Конспект урока "Молитва в религиозной культуре и светской литературе" 7 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕРХНЕМЕДВЕДИЦКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Урок литературы 7 класс.
Тема урока 1: Молитва в
религиозной культуре и светской
литературе
АВТОР: ХМЕЛЕВСКАЯ Т.И.,
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ 1 КАТЕГОРИИ
Молитва как явление духовной культуры и источник вдохновения для писателей разных
эпох. Г. Державин ода «Бог». Торжественное прославление творца, величие человека,
познавшего сопричастность вселенскому божественному промыслу.
Цель: создать условия для усвоения нового материала, развивать познавательную
активность, воспитывать духовно-нравственные качества обучающихся.
Оборудование: карточки с цитатами, словарь терминов,
Основные виды работы на уроке:
лекция с элементами беседы, сообщения учащихся;
запись установочного рассказа учителя;
выразительное чтение стихотворений, аналитическая работа с текстом стихотворения.
Учащиеся должны знать:
основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова;
стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…».
Уметь:
анализировать и интерпретировать поэтический текст, используя сведения по истории и
теории литературы;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать стихотворения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять план-конспект лекции учителя.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.
2. Актуализация знаний учащихся.
Обучающиеся знакомятся с карточками.
Молитва - исправление жизни, мать сердечного сокрушения и слез; сильное побуждение к
делам милосердия; безопасность жизни; уничтожение страха смертного; пренебрежение
земными сокровищами, желание небесных благ, ожидание всемирного Судии, общего
воскресения и жизни будущего века; усиленное старание избавиться от вечных мучений;
непрестанное искание милости (помилования) у Владыки; хождение перед очами
Божиими; блаженное исчезание перед воссоздавшим и всеисполняющим творцом; живая
вода души; молитва - вмещение в сердце всех людей любовию; низведение неба в душу;
вмещение в сердце Пресвятой Троицы, по сказанному: к нему приидем и обитель у него
сотворим (Ин. 14, 23). Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
В жизни верующего человека молитва занимает ведущее место. Евангелие повествует о
том, что Сам Господь учил своих учеников молиться: «Молитесь же так: Отче наш, сущий
на небесах! да святится имя Твое…» [Мф. Гл. 6: 9].
Слово учителя.
- Кто создавал молитвы?
олитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности
христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви.)
Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики. Под лирикой
понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания
человека в форме непосредственно выражаемых чувств» [Лит. энцикл. Т.6]; «лирическая
поэзия <…> изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и
страдания. Это живая и вдохновенная продукция его духа» [Там же]. Лирический текст
имеет свои законы, которым подчиняется каждый входящий в него элемент.
По мнению М.С. Руденко, «поэтическая молитва является особым способом
выражения в форме искусства религиозных чувств; обращение к данному жанру
позволяет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и
человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области несказанного».
Молитва как жанр лирического произведения за счет таких характерных черт как
исповедальность и диалогичность получила большое распространение в русской
литературе. К жанру молитвы в своем творчестве обращались такие поэты как А.С.
Пушкин, Ф.Н. Глинка, Н.М. Языков, Ф.И. Тютчев, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова и другие.
3. работа в тетради. Таблица: отличие молитвы в религиозной культуре и молитвы как
жанра художественной литературы.
а) Типы молитв канонических: молитва-хваление и молитва-покаяние.
б) Сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической:Сходство
Различие
Содержание Средства художественной выразительности
Адресация
Состояние мольбы
Некоторые поэтические приемы
Деление на жанры
4. Библейские мотивы в творчестве выдающегося русского писателя и поэта М.Ю.
Лермонтова .
Лекция с элементами практической работы с текстом.
Библейские мотивы в творчестве выдающегося русского писателя и поэта М.Ю.
