Конспект урока "Сочинение по картине И.Н. Крамского «Русалки»" 6 класс

МБОУ «Семенниковская средняя общеобразовательная школа»
Ермаковский район
Красноярский край
Урок развития речи в 6 классе
Тема. Сочинение по картине
И.Н. Крамского «Русалки»
Автор: Попова Вера Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Конспект урока
Цели урока:
Обучающие:
определить роль и своеобразие картин пейзажа в повести Н.В. Гоголя «Майская
ночь, или Утопленница»;
показать мастерство писателя в изображении природы;
подготовить к написанию сочинения по картине;
Развивающие:
развивать культуру устной и письменной речи учащихся, творческое
воображение;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
Воспитательные:
создать эмоциональный настрой на уроке;
воспитывать эстетический вкус у учащихся;
воспитывать интерес к произведениям русской литературы и живописи;
побудить ребят к творчеству.
Домашняя подготовка учеников к уроку.
1. Прочитать повесть «Майская ночь, или Утопленница».
2. Найти в тексте описания природы.
3. Подготовить их выразительное чтение (Индивид. задания.)
Оборудование урока: презентация с репродукциями картин И.Н.Крамского
«Русалки», А. Куинджи «Украинская ночь», мультимедийный проектор, экран, тексты
повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», аудиозапись отрывка из
повести «Знаете ли вы украинскую ночь?», аудиозапись увертюры к опере Римского-
Корсакова «Майская ночь».
Методические приёмы: выразительное чтение, анализ пейзажных зарисовок, беседа
по вопросам, беседа по картине, работа с текстом повести, составление плана.
Ход урока
I. Организационный момент:
проверка готовности класса к уроку
эмоциональный настрой
II. Введение в тему, определение цели урока.
- Каждый год мы встречаемся с произведениями Н.В. Гоголя на уроках литературы,
открываем в них для себя что-то новое, интересное. Сегодня мы будем готовиться к
написанию сочинения по картине Ивана Николаевича Крамского на сюжет повести
Гоголя. С названием этой картины и её репродукцией познакомимся позднее. (1 слайд)
-Дома вы прочитали повесть «Майская ночь, или Утопленница», нашли в тексте
описания природы. Мы подробно рассмотрим картины пейзажа в этой повести,
определим, какую роль они играют, в чём их своеобразие, поговорим о мастерстве
писателя. Это будет важным подготовительным этапом в работе над сочинением. (2
слайд)
Ночь тишиною опустилась,
Под сень дерев сгустилась тьма.
Сияньем нежным озарилась
Краса - волшебница луна
Волшебный свет летит на землю
Тревожа сон, даря покой.
Мир отдан чуду в подчиненье
Благословляющей рукой.
Луна взглянула в гладь речную,
Украсив след свой серебром,
И вод прохладных дочь младую
Зовет покинуть сонный трон.
.
III. Подготовка учащихся к восприятию картины Крамского «Русалки». Анализ
картин пейзажа.
1.Выразительное чтение вступления повести.
«Звонкая песня лилась рекою по улицам села***. Было то время, когда утомлённые
дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в
блеске чистого вечера, выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с
уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая всё в
неопределённость и даль…»
- Так начинается одна из самых поэтических повестей Гоголя «Майская ночь, или
Утопленница».
-Ребята! Обратите внимание, что на важность и значимость описаний природы
указал сам писатель, назвав повесть «Майская ночь…»
2. Выразительное чтение описания ночи.
- Сейчас попробуем понять, почему мы можем так ярко представить лунную
майскую ночь. Приготовьтесь наслаждаться гоголевским словом, музыкой описания.
(Звучит аудиозапись отрывка под увертюру Римского-Корсакова) (3 слайд)
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в
нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался,
раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и
чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий.
Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса,
полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и
мрак вод их угрюмо заключен в темно зеленые стены садов. Девственные чащи
черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка
лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник ночной
ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит,
все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных
видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!
И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром
украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба… Как
очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при
месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены.
Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где где только светятся
узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой
поздний ужин.»
- Назовите предметы, которые вызывают восхищение Гоголя?
