Презентация "Окказионализмы в творчестве Игоря Северянина"
Подписи к слайдам:
Окказионализмы в творчестве
Игоря Северянина
Автор:
Кызласова Марина Васильевна,
ученица 11 класса МБОУ ЛСОШ-1.
Руководитель:
Ильящук Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Введение
- Индивидуальная речь, в частности, поэтическая, не случайно привлекает внимание лингвистов в связи с обилием употребляемых в ней новообразований.
- Представляется необходимым обращение к словотворчеству поэта Серебряного века И. Северянина, художника яркого дарования, самобытного таланта, который являлся одним из наиболее активных словотворцев.
- Тема исследования представляет актуальность в силу того, что на сегодняшний день остаются невыявленными основные типы окказионализмов И. Северянина, что обуславливает актуальность исследования.
- Объект исследования: творчество И.Северянина.
- Предмет исследования: окказионализмы в поэзии И.Северянина.
- Цель исследования: выявить основные типы окказионализмов в поэзии И.Северянина.
- Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие «окказионализмы» и выделить их основные типы. 2. Охарактеризовать идиостиль И.Северянина. 3. Выявить окказионализмы в поэзии И. Северянина и описать их основные типы. 4. Рассмотреть функции окказионализмов в поэзии И.Северянина.
- Теоретическая и практическая значимость исследования объясняется тем, что рассмотренные особенности окказионализмов в творчестве И. Северянина и их основные словообразовательные модели позволяют расширить представление о творчестве поэта, о его идиостиле, что может быть полезной информацией для тех, кто интересуется русской поэзией Серебряного века.
- Энциклопедия «Русский язык» под ред. Ю. Н. Караулова характеризует окказионализмы как речевые явления, возникающие под влиянием контекста, ситуации речевого общения для выражения смысла, необходимого в данном случае; создаются вопреки сложившейся литературной норме.
- Окказионализмы создаются специально нарочито (этим они отличаются от спонтанно совершаемых нарушений нормы – речевых ошибок), всегда «привязаны» к определенном контексту, ситуации, понятны на фоне данного контекста.
- В научной литературе по данной проблематике как дублирующие понятие окказионализм встречаются следующие: «писательские или авторские новообразования», «художественные неологизмы», «творческие неологизмы», «стилистические неологизмы», «индивидуальные неологизмы», «слова-самоделки», «слова-метеоры», «слова-однодневки», «индивидуально-авторские новообразования», «произведения индивидуального речетворчества», «эфемерные инновации».
- а) необходимость точно выразить мысль;
- б) стремление автора кратко выразить мысль (новообразование может заменить словосочетание и даже предложение);
- в) потребность подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку;
- г) стремление своеобразным обликом слова обратить внимание на его семантику,
- д) необходимость сохранить ритм стиха, обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки.
- Фонетические окказионализмы рождаются в том случае, когда автор предлагает в качестве новообразования какой-либо звуковой комплекс, считая, что этот комплекс передает, содержит некую семантику, обусловленную фонетическими значениями звуков, его составляющих.
- Лексические окказионализмы создаются в большинстве случаев комбинацией различных узуальных основ и аффиксов в соответствии со словообразовательной нормой или в некотором противоречии с ней.
- Грамматические (морфологические) окказионализмы представляют собой образования, в которых в конфликте находятся лексическая семантика и грамматическая форма. Невозможное в системе языка оказывается возможным в авторском контексте благодаря творческому развитию лексического значения слова.
- В.Брюсов «К великой цели…»
- Семантические окказионализмы являются результатом появления семантических приращений («контекстуальных значений»), которые существенно преобразуют семантику исходной лексемы, употребленной в художественном контексте.
- Примером семантического окказионализма может служить прилагательное лазорев в стихотворении И. Северянина «Нерон»: Мучают бездарные люди, опозорив Облик императора общим сходством с ним. Чужды люди кесарю: Клавдий так лазорев. Люди ж озабочены пошлым и земным.