Лермонтова на протяжении многих лет исследуются учеными-литературоведами. Многие
исследователи жизни и творчества Лермонтова убеждены, что поэт не был религиозным
человеком. Однако его произведения говорят об обратном. И прямо называют причины, по
которым поэту приходилось скрывать свои религиозные убеждения, как, например,
отрывок из поэмы «Сашка». Слайд 4
Век наш - век безбожный;
Пожалуй, кто-нибудь, шпион ничтожный
Мои слова прославит, и тогда
Нельзя креститься будет без стыда
И поневоле станешь лицемерить,
Смеясь над тем, чему желал бы верить.
Оказывается, что вся демоничность образа М.Ю.Лермонтова является наносной, и под
маской циника скрывается тонкий, ранимый и глубоко верующий человек. Один из
сослуживцев Лермонтова вспоминал, как видел однажды поэта в церкви, тот стоял на
коленях и молился. Отец поэта оставил ему такое духовное завещание: Слайд 5 «...ты
одарен способностями ума, — не пренебрегай ими... это талант, в котором ты должен
будешь некогда дать отчет Богу! ...ты имеешь, мой сын, доброе сердце, — не ожесточай
его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты
сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная, нелицемерная любовь к
Богу, к ближнему есть единственное средство жить и умереть спокойно».
В творческом наследии М.Ю. Лермонтова есть четыре стихотворения, озаглавленные им
как молитвы. Одна из них - «Юнкерская молитва» - является пародией. К стихотворным
молитвам тесно примыкает стихотворение «Благодарность», выстроенное по канонам
молитвы.
Первая «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный...») была написана М.Ю. Лермонтовым
в 1829 году, когда поэту исполнилось 15 лет. Слайд 6 И рассматривать ее нужно как
выражение юношеского максимализма. Поэт стремится жить полной жизнью, радоваться
каждому дню, он не боится кары господней и открыто вступает с Богом в полемику,
утверждая счастье жизни здесь на земле сию минуту, а не где-то когда-то в раю.
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Вторая «Молитва» или «Молитва странника» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»)
написана в 1837 году. Все стихотворение строится как монолог лирического героя,
который просит Божию Матерь о счастье любимой женщины. Считается, что в этом
стихотворении идет речь о Варваре Лопухиной, отданной замуж за другого и в браке
несчастной.
Это стихотворение по праву считается шедевром любовной лирики. Церковная молитва
имеет определенную структурную композицию: личное обращение, изложение просьбы,
благодарности или прославления [Культура русской речи 2003: 333]. Такая композиция
нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не
содержать всех элементов церковной молитвы.
В нарушение всех канонов построения молитвы лирический герой ничего не просит для
себя, его внутренние переживания отодвинуты на второй план. Слайд 7 На первом плане
образ героини «Но я вручить хочу деву невиннуюеплой заступнице мира холодного».
Замечено, что русская молитва есть по преимуществу молитва к Богоматери и только через
Неё ко Христу. Слайд 8 Мы не знаем многих образов Христа, но образы и иконы
Богоматери многообразны. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву
могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте. Слайд 9
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Как трогательно, по-детски, вырвалась эта последняя мольба. Как будто есть ангелы
лучше или хуже? Но именно лучшего, самого лучшего просит Лермонтов, а то, пожалуй, и
ангел окажется недостойным его любимой.
Третье стихотворение, озаглавленное «Молитва», написано М.Ю. Лермонтовым в 1839
году. Слайд 10 Это не молитва в полном значении слова, а впечатление от молитвы,
нисхождение благодати от прямого разговора с Богом.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
В Новый год 1840 года М.Ю. Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном
собрании. Слайд 11 Присутствовавший там Тургенев наблюдал, как поэту «не давали
покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и
он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои
сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось,- говорит Тургенев,- что я уловил на лице его
прекрасное выражение поэтического творчества». В этом 1840 году М.Ю. Лермонтов
пишет стихотворение «Благодарность». Выделяют три типа молитв: прошения,
славословия и благодарения. «Благодарность» можно отнести к молитвам-благодарениям.
В таких молитвах взывающий к Богу ничего не просит, он благодарит Бога за все, что Он
ниспослал. Слайд 12
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
К сожалению, стихотворение оказалось пророческим, поэт действительно недолго еще
благодарил Бога за те испытания, которые ему довелось вынести.