( Небесный свод, месяц, земля, леса, пруды, сады.)
- Назовите к ним эпитеты.
( земля в серебряном свете;
леса, полные мрака;
сады тёмно-зелёные;
толпы хат белеют и блестят при месяце;)
- Эпитеты нам точно передают световую палитру. Задумаемся, а почему «земля в
серебряном свете»?
( Месяц льёт серебряный свет.)
Природа не только явственно предстаёт перед нашим взором во всей своей
многокрасочности, природа дышит, движется.
Найдите глаголы, которыми пользуется писатель, показывая это.
( - «необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё
необъятнее; «горит и дышит»;
- воздух «движет океан благоуханий»;
- леса «кинули огромную тень от себя»;
- чащи черёмух и черешен «пугливо протянули свои корни в
ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и
негодуя»;
- ночной ветер «прекрасный ветреник» целует их;
- село, «как очарованное» дремлет;
-«толпы хат» блестят;
- месяц «посреди неба» «заслушался» соловья;)
- Как называется такой литературный приём? ( Олицетворение.)
Гоголь в своём описании передаёт ощущение того, что природа жива.
- Что ещё необычного в этом пейзаже?
армонично сливаются мир земной и небесный: месяц заслу-
шался соловья.)
- Что объединяет эти два мира? («Божественная ночь».)
- Задумаемся над вопросом, кто спрашивает нас: «Знаете ли вы украин-
скую ночь?» (Автор.)
- Найдите в отрывке слова, подтверждающие его присутствие, его
оценку описываемого им мира.
( «А на душе и необъятно, и чудно».)
3. Выразительное чтение описания пруда. (Индив. зад.)
- Кроме описания ночи в тексте встречается немало других пейзажных
зарисовок. Предание о сотниковой дочке и ведьме, которое рассказы-
вает Левко Ганне, обрамлено описанием пруда. (Чтение под музыку
Римского-Корсакова) (4 слайд)
«Как тихо колышется вода, будто дитя в люльке! продолжала Ганна, указывая
на пруд, угрюмо обставленный темным кленовым лесом и оплакиваемый вербами,
потопившими в нем жалобные свои ветви. Как бессильный старец, держал он в
холодных объятиях своих далекое, темное небо, обсыпая ледяными поцелуями
огненные звезды, которые тускло реяли среди теплого ночного воздуха, как бы
предчувствуя скорое появление блистательного царя ночи. Возле леса, на горе, дремал с
закрытыми ставнями старый деревянный дом; мох и дикая трава покрывали его крышу;
кудрявые яблони разрослись перед его окнами; лес, обнимая своею тенью, бросал на
него дикую мрачность; ореховая роща стлалась у подножия его и скатывалась к пруду».
- Какие художественно-выразительные средства использует Гоголь?
(Сравнения: вода колышется, как дитя в люльке;
пруд, как бессильный старец.
Олицетворения: пруд держал в объятиях небо, осыпал поцелуями
звёзды;
звёзды реяли, как бы предчувствуя;
лес обнимал дом и бросал на него мрачность;
дом дремал; и т. д.
Метафоры: царь ночи ( т. е. месяц).
Эпитеты: огненный месяц; холодные объятия; жалобные ветви и т. д. )
- Почему Гоголь использует приём олицетворения?
( Чтобы показать, что природа жива.)
- И опять мы видим, что природа для автора одушевлена, мир живой
и сказочный.
4. Выразительное чтение описания природы после легенды о панночке.
(Индив. зад.)
- Завершается легенда, и Гоголь вновь обращает внимание читателей на
мир природы. (Чтение.)
«Огромный огненный месяц величественно стал в это время вырезываться из
земли. Еще половина его была под землею, а уже весь мир исполнился какого-то
торжественного света. Пруд тронулся искрами. Тень от деревьев ясно стала отделяться
на темной зелени».
- Писатель умело работает со словом. Найдите необычные глаголы, которые он
использует.
( - месяц «стал вырезываться»;
- пруд « тронулся искрами».)
