Презентация "Роль пейзажа в повести Карамзина Бедная Лиза"
Подписи к слайдам:
Роль пейзажа
в повести Карамзина
Бедная Лиза
Автор: Степану Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 303
Санкт Петербурга
Повесть «Бедная Лиза» является одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы.
В ней много эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания;
живописные картины природы не случайные эпизоды, не фон для основного действия, а одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.
Пейзажные зарисовки помогают читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.
В самом начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину.
«Внизу… по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни…»
Карамзин сразу же встает на позицию прекрасного и естественного, ему неприятен город –
пейзаж служит для выражения АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ.
Далее большинство описаний природы передают душевное состояние главной героини, она является воплощением всего естественного и прекрасного.
«Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы… везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света».
Природа прекрасна, но Лиза грустит, ведь в ее душе рождается доселе неизвестное чувство.
Но несмотря на то, что героиня печальна, ЕЕ ЧУВСТВО ПРЕКРАСНО И ЕСТЕСТВЕННО, КАК ПЕЙЗАЖ ВОКРУГ.
Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом, они любят друг друга, и ее ощущение тут же меняется.
«Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»
Ее ПЕРЕЖИВАНИЯ РАСТВОРЯЮТСЯ в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты.
Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «ЧИСТЫ И НЕПОРОЧНЫ». Окружающий пейзаж так же чист и непорочен.
«После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись… всего чаще под тению столетних дубов… – дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга».
Проходит пора невинных отношений, ЛИЗА И ЭРАСТ СТАНОВЯТСЯ БЛИЗКИ, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе:
«…ни одной звездочки не сияло на небе… Между тем блеснула молния и грянул гром…»
Эта картина раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и ПРЕДВЕЩАЕТ ТРАГИЧНЫЙ ФИНАЛ данной истории.
Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда.
Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает БОЛЬ, ТРЕВОГУ И СМЯТЕНИЕ ГЕРОИНИ и также свидетельствует о недобром финале.
Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью, она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом», являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни.
Сентиментальный пейзаж – это…
параллелизм
сопоставление
антитеза
противопоставление
подчеркивание
углубление
расширение
Задание:
Докажите, что пейзаж из повести В.В.Измайлова «Ростовское озеро» является сентиментальным.
Таким образом, бродил я около часа, будучи углублен в самого себя, как вдруг ясный свет месяца пролился на мрачную поверхность воды и прервал нить моих приятных мыслей. Я поднял глаза на полную луну, которая с высоты лазоревого свода, сквозь черноватый флер ночи, посребряла лучами своими темно-зеленую картину дремлющей натуры, поглядел вокруг себя на все ночные предметы, кои образовали нечто подобное безмолвной вечности, поглощающей жизнь человеческую, вздохнул раз, другой, третий, и радостное чувство души моей переменилось вдруг на горестное уныние…
1.прозрачная шелковая ткань;
2.покров таинственности, скрывающий что-либо (переносн. знач., кн., устар.)
флер
Таким образом, бродил я около часа, будучи углублен в самого себя, как вдруг ясный свет месяца пролился на мрачную поверхность воды и прервал нить моих приятных мыслей. Я поднял глаза на полную луну, которая с высоты лазоревого свода, сквозь черноватый флер ночи, посребряла лучами своими темно-зеленую картину дремлющей натуры, поглядел вокруг себя на все ночные предметы, кои образовали нечто подобное безмолвной вечности, поглощающей жизнь человеческую, вздохнул раз, другой, третий, и радостное чувство души моей переменилось вдруг на горестное уныние…
Список использованной литературы:
- Учебный справочник школьника, Москва 1999
- Л.Боева «Сентиментальная повесть Н.М. Карамзина. Проблемы стиля и жанра в русской литературе XIX века», Екатеринбург, 1994
- Л. Я. Гинзбург «О психологической прозе», М., Ин-трада, 1999.