Тема урока "Петербург Достоевского или Лик мира сего"

Тема урока Петербург Достоевского или «Лик мира сего».
Цель урока: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам
и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; продолжать развивать умение
учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои
суждения; знать содержание романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; главные образы произведения.
Оборудование урока:
1) технические средства обучения (компьютер, телевизор);
2) презентация;
3) тексты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;
4) Тетради для работ по литературе.
Учащиеся должны знать:
- содержание романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;
- основную мысль произведения;
- главные образы;
- роль города в жизни героев;
- основную схему изображения города Петербурга в романе (пейзаж, сцены уличной жизни, интерьер).
Учащиеся должны уметь:
- правильно отвечать на поставленные вопросы;
- выразительно читать указанные учителем эпизоды и цитаты из текста;
- обобщать и систематизировать учебный материал;
- выделять главное в тексте.
Ход урока
I. Оргмомент (сообщение темы и цели)
II. Подготовка к восприятию.
Учитель: Что такое город? (ответы учащихся: населённый пункт; политический, экономический, административный и
культурный центр).
Именно город будет сегодня на уроке героем большого эпического произведения.
Петербург… Когда произносишь это название, сразу возникает параллель – Достоевский Фёдор Михайлович.
Петербург Достоевского… Эти слова, как афоризм, прочно вошли в русскую классическую литературу.
Великий писатель изображением Петербурга представил нам «Лик мира сего», каким его видел сам, в каком жил тогда, в
середине 60-х годов 19 века, когда в России зарождался капитализм.
Мы сегодня вместе с писателем и его героем, Родионом Раскольниковым, пройдём по улицам Петербурга, увидим пейзаж и
сцены уличной жизни, заглянем в комнаты-углы, где живут его герои.
Достоевский это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует почти в каждом его произведении. Главное для
Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись европейская и русская цивилизация, что это — город, насильственно по-
строенный, неестественно создавшийся. Поэтому Петербург город бедных, несчастных людей, город нищеты и город крайнего
богатства.
III. Основное содержание урока.
Учитель: Что означает имя Пётр?
Учащиеся: Если посмотреть, что означает имя Петр, то можно увидеть одну очень интересную особенность, в какой-то степени
объясняющую восприятие Достоевским этого города. Имя Петр означает камень, поэтому Петербург это каменный мешок,
мертвый, безликий, холодный, страшный город. Взятый у Пушкина образ медного всадника символизирует мощь и силу этого
страшного города. Для Достоевского эта мощь в силе влияния города на людей. Не случайно Петербург строился на месте
болота, медный всадник — символ Петербурга, то есть для Достоевского Петербург это медный всадник посреди болота.
Учитель: В романе «Подросток» именно такое восприятие города. «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли
с ним вместе и весь тот гнилой, склизлый город, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее Финское боло-
то, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне».
«Преступление и наказание» называют «петербургским романом». Вы помните, что образ Петербурга создавали в своих
произведениях и Пушкин и Гоголь, и Некрасов, раскрывая всё новые и новые его грани.
Учитель: - Кто из русских писателей и поэтов касался темы изображения Петербурга в своём творчестве?
Учащиеся: Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой Даме» мы
сталкиваемся с двувеликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом,
само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека.
Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город источник творчества, но развенчивает «державный град» - символ
власти, приносящий беды людям. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его
великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Сказка, холод и гранит…
Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий, фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может
быть изломана на улицах северной столицы.
Н.В.Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжёт во
всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до нереального символа города-
призрака.
Печален Петербург Некрасова Петербург парадных бездушных подъездов, кровавой Сенной площади.
Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить.
Учитель: Свой Петербург у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять
квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «Так и кишат».
Это город униженных и оскорблённых, город, в котором совершаются преступления, город, само существование которого
побуждает человека к убийству, себя ли, другого ли.
Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице,
встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был
открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший
из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных
криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.
Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчиво-
стью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладо-
вых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые
«гробы».
Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города,
который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.
Учитель: - Где происходит действие в романе Ф.М.Достоевского.
Учащиеся: Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, закоулки, дворцы-колодцы, комнаты
гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями. Сенная площадь и Канава.
Учитель: Петербург в романе не просто место действия или фон событий, он душа, участник событий. На зовите места, где
происходят действия в романе?
Учащиеся:
Сенная площадь, Столярный переулок, Екатерининский канал, Большая и Малая Нева, Петровский остров, «дом Раскольникова»,
«дом Сони», «дом старухи процентщицы».
Учитель: Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге это сев. лето. Лето в романе жаркое, такое, что трудно
дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах.
Это удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль об убийстве Раскольникова, где совершается
преступление.
Работа на уроке пойдёт по схеме:
- пейзаж;
- сцены уличной жизни;
- интерьер.
Учитель: - Что такое пейзаж? (Вид изображения какой-нибудь местности).
