Презентация "«Если душа родилась крылатой…» Страницы жизни и творчества Марины Цветаевой" 11 класс
Подписи к слайдам:
- «Если душа родилась крылатой…»
- Страницы жизни
- и творчества
- Марины Цветаевой
- Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.
- «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: Душа- есть всё- всюду- вечно»
- М.Цветаева
- Кто создан из камня, кто создан из глины,-
- А я серебрюсь и сверкаю!
- Мне дело - измена, мне имя - Марина,
- Я - бренная пена морская.
- Кто создан из глины, кто создан из плоти
- -Тем гроб и нагробные плиты...
- - В купели морской крещена - и в полете
- Своем - непрестанно разбита!
- Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
- Пробьется мое своеволье.
- Меня - видишь кудри беспутные эти?-
- Земною не сделаешь солью.
- Дробясь о гранитные ваши колена,
- Я с каждой волной - воскресаю!
- Да здравствует пена - веселая пена -
- Высокая пена морская!
- Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.
- Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть
- «Марина родилась 26 сентября 1892 года в Москве…В мамином дневнике много лет спустя мы прочли: «Четырёхлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы,- может быть, будет поэт?»
- Анастасия Цветаева.
- «Воспоминания»
- Иван Владимирович Цветаев-профессор Московского университета, создатель первого в дореволюционной России Государственного музея изобразительных искусств
- «Детей своих Мария Александровна растила не только на сухом хлебе долга; она открыла им глаза на…вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников,.. дала им лучшие в мире книги»
- «Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням - а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый - Пушкин, отходящий - Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег и там, между черных безлистых деревец, убил.
- Первое, что я узнала о Пушкине, это - что его убили. Потом я узнала, что Пушкин - поэт, а Дантес - француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет твердо узнала, что у поэта есть живот, и - вспоминаю всех поэтов, с которыми когда-либо встречалась, - об этом животе поэта, который так часто не- сыт и в который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе. С пушкинской дуэли во мне началась сестра…Нас этим выстрелом всех в живот ранили…»
- «С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова - убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность -
- я поделила мир на поэта - и всех, и выбрала - поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать поэта - от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались...»
- Пушкин меня заразил любовью. Словом – любовь…
- Немножко позже - мне было шесть лет-…был, как это тогда называлось, публичный вечер- рождественский. Давали сцену из "Русалки", потом "Рогнеду" - и:
- Теперь мы в сад перелетим,
- Где встретилась Татьяна с ним.
- Скамейка. На скамейке - Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а _она_ встает. Оба стоят. И говорит только он, все время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю, что…это- любовь…
- - Что же, Муся, тебе больше всего понравилось? - мать, по окончании.
- - Татьяна и Онегин.
- - Что? Не Русалка, где мельница, и князь, и леший? Не Рогнеда?
- - Татьяна и Онегин.
- - Но как же это может быть? Ты же там ничего не поняла? Ну, что ты там могла понять?
- Молчу.
- Мать, торжествующе: - Ага, ни слова не поняла, как я и думала. В шесть лет! Но что же тебе там могло понравиться?
- - Татьяна и Онегин.
- Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь…
- Скамейка, на которой они не_сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда - когда расставались… Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он не_любил (это я поняла), потому и не сел, любила она, потому и встала, они ни минуты не были вместе…
- Эта первая моя любовная сцена, предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви.
- Но еще одно, не одно, а многое, предопределил во мне Евгений Онегин. Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку - и руки, не страшась суда - то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах - сделала. И если я потом, когда уходили (всегда - уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.
- Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества.
- Вчера еще в глаза глядел, А нынче - всё косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел,- Всё жаворонки нынче - вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О, вопль женщин всех времен: "Мой милый, что тебе я сделала?!" И слезы ей - вода, и кровь - Вода,- в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха - Любовь: Не ждите ни суда, ни милости. Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая... И стон стоит вдоль всей земли: "Мой милый, что тебе я сделала?" Вчера еще - в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал,- Жизнь выпала - копейкой ржавою!
