Конспект урока "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" 6 класс
Предмет: литература
Класс: 6 Дата:
Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…» , «Посмотри какая
мгла…», Е.А.Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…», А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»)
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.
Задачи:
обучающие: расширение знаний о пейзажной лирике , о русских поэтах XIX века; обучение выразительному чтению, анализу лирического
произведения;
развивающие: развитие логического мышления, памяти ,внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
воспитательные: воспитание нравственно-этических представлений.
Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник, тетрадь, презентация.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное
произведение.
Познавательные УУД (П.): поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме,
свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, систематизации.
Личностные УУД (Л.): самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к
самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее
неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД (Р.): целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение
полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обуч-ся
Формируемые УУД
Мотивационный этап
(1-2 мин.)
Приветствует. Мотивирует к обучению.
- Организует работу с эпиграфом (слайд
1):
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
Слушают учителя.
Формулируют цели обучения.
К.: формирование атмосферы
исследования, сотворчества.
Р.: готовность к самообразованию.
П.: формулирование проблемы;
выделение и формулирование цели урока.
Л.: проявление интереса к учению;
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев.
- Прочитайте слова Ф.Тютчева. О чем они?
- Согласны ли вы с таким пониманием
природы?
соблюдение моральных норм в
отношении присутствующих на уроке;
становление смыслообразующих
функций.
Целеполагание (2
мин.)
Организует беседу по постановке целей
урока
- Опираясь на тему урока и эпиграф к нему,
определите цели нашей работы.
Участвуют в полилоге,
выполняют задания.
К.: представление конкретного
содержания; речевое сообщение.
Р.: определение учебной цели; ее
формулирование и удержание.
П.: формирование предметных понятий,
систематизация знаний.
Актуализация знаний
(5 мин.)
Помогает в формулирование целей обучения.
1)Организует беседу:
- Что такое пейзаж?
- Как можно создать пейзажную зарисовку в
разных видах искусства?
- Что важно передать в пейзажных
зарисовках?
2) Индивидуальное задание: составить
словарную статью в литературную
энциклопедию «пейзаж»
Выполняют задания: отвечают
на вопросы, вступая в диалог.
Один человек пишет
словарную статью
К.: выражение ,пояснение и аргументация
своей точки зрения.
Р: осуществление рефлексии своей
деятельности.
П.: умение применять знания в
конкретной ситуации.
Освоение нового (13
мин.)
Включает учеников в учебную деятельность
с учетом индивидуальных особенностей.
1. Слово учителя (сопровождается
слайдовой презентацией; слайды 2-6)
Вторая половина XIX в. ознаменована в
поэзии такими именами, как Н. А. Некрасов,
А. А. Фет, А. А. Григорьев, Я. П. Полонский,
А. К. Толстой, Ф.И.Тютчев. Не оставил
поэтического пера и И. С. Тургенев. И все
же поэзия переживала кризис.
Время требовало от поэтов живого участия в
поисках новых содержательных и
Слушают, делают записи
основных тезисов по форме:
Поэты
Особенности
лирики
Ф.И.Тютчев,
А.А.Фет,
Я.П.
Полонский,
Пластика,
живописность,
общественное
содержание,
К.: оценка суждения, сотрудничество с
одноклассниками, построение
продуктивного взаимодействия.
Р.: осуществление рефлексии своего
поведения и своей деятельности, их
коррекция.
П.: установление правил продуктивной
работы
формальных возможностей слова для
выражения сложных переживаний личности.
И вскоре поэзия, причем не без влияния
прозы, вновь обрела себя. Поэтические
жанры наполнились актуальным
общественным содержанием. Немалую
лепту в развитие поэзии внесли сатирики и
юмористы, подвергнув едкой критике
устаревшие мотивы, лишенную
выразительности образность. А. К. Толстой
и братья Жемчужниковы высмеяли
туманность и книжную условность многих
поэтов. Они создали портрет Козьмы
Пруткова, поэта чиновника, покушавшегося
на литературное творчество.
Постепенно выходя из кризиса, русская
поэзия осваивала современную ей жизнь.
Особенностью ее развития в 50-е и
последующие годы стало углубление
реализма, обращение к народной жизни.
- Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно поклонилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре –улетела.
2. Исследовательская работа в группах
1 группа – стихотворение А.К.Толстого.
2 группа – стихотворения Я.П. Полонского.
3 группа – стихотворения Е.А.Баратынского.
План работы в группе:
1. Изучите информационную справку о
Н.А.
Некрасов,
А.К.Толстой
новые поиски
формы,
влияние
прозы,
углубление
реализма;
сатирические
ноты.
Выполняют физкультминутку.
Самостоятельно работают в
группе: распределяют
обязанности в группе; читают,
анализируют по
предложенному плану
стихотворения.
поэте, расскажите о нем (Приложение).
2. Выразительно прочитайте
стихотворение(я).
