Вечер "Поэзия русского романса"

Музыке нужна душа,
а у русского она есть;
Доказательство
наши народные песни.
Художественно оформление вечера: Гонекер Т. А.
Музыкальное сопровождение вечера: Панчук О. С.
Автор-составитель: Фаткулина Е. В.
Вечер «Поэзия русского романса»
Цель: расширить знания о романсе, воспитать любовь к русской поэзии, к музыке.
Оформление: панно с изображением летнего сада, скамья, увешанная платком-
шалью, вазоны с цветами, мультио-медио проектор и сделанная к нему презентация.
Перед началом вечера звучат романсы.
Первый ведущий (под музыку). Русский романс любим многими людьми. Тонко
передавая интимные чувства автора, он волнует и заставляет сопереживать
слушателей. Текст многих романсов написан известными русскими поэтами.
Второй ведущий. Поэт А.Н. Майков, живший в XIX в., подметил: в каждом стихо-
творении есть музыка, а в каждом музыкальном произведении — своя поэзия.
Послушайте, как он выразил эту мысль в стихотворении «Октава».
Пусть говорят: поэзия — мечта, горячки сердца бред ничтожный,
Что мир есть мир пустой и ложный, и бледный вымысел красота.
Пусть так! Но в полдень листьев шепот так полон тайны,
Шум ручья так сладкозвучен, моря ропот глубокомыслен,
Солнце дня с такой любовию приемлет пучина моря,
Лунный лик так сокровен, что сердце внемлет во всем таинственный язык;
И мы невольно сим явленьям даруем жизни красоты,
И этим милым заблужденьям и верим, и не верим мы!
Гармонии стиха божественные тайны не
думай разгадать по книгам мудрецов;
У брега сонных вод, один бродя случайно,
прислушайся душой к шептанью
Тростников, дубравы говору: их звук
необычайный прочувствуй и пойми...
В созвучии стихов невольно с уст твоих
размерные октавы польются,
Звучные, как музыка дубравы.
Звучит романс «Утро туманное...» в исполнении учителя географии Левасевич Л. А.
(На экране проецируются картины природы)
Первый ведущий. Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII —
XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр—романс.
Слово «романс» происходит от испанского «романсе», что значит «романский», т. е.
исполняемый на «романском» (испанском) языке. Романс — это небольшое
стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в
сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары. В книге Б.В. Афа-
насьева «Путеводитель по концертам» сказано: «Романс — усложненный вид «комнат-
ной», «домашней», салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в
отношении передачи... лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с
лирической поэзией».
В Испании выходили сборники романсов, которые назывались «Романсеро».
В романсах красивые, плавные мелодии, лирические, проникновенные слова,
которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделенном
чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине — словом, о
том, что близко и понятно каждому человеку.
Они уносят дух — властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
но я тоски не властен утолить:
Душа безумная томится и желает —
и петь, и плакать, и любить.
(В.И. К р а с о в . «Звуки», 1835 г.)
Второй ведущий. А знаете ли Вы, что в Испании певца, исполняющего песни и
романсы называли трубадур, а музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого
исполнялись романсы в придворных кругах Испании назывался виуэла.
Исполняется романс «Соловей» (сл. АА. Дельвига, муз. АА. Алябьева.)
Первый ведуший. Первые русские романсы сочинялись не только композиторами,
но и певцами-любителями. Они имели сходство с русской народной песней. Иногда
мелодию народной песни приспосабливали к какому-нибудь известному
стихотворению, и тогда песня начинала новую жизнь.
Второй ведущий. Цыгане, не имея красивых лирических текстов песен, стали петь
произведения русских авторов и делали это так мастерски, что слушатели
воспринимали их как цыганские романсы.
Звучит роман «Бубунцы» в исполнении солистки ВИА «Вариант» Гузенковой
Екатерины.
Первый ведущий. Среди создателей романсов — выдающиеся русские композито-
ры: Алябьев, Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Мусоргский, Гурилев, Варламов,
Чайковский, Рахманинов и другие. Они ощущали значимость и силу русской народной
песни и находили неиссякаемый источник творчества в ней и произведениях многих
русских поэтов.
Звучит романс «Утомленные солнцем» в исполнении солистов ВИА «Вариант»
Второй ведущий. Судьба многих известных романсов необычна. Они были
созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов.
Наши знатоки расскажут о рождении некоторых романсов. Осенью 1825 г.
