Литературная гостинная "Любить, мечтать и верить… (посвященная жизни и творчеству А.С. Грина)"

Любить, мечтать и верить
Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А. С. Грина
Цели:
Познакомить учащихся с краткой биографией А. Грина и его книгой «Алые паруса»;
развивать устную речь учащихся, логическое и образное мышление, духовно-
нравственное воспитание учащихся посредством слова.
Оборудование:
аудиозапись морского прибоя,
электронная презентация
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Читаю отрывок из повести «Алые паруса» (глава 7) под аудиозапись морского прибоя:
«Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно
повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами,
расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок... Воздушный
напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз.
Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых,
плавно двинутых парусов - цвета глубокой радости».
Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство,
словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского
ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врываются в комнату. То же случается, когда мы
открываем книгу Александра Степановича Грина.
Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и
полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное несбыточное возможно.
В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного. Это
мир маленького Грэя, который превращается в смелого капитана со странной летящей
душой. Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье.
«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на
любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все
снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Даниил Гранин.
Книгами Грина зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют любить, мечтать и
верить. Именно так мы назвали сегодняшнюю встречу в литературной гостиной с
удивительным миром Александра Грина и героями его повести «Алые паруса».
2. ЖИЗНЬ ПИСАТЕЛЯ
УЧИТЕЛЬ: Имя Александра Степановича Грина по сей день окружено пестрым венком
причудливых и достаточно нелепых легенд. О нем не расскажешь одним словом. Жизнь
его похожа на феерию (скорее необычную, нежели праздничную) Это был человек со
своим, ни на кого не похожим умением видеть и понимать мир: хорошее и дурное
переплелось в нем причудливо. Больше всего он любил и ценил в человеке живую душу.
Грин прожил тяжелую жизнь.
Рассказывают учащиеся.
ПЕРВЫЙ: Писатель Александр Степанович Гриневский (Грин - литературный псевдоним)
родился 5 сентября (совр.ст.) 1880 года в уездном городке Вятской губернии. В 1930 году
50-летний Грин за два года до смерти рассказывает о своей жизни в “Автобиографической
повести”, фрагментами которой мы воспользуемся.
ВТОРОЙ: "Я начал мечтать о жизни приключений с восьми лет ...... Я читал бессистемно,
безудержно, запоем. ... По истории, закону Божию и географии у меня были отметки 5, 5- ,
5+, но по предметам, требующим не памяти и воображения, но логики и
сообразительности, - двойки и единицы. ... Дома меня ставили в угол, иногда били. ... Моя
мать скончалась от чахотки в 37 лет; мне было тогда 13 лет. Отец женился вторично на
вдове псаломщика. ... Отец сильно и часто пил. ... У меня почти не было приятелей. ...
Охоту я страстно любил. Я хаживал с ружьем далеко, на озера и в лес, и часто ночевал в
лесу у костра. В охоте мне нравился элемент игры, случайности. ... Время от времени мне
удавалось зарабатывать немного денег. С 12 лет я пристрасти лея к переплетному
мастерству, ... подрабатывал перепиской ролей для театральной группы. ...
ПЕРВЫЙ: Иногда я писал стихи; никогда не получал ответа от редакции. Стихи были о
безнадежности, беспросветности, разбитых мечтах и одиночестве.
Я начал недурно рисовать с семи лет, и мои отметки по рисованию всегда были 4 и 5; ... два
раза я сделал акварелью цветы, второй рисунок - водяную лилию - я увез с собой в Одессу.
... В городском училище был на плохом счету, как озорник.
ВТОРОЙ: В июне 1896 года (Грину 16 лет) отец дал мне 25 рублей на дорогу... (Грин ушел
из дома, собираясь стать моряком).
(Приехав в Одессу, Грин останавливается в Афонском подворье). ...
(Грин познал голод; от малокровия и плохого питания на его ногах появились язвы).
В конце августа мне, наконец, повезло. (Грин становится учеником на пароходе “Платон”).
(Грину нечем заплатить за обучение, но он уговаривает старшего помощника капитана
парохода взять его на второй рейс).