Итоги урока.
Прочитаем стихотворение еще раз, чтобы не потерять целостного восприятия, впечатления
от этого произведения.
Каким вам видится лирический герой данного стихотворения?
Домашнее задание:
Сопоставьте стихотворение "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою..." с другими
олитвами" Лермонтова. Найдите в них общее и особенное. Можно ли утверждать, что
от молитвы к молитве у лирического "я" все меньше просьб в Богу. Подтвердите или
опровергните эту точку зрения. [3]
Литература.
Жигалина С. Жанр молитвы в лирике М.Ю.Лермонтова. www.school-
conference.narod.ru/thesis/literature/Jhgalkina_Svetlana_literature.do.
Коровин В.И., Вершинина Н.Л. и др. Методические рекомендации к учебнику В.И,
Коровина и др. «Русская литература XIX века». М., Просвещение, 2004.
Миронова Н. Изучение литературы в 10 классе. М.Ю. Лермонтов. www.pereplet.ru
Мишланов В.А. Молитва как речевой жанр.// Прямая и непрямая коммуникация:
workinggroup.org.ua/publzulinsk.shtml
Приложение. Дополнительный материал для работы над темой
Возможно ли доказательно определить духовную природу литературного текста? В связи
с этим В.А. Котельников пишет, что подлинное молитвотворчество может быть
обнаружено “не на поверхности текста, а в более глубоких слоях речи”, так как важна не
“версификация словесного ряда”, а созидание “новой религиозно языковой реальности”
(4, с. 22). Попытаемся раскрыть это определение. Сразу же возникает вопрос о
взаимодействии “новой религиозно-языковой реальности” с Традицией: каким образом
это явление соотносится с действием молитвы канонической? Последняя, чтобы быть
истинной молитвой, т. е. духовным усилием, направленным на Богообщение, должна
произноситься как переживаемая, как своя. Здесь требуется своего рода духовное
“соавторство”. Так, Феофан Затворник писал, что “молитвенники нужны, пока душа не
начнет сама молиться…”(14). Момент “новизны” как раз и заключается в личностности, в
индивидуальной духовной работе при всяком молитвенном делании, иначе - в сотворении
“новой религиозной реальности”, отражение которой неизбежно проявится в речевых
особенностях текста. О том, что глубокое молитвенное переживание принадлежит области
измененных состояний сознания, говорит исихастская практика “умной молитвы”. Это
особое ментальное явление может быть описано и в лингвистических категориях(8). Так,
например, в молитве преподобного Ефрема Сирина подавляющая часть существительных
относится к разряду абстрактных; большое количество личных и притяжательных
местоимений, выполняющих функцию интимизации речи, и исключительно
императивные формы глаголов нагнетают ощущение экспрессивности при восприятии
текста; возникает поле динамичного напряжения, т. к. доминирование именных категорий
придает статичный характер внутреннему миру молитвы. Ритмизованность тексту
сообщает и особая риторическая организация, основанная на фигуре однопадежия. Такие
грамматические и ритмические особенности способствуют реализации молитвенной
функции “доставления чистого воздуха горнего мира человеку”(1, с. 525). Грамматические
категории канонической молитвы находят адекватное отражение в поэтическом тексте
Пушкина, но появляются эпитеты, растёт количество инверсий. В самом переложении
синтаксис близок к первоисточнику, аналогичные риторические фигуры наблюдаются
даже в первой части стихотворения.
Приведем евангельский текст:
4 любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не
гордится,
5 не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется о неправде, радуется же о истине;
7 вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит.
(Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. На церковнославянском
языке. С параллельными местами. М., 1993.)
И вполне понятна оговорка, которую делает В. Лепахин в конце статьи, о том, что поэту
удалось в соответствующей “форме передать смысл и дух молитвы”(5, с.95).