- Детоубийцей на суду Стою - немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу: "Мой милый, что тебе я сделала?" Спрошу я стул, спрошу кровать: "За что, за что терплю и бедствую?" "Отцеловал - колесовать: Другую целовать",- ответствуют. Жить приучил в самом огне, Сам бросил - в степь заледенелую! Вот что ты, милый, сделал мне! Мой милый, что тебе - я сделала? Всё ведаю - не прекословь! Вновь зрячая - уж не любовница! Где отступается Любовь, Там подступает Смерть-садовница. Самo - что дерево трясти! - В срок яблоко спадает спелое... - За всё, за всё меня прости, Мой милый,- что тебе я сделала!
- В один день с Мариной, но годом позже- 26 сентября 1893 года- родился её муж, Сергей Эфрон.
- «Говорят, дневники пишут только очень одинокие люди…Я чувствую себя одиноким, несмотря на окружающую меня любовь…»
- Из дневника С.Эфрона
- «Одиночество это разомкнула только Марина. Они встретились- семнадцатилетний и восемнадцатилетняя- на пустынном…коктебельском…берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей- красивый грустной, кроткой красотой юноша…с поразительными, огромными в пол-лица глазами»
- Есть такие голоса,
- Что смолкаешь, им не вторя,
- Что предвидишь чудеса.
- Есть огромные глаза
- Цвета моря…
- « Заглянув в них.., Марина загадала: если он подойдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, - и вложил ей его в ладонь, изнутри освещённый крупный камень, который она хранила всю жизнь…»
- Ждут нас пыльные дороги, Шалаши на час И звериные берлоги, И старинные чертоги... Милый, милый, мы, как боги: Целый мир для нас! Всюду дома мы на свете, Всё зовя своим. В шалаше, где чинят сети, На сияющем паркете... Милый, милый, мы, как дети! Целый мир двоим! Солнце жжет – на север с юга, Или на луну! Им очаг и бремя плуга, Нам простор и зелень луга... Милый, милый, друг у друга Мы навек в плену.
- « Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья»
- «Я назвала её Ариадной, вопреки Серёже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые находят. Что это салонно…Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью».
- «Аля- Ариадна Эфрон- родилась 5 сентября 1912 года, в половине шестого утра, под звон колоколов»
- Девочка! - Царица бала!
- Или схимница, - Бог весть!
- - Сколько времени? - Светало.
- Кто-то мне ответил: - Шесть.
- Чтобы тихая в печали,
- Чтобы нежная росла, -
- Девочку мою встречали
- Ранние колокола.
- Белое солнце и низкие, низкие тучи, Вдоль огородов - за белой стеною - погост. И на песке вереницы соломенных чучел Под перекладинами в человеческий рост. И, перевесившись через заборные колья, Вижу: дороги, деревья, солдаты вразброд. Старая баба - посыпанный крупною солью Черный ломоть у калитки жует и жует... Чем прогневили тебя эти серые хаты, Господи! - и для чего стольким простреливать грудь? Поезд прошел и завыл, и завыли солдаты, И запылил, запылил отступающий путь... Нет, умереть! Никогда не родиться бы лучше, Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой О чернобровых красавицах.- Ох, и поют же Нынче солдаты! О господи боже ты мой!
- В 1914 году
- Серёжа, студент 1
- курса Московского
- университета,
- отправляется на
- фронт с санитарным
- поездом.
- Сегодня ночью я одна в ночи́ — Бессонная, бездомная черница! — Сегодня ночью у меня ключи От всех ворот единственной столицы! Бессонница меня толкнула в путь. — О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! — Сегодня ночью я целую в грудь Всю круглую воюющую землю! Вздымаются не волосы — а мех, И душный ветер прямо в душу дует. Сегодня ночью я жалею всех, — Кого жалеют и кого целуют.
- Имя твое — птица в руке,
- Имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ.
- Имя твое — пять букв.
- Мячик, пойманный на лету,
- Серебряный бубенец во рту.