.. очень жалел, что перед первым отплытием продал одному матросу свое байковое
одеяло только для того, чтобы купить одну из прекрасных фарфоровых китайских чашек.
... Надо мной смеялись: “Ну, зачем тебе чашка?Но я не мог объяснить им то, что плохо
понимал в себе сам: жажду красивых вещей.
ПЕРВЫЙ: (В городской одесской больнице - “ужасной больнице” - Грин залечивает язвы
ног) ... по выходе из больницы мне ничего другого не оставалось, как влачить голодное
существование. (Грин ютится в ночлежном доме. С радостью он соглашается за крохотное
жалование поступить матросом и поваром на судно “Святой Николай”).
... Хозяева помыкали мной, как собакой. ... Я почти не спал. Херсоне Грин отказывается
“служить такую собачью службу” и садится без билета на пароход, идущий в Одессу. ...
Здесь он начинает работать маркировщиком в складах).
... Я обнаружил пропажу моей драгоценности - китайской чашки. ... Весной мне удалось
совершить рейс в Александрию матросом, но на обратном пути меня сняли с работы, и я
окончил путь пассажиром. ... Потом работал на погрузке угля, часто, не имея пристанища,
ночевал в порту. ... Всё было продано мной - даже ...краски, которыми хотел я рисовать на
берегах Ганга цветы джунглей. ... Меня потянуло домой.
(Вятка. В течение года, до июля 1898 года, Грин служит писцом в местной канцелярии,
потом банщиком...)
ВТОРОЙ: …Но не было в жизни мне ни места, ни занятия. И я решил искать счастья на
стороне - подальше от унылой, чопорной Вятки с ее догматом: “быть, как все”. ... Я
отправился в Баку. Пока было тепло, я ночевал, где придется, в пустых котлах, лежащих
возле заводов, на пристани, под опрокинутыми лодками или просто где-нибудь под
забором. С наступлением холодных ночей я отправился в ночлежный дом. ... Двор
неимоверно вонял, посреди него без всякого прикрытия устроены были над залитой
асфальтом ямой цементные дыры для нечистот. ... Хроническое голодание вело к тому, что,
заработав где-нибудь 80 копеек, я не удерживался и проедал их. ... Попытки найти место
матроса оканчивались неудачно: уж очень я был оборван и грязен. К зиме я совсем отупел,
продрог, потерял всякую охоту спастись. Я подолгу сидел в харчевнях, ожидая, не оставит
ли кто объедки... Зимой я заболел малярией. Лихорадка мучила меня через день.
ПЕРВЫЙ: (Некоторое время Грин работает на рыбном промысле, затем в пекарне, потом
развозит мясо и хлеб в казармы, работает землекопом, матросом на пароходе, и вновь
возвращается в Вятку).
В феврале 1900 года (Грину 19 лет) я решил отправиться на Уральские золотые прииски. ...
Шуваловские прииски представляли собой скопление изб, казарм, шахт… Здесь работало
несколько тысяч человек, не считая “старателей”. ... От сырой грязи мои валенки
развалились; я надел лапти.
Шел слух, что на лесных заводских рубках можно хорошо заработать… В середине апреля
я отправился в Пашийский завод.
... В Пашийском заводе я был послан рубить дрова. Мальчиком я стремился к дикой жизни
в лесу, а теперь, еще не понимая, чувствовал, как такая жизнь, в сущности, мне чужда.
Кроме того, у меня не было будущего. Босяк - лесной бродяга... ЧУЖОЙ ЗДЕСЬ И
ЧУЖОЙ ТАМ.
"По возвращении с Урала, ... оставшись вновь без работы, Грин решился пойти
добровольцем в солдаты. ... В армии Грин познакомился с эсерами, посещал занятия на
конспиративных квартирах, разбрасывал во дворе казармы эсеровские листовки В ноябре
1902 года Грин бежал из батальона и перешел на нелегальное положение. ...