3. Проанализируйте стихотворение:
- охарактеризуйте пейзажную зарисовку
через описание зрительных, звуковых
образов;
- определите настроение, передаваемое в
стихотворении;
- определите средства художественной
выразительности, их роль в стихотворении.
Этап
самостоятельной
работы (10 мин.)
Актуализирует ведущие способы
аналитической, исследовательской,
мыслетворческой деятельности.
- Представление работы в группах.
Защищают проделанную
работу.
К.: сотрудничество в поиске, обработке
информации; определение правильности
выполнения заданий; построение
монологического высказывания.
Р.: включение в деятельность по
составлению алгоритмов , памяток.
П.: определение способов
взаимодействия; оценка своих
возможностей в достижении цели
Этап включения в
систему знаний и
повторения (8 мин.)
Предлагает задания на применение
способов действий, вызвавших
затруднения, повторение и закрепление
ранее изученного и подготовку к изучению
следующих разделов курса.
Организует дифференцированную работу
в парах (взаимооценивание):
- Р.р. Творческая работа «Удивительный
мир природы глазами поэтов» (5-10
предложений).
- Сопоставление стихотворений о природе с
иллюстрациями (репродукциями картин) в
учебнике.
Выполняют задания по выбору.
К.: сотрудничество в поиске, обработке
информации; определение правильности
выполнения заданий; построение
монологического высказывания.
Р.: включение в деятельность по
составлению алгоритмов , памяток.
П.: определение способов
взаимодействия; оценка своих
возможностей в достижении цели
Этап рефлексии (3
мин.)
Создает условия для коллективной и
индивидуальной работы с учетом
индивидуальных «зон выпадения».
Предлагает задание «Неоконченное
предложение»
- Сегодня на уроке я узнал…./ мне осталось
непонятным…./ открыл для себя ….
Задает д/з: наизусть стихотворение;
сопоставительный анализ стихотворений
Полонского «По горам две хмурых тучи…»,
«Посмотри – какая мгла…»
Фиксируют степень
соответствия поставленной
цели и результатов
деятельности; оценивают
собственную деятельность на
уроке
К.: отображение в речи совершаемых
действий.
Р.: проектирование способов и форм
деятельности на основе выявленных
затруднений.
П.: выработка маршрута по преодолению
затруднений.
Приложение
Толстой Алексей Константинович, (1817-1875), русский писатель
Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись
сразу после рождения сына, воспитывался матерью и ее братом - писателем А.Перовским (псевдоним
А.Погорельский). Детские годы прошли в имениях матери, позже дяди на Северной Украине. Получил
хорошее домашнее образование.
В 17 лет был зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел, затем был на
дипломатической службе в Германии. В 1843 получил звание камер-юнкера.
Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста, поощряемый своим дядей.
Писал стихи, фантастические повести, и уже его первая опубликованная под псевдонимом
"Краснорогский" в 1841 повесть "Упырь" была замечена В.Белинским.
В 1840-е годы начал работать над историческим романом "Князь Серебряный", оконченным в 1861.
В этот же период написал рад баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность и
впоследствии положенных на музыку русскими композиторами ("Колокольчики мои, "Ты знаешь край,
где все обильем дышит", "Курган", "Средь шумного бала..." и др.).
В 1854 г. вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создал сатирическую
литературную маску Козьмы Пруткова и сборник его сочинений, до сих пор популярный в России.
Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер - заведующий егерями
царской охоты) давала писателю возможность вступаться за близких ему людей (хлопотал о
возвращении из ссылки Т.Шевченко, об И.Аксакове, И.Тургеневе).
В 1861 добился отставки ("Служба и искусство несовместимы...", - написал он царю) и все свои
силы и время стал отдавать литературе.
В 1862 опубликовал драматическую поэму "Дон Жуан"; в 1866 - 70 - историческую трилогию,
включавшую трагедии "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис".
В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах).
Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно
разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А.Толстой 28 сентября (10 октября
н.с.) 1875 скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.
Приложение
Баратынский, Евгений Абрамович
(правильнее Боратынский) [1800—1844] — поэт, крупнейший представитель пушкинской плеяды.
Из старинного, но захудалого польского рода, выселившегося в XVII в. в Россию. Воспитание получил
сперва в деревне, под наблюдением дядьки-итальянца, затем в петербургском французском пансионе и
пажеском корпусе. В результате серьезной провинности — кражи довольно крупной суммы денег у
отца товарища — был исключен из корпуса с запрещением навсегда поступать на службу. Эта кара
сильно потрясла Б. (он заболел тяжким нервным расстройством и был близок к самоубийству) и
наложила отпечаток на его характер и последующую судьбу. С целью снять тяготевшее клеймо, Б.,
после долгих хлопот друзей, поступил рядовым в один из петербургских полков. Нижним чином Б.
прослужил семь лет (из них пять лет в Финляндии) и только в 1825 был произведен в офицеры. После
производства вышел в отставку, последующие годы он жил то в Москве, то в своих имениях. Умер во
время заграничного путешествия, в Неаполе, 44 лет от роду.
