Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс

1
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой
«Реквием»
(Тема урока)
1.
ФИО (полностью)
Клыкова Елена Валентиновна
2.
Место работы
МБОУ СОШ 226 г. Заречный
Пензенской области
3.
Должность
Учитель русского языка и литературы
4.
Предмет
Литература
5.
Класс
11 класс
6.
Тема урока
Тема суда времени и исторической
памяти в поэме А.А. Ахматовой
«Реквием»
Цель урока
1. Личностный результат осознавать трагедию страны в эпоху
сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных
годах в истории страны, ценность демократического общества.
2. Метапредметный результат уметь анализировать текстовую
информацию, самостоятельно формулировать и решать
познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать
логические связи.
3. Предметный результат знать историю создания поэмы А. Ахматовой
«Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения,
связанные с особенностями повествования, видеть связь поэмы с
произведениями устного народного творчества, соотносить оценку
критиков с собственной оценкой, строить развёрнутое связное
высказывание.
Содержание этапа
1. Организационный момент
Цель этапа:
Создание рабочей обстановки на уроке, формулировка темы и цели.
Деятельность учителя
Сообщение темы урока.
2
Добрый день. Продолжая изучать творчество А.А. Ахматовой, сегодня
знакомимся ещё с одним её произведением поэмой «Реквием». Итак, тема
урока Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой
«Реквием». Попробуйте сформулировать цель урока.
Деятельность учащихся
Формулировка цели урока на основе объявленной темы.
Возможные ответы учащихся
Так как поэма называется «Реквием», в теме обозначены понятия «суд
времени», «историческая память», необходимо на примере
художественного текста показать большую значимость нравственных
ориентиров для человека, особенно в трагические годы
2. Проверка домашнего задания (выяснить значение слова «реквием» и
определить роль топонима Фонтанный Дом в жизни Ахматовой)
Цель этапа:
Проверка домашнего задания позволяет создать проблемную ситуацию на
уроке, что способствует повышению мотивации учащихся, повысить интерес
к личности А. Ахматовой, к событиям, описанным в поэме.
Деятельность учителя
Рассказ об истории создания и публикации поэмы «Реквием». Задание для
учащихся: Почему окончательный вариант названия поэмы «Реквием»?
Важно, чтобы учащиеся смогли понять широкий исторический, общественно
значимый аспект поэмы Ахматовой.
Над лирическим циклом «Реквием», который позднее Ахматова назовёт
поэмой, она работала в 1934-40 гг. и в начале 60-х гг. «Реквием» заучивался
наизусть людьми, которым Ахматова доверяла, а таких было не более
десяти. Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году Ахматова
передала поэму в редакцию «Нового мира». К этому времени поэма уже
имела широкое хождение среди читателей в самиздатовских списках
некоторых списках поэма носила конкурирующее название – «Фонтанный
дом»). Один из списков попал за границу и впервые был опубликован
отдельной книгой в 1963 году в Мюнхене.
С публикацией «Реквиема» творчество Ахматовой обретает новый
историко-литературный и общественный смысл.
Объясните, почему в окончательном варианте поэма носит название
«Реквием» (не «Requiem», не «Фонтанный Дом»)?
Деятельность учащихся
Деятельность учащихся основана на выполнении домашнего задания
работа со словарём, со справочной литературой.
Возможные ответы учащихся
Реквием католическое богослужение по умершим, а также траурное
музыкальное произведение. Ахматова нередко называет поэму по латыни
«Requiem».
3
Латинский текст: «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Вечный покой
даруй им, Господи!»)
Фонтанный Дом так называлась усадьба графа Шереметева (чтобы
отличать её от других петербургских), это место жительства Ахматовой
в Ленинграде. Сейчас это дом-музей Ахматовой. Фонтанный Дом
воспринимался современниками не как реальное место обитания Ахматовой,
а как образ, непосредственно связанный с её поэзией. Это понятие не
столько географическое, сколько поэтическое. Вероятно, использовался как
символ творчества для поэтессы. Здесь был написан «Реквием».
Латинское название поэмы могло вызвать литературные и музыкальные
ассоциации («Реквием» Моцарта, «Моцарт и Сальери» Пушкина).
Очевидно, в названии «Фонтанный Дом» было бы очень много личного, а
значит, неясного для читателя. В латинском варианте много
отстранённости. Русский вариант, не нарушая широких культурных
ассоциаций, содержит в себе обобщение, символ Смерти и Памяти.
