Презентация "Окказионализмы"
Подписи к слайдам:
Окказионализмы
- Иногда писатели создают новые
- слова специально для данного случая.
- Это окказионализмы (лат. occasionalis –
- случайный).
- Они не входят в общенародный язык,
- но являются ярким выразительным
- средством.
- Окказионализм как речевая единица
- Огромную роль в пополнении словарного запаса русского
- языка играют писатели.
- Именно благодаря им в наш язык пришли слова,
- ставшие в наше время привычными. Так, В.К.Тредиаковский
- и М.В.Ломоносов ввели в язык слова «общество»,
- «искусство», «благодарность», «дальновидность»,
- «практика», «температура», «чертёж», «полнолуние»,
- «притяжение», «созвездие» и даже «гласность». Все эти
- слова, введённые конкретными авторами, называются
- индивидуально-авторскими неологизмами. Перешагнув
- границы индивидуально-авторского употребления и
- присоединившись к активной лексике, они стали
- достоянием нашего языка.
- К этой же группе неологизмов принадлежат и так
- называемые окказионализмы
- Окказионализмы – лексические единицы, возникновение которых обусловлено определённым контекстом.
- Окказиональные неологизмы – это слова, образованные писателями и публицистами по существующим в языке словообразовательным моделям и употреблённые лишь однажды в определённом произведении.
- Окказиональные слова - это слова, тесно связанные с контекстом, которых нет в словарном запасе, но которые могут быть произнесены во время акта речи.
- Создавая окказионализмы, писатели стремятся открыть в
- слове новые смысловые грани, речевыми средствами создать
- неповторимый образ. При этом писатель не ставит перед
- собой задачу ввести в употребление изобретённые им слова.
- Назначение этих слов иное – служить выразительным
- средством в контексте одного конкретного произведения.
- Нередко окказионализмы выступают в качестве «слов-
- нарушителей», пренебрегая законами русского языка.
- Таким «нарушителем» является, например, знаменитое
- пушкинское «кюхельбекерно», наречие, образованное не
- как ему положено от основы прилагательного, например:
- честный – честно, а от имени собственного – фамилии
- лицейского друга Пушкина – Вильгельма Кюхельбекера
- Назначение окказионализмов
- Однажды В.А. Жуковский не пришёл на званный вечер.
- Когда его спросили, отчего он не был, поэт отвечал: «Я
- ещё накануне расстроил себе желудок, к тому же
- пришёл Кюхельбекер, я и остался дома».
- Это рассмешило Пушкина, и он сочинил экспромт :
- За ужином объелся я,
- Да Яков запер дверь оплошно.
- И стало мне, мои друзья,
- И кюхельбекерно и тошно.
- Кюхельбекер, узнав, кто автор стихов,
- вызвал Пушкина на дуэль. Пушкин
- вынужден был принять вызов.
- Кюхельбекер промахнулся, а Пушкин
- бросил пистолет и хотел обнять
- товарища. Но тот неистово закричал:
- «Стреляй! Стреляй!» Пушкин выстрелил
- в воздух, подал Кюхельбекеру руку и
- сказал: «Полно дурачиться, милый,
- пойдём чай пить!»
- Окказионализм придуман для сиюминутного выражения мысли.
- Удачные окказионализмы закрепляются: обломовщина (И.Гончаров), карамазовщина
- (Ф. Достоевский), головотяпство, пенкосниматель (М. Салтыков-Щедрин).
- Н.М.Карамзин: промышленность, будущность,
- А.С.Пушкин: широкошумные дубровы,
- М.Ю.Лермонтов: звучно – мерные шаги,
- Ф.И.Тютчев: громокипящий кубок,
- И.С.Тургенев: удилозакусный,
- Ф.М.Достоевский: стушеваться (ранее известно в жаргоне чертежников),
- А.А.Блок: светлозмейный,
- В. Маяковский: громадьё, медногорлый, бесконечночасый, стихачество, пианинить, легендарь,
- гросбухнем, бродвеище, бесконечночасый, сиюминутный,
- И.Северянин: популярить, листвеют, солнится, газелит, нео-поэзный, вуалится, водопадится;
- сочь, ажурь, смуть, лунь, влажь; грезэр,
- М. И. Цветаева: одноколы-бельники, возжи – мои – колеи,
- В.Хлебников: огнивом – сечивом, зыбку – улыбку, куревом – маревом, желтострунный,
- смелоликих, стройноплечистых, черниловодных, печальнооких, глубокожирных, зень, смехачи,
- смеянствуют, усмеяльно, рассмешиц, надсмеяльных, усмеяльных, уссмейся, смеячей, смейево,
- усмей, смешики, смеюнчики, сыновеет, поюны, времири, достоевскимо, пушкиноты, ниагарится,
- предземшарвеликая, хорошеуки, лебедиво,
- М.Горький: стихокрад,
- С.А.Есенин: березь, цветь,
- В.В.Набоков: нимфетка.