...Я был арестован 11 ноября 1903 года. Вышел из тюрьмы по амнистии 20 октября 1905
года. ... Свобода, которой я хотел так страстно, несколько дней держала меня в угнетенном
состоянии. Всё вокруг было как бы неполной, ненастоящей действительностью. Одно
время я думал, что начинаю сходить с ума. Так глубоко вошла в меня тюрьма! ТАК
ДОЛГО Я БЫЛ БОЛЕН ТЮРЬМОЙ...”
Столь значительными словами оканчивает Грин свою “Автобиографическую повесть”.
События жизни после 1905 года до 1931 года вовсе никак не отражены самим писателем.
ВТОРОЙ: Из статьи В. Вихрова:
"…после освобождения из севастопольского каземата Грин уезжает в Петербург и там
вскоре опять попадает в тюрьму. ... Спустя несколько лет, в 1910 году 27 июля Грин
отправлен в ссылку в Архангельскую губернию, где находится до 15 мая 1912 года. Первая
книга рассказов Грина выходит в Петербурге в 1908 году (Грину 28 лег). В 1914 году Грин
писал редактору журнала, где он печатал свои рассказы: “Мне трудно. Нехотя, против
воли, признают меня российские журналы и критики; ЧУЖД Я ИМ, СТРАНЕН,
НЕПРИВЫЧЕН..."
В 1919 году его, тогда уже известного литератора, призвали в Красную армию, где он
пробыл до весны 1920 года, изрядно хлебнув горя и бедствий: физическое истощение,
туберкулез, сыпной тиф.
С 1921 по 1924 год Грин живет в Петербурге...
В 1924 году Грин едет в Крым (со второй женой), к морю, живет в Севастополе, Ялте, а в
мае 1924 года поселяется в Феодосии.
В ноябре 1930 года, уже больной, Грин переезжает в Старый Крым. 8 июля 1932 года в
возрасте пятидесяти двух лет Александр Степанович Грин умирает".
3. ТВОРЧЕСТВО. «АЛЫЕ ПАРУСА» - «Живая мечта»
УЧИТЕЛЬ: В обстоятельствах крайне стесненных, в трудах, в голоде, в болезни, Александр
Грин не просто выжил и выстоял, но приобрел бесценное богатство - доброе сердце!
Он оставил людям произведения, свидетельствующие о Светлой Силе Любви, создал в
своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых
зарослей и солнца, землю, не нанесенную на карту, - Гринляндию, и удивительные
события, от которых кружится голова. Грин говорил, что «вся земля, со всем, что на ней
есть, дана нам для жизни всюду, где она есть».
Мечтами об «ослепительном случае и радости полны все рассказы Грина, но больше всего -
его повесть «Алые паруса». Эту пленительную и сказочную книгу Грин обдумывал и начал
писать в Петрограде в 1916 году, когда после сыпняка он бродил по обледенелому городу и
искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей.
УЧАЩИЙСЯ: В наброске под названием «Размышления над «Красными парусами»
(предполагаемый вариант назывался «Красные паруса»). Грин писал: «Я остановился у
окна и заметил, что выставка украсилась несколькими новыми игрушками, среди которых
выделялся отлично смастеренный бот с правильно сидящим красным крылообразным
парусом. Игрушку, видимо, делал человек опытный в морском деле. Цвет вина, роз, зари,
рубина и маленьких мандаринов..., цвет этот в многочисленных оттенках своих - всегда
весел и точен. Приближение, возвещение радости - вот первое, что я представил себе.
Необычная форма возвещения указывала на необычные обстоятельства, в которых
должно было свершиться нечто решительное...» Так зарождался замысел необычной
повести Грина - «пленительной сказки русской литературы». "Живая мечта", - назвал А.С.
Грин рукопись феерии “Алые паруса”. Грин вынашивал эту повесть пять лет. Вчерне она
была завершена в 1920 году, а впервые напечатана в 1923.
УЧИТЕЛЬ: В 1921 году Грин женился на Нине Мироновой. Она стала его надежным и
верным другом до конца. Именно ей посвящается книга «Алые паруса». Точнее, Женщине
в ее лице, трепетное и почти святое отношение к которой писатель пронес через всю свою
жизнь.