Эпиграф к поэме был дописан в 1961 году. Таким образом, содержание
поэмы нельзя сводить к личной трагедии, это «народная» поэма,
историческая.
Деятельность учителя
В случае, если класс не смог дома найти информацию, предлагается в классе
поработать со словарём определить значение слова «реквием», вспомнить
материал предыдущих уроков о жизни Ахматовой, где указывалось место её
жительства в Ленинграде – Фонтанный Дом.
3. Изучение нового учебного материала.
Цель этапа:
Развитие навыков анализа поэтического текста.
Деятельность учащихся
Изучение поэмы Ахматовой предлагается учащимся осуществить в группах.
Рассмотреть, в каких главах наиболее остро звучит проблема исторической
памяти и суда времени главах, написанных от лица матери, от лица
историка, от лица поэта). Подумать, зачем автору понадобилось такое
многоголосие. Какие литературные традиции продолжает Ахматова в своей
поэме. Решить проблему: на самом ли деле, по словам А.И. Солженицына
«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына»?
На данном этапе уроке во время работы с текстом формируется читательская
компетенция учащихся (умение выбирать материал, соответствующий
задачам, анализировать, выделять главное). Кроме того, работая в группах,
учащиеся общаются между собой, обрабатывая информацию, доносят её до
каждого члена группы (формирование коммуникативной компетенции
учащихся).
4
Для более успешного выполнения задания учащимся предлагается заносить
результаты наблюдений в тетрадь.
Каждой группе предлагаются опорные вопросы.
1 группа
Голос поэта
В каких главах слышится голос поэта?
Чьи традиции продолжает А. Ахматова, говоря о роли поэта в жизни
общества?
Как названо место и время в этих главах? Почему опосредованно?
Какие общекультурные образы появляются в этих главах? Какова роль этих
образов?
Возможный вариант ответа группы
Гневный голос поэта страдающего гражданина своей страны слышится
в шести главах поэмы. Ахматова, продолжая пушкинскую традицию (роль
поэта «глаголом жечь сердца людей»), уже в эпиграфе заявляет о своей
позиции «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью,
был». Ахматова не называет в эпиграфе точного места и времени «я была
тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». «Тогда» «в
страшные годы ежовщины», «там» - в лагере, за колючей проволокой, в
ссылке, в тюрьме значит вместе; не говорит «на родине» - создаёт образ
через отрицание «не под чуждым небосводом».
«Вместо предисловия» - это своего рода завещание поэту, наказ
«написать». Завещание потому что все стоящие в этой очереди
отчаялись, живут в своём мире страха. И только поэт, разделяя судьбу
народа, может громко заявить о происходящем. Эта часть поэмы идейно
перекликается с пушкинскими строчками: «Тогда стоящая за мной
женщина спросила меня на ухо:
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.» Правдиво отражать реалии жизни, даже в ситуации, когда люди
боятся об этом говорить – вот задача поэта.
Голос поэта вновь услышан читателем в 3 и 4 главах: «Нет, это не я, это
кто-то другой страдает. Я бы так не могла.»
Этот голос, описывающий события словно «со стороны», зазвучит в 10
главе, которая является поэтической метафорой: поэт, увидев как бы со
стороны, передаёт всю трагедию, происходящую с Матерью. Каждая из
матерей, потерявших сына, подобна Богоматери, и нет таких слов,
которые способны передать её состояние, ощущение ею вины, её бессилие
при виде страданий и смерти сына. Поэтическая параллель продолжается:
если Иисус погиб, искупая все грехи человечества, то за что погибает сын,
чьи грехи он должен искупить? Не палачей ли своих? Богоматерь уже много
веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребёнка, и любая мать,
теряющая сына, степенью своей боли близка к ней.
5
И в «Эпилоге» 1 его части) мать вновь уступает поэту право
повествовать: «И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со
мною и в лютый холод, и в июльский зной под красною, ослепшею стеною.»
что-то изменить сложно – остаётся только молиться.
Вторая группа
Голос матери
В каких главах мы слышим голос матери?
Какова жанровая особенность глав, написанных от лица матери?
Какую лексическую особенность глав можете отметить?
Какие литературные ассоциации можете назвать?
