Презентация "Смоляне в древнерусской литературе"

Подписи к слайдам:
Урок 4
  • МКОУ Юшинская ООШ
  • Сычёвский район Смоленской области
  • Презентацию создала
  • Долотовская Ирина Петровна,
  • учитель русского языка и литературы
  • высшей категории
  • 2013 г.
  • Начало XII в. - до первой четверти XIII в. – это период появления новых и новых литературных центров:
  • Владимира – Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира – Волынского;
  • появляются местные черты и местные темы в литературе, разнообразятся жанры;
  • в литературу вносится сильная струя злободневности и публицистичности.
  • Сказание написано в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170 списках. Автором Сказания на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца.
  • И была принесена жертва господу чистая и благоуханная, и поднялся в небесные обители к господу, и свиделся с любимым братом, и восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили. 
  • Когда убили Глеба, то бросили его в пустынном месте меж двух колод. Но господь, не оставляющий своих рабов, — как сказал Давид, — «хранит все кости их, и ни одна из них не сокрушится». 
  • Ярослав принял всю землю Русскую.И начал он расспра-
  • шивать о телах святых — как и где похоронены?
  • И о святом Борисе поведали ему, что похоронен в
  • Вышгороде. А о святом Глебе не все знали, что у
  • Смоленска был убит. И тогда рассказали Ярославу, что
  • слышали от приходящих оттуда: как видели свет и свечи в
  • пустынном месте. И, услышав это, Ярослав послал
  • к Смоленску священников разузнать, в чем дело, говоря:
  • «Это брат мой». И нашли его, где были видения, и, придя
  • туда с крестами, и свечами многими, и с кадилами,
  • торжественно положила Глеба в ладью и, возвратившись,
  • похоронили его в Вышгороде, где лежит тело
  • преблаженного Бориса: раскопав землю, тут и Глеба
  • положили с подобающим почетом. 
  • Из «Сказания о Борисе и Глебе»
  • И вот что чудесно и дивно и памяти достойно: столько лет лежало тело святого Глеба и оставалось невредимым, не тронутым ни хищным зверем, ни червями, даже не почернело, как обычно случается с телами мертвых, но оставалось светлым и красивым, целым и благоуханным. Так бог сохранил тело своего страстотерпца. 
  • Из «Сказания о Борисе и Глебе»
  • Вопросы и задания:
  • Почему Святополк задумал убить Бориса и Глеба?
  • Выпишите из текста жития словосочетания, характеризующие Святополка.
  • С какой целью остановились на реке Смядынь герои сказания?
  • Как вы поняли значение фразы: «Угадал он помыслы Святополка, поистине второго Каина…»?
  • В чём нравственная сила «Сказания о Борисе и Глебе»? Запишите ключевые слова, которые помогут вам при формулировке вывода.
  • Авраамий рожден и воспитан был в Смоленске –граде. Молитвами роди-телей и мило-стынями испро-шен от Бога.
  • ( 1150 — 21.08./3.09.1221 г.)
  • ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АВРААМИЯ,
  • СМОЛЕНСКОГО ЧУДОТВОРЦА
  • Авраамий постоянно, совершенствовал свои знания, изучая произведения не только русских, но и европейских авторов.
  • Он совершенствовал свое искусство оратора, певчего, живописца.
  • Он долгие годы трудился над составлением библиотеки, сам переписывал книги, вовлекая в эту работу многих писцов
  • Человек создан не для того, чтобы есть, пить и одеваться в красивые одежды, а для того чтобы угодить Богу.
  • Жизнь земная – это война, а для её успешного ведения необходимо иметь точнейшее оружие, для брани духовной необходим опыт святых мужей. Чтобы точно определить, какое духовное оружие полезно и в каком случае. Этим оружием являются знания.
  • Авраамий Смоленский.
  • На проповеди Авраамия стекалось множество народа, поскольку он был не только очень начитан, но был «хитр… не токмо почитати, но протолковати».
  • В нем открылся дар учительства, обеспечивший ему огромную популярность среди паствы. Это вызвало зависть.
  • Игумен монастыря также стал его недругом: «Аз за тя отвечаю у Бога, ты же престани уча!»
  • Поэтому подвижник вынужден был удалиться в Смоленский Кресто-воздвиженский монастырь и там продолжил свое учительство.
  • В Смоленске вновь начались пресле-дования Авраамия. Его обвиняли в ереси, развращении юношества, а также в чтении запрещенных книг .
