Контрольная работа № 1 по творчеству Н.В. Гоголя. 8 класс

Контрольная работа № 1
по творчеству Н. В. Гоголя. 8 класс
Прочитайте приведенный ниже текст художественного произведения и выполните
задания
Осип лежит на барской постели.
...Вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! (Дразнит его.) «Эй, Осип, ступай
посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда,
мне нужен лучший обед». Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь
елистратишка простой!
С проезжающим знакомится, а потом в картишки вот тебе и доигрался! Эх, надоела
такая жизнь! Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности
меньше; возьмёшь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги. Ну, кто ж
спорит: конечно, если пойдёт на правду, так житьё в Питере лучше всего. Деньги бы
только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и всё что
хочешь. Разговаривают все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит;
пойдёшь на Щукин купцы тебе кричат: «Почтенный!»; на перевозе в лодке с
чиновником сядешь; компании захотел ступай в лавочку: там тебе кавалер расскажет
про лагери и объявит, чт
ό
όвсякая звезда значит на небе, так вот как на ладони всё видишь.
Старуха офицерша забредёт; горничная иной раз заглянет такая... фу, фу, фу! (Усмехается
и трясёт головою.) Галантерейное, чёрт возьми, обхождение! Невежливого слова никогда
не услышишь, всякой говорит тебе «вы». Наскучило идти – берёшь себе извозчика и
сидишь себе как барин, а не захочешь заплатить ему изволь: у каждого дома есть
сквозные ворота, и ты так шмыгнёшь, что тебя никакой дьявол не сыщет. Одно плохо:
иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голоду, как теперь, например. А
всё он виноват. Что с ним сделаешь? Батюшка пришлёт денежки, чем бы их попридержать
и куды!.. пошёл кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а
там через неделю, глядь и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз всё до
последней рубашки спустит, так что на нём всего останется сертучишка да шинелишка...
Ей-богу, правда! И сукно такое важное, аглицкое! рублёв полтораста ему один фрак
станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего нипочём
идут. А отчего? оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он
идёт гулять по прешпекту, в картишки играет. Эх, если б узнал это старый барин! Он не
посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что
б дня четыре ты почёсывался. Коли служить, так служи. Вот теперь трактирщик сказал,
что не дам вам есть, пока не заплатите за прежнее; ну, а коли не заплатим? (Со вздохом.)
Ах, Боже ты мой, хоть бы какие-нибудь щи! Кажись, так бы теперь весь свет съел.
(Н.В. Гоголь. «Ревизор»)
Для выполнения задания 8 дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем 5-10
предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения.
Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
8. Каким предстаёт Хлестаков в монологе Осипа? (1 вариант)
8. Как характеризуют Осипа особенности его речи? (2 вариант)
В данном фрагменте комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Осип описывает жизнь в Санкт-
Петербурге. Сопоставьте это описание с фрагментом повести Н.В. Гоголя «Ночь перед
Рождеством». В чём схожи и чем различаются эти описания Петербурга?
Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены; стук
копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырёх сторон; домы росли и
будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики,
форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы
жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по
стенам, досягая головою труб и крыш. С изумлением оглядывался кузнец на все стороны.
Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и
глядели. Господ в крытых сукном шубах он увидел так много, что не знал, кому шапку
снимать. «Боже ты мой, сколько тут панства! подумал кузнец. Я думаю, каждый, кто
ни пройдёт по улице в шубе, то и заседатель, то и заседатель! а те, что катаются в таких
чудных бричках со стёклами, те когда не городничие, то, верно, комиссары, а может, ещё
и больше.
(Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»)
Контрольная работа № 2
по творчеству Н. В. Гоголя. 8 класс
Прочитайте приведенный ниже текст художественного произведения и выполните задания
Анна Андреевна. Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно, и в
журналы помещаете?
Хлестаков. Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба
Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню. И всё случаем: я не хотел
писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе:
«Пожалуй, изволь братец!» И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня
лёгкость необыкновенная в мыслях. Все это, что было под именем барона Брамбеуса, «Фрегат
Надежды» и «Московский телеграф»... всё это я написал.
Анна Андреевна. Скажите, так это вы были Брамбеус?
Хлестаков. Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин дает за это сорок тысяч.
Анна Андреевна. Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?
Хлестаков. Да, это моё сочинение.
Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.
Анна Андреевна. Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.
Хлестаков. Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой «Юрий Милославский», так
тот уж мой.
Анна Андреевна. Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!
Хлестаков. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и
известен: дом Ивана Александровича. (Обращаясь ко всем.) Сделайте милость, господа, если
будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.
Анна Андреевна. Я думаю, с каким там вкусом и великолепием дают балы!
Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз в семьсот рублей арбуз. Суп в
кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку пар, которому подобного
нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр
иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так
уморишься, играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый
этаж скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель...» Что ж я вру я и позабыл, что живу в
бельэтаже. У меня одна лестница сто ит... А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё
не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж... ж... ж...
Иной раз и министр...
Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев.
Мне даже на пакетах пишут: «Ваше превосходительство». Один раз я даже управлял
департаментом. И странно: директор уехал, – куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли
толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но
подойдут, бывало, нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь просто чёрт возьми!
После видят, нечего делать, ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры...
можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? я
спрашиваю. «Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного
смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя, ну да и послужной
список тоже... «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть,
говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я...» И точно:
бывало, как прохожу через департамент, – просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся как лист.
Городничий и прочие трясутся от страха. Хлестаков горячится еще сильнее.
О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да
что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам». Я
везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш...
(Поскальзывается и чуть-чуть не шлёпается на пол, но с почтением поддерживается
чиновниками.)
(Н.В. Гоголь. «Ревизор»)
Для выполнения задания 8 дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем 5-10
предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения.
Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
8. В приведённой сцене Хлестаков самозабвенно лжёт. Почему он это делает? (1 вариант)
8. Как ремарка, которой завершается фрагмент, связана с авторским отношением к Хлестакову? (2
вариант)
8. Что заставляет городских чиновников «трястись от страха»? (3 вариант)