- Камень, кинутый в тихий пруд,
- Всхлипнет так, как тебя зовут.
- В легком щелканье ночных копыт
- Громкое имя твое гремит.
- И назовет его нам в висок
- Звонко щелкающий курок.
- Имя твое — ах, нельзя! —
- Имя твое — поцелуй в глаза,
- В нежную стужу недвижных век.
- Имя твое — поцелуй в снег.
- Ключевой, ледяной, голубой глоток…
- С именем твоим — сон глубок.
- «Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила…как божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась…Таким поэтическим коленопреклонением стали все её стихи, посвящённые Блоку»
- «Мне мой успех
- нужен, как прямой
- повод к Ахматовой.
- И если я в данную
- минуту хочу явить
- собой Москву-
- лучше нельзя, то
- не для того, чтобы
- Петербург-
- победить, а для того, чтобы эту
- Москву- Петербургу- подарить,
- Ахматовой
- эту Москву в себе, в своей любви,
- подарить, перед Ахматовой-
- преклонить…Что я и сделала, в июне
- 1916 года, простыми словами.»
- О, Муза плача, прекраснейшая из муз!
- О ты, шальное исчадие ночи белой!
- Ты черную насылаешь метель на Русь,
- И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
- И мы шарахаемся и глухое: ох!
- Стотысячное — тебе присягает. — Анна
- Ахматова! — Это имя — огромный вздох,
- И в глубь он падает, которая безымянна.
- Мы коронованы тем, что одну с тобой
- Мы землю топчем, что небо над нами — то же!
- И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
- Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
- В певучем граде моем купола горят,
- И Спаса светлого славит слепец бродячий…
- — И я дарю тебе свой колокольный град,
- Ахматова! — и сердце свое в придачу.
- 13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась вторая дочь- Ирина. «Я сначала хотела назвать её Анной( в честь Ахматовой).- Но ведь судьбы не повторяются!» (М.Цветаева)
- «Мариночка, знайте. Что
- ваше имя я крепко ношу
- в сердце…Моя последняя
- и самая большая просьба к
- Вам- живите. Целую Вас,
- Алю и Ириночку»
- Это письмо Марина
- Цветаева никогда не
- прочитала: не было
- оказии в Москву…
- До марта 19-го года она
- Не знала, что муж жив.
- «Если Вы живы, если мне суждено ещё раз с Вами увидеться- слушайте…
- Когда я Вам пишу, Вы- есть, раз я Вам пишу!.. Если бог сделает чудо- оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как
- собака…Горло сжато, точно пальцами…
- Серёженька. Я написала Ваше имя и не могу писать дальше».
- Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь! То шатаясь причитает в поле — Русь. Помогите — на ногах нетверда! Затуманила меня кровь-руда! И справа и слева Кровавые зевы, И каждая рана: — Мама!
- И только и это И внятно мне, пьяной, Из чрева — и в чрево: — Мама! Все рядком лежат — Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белый был — красным стал: Кровь обагрила. Красным был — белый стал: Смерть побелила.
- Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса. И чьи глаза, как бриллианты, На сердце вырезали след - Очаровательные франты Минувших лет. Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу,- Цари на каждом бранном поле И на балу .
- И вашу хрупкую фигуру,
- И золотые ордена…
- И я, поцеловав гравюру,
- Не знала сна.
- О, как- мне кажется- могли вы
- Рукою, полною перстней,
- И кудри дев ласкать- и гривы
- Своих коней.
- В одной невероятной скачке
- Вы прожили свой краткий век…
- И ваши кудри, ваши бачки
- Засыпал снег.
- Вас охраняла длань Господня И сердце матери. Вчера - Малютки-мальчики, сегодня - Офицера. Вам все вершины были малы И мягок - самый черствый хлеб, О молодые генералы Своих судеб! Ах, на гравюре полустертой, В один великолепный миг, Я встретила, Тучков-четвертый, Ваш нежный лик,
- Три сотни побеждало - трое! Лишь мертвый не вставал с земли. Вы были дети и герои, Вы все могли. Что так же трогательно-юно, Как ваша бешеная рать?.. Вас златокудрая Фортуна Вела, как мать. Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие - И весело переходили В небытие.