- Коннотацией саркастичности окрашен весь текст стихотворения, соответственно и семантический окказионализм лазорев характеризуется отрицательной экспрессией.
- И. Северянин в полной мере является «настоящим новатором» языка. Окказиональная лексика поэта, экспрессивно насыщенная, образная, является одним из важнейших средств передачи авторского мировидения, мировосприятия, мироистолкования.
- И. Северянин как художник слова мыслит образами, имеющими материальное воплощение в новообразованиях, связанных с эстетикой эгофутуризма.
- В процессе языкового экспериментирования он изыскивал удивительные и неожиданные по выразительности словесные образы. Так под пером поэта родились слова-метафоры: лесофея (лесная фея), злотополдень (золотой от яркого солнца полдень) и др. Окказионализмы Северянина отнюдь не какая-нибудь лингвистическая игра. Они несут в его «поэзах» большую идейную и художественно – эстетическую нагрузку.
- В его языковых новообразованиях есть и еле уловимый смысл, а есть и весьма ощутимый, отражающий существенно жизненные реалии:
- Уже деревья скелетеют
- И румянеют, и желтеют…
- («Осенняя поэза»)
- Анализ окказионализмов И. Северянина позволил выявить их следующие словообразовательные типы:
- Грамматические окказионализмы, образованные вследствие нарушения словообразовательной нормы:
- алчба (вместо алчность);
- пламный (вместо пламенный),
- колдуйный (вместо колдовской),
- Вы – мать ребенка школьнических лет. («Элегия», 1911)
- Будь хорошей подругой и такою же матью! («Благодатная поэза», 1912)
- А об искусстве пламный спор. («Памяти Н.Кульбина)
- Существительные, образованные сложением слов:
- Ветропросвист (ветер, свист); грезофарс (грезы, фарс); головокружный (голова, кружиться), сероптичка (серая птичка). Оркестромелодия реяла розово Над белобархатом фойэ. («На премьере», 1911)
- бесстебельны (от стебель);
- наикорольнейший (от король)
- от глаголов:
- игранъе, изнедриванье, поглупенъе. Изящница, очаровалка, венка, Пред кем и герцогиня – деревенка. Изысканка, утонченка, гурманка..(«Сонет «).
- Как безответно! Как безвопросно! («На островах», 1911)
- А потом отдавалась, отдавалась грозово, До восхода рабыней проспала госпожа… («Это было у моря», 1910)
- …Чьи руки властно мехово обули?... («В лимузине», 1910)
- Существительные, образованные от прилагательных: хрупь, улыбь, нудь, рьянь, ближница, далечница, сонь, лунь, воль. Хрупь, ты вся - улыбь…. («Кузина Лида», 1911)
- Какая нудь! Здесь все свиное: Мечты, глаза, окорока! («Поэма о Полтаве»)
- Бывает: сразу станут дни пусты.
- Рьянь стихнет в них. («В пустые дни»)
- Глаголы, образованные от существительных:
- а) с суффиксом -и (ть): водопадить, волшбитъ, мадерить, пурпурить, бриллиантиться.
- Примеры: …Я хочу ошедеврить, я желаю оперлить
- Все, что связано с Вами, - даже, знаете, соус. («Кутеж», 1910)
- ..Чтоб ножки не промокли, их надо околошить….
- ..Удастся ль душу дамы восторженно омолнить
- Курортному оркестру из мелодичных цитр?
- ..Цилиндры солнцевеют, причесанные лоско…. («Каретка куртизанки», 1911)
- Этих глаголы составляют самое большое количество окказионализмов в творчестве И. Северянина.
- Проанализируем окказиональные звенья выявленных словообразовательных цепей: Весенься вечно, бог пьяный слепо, Всегда весенься, наивный бог! Душа грезэра, как рай, нелепа Я упоен. Я вещий. Я тихий. Я грезэр.