УЧАЩИЙСЯ: Грин назвал свою повесть феерией. Слово «феерия» происходит от
французского «feerie», что, в свою очередь, берет начало в коротком «fee», что означает
«фея или волшебница». Сама же феерия определяется как цирковое, эстрадное или
театральное представление, в котором используются яркие декорации и костюмы,
множество сценических эффектов, но, главное, фантастический сюжет. В переносном
значении феерия означает сказочное, волшебное зрелище.
УЧИТЕЛЬ: «Алые паруса» - это сказка о воплощённой в жизнь мечте, о том, как добрая
воля человека превратила мечта о счастье в счастье реальное. Александр Грин был
убежден, что мечта может иметь только один цвет - алый. Гордый, «совершенно чистый,
как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности» цвет.
Но в сюжете «Алых парусов» нет ничего сказочного, ничего волшебного. Все здесь —
быль. Все высокое, прекрасное, все, что порою кажется несбыточным, «по существу так же
сбыточно и возможно, как загородная прогулка».
УЧАЩИЙСЯ: Действие этой феерии происходит в сказочной деревне Каперна, вблизи
столь же сказочного города Лисс. Лисс, Зурбаган, Каперна - все эти не существующие в
действительности рождённые воображением автора места, не раз повторяются в
произведениях Грина.
В Каперне, маленьком поселке возле моря, жила со своим отцом Лонгреном девочка
Ассоль («имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской
раковины»), Лонгрен, бывший моряк, потерял жену после родов и остался на суше,
воспитывая дочь и зарабатывая на проживание, мастеря игрушки.
Однажды Ассоль встретила загадочного волшебника (Эгля, который, на самом деле, был
известным собирателем песен, легенд, преданий и сказок), и он поведал ей красивую
историю-предсказание, пообещав, что та непременно сбудется.
Инсценировка: Девушка и юноша в роли Ассоль и волшебника Эгля.
Эгль: «Слушай, Ассоль, внимательно! я был в той деревне, откуда ты идёшь. Я люблю
песни, сказки, и я просидел в деревне целый день, стараясь услышать что-нибудь
интересное. Но у вас не рассказывают сказок. И не поют песен...
Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго.
Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый
парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к
тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль... Корабль подойдет величественно к
самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах,
поплывет от него быстрая лодка... Тогда ты увидишь храброго красивого принца: он будет
стоять и протягивать к тебе руки «Здравствуй, Ассоль! скажет он. Далеко-далеко
отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти в своё царство. Ты будешь там жить
со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, чего только ты пожелаешь; жить с
тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он
посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну,
где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом
Ассоль: Это... всё мне? Может быть, он уже пришёл, тот корабль?
Старик: Не так скоро. Сначала ты вырастешь. Потом... потом это будет. Что бы ты тогда
делала?
Ассоль: Я . . . я бы его любила...
Старик: ну что же, девочка, иди, и не забудь, что я тебе рассказал».
УЧИТЕЛЬ: Отец девочки не очень-то обрадовался, узнав о встрече с волшебником и его
странном пророчестве, но решил не разочаровывать дочь («Вырастет, забудет, - подумал он
[Лонгрен], - а пока... не стоит отнимать у тебя такую игрушку»).
Жители Каперны, недалекие и злые, относились к моряку и его дочери с ненавистью и
опаской, что вынуждало Лонгрена и Ассоль вести затворнический образ жизни. Людей,
окружавших их, объединяло одно - они не умели и не хотели учиться летать, да и в сказки
не верили. Их злые языки постоянно преследовали бедное семейство, осуждая их за
«особенность». Но насмешки не смущали Ассоль - она твёрдо верила в свою мечту. Она не
скрывала от других своей мечты и своих ожиданий, и потому её начали считать не вполне
нормальной и смеялись над ней.
УЧАЩИЙСЯ: Эта история была бы неполной, если бы мы не рассказали еще об одной
сбывшейся мечте о мечте юного Грэя. Артур Грэй родился с живой душой, совершенно
несклонной продолжать линию фамильного очертания.