- « Живу с Алей и Ириной (Але 6 лет, Ирине 2 года, 7 месяцев) в Борисоглебском переулке… в чердачной комнате… Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля… весь запас».
- ( Из дневника )
- Чердачный дворец мой, дворцовый чердак! Взойдите. Гора рукописных бумаг... Так. - Руку! - Держите направо, - Здесь лужа от крыши дырявой. Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук, Какую мне Фландрию вывел паук. Не слушайте толков досужих, Что женщина - может без кружев! Ну-с, перечень наших чердачных чудес: Здесь нас посещают и ангел, и бес, И тот, кто обоих превыше. Недолго ведь с неба - на крышу! Вам дети мои - два чердачных царька, С веселою музой моею, - пока Вам призрачный ужин согрею, - Покажут мою эмпирею. - А что с Вами будет, как выйдут дрова? - Дрова? Но на то у поэта - слова Всегда - огневые - в запасе! Нам нынешний год не опасен... От века поэтовы корки черствы, И дела нам нету до красной Москвы! Глядите: от края - до края - Вот наша Москва - голубая! А если уж слишком поэта доймет Московский, чумной, девятнадцатый год, - Что ж, - мы проживем и без хлеба! Недолго ведь с крыши - на небо.
- «Моя вторая дочь Ирина умерла 2 марта 1920 года от голода.»
- (Из дневника)
- Две руки, легко опущенные
- На младенческую голову!
- Были — по одной на каждую —
- Две головки мне дарованы.
- Но обеими — зажатыми —
- Яростными — как могла! —
- Старшую у тьмы выхватывая —
- Младшей не уберегла.
- Две руки — ласкать — разглаживать
- Нежные головки пышные.
- Две руки — и вот одна из них
- За ночь оказалась лишняя.
- Светлая — на шейке тоненькой —
- Одуванчик на стебле!
- Мной еще совсем не понято,
- Что дитя мое в земле.
- Когда проезжали белую церковку Бориса и Глеба, Марина сказала:
- -Перекрестись. Аля!- и перекрестилась сама. Так и крестились всю дорогу на каждую церковь, прощаясь с Москвой.
- Так мы и уехали из Москвы: быстро. Неприметно. Словно вдруг сойдя на нет».
- За 7 лет Франции я бесконечно остыла сердцем. Париж мне душевно ничего не дал. Знаете. Как здесь общаются? Гостиные, много народу. Разговор с соседом, иногда увлекательная беседа- и прощай навсегда. Самая как будто душевная беседа француза ни к чему не обязывает… Французу дело до себя… А, может быть это от того, что я не хочу никому нравиться».
- Из дневника:
- «Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какою- то тоскливою, умилённою, благодарною любовью…
- Буду любить его- каким бы он не был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть…»
- Мальчиков нужно баловать, им, может быть на войну придётся».
- Тоска по родине! Давно
- Разоблаченная морока!
- Мне совершенно все равно —
- Где — совершенно одинокой
- Брести с кошелкою базарной
- В дом, и не знающий, что — мой,
- Как госпиталь или казарма.
- Мне все равно, каких среди
- Лиц ощетиниваться пленным
- Львом, из какой людской среды
- Быть вытесненной — непременно —
- В себя, в единоличье чувств.
- Камчатским медведем без льдины
- Где не ужиться (и не тщусь!),
- Где унижаться — мне едино.
- Не обольщусь и языком
- Родным, его призывом млечным.
- Мне безразлично, на како
- Непонимаемой быть встречным!
- (Читателем, газетных тонн
- Глотателем, доильцем сплетен...)
- Двадцатого столетья — он,
- А я — до всякого столетья!
- Остолбеневши, как бревно,
- Оставшееся от аллеи,
- Мне все — равны, мне всё — равно;
- И, может быть, всего равнее —
- Роднее бывшее — всего.
