Разработка урока "Намёки и уроки сказки А.С. Пушкина о золотом петушке" 5 класс

Разработка урока по литературе в 5 классе
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 141 Сормовского района г. Нижнего Новгорода
Маккарова Ирина Валентиновна.
Тема: «Намёки и уроки сказки А.С.Пушкина о золотом
петушке»
Цель: Нравственное воспитание учащихся посредством проникновения в проблематику и идею
пушкинского произведения.
Задачи урока:
- дать пятиклассникам представление о различных формах исследовательской деятельности на
уроках литературы (работа над художественным образом и художественным словом);
- научить формулировать свою точку зрения грамотным выразительным русским языком, работать
в группе;
- развивать творческие способности учащихся, культуру диалога и монологической речи,
читательскую культуру;
- сформировать нравственную позицию младшего подростка по отношению к вопросам добра и
зла, ответственности человека за свои слова и поступки, нравственно и безнравственного
поведения.
Урок разработан с учетом личностно-ориентированной направленности ( ученики сами
выбирают группы, в которой им интересней работать, а также какое задание - творческого или
исследовательского характера выполнять.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока:
I. Введение в тему, постановка цели, определение задач и форм деятельности.
Слово учителя: К сегодняшнему уроку вы, ребята, получили индивидуальные и групповые задания
по сказке А.С.Пушкина «О золотом петушке». Дома вы прочитали эту сказку. А сейчас на уроке мы
с вами погрузимся в текст сказки более внимательно и попробуем порассуждать о её героях и
проблемах, которые поставил перед читателем автор. Очень часто, слыша слово сказка, мы сразу
настраиваемся на то, что это произведение для детей, но я предлагаю вам сегодня подумать:
пушкинская сказка о золотом петушке – это детское произведение?
В 1834 году в последний свой приезд в нижегородское имение Болдино Пушкин, уже
умудренный жизненными испытаниями, опытом, трудностями на тернистом пути поэта, закончил
эту сказку. В это время он много размышляет об историческом пути России, об ответственности
людей, находящихся у власти, за судьбы других людей, о том, что есть нравственность в каждом
из нас и что есть для каждого человека Бог. А это значит, какими моральными и просто
человеческими качествами должен обладать каждый человек, а уж особенно человек,
облеченный высшей властью в государстве.
? к учащимся: А как по-вашему? Какими качествами должен обладать человек, от которого
зависят судьбы многих других людей?
(Мудрый, ответственный, патриот, ставящий интересы государства и его граждан выше своих
личных, и тот, которого не обуял грех гордыни)
Итак, мы определили с вами, каким должен быть идеальный правитель, а теперь я хочу обратить
внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Вы, наверное, заметили, что это слова, которыми
заканчивается «Сказка о золотом петушке»: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам
урок». Очень интересные слова.
?: А к кому эти слова обращены? ( к читателям)
То есть к нам, ко многим и многим поколениям людей.
?: А цель Пушкин нам поставил очень определенную. Какую? (извлечь урок из намёков)
А значит нам придется разгадать намёки автора и извлечь из них уроки на всю оставшуюся жизнь.
?: Давайте сначала определимся: кто же является главным героем этой сказки? ( царь Дадон).
Значит, о нем сейчас и пойдет речь. Мы определили его общественное положение – царь, т.е.
человек, от которого зависит судьба государства и его народа. Вот вам и первый намёк: от того,
какие цари Дадоны будут управлять государством, во многом зависит его судьба, а значит, и наша
с вами судьба.
II. Анализ произведения.
Итак, обратимся к нашему главному герою – царю Дадону, постараемся понять его поведение и
всё, что произошло с ним, а также подумаем, почему всё сложилось именно так, а не иначе.
Слово I группе, получившей опережающее задание: проследить коротко события всей жизни царя
Дадона.
?: Попробуйте, добры молодцы, сделать вывод: какие, с вашей точки зрения недостойные,
безнравственные поступки совершал молодой Дадон? Как эти поступки его характеризуют? ( это
эгоист, не думавший о своем народе)
А теперь творческая группа разыграет перед вами ситуацию встречи Дадона с восточным
мудрецом и подарок золотого петушка. Обратим внимание на эту очень важную сцену и
попробуем затем её проанализировать.
?: Правильно ли поступил Дадон, обратившись за решением проблемы к такому человеку?
Можно ли было предвидеть будущие несчастья после того, как мудрец появился внезапно,
подарил такой странный подарок, заключил С Дадоном такой неконкретный договор?
Вывод: Дадон должен был понять, что перед ним колдун, который может обратить во зло всё,
ведь интересы государства Дадона ему безразличны. Дадон безрассудно согласился на такой
сговор, не подумав о последствиях, ведь награда не была определена вообще, а значит, наградой
за временный покой могло стать всё, что угодно, даже то, что несет и самому царю, и его народу
зло!
?: Попробуйте извлечь из этого пушкинского намёка урок?
(Человек, которому доверена судьба его государства, его народа, не может быть таким
безрассудным и доверяться первому встречному, полагаться на советы колдуна, раздавать
обещания, в выполнении которых он не уверен)
?: А теперь докажите, какие эпизоды сказки свидетельствуют о том, что дар колдуна оказался
действительно странным. Посмотрите внимательно, что происходит после того, как петушок был
установлен на спицу и «стал стеречь столицу»?
- 2 года петушок вел себя смирно.
- затем 2 войска ( огромное количество народа) по указке петушка отправляются не куда-нибудь, а
на восток. А ведь колдун родом оттуда!