- Какая атмосфера царит на улицах города? (Подтвердим цитатами из романа).
Пейзаж.
Часть 1, главы 1,2 «отвратительный и грустный колорит» городского дня; первый день с Раскольниковым в Петербурге, стр.
121, 126.
Часть 2, глава 1 повторение предыдущей картины, стр. 189.
Часть 2, глава 2 великолепная панорама Петербурга, стр. 204.
Часть 2, глава 6 вечерний Петербург, стр. 235.
Часть 6, глава 6 грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова, стр. 496, 505.
Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара … … нервы юноши».
Чтение учащимися указанных эпизодов.
Учитель: Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звучание его получат в романе дальнейшее развитие.
Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих
дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и
лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк,
опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы разносчики и полуразвалившиеся извозчики». «Было
часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного
городом воздуха...» «В этом саду было одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика кроме того выстроен был «вокзал», в
сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление
духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.
Учитель: Назовите общие закономерности в этих описаниях-пейзажах.
Учащиеся: Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.
Учитель: Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы
Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает
в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы:
Учащиеся: «… смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец».
Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим была полна для него эта пышная
картина. Это тот же Петербург, что окружает Евгения в «Медном всаднике», но здесь он лишён всех прекрасных черт, которыми
наделила его русская история; этому Петербургу уже нельзя сказать, как сказал Пушкин: «Люблю тебя».
С ним вообще нельзя говорить – даже так, как говорил со «строителем чудотворным» несчастный Евгений, как говорил с
городом мечтатель «Белых ночей». Перед Раскольниковым, перед всеми героями романа «немой и глухой» город, давящий всё
живое.
«Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно
было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».
Учитель: Может быть, эта картина нравится герою и он находит успокоение и удовлетворение от увиденного?
Учащиеся: И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «ду-
хом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе его отношение к
миру. Герой задыхается в этом мертвенном, холодном и равнодушном городе, мире.
Учитель: А есть ли место, где Раскольников любит бывать?
Учащиеся: Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим.
Учитель: - Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и
почему?
Учащиеся: Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опустился и обнеряшился»; это «пьяные», «всякого рода
промышленники и лохмотники»; Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками
грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процентщица с «вострыми и злыми глазками»; Катерина
Ивановна.
Учитель: Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.
Учитель: Судьбы героев подчас решаются именно на улице, тем самым город Петербург становится городом гибели людей. Кто
гибнет на улицах в романе Достоевского?
Учащиеся:
- погибает под колёсами коляски Мармеладов;
- на улице умирает чахоточная Катерина Ивановна;
- на улицу идёт Соня продавать себя;
- на проспекте, перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов;
- на Неве находят женщину-утопленницу;
- на Конногвардейском бульваре Раскольников видит пьяную девочку;
- на Сенную площадь выходит каяться перед людьми и перед Богом Раскольников;
- по улицам города бродит он и после убийства.
Учитель: Сцены уличной жизни.
1) Часть 1, глава 4 встреча с пьяной девушкой, стр. 153 – 155.
2) Часть 2 глава 2 сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние, стр. 203 204.
3) Часть 2, глава 6 а) шарманщик и толпа женщин у распивочной, б) сцена на … мосту, утопленница, стр. 235 237, + 246.
4) Часть 5, глава 5 смерть Катерины Ивановны, стр. 441 447.
Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Встреча Раскольникова с пьяной девушкой).
Учитель: В романе часто рисуются уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников в глубокой задумчивости стоит на мосту и
видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в
воду. И слышаться крики другой женщины. «До чёртиков допилась, батюшки, до чёртиков … анамнясь удавиться тоже хотела, с
верёвки сняли». Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния.
Учитель: Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины
Ивановны («Уездили клячу … надорвалась!»).
Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Смерть Катерины Ивановны).
Учитель: Перескажите сон Раскольникова о забитой кляче.
+ Сон Раскольникова. Часть 1, глава 5 о забитой кляче.
Учащиеся: Он видит во сне, как пьяные мужики забивают насмерть беспомощную лошадь, он плачет, пытается защитить её, но
оказывается беспомощен перед распоясавшимся злом.
Учитель: Зачитаем отрывок из романа «Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние».
Учитель: Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны.
Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для
капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие дворы-колодцы, поднимался по тёмным лестницам.
В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.
Учитель: Как живётся героям Достоевского в этих комнатах?
Вот одна их них – «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни, всех квартир, во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу
и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».
А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые косыми лугами заходящего солнца или тускло мерцающим
огарком свечи…
Учитель: Зачитаем отрывки из произведения, в которых изображается жилища героев.
Часть 1, глава 3 каморка Раскольникова, стр. 139.
Часть 1, глава 2 комната – «проходной угол» Мармеладовых, стр. 136.
Часть 4, глава 4 комната – «сарай» Сони, стр. 355.