Сопоставительный анализ стихотворения А. С. Пушкин «Свободы сеятель
пустынный» и «Притчи о Сеятеле». Стихотворение написано 1823 году после
поражения европейских революционных движений, не подержанных народом. Первая
часть стихотворения это характеристика лирического героя, поэта, пытавшегося
пробудить народы от рабства. Вторая часть – гневная критика народов, оставшихся в
рабстве и не желающих отзываться на вольнолюбивые призывы. Стихотворение А. С.
Пушкина «Свободы сеятель пустынный» написано под влиянием «Притчи о Сеятеле». В
стихотворении «Свободы сеятель пустынный» поэт, в притче «Сеятель» Христос. В
стихотворении «живительное семя» - стихи, призывающие к свободе, к революции, в
притче «семя» - проповедь любви к ближнему. Строка «вышел рано, до звезды»
перекликается со строчкой «звезда пленительного счастья» из стихотворения «К
Чаадаеву». Звезда революции, звезда разрушения - это Денница, Сатана. Для
христианина есть одна звезда - это звезда Вифлеема.
13. Мотив притч Соломона в стихотворении А. С. Пушкина «Если жизнь тебя
обманет…». 1825 г. Элегические мотивы («уныния», «если жизнь тебя обманет»)
сменяется мотивом кротости («в день уныния смирись»). Слова из притчи Соломона о
кольце («Всё пройдёт») звучат в стихотворении: «Что пройдёт, то будет мило».
14. Стихотворение «Пророк» А. Пушкина о мучительном перерождении человека в пророка.
1826 г. Книга Исаии глава 6. Залог выхода из мрачной пустыни души духовная жажда
внутреннее стремление твари к Творцу. Святитель Феофан Затворник называл такое духовное
состояние человека жаждою Бога. Святоотеческая мудрость говорит нам, что Бог не может спасти
нас помимо нашего желания. Духовная жажда и есть такая жажда спасения. Высокий стиль
создают старославязмы: «духовной жаждою» (стремление к Богу), «пустыня» (место, где обитает
Сатана), «влачился» (шёл),
«серафим» (шестикрылый ангел), «перст» (палец), «зеница» (зрачок), «отверзлись» (открылись),
«вещие» (мудрые), «внял» (прошедшее время от глагола внимать), ангелов (вестников Бога),
«устам» (губам), «празднословный» (бессодержательный), «лукавый» (лживый), «мудрыя», «угль»
(уголь), «глас» (голос), «горний» (находящийся в вышине небес), «десница» (правая рука),
«глагол» (речь), «виждь» (повелительное наклонение от глагола видеть), «внемли»
(повелительное наклонение от глагола внимать). Миссия пророка – «глаголом жги сердца людей».
«Бога глас» велит поэту исполниться не своей, а Божьей волей и поэтическим словом жечь сердца
людей. Говоря более привычным языком, пробуждать в людях совесть, ибо ничто так не жжёт
наше сердце, как угрызение совести, говорящей о наших грехах, о нашей неправедной жизни.
15. «Дар напрасный, дар случайный…» А. Пушкина (1828 г.) и «Не напрасно не случайно
жизнь судьбою мне дана…» митрополита Филарета. Лирический герой сознаёт, что жизнь и всё,
ей присущее, - дар, но этот дар отвергает: он напрасен, не нужен и случаен, не имеет смысла.
Отвержение дара Творца чей ещё может быть дар?) есть уже вызов Ему. Митрополит Филарет,
прочитав стихи поэта, написал ему ответ. Митрополит, как пастырь, увидел страдания души поэта,
утешил его, ибо писатель нужен народу нашему во тьме ходящему.
16. «Странник» А. С. Пушкина - поиск сокровищ небесных. 1835 г. Беседа с обращением к тексту
стихотворения и 7 гл. Евангелия от Матфея. Стихотворение представляет собой переложение
философской аллегории Дж. Беньяна «Путь паломника». Странничество - это беспокойная
устремлённость души, озабоченной стяжанием Святого Духа, сокровищ небесных.