Однажды, зайдя в библиотеку, он увидел в старинной книге картину. Картина изображала
корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он
был изображён в последнем моменте взлёта. Паруса валились назад, разорванные облака
низко трепетали над океаном. Но всего замечательнее была в этой картине фигура
человека, стоящего на корме спиной к зрителю.
Грэй несколько раз приходил смотреть на эту картину. Она стала для него тем нужным
словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя... В маленьком мальчике
постепенно укладывалось огромное море...
Выходит юноша:
Грэй: В этом мире, естественно, возвышалась над всеми фигура капитана. Это судьба,
душа и разум корабля. Опасность, риск, власть природы, свет далёкой страны чудесная
неизвестность, мелькающая любовь, безмерное разнообразие жизни... (кричит) Я . . . я 6уду
капитаном! Я! Буду! Капитаном!
УЧИТЕЛЬ: На пятнадцатом году жизни Артур Грэй тайно покинул дом и проник за
золотые ворота моря. Он перенёс многое и научился всему, что нужно в море. Прошло
много лет... Теперь Грэй - капитан собственного парусника.
УЧАЩИЙСЯ: Грэй, капитан «Секрета», бравый моряк и благородный душой и телом
человек, увозит в прекрасное далеко свою возлюбленную, узнав о ней благодаря случаю и,
в то же время, злым языкам поселян, сочинивших о странной Ассоль легенду.
Герой «Алых парусов» говорит товарищам, что благодаря мечте Ассоль он «понял одну
нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Вместе
с героями книги мы приходим к счастливому завершению романтической истории.
УЧИТЕЛЬ: «Алые паруса» - поэма, утверждающая силу человеческого духа,
просвеченная любовью к жизни и верой в то, что человек способен совершать чудеса.
4. О МУЗЕЕ А. ГРИНА
УЧАЩИЙСЯ: В любимой Грином Феодосии, в доме, где он жил, открыт волшебный
музей... Музей парусников и шхун, где из угла выступает нос корабля, где живут морские
фонари, канаты и подзорные трубы, унося с собой посетителей в карту Гринландии с
новыми мысами и проливами, с городами Гель-Гью, Лисе, Зурбаган...
Располагается музей в здании, построенном в 1891 году, на нём две мемориальных доски:
«Историко-мемориальное здание, является памятником, охраняется государством» и «В
этом доме с сентября 1924 по апрель 1929 года жил и работал писатель-романтик
Александр Грин».
Сюда приходят и приезжают многочисленные поклонники творчества писателя. Их не
оставляет равнодушными его необычное оформление, яркая образность,
жизнеутверждающий пафос творчества Александра Грина, направленный на прославление
добра, красоты, мечты.
5, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
УЧИТЕЛЬ. Возможно, наша сегодняшняя встреча с романтическим миром Александра
Грина и сказочной историей «Алых парусов» заставит вас вдруг пожелать счастья так
яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит вас ожиданием чуда.
Возможно, вы захотите, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми
парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца
своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с
годами, получает свою награду. Если вы раскроете этому миру свое сердце, то поверите,
что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном». Надо только
любить, мечтать и верить...
Звучит песня «Алые паруса» («Ребята, надо верить в чудеса...»)
Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь, весенним утром ранним
Над океаном алые взметнуться паруса!
И скрипка пропоет над океаном.
Протри глаза, ведь это же не сон.
И алый парус правды гордо реет,
В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.
С друзьями легче море переплыть
И съесть морскую соль, что нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.
Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь, весенним утром ранним
Над океаном алые взметнуться паруса
И скрипка пропоет над океаном.
Литература:
1.«Писатель А. С. Грин - АЛЫЕ ПАРУСА ВО СВЕТЕ ДУШИ», 2010г. (из Интернета)
2.М. Слонимский «Александр Грин реальный и фантастический»
3.Феодосийский литературно-мемориальный музей А. С. Грина - официальный сайт на
портале Киммерия.
4.Смоленцев А. Александр Грин и Вятка./Мироносицкий вестник, апрель 2003.с. 15.
5.Из воспоминаний об Александре Грине.// Круг чтения /календарь/.- М: Политиздат, 1989.
с 102—103.