и зазвучал голос лектора. (21)Он рассказывал о Вселенной.
(22)На небе Планетария появились кинокадры: представление древних
людей о строении мира, портреты Галилея, Джордано Бруно.
(23)А по небу Планетария летело небесное светило – солнце. (24)Солнце,
дающее всему жизнь. (25)Оно проходило по игрушечному небу, над
игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным.
26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая,
ширясь и крепчая, полилась музыка.
(27)Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка
Чайковского, и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу,
подстерегающую их. (29)Нет, не для умирающих лебедей была написана эта
музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-
то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может,
дольше, чем звёздный свет.
(31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые.
(32)Музыка набирала силу, музыка ширилась и взлетала к небу всё выше,
выше. (33)Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой
привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле.
(34)Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой
звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
(35)Лине хотелось вскочить и крикнуть:
– (36)Люди, звёзды, небо, я люблю вас!
(37)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь,
повторяя заклинание:
– (38)Жить! (39)Жить!
(По В. П. Астафьеву)*
* Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский советский писатель,
автор широко известных романов, повестей, рассказов.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая
для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лину потрясла музыка
Чайковского?»
1) Потому что музыка была очень громкой, она «грянула на весь
необъятный поднебесный мир».
2) Потому что силой музыки композитор «славил вечную жизнь и всё
живое на земле».
3) Потому что Лина слышала эту музыку первый раз.
4) Потому что Лине показалось, что эту музыку мог написать лектор
Планетария.
Ответ: ___________________________.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи
является сравнение?
1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались
постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её
существование.
2) Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете
была жизненная драма.
3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в
глубинах мироздания.
4) Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой
звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
Ответ: ___________________________.
4. Из предложений 33–36 выпишите слово, в котором
правописание приставки зависит от глухости– звонкости последующего
согласного.
Ответ: ___________________________.
5. Из предложений 4–10 выпишите слово, в котором
правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном
причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
Ответ: ___________________________.
6. Замените разговорное слово «(на) потеху» в предложении 9
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
7. Замените словосочетание «звёздный свет», построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Ответ: ___________________________.
9. Среди предложений 29–33 найдите предложение с обособленными
определениями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые
при вводном слове.
Нет,
(1)
не для умирающих лебедей была написана эта музыка. Музыка
звёзд,
(2)
музыка вечной жизни,
(3)
она,
(4)
как свет,
(5)
возникла где-то в
глубинах мироздания и летела сюда,
(6)
к Лине,
(7)
долго-долго
летела,
(8)
может,
(9)
дольше,
(10)
чем звёздный свет.
Ответ: ___________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ
запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую
между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
И вдруг купол над ней зацвёл звёздами,
(1)
и откуда-то с
высот,
(2)
нарастая,
(3)
ширясь и крепчая,
(4)
полилась музыка.
Лина слышала эту музыку не раз. Она даже знала,
(5)
что это музыка
Чайковского,
(6)
и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную
силу,
(7)
подстерегающую их.
Ответ: ___________________________.
13. Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение
с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ___________________________.
14. Среди предложений 16–20 найдите сложное предложение с бессоюзной
связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием
сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Двоеточие – сигнал
разъяснения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из
прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
Н.С. Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете
смысл фрагмента текста:«Рождённый под этими звёздами человек посылал
небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста,
подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ
ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое
настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента,
подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из
прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
2. 2
3. 3
4. разлилась
5. разделён
6. забава, развлечение
7 . свет звёзд
8. мир разделён
9. 31
10. 8,9
11. 2
12. 1
13. 9
14. 16
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Сергей Есенин и его творчество" 7 класс
- Тест по творчеству А.П. Платонова
- Определения понятия "Настоящее искусство, примеры из жизни и литературы"
- Вариант № 5 по М.Л. Москвиной. Для меня музыка - это всё…
- Вариант № 4 по Домбровскому. Жил в городе Верном художник… Настоящее искусство
- Конспект урока "«Два пленника. Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» - Жилина и Костылина»" 5 класс