Учитель: - Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату
Мармеладовых и др.?
Учащиеся: Вот комната Раскольникова. «»Это была крошечная клетушка, магов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с
своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку
становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению:
было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу… Перед софой стоял маленький столик».
Учащиеся: Отметят удушающую тесноту помещения и укажут, что каморка Раскольникова это в миниатюре тот мир, в
котором задавлен и обездолен человек.
Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал
беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное
детское тряпье…»)
Когда Раскольников приходит к Сонечке, его поражает её комната, которая больше похожа на сарай.
Учитель: Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить
впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.
Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою
теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он
выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики типичная трактирная обстановка. И соответствующая
публика здесь: «пьяный мюнхенский немец», «прынцессы» увеселительных заведений. Трактирная и уличная стихия
противоестественная, нечеловеческая вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и
странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский устами Свидригайлова. Человек задыхается в
Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактире, «битком набитом», и в
коморках.
Учитель: Каким мы увидели Петербург в романе «Преступление и наказание»?
Учащиеся: Всё несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.
Петербург — город полусумасшедших, одиноких людей. Маляр Миколка говорил, что в Петербурге можно найти все, кроме отца
и матери.
Многие герои Петербурга бездомны, а дом, как известно, это место, где человек может обрести раскаяние, найти любящего,
необходимого человека, но люди в Петербурге это толпа, опустившаяся ниже нравственных норм, ничего не слышащая и не
понимающая. Человек в городе одинок, он никому не нужен. В городе уживаются отъединенность человека от человека и
теснота.
Характерно и то, что Достоевский описывает своих героев, живущих между Екатерининским каналом и Фонтанкой, в одном из
самых бедных и страшных районов города. Писатель никогда не показывает красоты города. Природы почти нет, а если
встречается (газон, Петровский остров), только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.
Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко
враждебен и неприятен всему здоровому. Петербург Достоевского своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный.
Учитель: Образ Петербурга, образ современной Достоевскому жизни становится воплощением этого кризиса человечности.
Петербург Достоевского город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не
в человеческое жилье. Ведь жутко жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «уродливом сарае» Сони, и в
«прохладном углу», где обитает Мармеладов, и в отдельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю
ночь Свидригайлов. Это город уличных девиц, нищих, бездомных детей, трактирных завсегдатаев тех, кто обречен на
повседневную трагическую жизнь. Атмосфера Петербурга Достоевского атмосфера тупика и безысходности.
Сообщение ученика “Символика цвета в романе Достоевского”.
Учитель:
Достоевский практически не говорит о прекрасном
Петербурге, даже тогда, когда он пишет о прекрасном
городе, он тут же возвращается к грязному
Петербургу.
Часть 1, глава 6 Мечта о счастливом городе.
«Проходя мимо Юсупова».
+
Учитель: Петербург у Достоевского это город контрастов: «униженных и оскорблённых» и «сильных мира сего», это город,
где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности,
это и город-убийца
и город-призрак,
и город-тупик.
Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе.
О нём думает Раскольников.
Но это мечта, а город – это ужас и безумие.
Но живёт в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном,
созданном для счастья людей.
В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает «об устройстве высоких фонтанов и о том,
как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешёл к убеждению, что если бы распространить
Летний сад на всё Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для
города вещь».
Мечта Достоевского о прекрасном городе.
IV. Подведение итогов урока.
- Что вы можете сказать о Петербурге Достоевского?
Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего
облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в этом городе. Атмосфера Петербурга
Достоевского атмосфера тупика и безысходности. Это город, в котором невозможно быть.
V. Домашнее задание:
Прочитать эпизоды, указанные учителем, к теме урока «Социальные и философские предпосылки бунта Раскольникова»;
индивидуальные задания.
VI. Оценки.
ОБРАЗ ГОРОДА
Алгоритм написания сочинения
I. Чаще всего город, изображаемый в литературном произведении, - самостоятельный художественный образ (конкретный,
собирательный или аллегорический).
II. Образ города раскрывает наиболее характерные стороны жизни русской действительности изображаемого периода.
1. Городские власти, чиновники, помещики, купечество, обыватели и другие социальные слои общества;
2. Времяпрепровождение жителей города;
3. Всестороннее изображение государственного правления;
4. Всестороннее изображение всех сфер жизни горожан и их деятельности;
5. Подчеркивание или нарушение типизации жизни города и его жителей;
6. Городские нравы: сплетни, балы, драки и т.д.;
III. Средства раскрытия обобщенного образа города.
1. Сценический принцип;
2. "Объединительный" принцип - герои как образ города в целом;
3. Детали городского "портрета": цвета, звуки, описание зданий, улиц, интерьеров и т.д.;
4. Детали городского быта.
IV. Традиции писателя в создании образа города в своем творчестве и в русской литературе в целом.