Презентация "Смоляне в древнерусской литературе. Амфора света" 9 класс

Подписи к слайдам:
Смоляне в древнерусской литературе. Амфора света.

Автор работы:

заместитель директора по УВР

Наталья Николаевна Покровкова

Древнерусская литература – это письменная русская литература до 18 века.

Дата

Исторические события

Литература

До 9 века

Расселение славян по территории Смоленщины. Кривичи в верховьях Днепра.

Первое упоминание о Смоленске.

«Повесть временных лет»

10 – 11 в.

Смоленск в составе Киевской Руси. Крещение. Первые русские святые.

И. Мних «Сказание о Борисе и Глебе»;»Поучение Вл. Мономаха»; легенды об Одигитрии

с 12 в.

Независимое Смоленское княжество. Строительство храмов. Смоленская книжность.

«Житие Авраамия Смоленского»; «Слово о полку Игореве», Климент Смолятич

Сер. 13 в.

Набеги татар

«Повесть о Меркурии»

15 в.

1440 г.

Смоленск под властью Литвы

«Великая замятня»

Игнатий Смольянин «Краткий летописец, «Хождение в Царьград»,

Грефенья «Хождение во святую землю».

16 в.(1514 – 1611)

Смоленское княжество в составе Московского государства. Строительство крепостной стены

Смоленская книжность. Лука Смольянин «онежская паслтырь», Сенко Смольянин «Месячная минея»

17 в. (1611 – 1654)

1654

В составе Речи Посполитой.

Возвращение Смоленщины в состав России

«Радзивилловская летопись»

  • Какое сравнение положено в основу образа?
  • Почему фреска названа «Амфора света»?
  • Какой свет имеется в виду?
  • Что говорится о нашем крае на страницах «Повести временных лет?»

Смоленская икона Божьей Матери. Рубеж 17-18 вв.

Икона Божией Матери «Смоленская Одигитрия» История иконы Смоленской Божией Матери, как и многих других судьбоносных для России чудотворных образов, овеяна легендами. Первообраз святыни, с которым часто отождествляют Смоленскую Одигитрию, был написан самим апостолом Лукой. В 1237 году, во время нашествия Батыя, Смоленская икона Божией Матери явила великое чудо при отражении татаро-монгольского войска от стен Смоленска. Татары стояли уже в нескольких верстах от города, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас, повелевавший ему одному ворваться в неприятельский стан и обещавший небесное заступничество. Повинуясь велению Божию, самоотверженный воин ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, приняв в битве мученическую кончину. Меркурий был погребен в соборной церкви и почти сразу причислен к лику святых. Память святого совершается 24 ноября, когда случилось это событие. Раньше в этот день перед чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие. В конце XIV века икона Одигитрии была принесена в Москву и поставлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. В 1456 году вернули чудотворную икону в Смоленск, оставив в Москве на месте пребывания образа его точный список До начала Великой Отечественной войны икона Смоленской Одигитрии пребывала на своем историческом месте - в Успенском соборе города Смоленска, который не был разорен и после его закрытия в 1929 году. Последние достоверные известия о чудотворном образе относятся к 1941 году, когда в город вошли немецкие войска. Два года спустя, после освобождения Смоленска советскими войсками, иконы там не оказалось. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно судьба образа начнет проясняться, подобно тому, как произошло с другой пропавшей в войну чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери. Празднование Смоленской Одигитрии совершается 28 июля /10 августа, в день ее перенесения из Москвы в Смоленск в XV веке. Существует огромное количество списков с утраченной ныне чудотворной иконы Смоленской Одигитрии.