Возможный вариант ответа группы:
Голос матери слышится в семи главах (1,2, 5-9). Этот рассказ о
прошедшем, о своей судьбе, о судьбе сына монотонный, как молитва,
напоминает причитание или плач: «Буду я, как стрелецкие жёнки, под
кремлёвскими башнями выть» (написан в соответствии с традициями
фольклорных жанров: обилие повторов тому подтверждение: «тихо» -
«тихий», «жёлтый месяц» - «жёлтый месяц», «входит» - «входит», «эта
женщина» - «эта женщина»; появление образов реки, месяца). Приговор
судьбы уже осознан: безумие и смерть как высшее счастье воспринимаются
и спасение от ужаса жизни. Природные силы предрекают тот же самый
итог.
Каждая из глав монолога матери становится всё более трагичной.
Особенно поражает лаконизм девятой: смерть не приходит, память жива.
Она становится главным врагом: «Надо память до конца убить». И на
помощь не приходят ни поэт, ни историк горе матери очень личное, она
страдает одна.
Третья группа
Голос историка
Как представлена эпоха, описываемая историком? В каких главах?
Какие реалии подчёркивают достоверность описываемых событий?
Возможный вариант ответа группы
Исторические реалии растворены во многих главах. Когда всё происходит?
«В страшные годы ежовщины». Где? «Там, где мой народ, к несчастью,
был» - в России, в Ленинграде. Непосредственно голос историка слышен в
двух главах – во «Вступлении» и во второй части «Эпилога».
Эпоха, в которую суждено страдать народу, описана достаточно образно и
зримо, очень жёстко: «… безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами
и под шинами «чёрных марусь»». Кто жертва? Весь народ, «осуждённых
полки». Кто палач? Он только однажды назван: «Кидался в ноги палачу».
Он один. Зато есть его помощники, разъезжающие на «чёрных марусях». Их
определяет только одна деталь «верх шапки голубой». Поскольку они
нелюди, о них больше нечего сказать. Палач не назван, но ясно: он Хозяин
страны.
6
В последней главе представлена история истерзанной души народа: одна
половина его в тюрьмах это мужья и сыновья, другая половина в
тюремных очередях, это матери и жёны. В этой очереди вся Россия.
В последней главе голос поэта и историка подавляется женским криком
воем. С ним слит голос матери. Как наказать палача? Тоже стать
палачом? На помощь нужно призвать память. Она единственный союзник
историка.
Результат наблюдения всех групп может быть следующим:
В поэме заметно противоречие: мать мечтает о забвении это
единственная возможность перестать страдать, поэт и историк
призывают память на помощь без неё нельзя сохранить верность
прошлому ради будущего.
4. Закрепление учебного материала
Цель этапа:
Закрепление материала, формирование ценностно-смысловых компетенций.
Учащимся предлагается сделать вывод на основе проведённых наблюдений,
высказать своё согласие или несогласие со словами А.И. Солженицына.
Ответ мотивировать.
В каких главах наиболее остро звучит проблема исторической памяти и суда
времени главах, написанных от лица матери, от лица историка, от лица
поэта). Зачем автору понадобилось такое многоголосие? Какие литературные
традиции продолжает Ахматова в своей поэме? Решить проблему: на самом
ли деле, по словам А.И. Солженицына «Это была трагедия народа, а у вас
только трагедия матери и сына»?
Возможно, учащимся сложно будет однозначно ответить: чей «голос» в
поэме является определяющим, и этот факт лишний раз доказывает: поэма не
о личной трагедии женщины, как утверждает А..И. Солженицын. Поэма о
трагедии всего народа. И решалась она в соответствии с традициями
литературы (перекличка с поэзией Пушкина, с устным народным
творчеством). Память является определяющим фактором.
Две тысячи лет назад народ осудил на казнь сына Божьего, предав его. А
теперь весь народ, предавая друг друга, спешит казнить. По сути палачи
сами люди. Они молчат, они терпят, они страдают, они предают. Поэт
описывает происходящее, испытывая чувство вины за народ.
Слова «Реквиема» обращены ко всем согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто
сидел. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по
объёму поэме показана горькая страница жизни народа. Три голоса,
звучащие в ней, сплетаются с голосами целого поколения, всего народа.
Автобиографическая линия только делает картины всеобщей глобальной
более проникновенными и личными.
5. Задание на дом
7
Цель этапа:
Актуализировать знания учащихся по ранее изученному материалу,
соотнести рассмотренный на уроке материал с заданиями ЕГЭ по русскому
языку и литературе.
Учащимся предлагается вспомнить произведения русской литературы,
поднимающие ту же проблему, что и поэма А.А. Ахматовой «Реквием»,
прокомментировать эту проблему, объяснить её актуальность.