- Подумаем, почему легенда о ведьме и панночке дана в обрамлении
пруда? ( Мир людей и мир природы сливаются, они не могут
существовать оторвано друг от друга. Природа связывает
реальность и сказку.)
5. Выразительное чтение описания природы. ( Индив. зад.)
- Ещё одно описание природы вводит автор, когда Левко, утомлённый
проказами парубков, оказывается около пруда, незаметно для себя
засыпает и попадает в мир волшебной сказки. ( Мелодекламация) (5 слайд)
«...Ночь казалась перед ним еще блистательнее. Какое-то странное, упоительное
сияние примешалось к блеску месяца. Никогда еще не случалось ему видеть подобного.
Серебряный туман пал на окрестность. Запах от цветущих яблонь и ночных цветов
лился по всей земле. С изумлением глядел он в неподвижные воды пруда: старинный
господский дом, опрокинувшись вниз, виден был в нем чист и в каком то ясном
величии. Вместо мрачных ставней глядели веселые стеклянные окна и двери. Сквозь
чистые стекла мелькала позолота. И вот почудилось, будто окно отворилось. Притаивши
дух, не дрогнув и не спуская глаз с пруда, он, казалось, переселился в глубину его и
видит: наперед белый локоть выставился в окно, потом выглянула приветливая головка
с блестящими очами, тихо светившими сквозь темно русые волны волос, и оперлась на
локоть. И видит: она качает слегка головою, она машет, она усмехается… Сердце его
разом забилось… Вода задрожала, и окно закрылось снова. Тихо отошел он от пруда и
взглянул на дом: мрачные ставни были открыты; стекла сияли при месяце. «Вот как
мало нужно полагаться на людские толки, подумал он про себя. Дом новехонький;
краски живы, как будто сегодня он выкрашен. Тут живет кто нибудь», и молча
подошел он ближе, но все было в нем тихо. Сильно и звучно перекликались
блистательные песни соловьев, и когда они, казалось, умирали в томлении и неге,
слышался шелест и трещание кузнечиков или гудение болотной птицы, ударявшей
скользким носом своим в широкое водное зеркало».
- Что объединяет все описания, что общего вы заметили в них?
( Пейзаж здесь тот же: лес, пруд, месяц, раскаты соловья,
блистательная ночь.)
- Правильно, но незаметно осуществляется переход из мира реальности
в мир сновидений, сказки. Кто заметил, когда совершился этот
переход?
( Может быть, это произошло тогда, когда:
- упоительное сияние примешалось к блеску месяца;
- серебряный туман пал на окрестность.)
- Но эпитет « серебряный» уже использовал Гоголь в предыдущем
пейзаже. Помните, земля вся в серебряном свете. Почему вновь из
своей многообразной цветовой палитры писатель выбирает этот цвет.
огда Левко просыпается, он возвращается буквально в подлун-
ный мир: «Месяц, остановившийся над его головой, показывал
полночь…» То есть опять серебряный свет месяца оказывается
границей реального и вымышленного, земного и небесного.)
- С поэтического пейзажа «задумавшегося вечера», который «мечта-
тельно обнимал синее небо», начинается повесть.
В нём реальность тесно переплетена с вымыслом, фантастикой, с
миром легенд.
Завершается произведение на той же поэтической ноте.
6. Выразительное чтение последнего пейзажа. (Мелодекламация)
«Тут он приблизился к хате; окно было отперто; лучи месяца проходили чрез
него и падали на спящую перед ним Ганну; голова ее оперлась на руку; щеки тихо
горели; губы шевелились, неясно произнося его имя. «Спи, моя красавица! Приснись
тебе все, что есть лучшего на свете; но и то не будет лучше нашего пробуждения!»
Перекрестив ее, закрыл он окошко и тихонько удалился. И чрез несколько минут все
уже уснуло на селе; один только месяц так же блистательно и чудно плыл в необъятных
пустынях роскошного украинского неба. Так же торжественно дышало в вышине, и
ночь, божественная ночь, величественно догорала. Так же прекрасна была земля в
дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: все погрузилось в сон». (6
слайд)
- Для чего автор использует подобную рамочную композицию?
( Потому что природа в восприятии героев и автора одушевлена.