Александр Сергеевич Пушкин находился в своем селе Михайловском Псковской
губернии в ссылке. Здесь он испытал незабываемые минуты счастья и творческого
вдохновения. Когда-то, еще в 1819 г., в Петербурге поэт встретил на балу у Олениных
девятнадцатилетнюю красавицу Анну Керн. Когда бал окончился и гости
разъезжались, влюбленный Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз, чтобы
проводить Керн, и стоял на крыльце, пока она не уехала. С тех пор А.С. Пушкин и
А.П. Керн больше не виделись. И велика была радость поэта, когда у своих друзей
Осиповых, соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн, такую же
обаятельную и красивую. Они вспоминали Петербург, юношеские годы. На
следующий день Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить
Керн и передал ей недавно напечатанную главу романа «Евгений Онегин». Между
страницами был вложен небольшой листок со стихами «Я помню чудное
мгновенье...», посвященными АЛ. Керн.
Ученик читает стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...».
На экран проецируется портрет М.И. Глинки.
Первый ведущий. Прошло почти 15 лет. В марте 1839 г. композитор М.И. Глинка,
удрученный разладами в своей семье, часто навещает свою сестру Марию Ивановну
Стунееву в Смольном монастыре, где управляющим работал ее муж Дмитрий
Степанович. Там композитор встретил молодую девушку. Это была дочь Анны
Петровны Керн — Екатерина Ермолаевна. М.И. Глинку поразила ее печальная
задумчивость, созвучная его настроению. С этой встречи началось его увлечение
Екатериной Ермолаевной. Однажды композитор обратился к А.П. Керн и попросил
текст стихотворения А.С. Пушкина, посвященного ей. Он написал романс «Я помню
чудное мгновенье...», в котором выразил чувства, владевшие поэтом.
Звучит в грамзаписи этот романс.
На экран проецируется портрет М.Ю. Лермонтова.
Второй ведущий. Среди стихотворений М. Ю.Лермонтова можно встретить
несколько, озаглавленных буквами: «К Н.», «К Н.И.», «К Н.Ф.И.». Все это стихи о
любви. Литературоведы долго не могли понять, к кому они обращены, кто скрывается
за этими инициалами. Загадку «Н.Ф.И.» раскрыл Ираклий Андронников: стихи
посвящены Наталье Федоровне Ивановой. Она была дочерью московского литератора.
Первые стихи, адресованные Наталье Федоровне, были полны восхищения ею, но со
временем в них стала звучать мысль о непостоянстве любимой. А произошло вот что.
Пять дней провел М.Ю. Лермонтов в гостях на даче у Ивановых. Здесь он узнал о том,
что его любимая выходит замуж за другого. Вернувшись,, он пишет другу: «..Л теперь
сумасшедший совсем... болен, расстроен, глаза каждую минуту мокры...» Поэт тяжело
переживал замужество Н.Ф. Ивановой. Обида, разочарование звучат в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Мне грустно...». Его положил на музыку композитор А.С.
Даргомыжский.
Звучит в грамзаписи этот романс.
На экран проецируется портрет Ф.И. Тютчева.
Первый ведущий. На стихи Ф.И.Тютчева создано много красивых, лирических
романсов.
В 1823 г. поэт находится на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он
знакомится с шестнадцатилетней Амалией фон Лерхенфельд, внебрачной дочерью
прусского короля Фридриха-Вильгельма III. Она была побочной сестрой другой
дочери этого короля — русской императрицы Александры Федоровны, супруги
Николая I. Ф.И. Тютчев влюбляется в юную красавицу. В 1824 г. он написал стихо-
творение «Твой милый взор, невинной страсти полный...», посвященное Амалии. В
нем есть строки:
Как жизни ключ, в душевной глубине
Твой взор живет и будет жить во мне;
Он нужен ей, как небо и дыханье...
В 1825 г. поэт уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия, чьи портреты
висели в галерее европейских красавиц у баварского короля Людвига I, чьей красотой
и обаянием восхищались Г. Гейне, А.С. Пушкин и царь Николай I, выходит замуж за
сослуживца Ф.И. Тютчева — А.С. Круденера. Поэт по-прежнему любит ее и всю свою
жизнь будет дружен с ней. В 1870 г. в немецком курортном городе Карлсбаде
произойдет встреча Ф.И. Тютчева и Амалии Круденер. После этой встречи поэт
написал стихотворение «Я встретил вас...». Положенное на музыку, оно стало
популярным романсом.
Звучит в грамзаписи этот романс.
Второй ведущий.О романсе можно говорить ещё долго, находя все новые
открытия и удачи композиторов и исполнителей. Но как хорошо, что в течении этого
часа мы прикоснулись к этому высокому виду искусства. Благодарим всех, кто помог
нам провести этот вечер. До новых встреч!
Звучит роман «Только раз бывают в жизни встречи» в исполнении солистки
ВИА «Вариант» Гузенковой Екатерины.