Конспект урока "Романтизм М. Горького в рассказе «Макар Чудра»"
1
Тема урока: Романтизм М. Горького в рассказе «Макар Чудра»
Цели урока:
1.Предметные:
• формировать понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе
знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»;
• развивать умение анализировать произведения художественной литературы в
единстве формы и содержания;
2.Метапредметные:
●развивать умение учащихся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
●воспитывать самостоятельность мышления;
●формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение;
3.Личностные:
●развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах , социальной справедливости и
свободе.
Тип урока: урок художественного восприятия.
Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону.
Прямо иди. Может, и не загинешь даром.
Вот и все, сокол! М. Горький
Ход урока
Учитель: Вы на пороге взрослой жизни. А на взрослого человека жизнь в обществе
накладывает определённые обязанности. Дети - всегда носители определённых ценностей.
Переходя из одной общности в другую, из одного коллектива в другой, человек вносит
свои системы ценностей и требований в мир людей. Знаете ли вы о том, что каждый
поступок , каждое желание отражается на людях? Проверяете ли вы свои поступки
сознанием: не причиняю ли я зла, неприятностей, неудобств людям? Могу ли бескорыстно
делать добро? И сегодня очень современен неоромантизм, проповедовавший возвращение
в литературу реального героя, который сам делает выбор жизненного пути в пользу
героического подвига. Только от самого человека зависит , как он проживёт свою жизнь -
скучно, обыденно, неинтересно или ярко, возвышенно, красиво. И очень точно об этом
сказал М.Горький (эпиграф).
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
2
1. Какова наша сегодняшняя деятельность?
2. Каковы ваши ожидания от нашего разговора? (Использование приёма АМО)
II. Интеллектуальная разминка:
Дать толкование терминам:
1.Романтизм – особый вид мировоззрения; одновременно – художественное
направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и
немотивированный оптимизм классицизма.
2. Романтическая традиция - исторически сложившиеся , передаваемые из поколения в
поколение обычаи, порядки, правила поведения; Назвать представителей.
3. Основные черты романтизма:
- провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
- утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
- взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
- интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
- тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого,
комического и трагического, обыденного и необычного;
- мучительное переживание разлада с действительностью;
- отказ от обыденного;
- стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству,
недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он
отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще
всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают
его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со
стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.Поэтому столь большое
значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов,
основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и ее
красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает
неординарность характера героя.
Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными
обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического
художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому
идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от
романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и
окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.
4.Концепция романтизма;
III .Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически
подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
Учитель: Постарайтесь нарисовать портрет романтического героя, только сделайте это
без кисти и красок, а при помощи слов. Будут ли похожи на него Мцыри, Макар Чудра и
Лойко Зобар?
3
Вывод: Портреты могут быть разными, но вот сходство между героями действительно
поразительное. Каждый из них превыше всего на свете ценит свободу; к деньгам они
относятся так же, как Радда, как к последней ниточке , которая заставляет их хотя бы на
время соприкасаться с человеческим обществом.
IV.Усвоение новых знаний.
Задача: применять различные способы активизации мыслительной деятельности
учащихся, включать их в поисковую работу.
Работа в парах:
-Выявить признаки неоромантизма.
Учитель: определить особенности портрета Радды и Лойко. Каковы они?
-Каковы жизненные ценности героев легенды?
Лойко Зобар: «Разве он кого боялся!»; «У него не было заветного – нужно тебе его
сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо
было»; «С таким человеком ты и сам лучше становишься» (слова Макара Чудры о
Лойко); «…я свободный человек и буду жить так, как я хочу!»; «Она любит свою волю
больше меня, а я ее люблю больше своей воли...»
Радда: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю!
Вот волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя» В финале рассказа Макар Чудра
скептически выслушивает повествователя - автобиографического героя. В конце
произведения повествователь видит, как красавец Лойко Зобар и Радда, дочь старого
солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец
Лойко поравняться с гордой Раддой». В словах повествователя проявляется авторская
позиция – восхищение красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств,
понимание невозможности для романтического сознания бесплодности такого исхода
дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.
Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он
выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе. Но, в отличие от
других романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдём подробного
словесного портрета, единственное, на что обращает внимание автор – это усы Лойко, а о
Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.
Учитель:
-Какой конфликт лежит в основе легенды?
-Как он разрешается?
Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое он полагает
истинным: максималистское стремление к свободе. То же единственное начало,
доведенное до максимальной степени, воплощают и герои легенды, рассказанной им. Для
Лойко Зобара истинной ценностью тоже является свобода, открытость и доброта. Радда –
высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь.
Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных
чувства, доведенных романтиками до высшего своего выражения, не могут
примириться, ибо компромисс немыслим для романтического сознания.
Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживают
герои, может разрешиться лишь смертью обоих:
романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной
гордостью.
4
Согласен ли с ними герой-повествователь?
-Как выражена его позиция?
Учитель: Как создает Горький романтический характер? Роль пейзажа ?
Макар Чудра изображен на фоне романтического пейзажа: «С моря дул влажный
холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и
шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные,
желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней
ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь,
справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»
Пейзаж одушевлен, море и степь безграничны, подчеркивают безграничность
свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу
променять. Позиция главного героя очерчена уже в экспозиции, Макар Чудра рассуждает
о человеке, с его точки зрения, несвободном: «Смешные они, те твои люди. Сбились в
кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь
степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, - как только
родился, всю жизнь раб, и все тут!»
Учитель:
Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является
то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам
глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и
Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и
любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек,
достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой
собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является
наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого
автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не
слышим. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привл
екают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы
своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.
Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом
пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей
сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала
оно спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит “по степи задумчивую
мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”. Но вот начал
накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает
мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной
чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все
повествование о судьбе влюбленных. “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего.
Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как
свою душу, знает”.
Групповая работа: Я приглашаю к размышлению…
Цель: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в
группе на базе решения общей проблемы.
Проверка
Рефлексия: Вы определяете наше общество. Те, исторические события, которые
наполняют наши дни. Преодолеть сомнения можно лишь выстроив свой путь к истине.
Каков он у вас, после соприкосновения с судьбой героев М.Горького?
Задание. Проблемный вопрос. Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и
Радды, носит имя рассказчика – «Макар Чудра»?
Ответ. Сознание и характер Макара Чудры становятся главным предметом изображения.
Ради этого героя рассказ написан, и художественные средства, используемые автором,
нужны ему для того, чтобы показать героя во всей его сложности и противоречивости,
5
чтобы объяснить его силу и слабость. Макар Чудра находится в центре повествования и
получает максимальную возможность для самореализации. Писатель дает ему право
говорить о самом себе, свободно высказывая свои взгляды. Легенда, рассказанная им,
обладая художественной несомненной самостоятельностью, тем не менее служит в
первую очередь средством раскрытия образа главного героя, именем которого и названо
произведение.
Домашняя работа:
*Как называет сам Чудра своё повествование?
** Что нового появляется в характере романтического героя в произведении М. Горького?
*** Используя символы, изобразите свой путь к истине.
6
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс
- Сценарий "Читающая семья"
- Презентация "«И читая книгу природы...» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»"
- Внеклассное занятие "По следам оборванной песни..." 6 класс
- Презентация "Забелелся туман за рекой..."
- Конспект урока "Относительная частота случайного события" 9 класс