Она является связующим звеном между миром реальности и
миром сказки. Пейзаж обрамляет лирические сцены повести,
заключает действие в своеобразную рамочную композицию,
он наполняет поэзией характеры героев.)
- Мы убедились, что мир реальный и вымышленный тесно переплетены в
повести.
Связующим звеном становится мир природы и, может
быть, прежде всего, серебристое сияние месяца, которое освещает
землю.
- Что придают повести описания природы?
иризм и обаяние. Они обрамляют действие, являются красочным
фоном, образуют эмоциональный настрой произведения.)
7. Работа над образом панночки и образами русалок
-Легенда о панночке и ведьме распадается на две части: снача-
ла Левко рассказывает Ганне о гибели сотниковой дочки и превраще-
нии её в русалку, затем во сне Левко оказывается в мире этой легенды
и помогает панночке найти ведьму. (7 слайд)
- Какой увидел Левко панночку? (Блестящие очи, тёмно-русые волосы
длинные ресницы.)
- Как относится Левко к панночке? (Он сочувствует ей, жалеет её, по-
падает под обаяние её красоты, она напоминает ему Ганну.)
- Так же, как к дому Ганны, к сотникову дому подходит он с песней.
Мы убеждаемся, что сомнений в существовании русалок у Левко нет,
он верит в волшебное.
- Какими изображены русалки в повести? (Выраз. чтение.)
- Как автор подчёркивает их зыбкость, нереальность?
( Левко видит их в «тонком серебристом тумане»; они «лёгкие,
как будто тени»; они бледны; «тело их, как будто сваяно из
прозрачных облаков и светилось насквозь при серебряном
месяце».)
- Обратите внимание, серебряный свет месяца опять пронизывает,
соединяет волшебный и реальный мир!
- Как Левко догадался, что одна из русалок ведьма? ( Она не вписыва-
ется в этот мир гармонии, её не пронизывает своими серебряными
лучами месяц: «Тело её не так светилось, как у прочих: внутри его
виднелось что-то чёрное».)
III. Работа по картине.
1. Знакомство с репродукцией картины И. Н.Крамского «Русалки».
- Теперь пришло время познакомиться с картиной, которая называется
«Русалки». Вот такими представил русалок известный русский
художник Иван Николаевич Крамской на сюжет повести Гоголя.
2. Первичное рассматривание картины (8 слайд)
3. Беседа по картине и обмен впечатлениями.
- Чем заняты русалки?
- Какими их изобразил художник?
- Как показал их нереальность, зыбкость?
- Какой цвет является основным в картине? почему?
- С помощью каких красок художник создает впечатление лунной ночи?
- Есть ли общее в изображении русалок у писателя и художника?
-Какое впечатление производит картина?
- Какие чувства вызывает этот пейзаж?
4. Самостоятельное составление плана сочинения ( корректировка)
5. Итоговая беседа.
- Как можно начать своё сочинение, чтобы было красиво, не по шаблону?
( - Меня поразила картина Крамского…
- Художник Крамской удивительно точно изобразил русалок, как
я их и представляю…
- Очень загадочно, необычно Гоголь нарисовал русалок в своей
повести. Их словесное изображение совпадает с изображением
на картине…и т. д. )
- Не забывайте о художественно-выразительных средствах
языка, чтобы работы были интереснее, разнообразнее, красивее.
Умело работайте со словом, как это делал Гоголь. Постарайтесь
словами передать красоту и таинственность пейзажа.
6. Написание сочинения на черновик.
7. Зачитывание и редактирование написанного.
(Отметить удачные места, интересные находки)
IV. Подведение итогов урока
V. Дом. Задание: дописать сочинение и отредактировать.
Список литературы:
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. - М: «Вако», 2004
Гоголь Н.В. «Майская ночь, или Утопленница» - любые издания
Интернетресурсы: - аудиокнига отрывок
prochtu.ru/uslishu.php?avtor=7&kniga=28
- увертюра к опере «Майская ночь»
audiopoisk.com/track/no/mp3/rimskii-korsakov---uvertura-k-opere-maiskaa-no4/