  • Авраамию пришлось вернуться назад в Богородицкий монастырь.
  • В Смоленске наступила страшная засуха, которая не прекратилась несмотря на отслуженный епископом Игнатием молебен о ниспослании дождя с крестным ходом.
  • Тогда многие вспомнили о несправед-ливости по отношению к Авраамию.
  • « И Бог услышал молитву праведника. Не успел ещё преподобный Авраамий дойти до своего монастыря, как появились на небе чёрные тучи и налился сильный дождь, который шёл в течение нескольких часов и обильно напоил иссохшую землю. Возрадовались тогда жители Смоленска».
  • Ефрем
  • С этого времени жизнь Авраамия меняется. Епископ Игнатий устраивает рядом со Смоленском монастырь в честь Положения святых риз и пояса пресвятой Богородицы и назначает Авраамия его игуменом.
  • Этот монастырь получил позднее имя Авраамиев.
  • Проведя 50 лет в подвигах благочестия, примерно в 1219 году,, после непродол-жительной болезни преподобный Авраамий Смоленский закончил свой земной путь.
  • Спустя некоторое время один из его учеников – Ефрем написал о нём житийное повествование.
  • А божественную литургию, кото-рую Христос велел творить за весь мир, он с большим усердием совершал, и ни единого дня не про-пускал, и делал это, как известно многим, до самой смерти, и не оставил церковных правил, и бо-жественной литургии, и своего подвига.
  • Из «Жития Авраамия Смоленского».
  • Вопросы и задания:
  • Как вы думаете, почему современники называли архимандрита Авраамия «лествицей высокого благочестия духовного»?
  • Почему Авраамия Смоленского недостаточно оценили при его жизни?
  • Подумайте и объясните, почему широкая образованность и свобода мысли Авраамия навлекли на него обвинения недругов в ереси?
  • Что привлекает вас в образе Авраамия Смоленского?
  • Меркурий Смоленский – полулегендарный герой периода борьбы против монголо – татар. Существует несколько произведений фольклорного и литературного плана, художественно отразивших подвиг воина – спасителя богоизбранного города Смоленска.
  • Жил-был некий человек в городе Смоленске, по имени Меркурий. Был он юн и благочестив. Поучался он день и ночь заповедям Господним, цветя преподобным житием. Сиял он постом и молитвой, словно звезда богоявленная посреди всего мира. Был он чувствителен и возвышен душою. Часто приходил ко кресту молиться за всех мирян в Петровскую сотню.
  • В то время злочестивый царь Батый пленил Русскую землю…
  • Люди же пребывали в великой печали…
  • Пречистая Матерь Божия и сказала ему: «Дитя мое, Меркурий, избранник мой, я посылаю тебя: иди быстро и отомсти за кровь христианскую. Победи злочестивого царя Батыя и все войско его. Потом придет к тебе человек светлоликий, отдай в руку его все оружие свое, и он отсечет тебе голову. Ты же возьми ее в руку свою и прийди в свой город, и там ты примешь кончину, и положено будет тело твое в моей церкви». 
  • Взяла пречистая Богородица в полу одежды своей честное тело святого и принесла его в соборную церковь и положила его в гроб на том месте, где и доныне стоит, всеми видим, творя чудеса во славу Христа Бога нашего, благоухая, как кипарис.
  • Памятник на месте гибели Меркурия Смоленского . Автор Артамонов Александр
  • Вопросы и задания:
  • В чём состоит христианский подвиг Меркурия Смоленского?
  • Как вы понимаете выражение «воин от юности своей»?
  • Почему Божией Матерью был отмечен и выбран как воин на битву с монголо-татарами именно Меркурий?
  • Почему Господь Бог покарал русских людей нашествием Батыева воинства? Как вы думаете, за что? Найдите то место в тексте, где говорится о последствиях монгольского нашествия.
  • Список литературы:
  • Меркин Г.С. «Литература Смоленщины. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению. Том 1,2.»(Траст-имаком, 1994г.)
  • Стукалов А. «Край мой Смоленский»(Смоленск, 2001г.)
  • Трофимов И.Т. «Писатели Смоленщины. Библиографический справочник.»(Смоленское книжное издательство, 1959г.)
  • Трофимов И.Т. «Писатели Смоленщины»(Московский рабочий, 1973г.)
  • www.naslediesmolensk.ru