Первое стихотворение Баратынского было напечатано в 1819. Около этого же времени он сблизился
с Дельвигом (см.), высоко оценившим его Пушкиным (см.) и столичными литераторами. Печатался в
многих журналах и альманахах; выпустил отдельными изданиями три поэмы (из них «Бал» выпущен в
одной книжке с «Графом Нулиным» Пушкина) и три сборника стихов (в 1827, 1835 и 1842).
Предельный лаконизм, стремление к кристаллически четким словесным формулировкам; при
исключительной меткости и яркости языка — почти безобразность, отвлеченность; почти полное
отсутствие красок, цветов (излюбленный пейзаж Б. — зима с ее «пристойной белизной», «заменяющей»
«невоздержную пестроту» «беспокойной жизни») — таковы основные черты этого стиля. В своих
теоретических построениях Б. идет еще дальше, прямо уподобляя поэзию науке. Как поэт, он почти
совсем не поддается вдохновенному порыву творчества; как мыслитель, он лишен определенного,
вполне и прочно сложившегося миросозерцания; в этих свойствах его поэзии и заключается причина, в
силу которой она не производит сильного впечатления, несмотря на несомненные достоинства внешней
формы и нередко — глубину содержания. Лучшие из его лирических стихотворений: «На смерть Гете»,
«Финляндия», «Последний поэт», «Череп», «Последняя смерть». Собрание стихотворений Б. в первый
раз издано в 1827 г.. Стихотворения Б. много раз переводились на немецк. и французск. языки.
Приложение
Полонский, Яков Петрович [1820—1898] — один из главных русских поэтов послепушкинской
эпохи; род. 6 декабря 1820 г. в Рязани, сын чиновника; учился в местной гимназии, потом в Московском
унив., где его товарищами были Фет и С. М. Соловьев. По окончании курса П. в качестве домашнего
учителя провел несколько лет на Кавказе (1846—52), где был помощником ред. «Закавказ. вестн.» и за
границею. В 1857 г. женился, но скоро овдовел; во второй раз 1866 г. женился на Жозефине Антоновне
Рюльман (скульптор-любительница, известная, между прочим, бюстом Тургенева, поставленным в
Одессе). По возвращении в Россию он долго служил цензором в Комитете иностранной цензуры; с 1896
г. состоит членом совета Главного управления по делам печати. — В совокупности стихотворений П.
нет той полной гармонии между вдохновением и размышлением и того убеждения в живой
действительности и превосходстве поэтической истины сравнительно с мертвящей рефлексией, какими
отличаются, напрель, Гете, Пушкин, Тютчев. П. был очень впечатлителен и к тем движениям новейшей
мысли, которые имели антипоэтический характер: во многих его стихотворениях преобладает
прозаичность и рассудочность; но там, где он отдается чистому вдохновению, мы находим у него
образцы сильной и своеобразной поэзии. Типичные стихотворения П. имеют ту отличительную черту,
что самый процесс вдохновения — переход или порыв из обычной материальной и житейской среды в
область поэтической истины — остается ощутительным. Обыкновенно в поэтических произведениях
дается готовый результат вдохновения, а не самый подъем его, остающийся скрытым, тогда как у П. он
чувствуется иногда в самом звуке его стихов.
Для П. характерны большая плодовитость и разнообразие жанров — от эпической поэмы до
газетного сатирического фельетона. Особенно популярны были в свое время лирические
стихотворения П. (многие переложены на музыку) и легкая грациозная поэма-шутка «Кузнечик-
музыкант». П. продолжал традиции буржуазно-дворянского либерального западничества 40-х гг., и
было бы ошибочным стирать грань между творчеством П., как это иногда делают, и творчеством таких
дворянских поэтов, как Майков и Фет. Стремление к «чистому искусству», характерное для этих
поэтов, отнюдь не чуждо и П. Но в то время как для Фета и Майкова это стремление было основным в
их творчестве, для Полонского оно явилось лишь одной из сторон его лирики.
Творчество П. было различным на разных этапах. В пору «реформ» П. пел дифирамбы
правительству и выступил против польского восстания с пасквильной пьесой «Разлад», где смыкался с
лагерем Каткова. Реакционный курс после 1866 толкал влево идеолога либеральных земцев. П. этого
периода не чужд заигрыванию с революционерами, выхолащивая однако из их образов боевые,
действенные черты, возводя на пьедестал их жертвенность («Что мне она»).
Литература - еще материалы к урокам:
- Тест по проверке знания текста рассказа А. Грина «Зелёная лампа»
- Презентация "Поэты начала XX века, не входившие в литературные объединения" 11 класс
- Презентация "В гостях у Незнайки" 2 класс
- Тест "В. Распутин «Уроки французского»" 6 класс
- Тематическое направление "Месть и великодушие"
- Внеклассное чтение "«Всепрощающая любовь» (По рождественскому рассказу Н.С. Лескова «Христос в гостях у мужика»)" 7 класс