- Производное существительное грезэр (то есть «тот, кто грезит») образовано от основы глагола «грезить» при помощи достаточно продуктивного в русском языке суффикса -ер- со значением лица мужского пола по действию («дирижер», «режиссер», «монтажер») в несколько необычной, передающей речевые особенности начала ХХ века огласовкой [эр]. Окказионализм грезэр синонимичен существительному “мечтатель”, но генетическое родство с существительным «греза» (то есть позволяет актуализировать значение «иллюзорности, возвышенной оторванности от всего земного того царства «златосна», в котором пребывает грезэр. Существительное грезэрка – суффиксальное производное окказионализма грезэр, образованное при помощи продуктивного суффикса -к- со значением лица женского пола, характеризующегося по действию, - обладает иронической коннотацией, привносимой в новообразование контекстом всего стихотворения, то есть макроконтекстом.
- Практически все окказионализмы поэта выполняют стилеобразующую функцию (поскольку использование их в тексте художественного произведения – само по себе функция). Отдавая предпочтение новообразованиям-метафорам, создающим художественный образ, поэт использует их с целью номинации. Окказионализмы, выполняющие в тексте произведений номинативно-оценочную функцию, служат средством выражения, как правило, иронического отношения автора к действительности.
- С творческой программой поэта тесно связана эстетическая функция новообразований: неповторимый индивидуально-авторский художественный образ рождается как соединение различных словообразовательных элементов в необычном слове, помещённом в нестандартный контекст. Характерно для эстетики И. Северянина использование новообразований с иноязычными корнями и суффиксами с целью обострения интриги, привлечения внимания к изысканно-экзотическому миру героев его стихотворений, а также для эпатажа публики и шокирования критики. Новообразования имена собственные используются для выражения сугубо индивидуальной мысли.
- Выполняя функцию художественной номинации, окказионализмы поэта одновременно выражают акцентную функцию, являясь при этом экспрессивно и стилистически маркированными. Акцентная функция (обновление формы слова) позволяет актуализировать внутреннюю форму слова. Сближая разнокоренные слова, имеющие в языке случайное звуковое сходство, поэт “проявляет” внутреннюю форму слова, при этом текст приобретает дополнительную смысловую насыщенность, основанную на неожиданных ассоциациях.
- Важную роль играют новообразования поэта как элемент инструментовки стиха, придающие ему особую музыкальность и благозвучие. Введение окказионализмов в текст стихотворения часто связывается со звукописью. Яркой особенностью стиля И. Северянина является персонификация предметов и понятий с помощью новообразовании. Названия цветов в художественном языке автора выполняют особую функцию: за словом скрыт определённый поэтический символ.
- Итак, окказионализмы – авторские слова (или словосочетания), не соответствующие общепринятому употреблению, характеризующиеся индивидуальным вкусом, обусловленные контекстом употребления.
- Окказионализмы – одна из главных примет стиля идиостиля И. Северянина. Поэт в полной мере является настоящим новатором языка. Окказиональная лексика поэта, экспрессивно насыщенная, образная, является одним из важнейших средств передачи авторского мировосприятия, мироистолкования.
- Анализ новообразований И. Северянина открыл их многофункциональный характер, обнаружил (в большинстве случаев) их полифункциональность в контексте строфы и парадигматике текста стихотворения.
- Живущие в рамках определённого контекста, окказионализмы И. Северянина имеют свою ценность, они не только погружают читателя в поэтический мир автора, но и демонстрируют словообразовательно-выразительные возможности русского языка, передают новые семантические, стилистические, эмоционально-экспрессивные оттенки, которых нет в общелитературном слове, и тем самым раскрывают художественный замысел стихотворений поэта. И Северянин – явление замечательное и значимое в нашей литературе, он имеет право на звание «короля поэтов» и новатора в области словотворчества
Литература - еще материалы к урокам:
- Сценарий "У очага мудрой поэзии" 7 класс
- Презентация "Русская народная сказка «Марья Моревна»" 5 класс
- Презентация "Викторина по биографии и творчеству Иосифа Бродского" 10 класс
- Презентация "Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович»"
- Проверочная работа "Рассказ Киримизе Жанэ Тайна старого дуба" 6 класс
- Контрольная работа "Древнерусская литература" 7 класс