- В.В.Путин: кошмариты.
- С развитием рекламного бизнеса, телевидения
- и компьютерных технологий появился новый вид
- окказионализмов – графический окказионализм.
- Графический окказионализм отличается от
- традиционного тем, что именно г р а ф и к а
- (в лингвистическом смысле: начертание
- письменных или печатных знаков, букв;
- изображение живой речи письменными знаками)
- выявляет сущность этого выражения в качестве
- окказионализма. В устной речи слово «припиваючи»
- (особенно в сочетании со словом «живи»)
- воспринимается как обычное «живи припеваючи»
- («припиваючи» и «припеваючи» произносятся одинаково).
- Только при написании этого выражения, особенно
- когда выделенная часть слова показывает одновременно,
- какой товар рекламируется. Например, «Живи
- приПИВАючи», «Оденься приLeeчно», «Сникерсни».
- Главный закон в окказиональном словообразовании -
- закон аналогии. Большинство окказиональных слов
- возникают по аналогии с узуальными
- (общепринятыми) .
- Новизна окказионализмов достигается тем, что
- создаваемое новое слово синонимично общеизвестному
- слову, употребляющемуся в языке, имеет тот же корень, но
- отличается от него теми словообразовательными
- средствами, которые использованы в этом новом слове.
- Окказиональные слова могут принадлежать и к очень
- продуктивным словообразовательным типам, и к
- малопродуктивным, и к непродуктивным; и к
- стилистически нейтральным, и к характерным для
- разговорной речи.
- Окказиональные образования охотно используются
- писателями. Окказионализм - это средство для
- создания свежего, нешаблонного, оригинального слова.
- Поэты, писатели часто раздвигают присущие языку
- словообразовательные рамки. Каждый
- словообразовательный тип имеет в языке свои
- границы употребления, - он ограничен в возможностях.
- Но писатели и поэты иногда позволяют себе расширить
- возможности образования слов. С точки зрения
- общепринятого литературного языка такое слово
- нарушение грамматической (в данном случае
- словообразовательной) нормы, а поэт с его помощью
- создает яркий, оригинальный образ.
- Суффиксальный.
- Из словосочетаний и нескольких слов.
- Префиксальный.
- Префиксально-суффиксальный.
- Речевая реализация узуальных слов (танцует с куском сала в пурпурном костюме, старшая галоша, эта стерлядь).
- Контаминационный (возникновение нового выражения, слова, формы путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-н. сходных: имеет значение - имеет роль (играет роль).
- Хлюстанка, чечекалка (презр.), муженек
- (шутл. ), зовутка (ласк.), присуха (пренебр.)
- (Шолохов).
- Читчик (ирон.) (участник, чтец) (Ильф, Петров).
- Мазунчик (презр.) (любимчик) (Гоголь),
- Поездошник (презр.) «таскающий у проезжих
- саквояжи из пролеток», подшибалы (презр.)
- «люди, которые подшибают единение рабочих»
- (В.А.Гиляровский).
- Армяковладельцы (шутл. ) (Ильф,
- Петров),
- смеходавители (ирон.) (Марк Леви),
- гречкосеи, овцепасы, баболюбы (ирон. )
- (Гоголь),
- водогреб (шутл. ), тестознатец (шутл.),
- полужуравль и полукот (Пушкин).
- Маниоман, мотоцефал
- (шутл. ) (Марк Леви),
- бичкомер, блудодей
- (ирон. ) (Джон Кольер).
- Танцует с куском сала в пурпурном костюме (Латимер),
- старшая галоша – полицейский (Джонатан Латимер),
- ... буркнул пенал (Ильф, Петров),
- этот тритон, эта стерлядь – гувернантка (Чехов),
- сморчок (Паустовский),
- кузнечик ты этакий (Эрвин Штриттматтер),
- ворона в павлиньих перьях (М.М.Зощенко),
- огурчик малосольный, лапоть (В.И.Лихоносов),
- утюг, рак (В.А.Гиляровский),
- чучела в халатиках – служащие банка, лоскуток зари –
- девушка (Джон Кольер).
- Окказионализм как средство выразительности художественной речи
- Одновременно с акмеизмом возникло ещё одно
- модернистское течение – футуризм. Чтобы утвердить новое
- искусство, требовалось разрушить старое («Бросить
- Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода
- Современности». Борьба с прошлым вылилась в борьбу с
- искусством прошлого.