- Все признаки с меня, все меты,
- Все даты — как рукой сняло:
- Душа, родившаяся — где-то.
- Так край меня не уберег
- Мой, что и самый зоркий сыщик
- Вдоль всей души, всей — поперек!
- Родимого пятна не сыщет!
- Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
- И всё — равно, и всё — едино.
- Но если по дороге — куст
- Встает, особенно — рябина ...
- О слезы на глазах!
- Плач гнева и любви!
- О Чехия в слезах!
- Испания в крови!
- О черная гора,
- Затмившая - весь свет!
- Пора - пора - пора
- Творцу вернуть билет.
- Отказываюсь - быть.
- В Бедламе нелюдей
- Отказываюсь - жить.
- С волками площадей
- Отказываюсь - выть.
- С акулами равнин
- Отказываюсь плыть -
- Вниз - по теченью спин.
- Не надо мне ни дыр
- Ушных, ни вещих глаз.
- На твой безумный мир
- Ответ один - отказ.
- На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование- и того в обрез.
- Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую вдали!
- Настанет день, когда и я исчезну
- С поверхности земли.
- Застынет всe, что пело и боролось,
- Сияло и рвалось:
- И зелень глаз моих, и нежный голос,
- И золото волос.
- И будет жизнь с ее насущным хлебом,
- С забывчивостью дня.
- И будет всe- как будто бы под небом
- И не было меня!
- Изменчивой, как дети, в каждой мине
- И так недолго злой,
- Любившей час, когда дрова в камине
- Становятся золой,
- Виолончель и кавалькады в чаще,
- И колокол в селе...
- - Меня, такой живой и настоящей
- На ласковой земле!
- - К вам всем - что мне, ни в чем
- не знавшей меры,
- Чужие и свои?!
- Я обращаюсь с требованьем веры За то, что мне -- прямая неизбежность --
- Прощение обид,
- За всю мою безудержную нежность,
- И слишком гордый вид,
- За быстроту стремительных событий,
- За правду, за игру...
- - Послушайте! - Еще меня любите
- За то, что я умру.
- И с просьбой о любви.
- И день и ночь, и письменно и устно:
- За правду да и нет,
- За то, что мне так часто -слишком грустно
- И только двадцать лет,
- В 1939 году Цветаева восстановила своё советское гражданство и возвратилась на Родину.
- Тяжело дались ей 17 лет, проведённые на чужбине.
- Ранее вернулись на Родину дочь Ариадна Эфрон и муж Сергей Яковлевич Эфрон, но вскоре были репрессированы.
- «Жить- это неудачно кроить и беспрестанно латать,- ничто не держится ( ничто не держит меня, не за что держаться,- простите мне эту печальную. Суровую игру слов)»
- Захлёбываясь от тоски,
- Иду одна, без всякой мысли,
- И опустились и повисли
- Две тоненьких моих руки.
- Превратности эвакуации забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг её «одиночества верховный час». Измученная, 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой
- Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала – тоже! Прохожий, остановись! Прочти – слепоты куриной И маков набрав букет, Что звали меня Мариной И сколько мне было лет. Не думай, что здесь – могила, Что я появлюсь, грозя... Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже, И кудри мои вились... Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед, – Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет.
- Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь. Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь. Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли... – И пусть тебя не смущает Мой голос из-под земли.
Литература - еще материалы к урокам:
- Открытый урок "Марина Цветаева. Несколько посланий"
- Презентация "«Не бьётся ли здесь огромный пульс всей этой жизни…» В.Г. Белинский (Быт и нравы Запорожской Сечи)"
- Конспект урока "«Не бьётся ли здесь огромный пульс всей этой жизни…» (Быт и нравы Запорожской Сечи) (по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба)""
- Презентация "А.С. Пушкин. Пушкинский день России" 7 класс
- Открытый урок "«Испытание человека войной» (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)" 7 класс
- План-конспект урока "Японские хокку" 7 класс