Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс

1
МОУ СОШ №2 г. Унеча Брянской области
Учитель: Бауло Е. М.
ТЕМА УРОКА: «ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО»
ЦЕЛИ: раскрыть образ Петербурга в творчестве русских классиков; подготовить уч-ся к
восприятию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение уч-ся
использовать Интернет-ресурсы при подготовке творческого проекта по предмету (заочная
экскурсия).
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя (слайды1-5)
Петербург - удивительный город. Его часто называют Северной Венецией. Какой
значительный след оставил он в нашей русской истории. Как сильно и многообразно повлиял на
наше общество, на нашу жизнь. И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в
русской литературе. Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей.
Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в произведениях
классики.
Для Пушкина этот «град Петров», великолепный, величественный, - «краса и диво» северных
стран. Немногие города мира могут сравниться величием с Петербургом!
В произведениях Н.В. Гоголя город как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй
план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный,
бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.
Петербург Достоевского - это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его
героев. Он теснит, давит человека, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и
преступления. Прекрасная панорама пушкинского города почти исчезает, сменяясь картиной
лишений, отчаяния, страдания и безнадежного, бессмысленного преступления.
II Сообщение уч-ся « Петербург А.С.Пушкина» (слайды 6-9)
1 ученик
Пушкин любил и хорошо знал Петербург. Поэт понимал значение этого города в истории страны:
новая столица, выстроенная Петром, стала тем «окном в Европу», которое открыло для России новые
пути и новые перспективы. В поэме Пушкина «Медный всадник» Петербург является не только
местом действия, но и самостоятельным действующим лицом. Город живет, думает, распоряжается
жизнями горожан. «Вступление» к «Медному всаднику» написано в торжественном стиле. По своему
стилю оно резко отличается от стиля всех других частей поэмы. Поэтому часто воспринимается как
самостоятельное произведение. От повествовательных частей поэмы оно отличается, прежде всего,
своим торжественно-ликующим тоном.
2 ученик
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелёными садами
Её покрылись острова.
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
2
3 ученик
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лёд,
Нева к морям его несёт
И, чуя вешний лёд, ликует.
«Вступление» к поэме «Медный всадник» не случайно называют гимном великому городу,
прославляющим его красоту. Именно таким мы привыкли видеть и воспринимать Петербург.
II. Сообщение уч-ся «Петербург Гоголя»
4 ученик (слайды 10-11)
Совсем другим видит читатель Петербург в повестях Н.В.Гоголя. Город показал писателю изнанку
жизни, резкие контрасты и противоречия богатства и бедности, деспотизма власти
господствующих классов и полного бесправия, униженности и забитости обычных тружеников;
научил различать за парадной внешностью столицы её оборотную сторону - тяжелую и
безрадостную жизнь бедняков.
Гоголь показывает Петербург маленьких чиновников и «значительных лиц», бюрократических
канцелярий и сумрачных многоквартирных доходных домов, угрюмое бесчеловечие столицы,
которое не в силах прикрыть блестящая, но «лгущая» «выставка» Невского проспекта. Это тот
Петербург, который в дальнейшем в его острых социальных контрастах с такой взволнованной силой
покажет в собственных романах и повестях Достоевский.
5 ученик (слайд 12)
«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет
все. Чем не блестит эта улица красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и
чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет
двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого
на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге
от Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он
не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы
имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком
деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их
надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург. Кажется, человек,
встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной,
Мещанской и других улицах, где жадность и корысть, и надобность выражаются на идущих и
летящих в каретах и на дрожках. Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение
бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, Боже, сколько ног
оставило на нем следы свои!»
6 ученик (слайд 12)
«Но как только сумерки упадут на домы и улицы и будочник, накрывшись рогожею,
вскарабкается на лестницу зажигать фонарь, а из низеньких окошек магазинов выглянут те
эстампы, которые не смеют показаться среди дня, тогда Невский проспект опять оживает и
начинает шевелиться. Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-
то заманчивый, чудесный свет. Но и кроме фонаря, все дышит обманом. Он лжет во всякое
время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на
него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск,
мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон
зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.
3
4 ученик
Своими произведениями Гоголь стремился пробудить у читателей чувство протеста против тех
общественных условий, которые уродуют и принижают человека.
В петербургских повестях Гоголь с глубоким сочувствием и любовью говорит о судьбе
обездоленных простых людей, об их забитости и униженности. Но он не был абстрактным
гуманистом. Произведения Гоголя направлены против реального зла, против самодержавно -
бюрократического строя николаевской России.
III. «Петербург Достоевского»
Слово учителя (слайды 13-15)
Для Достоевского Петербург был «самым фантастическим городом с самой фантастической
историей», «самым отвлеченным и умышленным городом на всем земном шаре». Это прежде
всего город, связанный с трагическими судьбами его героев. «В атмосфере туманов этого
призрачного города» зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых
преступаются границы человеческой природы. Все сконцентрировано и сгущено вокруг человека,
«оторвавшегося от божественных первооснов». Попадая в Петербург Достоевского, читатель
оказывается в очень необычном духовном пространстве, несколько напоминающим гоголевский
город, но еще более жестокий, фантастический и реальный одновременно. Распивочные,
трактиры, трущобы, полицейские конторы, Сенная, убогие, темные комнаты, квартиры
ростовщиков, черные лестницы, облитые помоями - вот фон, на котором развязываются
конфликты и трагедии «самого петербургского» романа Достоевского - «Преступление и
наказание». Многие блуждания главных героев происходят на закате. Это странная, призрачная
пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге.
