Открытый урок "Марина Цветаева. Несколько посланий"

Открытый урок по литературе
«Марина Цветаева. Несколько посланий».
Учитель русского языка и литературы
Константиниди М.В.
Цели: познакомить с несколькими эпизодами жизни поэтессы, знать
адресатов её сочинений, читать стихотворения.
Оборудование: фотографии М.Цветаевой, В.Маяковского, А.Блока,
Б.Пастернака, А.Ахматовой (или использовать презентацию).
Эпиграф: «Мои стихи – дневник, моя поэзия поэзия собственных имён».
М.Цветаева
1. Рождение поэта.Марина Цветаева начала писать стихи, как она сама
вспоминала, в шесть лет. Писала не только по-русски, но и по-французски и
по-немецки. Рифмовала она всё, что её трогало и волновало. Вначале это
были стихи о маме, о книгах, о путешествиях, о том мирке, что окружает
ребёнка в детстве.
МИРОК.
Дети это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Это первый литературный опыт Цветаевой. Книга называлась «Вечерний
альбом». Выпущено первоначально только 500 экземпляров. Но именно с
этого момента начинается путь к славе.
Адресатами стихов Цветаевой становятся самые близкие люди: сестра
Анастасия (Ася), муж Сергей Эфрон, дочь Ариадна… Позже она уже пишет
посвящения и друзьям-поэтам, а знакома она была со многими
представителями Серебряного века. Да, знакома со многими, но
преклонялась она, прежде всего, перед Блоком.
2. А.А.Блок.Со своим кумиром Цветаева не была знакома, хотя видела его
дважды. Ему она посвятила свои стихи, но подойти не осмелилась. Она
передала их через поэтессу Веру Звягинцеву. А 14 мая 1920 года через свою
дочь Ариадну, которой на тот момент исполнилось лишь 8 лет.
В своих воспоминаниях Ариадна Эфрон вспоминала, с каким волнением
Цветаева говорила ей, что Александр Блок не менее великий поэт, чем
Александр Пушкин.
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим сон глубок. 15 апреля 1916
Блок виделся Цветаевой не только поэтом, но и существом высшего порядка:
«Божий праведник мой прекрасный». Одна из отличительных черт цикла
стихов, посвящённых Блоку, - музыкальность. И это весьма символично, ведь
и сам Блок придавал огромное значение музыке, которая воспринималась
им, мировая стихия. Анафора усиливает восхищение цветаевской героини
поэтом.
3. А.А.Ахматова. Дружба Марины Цветаевой с Анной Ахматовой была
известна всем в петербургском литературном клубе. ( Это было любимое
место для встреч поэтов Серебряного века). Нередко здесь можно видеть
двух молодых женщин с тонкими талиями. Высокие, улыбчивые, белозубые,
они притягивали взгляды современников.
Марина восхищалась своей подругой, её творчеством, признавалась ей в
любви.
Узкий, нерусский стан -
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод - в весельи, зной -
В Вашем унынии.
Вся Ваша жизнь - озноб,
И завершится - чем она?
Облачный - темен - лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть - безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
Анне Андреевне посвящён цикл «Ахматовой», состоящий из 13
стихотворений. Вот одно из них.
А что если кудри в плат
Упрячу - что вьются валом,
И в синий вечерний хлад
Побреду себе ........
- Куда это держишь путь,
Красавица - аль в обитель?
- Нет, милый, хочу взглянуть
На царицу, на царевича, на Питер.
- Ну, дай тебе Бог! - Тебе! -
Стоим опустив ресницы.
- Поклон от меня Неве,
Коль запомнишь, да царевичу с царицей.
...И вот меж крылец - крыльцо
Горит заревою пылью,
И вот - промеж лиц - лицо
Горбоносое и волосы как крылья.
На лестницу нам нельзя, -
Следы по ступенькам лягут.
И снизу - глаза в глаза:
- Не потребуется ли, барынька, ягод?
28 июня 1916
4. Б.Пастернак. Переписка Марины Цветаевой с Борисом Пастернаком –
это более 100 писем на протяжении 13 лет и всего несколько встреч. Что их
сблизило? Скорее всего, много общего было в их воспитании и условиях
жизни. Оба из профессорских семей, у обоих матери – одарённые пианистки.
Атмосфера культуры и поклонения музыке, литературе – вот та среда, что
взрастила этих двух талантливых людей. (Слушаем произведение
композитора С.Рубенштейна, учителя мамы М.Цветаевой)
В 1922 году, когда Цветаева уже жила за границей, последовав за мужем
Сергеем Эфроном, Борис Пастернак купил и прочитал небольшой сборник
стихов поэтессы «Вёрсты», изданный в 1921-ом. Потрясённый написанным,
лирическим могуществом её строк, «бездной чистоты и силы», Пастернак
написал в Прагу письмо, полное восторгов и сожалений, что так долго
«прозёвывал её и поздно узнал». Так началась переписка, длившаяся до
1934 года.
Оторванной от родины Марине Цветаевой, которая не нашла общего
языка с эмиграцией, письма Пастернака были нитью живых человеческих
отношений, связывавших её с Россией. Гармония душ ощущается, несмотря
ни на какие расстояния.
Б. Пастернаку
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили — рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт!
24 марта 1925
«Песенное ремесло» для Цветаевой – святое. Убеждённость в
значимости поэтического слова помогала ей выстоять в жизненных
испытаниях.
5. В.В.Маяковский. В 1922 году, ранним утром накануне отъезда за
границу, Марина Цветаева встретила Владимира Маяковского на
Кузнецком мосту. На вопрос, что передать Европе, Маяковский ответил,
что правда здесь.
В очередной приезд во Францию, где на тот момент проживала
Цветаева, два поэта увиделись. Марина Ивановна подарила Владимиру
Маяковскому книгу «После России» со своим автографом: «Такому, как я –
быстроногому». Книга долгие годы оставалась во Франции, и только в
1970 году Лиля Брик привезла её в Россию. Сам Маяковский неодобрительно
относился к Цветаевой, считая поэтессу далёкой ему по духу. Но,
несмотря на это, Цветаева посвятила Маяковскому стихотворение.
Превыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ -
Здорово, в веках Владимир!
Он возчик и он же конь,
Он прихоть и он же право.
Вздохнул, поплевал в ладонь:
- Держись, ломовая слава!
Певец площадных чудес -
Здорово, гордец чумазый,
Что камнем - тяжеловес
Избрал, не прельстясь алмазом.
Здорово, булыжный гром!
Зевнул, козырнул - и снова
Оглоблей гребет - крылом
Архангела ломового.
18 сентября 1921
6.Заключение. Марина Ивановна Цветаева обладала редким даром –
удивительным умением восхищаться талантом, быть благодарной
художнику, глубоко чувствовать душу в его творениях. И мы познакомились
со стихами поэтессы, которые были обращены ею к собратьям по перу, чьим
творчеством она восхищалась, перед кем, можно сказать, преклонялась.
Урок-посвящение поэтам, которые оставили след в русской литературе
Серебряного века, подошёл к концу. Мы охватили только тысячную часть
творчества Марины Цветаевой. Но как хочется надеяться, что стихотворения
этой поэтессы не оставят вас равнодушными и вы ещё не раз возьмёте в руки
томик с полюбившимися стихами.