- Преобладающий и исключительный интерес у футуристов
- был связан с языком, поэтическим словом. Они испытывали
- «непреодолимую ненависть к существовавшему до них
- языку», к слову, которое «знает правила приличия». В слове
- важна, по мысли футуристов, внешняя сторона – звуковой
- состав (артикуляция) и буквенное начертание. В футуризме
- существовало два течения: эгофутуризм и кубофутуризм.
- С группой кубофутуристов связано раннее творчество замечательных поэтов Маяковского и Хлебникова.
- Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников ( 1885 – 1922 ) – поэт – романтик философского склада, весь открытый природе и людям, мечтал «стать звонким вестником добра».
- Из стихов, поэм, «сверхповестей» и статей Хлебникова встаёт величественная натурофилософия - «восстание
- (явление) природы». В стихотворениях у Хлебникова
- растения подобны животным ( «дерево – зверь»,
- «золотая мать – и – мачеха золотой черепашкой
- ползёт» ). Всё вприроде подчинено единым
- ритмам, одно есть часть другого. Всё в природе
- слито со временем, а само время предстаёт то
- в образе птицы ( «пролетели, улетели //
- Стая лёгких времирей ),
- то становится растениями и камнями:
- Времыши – камыши
- На озера береге,
- Где каменья временем,
- Где время каменьем…
- Хлебников мечтал о создании единого Государства
- Времени. Объединению людей будет служить новый,
- «заумный» язык.
- Хлебников считал, что «умные» языки разъединяют
- народы, а «заумный» (т.е. подсознательный) их сплотит.
- Хлебников ищет общие для всех славянских языков
- корни и создает на их основе неологизмы. Затем
- пытается обнаружить общее для всех языков значение
- согласных звуков, начинающих слово. Так, по его
- мнению, «ч» означает пустоту одного тела. Проделав
- подобные операции со всеми остальными звуками и
- буквами, мы получим единый «заумный» язык.
- Языковая утопия Хлебникова не осуществилась. Но в его собственной поэзии
- она порождала порой интересные художественные образы. С артикуляцией
- звуков действительно связаны какие-то подсознательные пространственные
- ощущения, и путем умелого их подбора можно нарисовать струящийся, не
- имеющий жестких контуров, но все же обаятельный портрет:
- Бобэоби пелись губы
- Вээоми пелись взоры
- Пиээо пелись брови
- Лиэээй – пелся облик
- Гзи-гзи-гзэо пелась цепь,
- Так на холсте каких-то соответствий
- Вне протяжения жило Лицо.
- Губной звук «б» ассоциируется с губами, эта ассоциация поддержана
- аллитерацией – звуковой перекличкой слов (бобэоби – губы). Используется и
- звукоподражание («гзи-гзи-гзэо» - звон металла), обыгрывается длина слова
- (протяженное «лиэээй» вызывает представление о длинной линии,
- очерчивающей облик).
- Так же в стихотворении «Кузнечик»
- В. Хлебников выражает смысл с помощью
- окказионализмов:
- Крылышкуя золотописьмом
- Тончайших жил,
- Кузнечик в кузов пуза уложил
- Прибрежных много трав и вер.
- - Пинь, пинь, пинь! – тарарахнул зинзивер.
- О, лебедиво!
- О, озари!
- Крылышкуя – неологизм, означающий «шевеля
- крылышками». Прозрачные крылышки кузнечика
- блестят золотописьмом, и в них видны тонкие
- прожилки. И вся эта картина нарисована четырьмя
- словами.
- Слово вера –диалектное, значит «камыш».
- Зинзивер – синица.
- В лебедиво слышится и лебедь, и диво, а слово озари
- в этом контексте кажется не повелительным
- наклонением глагола озарить, а каким-то
- фантастическим явлением, тоже говорящим о золотом
- солнечном свете.
- Поэт преображает действительность, создавая для
- этого новые слова.
- Окказионализм как речевая единица,
- создаваемая автором как средство выразительности
- речи, как средство создания некого образа, активно
- используется вот уже более четырёх веков.
- Причём в нашем современном мире окказионализм
- становится средством не только художественной и
- публицистической речи, но и средством
- компьютерной и рекламной графики.
- То есть создание и использование
- окказионализмов в речи – это явление социальное,
- отражающее развитие языка в обществе.
- В качестве средства выразительности в
- художественной, а особенно в поэтической речи,
- окказионализм позволяет не только автору создать
- неповторимый образ, но и читатель, в свою
- очередь, получает возможность увидеть и
- мысленно создать свой личный субъективный образ
- или картину. А это значит, что мы можем говорить
- сотворчестве художника и читателя.
- Это показывает универсальность и перспективность
- окказионализмов в речи.
|
|
|
|
|
|
|
|