7 ученик (слайды 16-17)
Петербург Достоевского - среда, в которой уживаются многочисленные слои общества:
ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них -
город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.
Человек в Петербурге одинок. Не случайно важнейшим словом в описании города и состояния
героев становится слово «душно». В Петербурге нет покоя душе человека. Нигде
нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Несчастье обитает в Петербурге,
ломает судьбу героев, приводит их к предельному отчаянию.
8 ученик
«Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения
перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какой-нибудь
изукрашенной в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и террасах,
разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего
дольше смотрел. Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы… он
остановился и пересчитал свои деньги: оказалось около тридцати копеек… проходя мимо одного
съестного заведения, вроде харчевни… он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой
пирог…»
9 ученик (слайд 18)
Петербург Достоевского — этот город уличных девиц, нищих бездомных детей, трактирных
завсегдатаев, ищущих в вине минутного забвения от тоски. Атмосфера этого Петербурга —
атмосфера тупика и безысходности. Вот женщина с желтым лицом и запавшими глазами бросается в
воду канала. И слышатся крики другой женщины: "До чертиков допилась, батюшки, до чертиков...
удавиться тоже хотела, с веревки сняли", — и словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь,
полную безысходности.
4
Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывая повседневную трагическую жизнь
горожан.
Великолепный Петербург был рядом, но герои Достоевского видели его только мельком, как
заманчивый мираж в пустыне… (слайды 19-21)
Учитель (слайды 22-23)
Но Достоевский не смог бы описать «петербургские углы» с почти натуралистической
точностью, если бы сам досконально не знал этого города.
В общей сложности Федор Михайлович прожил в Петербурге 28 лет. У него не было своей
квартиры, он всегда их снимал. За время жизни в Петербурге он поменял 20 адресов и никогда
не жил ни в одном доме более трех лет. Обычно адреса его квартир находились на пересечении
улиц. В таких же домах жили и его герои. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в
которых сдавались все помещения, даже подвалы и чердаки. В своих петербургских произведениях
Достоевский представил социальный срез обитателей этих домов, показал своеобразную
физиологию города.
Именно в этом таинственном, двоящемся городе могли происходить фантастические в своей
прозаичности события многих его романов, рождаться безумные идеи, совершаться преступления:
"Все это до того пошло и прозаично, что граничит почти с фантастическим". Рисуя картины
взаимодействия человека и города, Достоевский описывал все в мельчайших подробностях,
виртуозно переплетая вымысел и реальность. Сбивая читателя кажущейся топографической
точностью, он свободно "переносил" дома, менял владельцев, смещал улицы, добавлял этажи,
добиваясь создания емкого образа города-персонажа, становящегося не просто фоновой
декорацией действия, а активным действующим лицом, способным влиять на происходящее.
Фантастический в восприятии писателя город, город-призрак, город-фантом, стал лучшей
иллюстрацией к его романам.
7 ученик (слайд 24)
Писатель снимал квартиры в недорогих районах города, часто меняя адреса. Знакомые
писателя, бывавшие у него дома в разные годы, отмечали аскетичность обстановки, простоту и
сдержанность интерьеров. Главной комнатой в квартире всегда был кабинет. Основное место в
нем занимал стол, часто поставленный в середине комнаты: "Кабинет Федора Михайловича
представлял собою большую комнату в два окна... В глубине комнаты стоял мягкий диван,
крытый коричневой, довольно поддержанной материей; перед ним круглый стол с красной
суконной салфеткой. На столе лампа и два-три альбома; кругом мягкие стулья и кресла... Окна
украшались двумя большими китайскими вазами прекрасной формы. Вдоль стены стоял большой
диван зеленого сафьяна и около него столик с графином воды. Напротив, поперек комнаты, был
выдвинут письменный стол...", - так описывает Анна Достоевская, вторая жена писателя, кабинет
в квартире, где Достоевский создавал роман "Преступление и наказание".
Последний приют Федор Михайлович Достоевский также нашел в Петербурге. Он похоронен в
некрополе Александро-Невской лавры. (слайд 25)
8 ученик
Роман "Преступление и наказание" занимает особое место в творчестве Федора Михайловича
Достоевского. Писатель создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя
"маленького человека".
События, описанные в романе, происходят в Петербурге, городе, в котором невозможно жить
человеку. Мы не найдем у писателя ни семейного очага, ни просто человеческого жилья , только
темные каморки, похожие на гробы; лестницы, залитые помоями, тесные и душные закоулки…
5
Учитель (слайды 26-28)
Но над мрачными стенами «петербургских углов» возносятся к небесам купола храмов.
Грязные переулки меркнут перед великолепием гранитных набережных. Величественные статуи
и скульптуры, украшающие площади и фасады дворцов, делают этот город уникальным музеем
под открытым небом.
Петербург никого не может оставить равнодушным. Но даже его величие это лишь
отражение великого таланта русского народа: архитекторов и инженеров, художников и
скульпторов, плотников и каменщиков – всех тех, кто строил этот город и создавал его
неповторимую красоту.
2 ученик (слайды 26-28)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц,
И светла Адмиралтейская игла.
IV. Заключительное слово учителя
Давайте ещё раз пройдем по улицам Петербурга, полюбуемся его достопримечательностями,
ещё раз восхитимся мастерством его создателей…
слайд 29 – Екатерининский дворец
слайд 30 Петр I Щемякина
слайд 31 Летний сад и Царскосельский парк
слайд 32 Петропавловская крепость
слайд 33 Кони Клодта
слайд 34 «Спас на крови», «Адмиралтейская игла», Петропавловская крепость
слайд 35 Эрмитажный театр, Русский музей