Метафорическое значение «долины дикой» как символа духовного мрака. Свет это Христос, путь
спасения. «Тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь» (Мф., гл.7, 13 -14).
17. «Отцы пустынники и жёны непорочны…» - шедевр духовной лирики. Написано 22 июля 1836
года в день церковной памяти жены-мироносицы св. Марии Магдалины. Первая часть -
признание любви к молитве св. Ефрема Сирина. Вторая часть - поэтическое воплощение молитвы
св. Ефрема Сирина. Стихотворение предназначалось для религиозно-философского цикла.
18. РР «Творческая мастерская».
Написание рецензии на стихотворение по выбору учащихся
19. Промысел Божий в романе «Евгений Онегин». Татьяна по-христиански кротка и смиренна, а
Онегин «блудный сын». Честолюбие, гордыня, чувство превосходства над другими,
преувеличенное представление о собственном предназначении не могут сделать его счастливым.
Через несчастья (угрызения совести, не прощающей убийства Ленского, неразделённой любви,
неприкаянного одиночества, бесцельности жизни) Пушкин ведёт героя к духовному воскресению,
которое возможно только через покаяние, оплакивание себя, прошлого.
20. «Памятник». А. С. Пушкин.
«Веленью Божию, о муза, будь послушна…».
21. Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный…) М. Ю. Лермонтова покаянное
моление грешника, искушаемого страстями («дикие волнения мрачат стекло моих очей»).
Шесть придаточных анафористических предложений («За то, что…), в которых герой
перечисляет свои грехи: «заблуждение», «страсти», «лава вдохновенья», «дикие
волнения», «звуки грешных песен», - передают нарастание мольбы к Всесильному Богу:
«За то, что редко в душу входит // Живых речей твоих струя (сравните евангельские
образы: "вода живая", "вода, текущая в жизнь вечную»).
Вторая строфа не только продолжает, но во многом противостоит первой: просительно-
молитвенная интонация ("не обвиняй..., не карай ..., ) сменяется вызывающе-
императивной («угаси..., преобрати..., останови"). Если в первой строфе герой молит не
обвинять и не карать, то во 2-ой строфе герой предлагает Всесильному явить своё
всесилие (почти все глаголы выражают энергичное побуждение к действию), сам же
герой отказывается одолевать собственные страсти. То состояние, которое в 1-ой строфе
ощущалось лирическим героем как греховное, как неодолимая слабость, во 2-ой строфе
оказывается могучей и сверхчеловеческой силой: "дикие волненья" оборачиваются
"чудным пламенем" и в этом чудном пламени "всесожигающего костра" мерцает отблеск
того, кого чуть позже Лермонтов назовёт "мой Демон" (ср. в одноименном стихотворении
"луч чудесного огня", 1830-31 г.). Самой логикой конфликта Творцу представлена
животворная роль ("угаси... чудный пламень", "преобрати... сердце в камень"). Только
ценой такого сурового обуздания и укрощения, аскетического ограничения личности,
которое в глазах лирического героя равносильно её полному перерождению, Всесильный
может обратить его на "путь спасенья". (Возможность подобного трагического распутья
была предуказана в Евангелии: "Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу
свою ради меня сбережет её",- Матфей, 10, 39). Лирический герой осознаёт свою
греховность: «И часто звуком грешных песен // Я, Боже, не тебе молюсь». Бог для
Лермонтова - абсолютная реальность. Одержимость поэзией уводит его далеко от путей
Божиих, затворяет его слух для глагола Господня, совращает ум, омрачает взор. Он сам
осознает это как недолжное, гибельное в себе и молит Всесильного не обвинять и не
карать его за то. Он понимает всю степень вины своей перед Ним - отсюда страх предстать
перед Его Очами: «К тебе ж проникнуть я боюсь».
Но герой жаждет освободиться от страстей и вернуться к Творцу («…на тесный путь
спасенья к тебе я снова обращусь»). Эти сроки перекликаются с Евангелием («…тесны
врата и узок путь, ведущий в жизнь вечную»).
