Воспитательное мероприятие "«Откуда есть пошла Русская земля» - преподобный Нестор Летописец"

Воспитательное мероприятие по теме:
«Откуда есть пошла Русская земля» - преподобный Нестор Летописец
Цели урока:
Формирование у учащихся стремления больше знать об истории своей
страны.
Знакомство учащихся с житием преподобного Нестора и понятиями
“исторические документы”, “летопись”.
Воспитание уважения к Родине, гордости за Отечество.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами
переместимся в давние времена и узнаем, из каких источников современные люди
могут узнать о событиях, которые произошли в истории Руси очень давно. Узнать о
тех или иных исторических событиях мы можем благодаря различным документам и
письменным источникам. Но документы появились не сразу. Как же люди
передавали друг другу сообщения, пока не возникла письменность?
(Выслушиваются ответы учащихся)
Учитель: В то время, когда грамотных людей было очень мало, а все
письменные принадлежности были очень дороги, книгопечатание считалось
искусством весьма трудным. А потому на человека, искусного в книгописании,
смотрели с большим уважением. Трудность книгописания заключалась не только в
том, что писать приходилось очень медленно, но и в том, что приходилось дорожить
каждым лоскутком письменного материала и потому писать с величайшей
осторожностью. Это мы с вами в современном мире неограниченны в использовании
бумаги. К тому же очень часто мы пользуемся современной канцелярской
принадлежностью корректором. А в те стародавние времена бумаги на Руси не
было, и писать можно было только на толстых и гладких лоскутках пергамента,
который изготовляли из телячьей кожи. Писали на пергаменте перьями и
очищенными в виде пера тростинками. Причем писать было не легко: нужно было
каждую букву писать отдельно, чтобы она не слилась с предыдущей. Чаще всего
писцы переписывали на древнерусский язык богослужебные книги. Именно для
богослужебных книг и использовался пергамент из кожи животных. Только на одну
книгу могло уйти целое стадо, поэтому такие книги стоили очень дорого, и купить
их могли очень богатые люди. Деловые, личные и даже любовные письма писали на
более дешевом материале -бересте.
Учитель: Ребята, почему книги, различные документы в древности называли
рукописями?
Дети: Их называли рукописями, потому что они были написаны в ручную.
Учитель: Правильно. Как было уже упомянуто раньше, рукописные книги были
очень дорогими, и чтобы уберечь их от пожаров и других стихийных бедствий, их
помещали в специально отведенные места библиотеки и архивы, которые
находились в монастырях и церквях.
Долгое время на Руси самым подходящим местом для хранения рукописей были
монастыри. Их мощные каменные стены лучше всего предохраняли от пожаров,
которые свирепствовали в городах, которые в то время стоились из дерева. В те
далекие времена письменностью не мог владеть простой люд. Самыми
образованными людьми считались монахи. Именно они и писали рукописи. Монахи
вели свои записи в монастырских кельях неторопливо, год за годом записывая для
потомков события, которые мы с вами будем изучать в течение всего учебного года.
Учитель: Одним из самых подробных описаний событий прошлого, дошедших
до наших дней, считается рукопись, написанная одним из монахов Киево
Печорского монастыря. Его звали Нестором.
Родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному
Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник
преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во
иеродиакона. Молодой Нестор поступил с Печерский монастырь в 17 лет, он в
совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним
из древнерусских писателей. Доверить составление летописи можно было отнюдь не
каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для
написания летописного свода отбирали самых талантливых книжников своего
времени. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. Нестор
собрал воедино все, что мог узнать от монахов монастыря или услышать от
посторонних людей о событиях, происходивших в те давние времена. Он
великолепно владел греческим языком и перевел на русский язык тексты
византийских историков. Преподобный Нестор считается одним из крупнейших
историков Руси, создавшим уникальное произведение – “Повесть временных лет”.
Свой труд летописец называет безымянным. И понимали его как исполнение
воли Божией. Монахи - летописцы редко оставляли нам свои имена. Это ещё были и
безымянные молитвенники за землю русскую. До нас дошли имена немногих из них.
И одно из таких имён имя монаха-летописца Нестора, создавшего «Повесть
временных лет», самую древнюю русскую книгу, которая дойдёт до потомков,
станет первой историей Руси.
Тихо-тихо в келье летописца. Оживают под неторопливым пером события и
люди: «Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал
первым княжить и как возникла русская земля. Так начнем повесть сию.
По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт. И достался
восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до
Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат,
Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди,
Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.
Учитель: В начале своей летописи Нестор рассказал вкратце (на основе Библии)
о сотворении человека, о всех важнейших событиях в жизни человечества, а потом
приступил к рассказу о древнейшей истории Руси. Он собрал для этой цели все, что
до него было записано о русской земле другими грамотными людьми, и дополнил
эти отрывочными записи новыми, более подробными сведениями, какие ему удалось
собрать от современников и очевидцев событий.
Учитель: Как человек, искусный в книгописании, Нестор передал все
собранные сведения прекрасным языком в плавном и живом рассказе, который
расположил по годам. Именно поэтому его произведение и называется “Повесть
временных лет”. Ведь слово летопись” означает описание событий по годам и
произошло от древнего слова “лето”, что значит “год”.
Литературный памятник “Повесть временных лет” относится к XII веку. В ней
инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее
исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в
церковных источниках в 866 году, при святом патриархе Константинопольском
Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными
Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в
Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом
православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых
варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным
Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному
историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о
возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время
преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь
терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами
разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители.
Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В
летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина,
историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд
высочайших творений мировой письменности.
Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-
летописцам продолжение своего великого труда.
3. Итог урока: В 2014 году исполнилось 900 лет со дня преставления
преподобного Нестора. Благодаря его молитвам и литературным трудам мы познаем
историю нашего Отчества. Вчитайтесь в эти слова старца: «Великая бывает польза
от учения книжного,- говорил он, - книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо
от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие
вселенную, от которых исходит мудрость».
На какие бы источники опирались наши знаменитые историки Соловьев,
Ключевский или Карташев, не будь под рукою Богом сохраненных текстов «Повести
временных лет»? Именно преподобный Нестор дал нам историческое знание
и приоткрыл тайны давних столетий. Его труд и сегодня является примером того,
каких высот может достичь человек, если в нем сочетаются Богом данные таланты
и духовное делание.
В Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры среди святых останков
преподобных отцов хранятся святые и нетленные мощи Нестора Летописца. Каждый
подошедший к гробнице с мощами преподобного Нестора видит над ней серебряную
дощечку с выгравированной в XIX веке надписью, где запечатлены слова
благодарности «отцу российской истории» от всех любителей истории и древностей
российских. Здесь, в тишине древних монастырских пещер, неразлучно соединились
святость и родная история.
Источники:
1. Карпов А.Ю. Сказания русской летописи. - М.,2001.
2.Подвижники и страдальцы за веру православную и землю святорусскую/
Сост. М. Едлинский.-М.,2001.
3.Супрун В.И. Православия святые имена: Учебное пособие для шк.:/ Под
редакцией А. Агеева, С. Кремнева.-Волгоград: кооператив «Книга»,1996.
4.Федотов Г. Святые Древней Руси.- Спб.: Статис Держава, 2004.