22. «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою» М. Ю. Лермонтова - благородная мораль
христианина. Стихотворение строится как молитва о счастье любимой женщины, о её душе
(вероятно, что в стихотворении речь идёт о В. А. Лопухиной). В стихотворении три образа: Божьей
Матери, героя, возлюбленной. Герой одинокий странник с «пустынной душой», который
отказывается от прошений, характерных для православной молитвенной практики: о спасении, о
победе, о благодарности, о прощении грехов, о своей душе:
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль с покаянием,
Не за свою молю душу пустынную…
Лирический герой молится не за себя, а «за деву невинную». Трагедия духовного
одиночества героя не разрушила его любовь. Он хочет вручить любимую «тёплой
Заступнице мира холодного». Молитва героя проникнута религиозными мотивами:
«сердца незлобного», достойного «мира упования». В « Молитве» есть тот
"необыкновенный лиризм", который, по мнению Гоголя, "исходит от наших церковных
песен и канонов". И действительно: в акафистах Богородице "Нечаянныя Радости" и
"Державныя" говорится о еплой Заступнице и Помощнице роду христианскому"; в
акафисте Троеручице поётся, что Она согревает "хладные сердца наша" [43,3]. Молитва к
Богоматери - простейшая, детская, женская молитва. Русская молитва есть по
преимуществу молитва к Богоматери и только через Неё ко Христу. В этой олитве"
поэт соединил свою религиозную судьбу с религиозной судьбой русского народа.
Художественные средства: обращение («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»), антитеза («тёплой
Заступнице мира холодного», «в утро ли шумное, в ночь ли безгласную…»), однородные члены,
инверсия («утро шумное», «ночь ли безгласную»), эпитеты («тёплой», «холодного», «шумное»,
«безгласного», «пустынного»), метафоры («за душу странника в свете безродного»,).
23. Молитва («В минуту жизни трудную…») М. Ю. Лермонтова. Молитву душевно просветлённый
христианин читает «в минуту жизни трудную» (антитеза):
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Художественные средства: сравнение («как бремя скатится»), анафора («и верится…., и так
легко,,,), повтор («легко, легко»), эпитеты («чудную», «трудную» «благодатная», «непонятная»,
«святая»).
24. «Пророк» М. Ю. Лермонтова о жизни пророка как о пути испытаний, гонений
Отвергнутый людьми, пророк уходит в пустыню, где хранится «закон Предвечного», там он
становится услышанным. Строки:
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи;
- побуждают вспомнить евангельских «птиц небесных» и воронов, кормивших пророка Илию (3
Цар. 17. 2-6). Не поняли люди Илью, не поверили в его пророческий дар, в его связь со
Всевышним. Библейский мотив помогает здесь понять и идейную направленность стихотворения.
Не поняли люди Илью, не поверили в его пророческий дар, в его связь со Всевышним. Библейский
мотив помогает здесь понять и идейную направленность стихотворения. Венец тварного мира,
человек, знать не хочет никакого пророка. "Шумный град" встречает пророка насмешками. В
стихотворении М. Ю. Лермонтова высокий стиль создают старославянизмы: «Вечный Судия»,
«Предвечный» (Бог), «пророк» (провозвестник Бога), «очах» (глазах), «порок» (грех), «каменья»,
(камни), «главу» (голову), «пустыне» (место, где обитает Бог), «тварь» (творение), «град» (город),
«гласит» (говорит), «устами» (губами), «наг» (раздет). Библейские фразеологизмы: «посыпал
пеплом я главу» (предаваться глубокой скорби, по поводу несчастья, от библейского рассказа о
древнем обычае евреев посыпать голову пеплом, оплакивая несчастья), «бросать каменья».
(Иоан, 7:2- 10:21). В древней Иудее была казнь – побивать каменьями. Художественные средства:
инверсия («влачился я»); олицетворение («и звёзды слушают меня»); сравнения («как птицы»);
восклицания и обращения «Глупец, хотел уверить нас,// что Бог гласит его устами»); эпитет
(«шумный