- двое сыновей царя отправляются с войском и пропадают без вести.
Итак, третью рать собирает сам Дадон.
?: Легко ли это было сделать и почему? ( он уже стар, да и людей осталось не так много). А тогда
зачем он отправляется в поход? ( 2 войска и 2 сына пропали, нужно хотя бы узнать их судьбу)
?: Что интересного заметил Дадон на пути ? ( ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана)
Следующий эпизод анализировала II группа. Даём им слово. ( читают выразительно эпизод и
отвечают на вопросы).
?: Куда пришло войско и можно ли было догадаться, что это ловушка?
?: Что там увидел царь и как себя повел? Сочувствуете ли вы ему?
?: Какой намек дает нам Пушкин, рисуя картину побоища? В чем же настоящая причина гибели
сыновей Дадона?
?: И вот распахивается шатер и показывается шамаханская царица. Можно ли было догадаться,
что она и есть виновница горя Дадона? А как ведет себя царь?
А теперь вы все, ребята, оцените поведение Дадона не как царя, а как человека, отца.
Вывод: Дадон быстро утешился. Видимо, смерть сыновей для него не такое уж горе, он даже не
похоронил их, не предал земле, зато предался сам утехам, веселью, ухаживал за Ш.Ц. Он поступил
безнравственно
?: Какой же нравственный урок должны мы извлечь?
Безнравственное поведение Дадона заключается в том, что смерть, потеря близких людей его
ничему не научила, потому что он предается греху.
А ведь это, ребята, тоже своеобразные проявления греха не только чревоугодия и
прелюбодеяния, но и гордыни. О грехе гордыни мы с вами уже упоминали в связи с личностью
Дадона. А выражается гордыня в следующем: мои интересы и сиюминутные желания важнее
всего остального!
Обратим внимание на то, что именно в этом эпизоде появилась ещё одна героиня, которая не
произносит в сказке ни одного слова, но при этом её роль в судьбе других героев очень важна.
Слово ребятам III группы.
?: Как вы поняли: безобидна ли прекрасная царица? Как её характеризует автор? АВ что вы
можете сказать об этом персонаже?
(Красивая, но с черной душой. Из-за неё убивают друг друга родные братья, и это уже страшно, но
она не останавливается на этом. Очарован Дадон, да так, что забывает обо всём (может, она тоже
колдунья). Ей неприятен Дадон, но она соглашается поехать с ним, стать царицей. Видимо, это и
был определенный коварный план. Она никак не реагирует на то, что Дадон забыл о погибших
детях, а потом хохочет, когда умирают звездочет и сам Дадон. И наконец исчезает так же
внезапно, как и появилась).
И вот последний эпизод. Вместе с Шамаханской царицей Дадон въезжает в свою столицу. И
здесь он доходит до последней точки своего нравственного падения. Ребята из творческой группы
разыграют последнюю сцену.
?: Какой страшный грех совершает Дадон? ( Отказывается от данного обещания выполнить любую
просьбу и в порыве гнева убивает звездочета)
?: А за что так страшно был наказан сам Дадон? ( Сначала , не подумав, дает обещание, а затем
отказывается его выполнять).
?: А как вы считаете: отказ от выполнения обещания является безнравственным поступком? В
какой русской народной пословице обозначено мнение народа по поводу этого? ( Не давши слова
крепись, а давши – держись. Если не уверен, что сможешь выполнить обещание, не давай его, а
если дал, неси ответственность за свои слова и поступки.
?: Кто же виноват в том, что произошло с Дадоном? (он сам)
?: Когда он имел возможность задуматься над тем, что и как он делает? ( после гибели сыновей)
?: Каких же качеств характера не хватило царю? ( мудрости, ответственности, разумных поступков
и решений).
Совершая целую череду безнравственных поступков, царь Дадон нарушил общечеловеческие
нормы морали и оказался плохим правителем. А раскаялся ли он, задумался ли над своими
поступками? – нет. Но Дадон совершает и еще одно преступление – преступление против веры. В
чем оно состоит? (связь с колдуном, которому он доверился и дал возможность управлять им).
?: Какова была роль этого звездочета в судьбе Дадона?
(Вошел в доверие в трудную минуту, обеспечил покой, но только на 2 года, царь стал слепо
доверять подарку колдуна и в результате потерял войско, двух сыновей, а затем и свою жизнь)
Последняя встреча колдуна и Дадона основа на точном расчете злых сил на то, как поведет себя в
такой ситуации ослепленный любовью старик. Обратим внимание на сцену последней встречи.
Счастливый царь сначала радушно встерает колдуна, но не задумывается, что он появился именно
в эту минуту не случайно. Он предлагает звездочету щедрые подарки, но тот настойчиво требует
именно шамаханскую царицу. Но самое интересное в том, что Пушкин упоминает, что звездочет –
скопец, принадлежит к особой секте, ему вообще никакая женщина не нужна. Царица это
только предлог для других требований. Попробуем догадаться, что же на самом деле нужно было
сектанту-чернокнижнику, зачем была подослана царица?
Отв.: Сыновей у царя уже нет, сам он стар, значит главное, что нужно – это власть над целой
страной, стремление силой колдовства и обмана подчинить себе целое государство. Поэтому
правитель и должен был быть особенно мудр и осторожен. Но Дадон был эгоист и думал только о
своих интересах.
В этом и кроется основной урок сказки Пушкина.
III. Подведение итогов и выводы. Актуализация знаний, полученных на уроке.
Попробуем теперь подвести итоги и вспомнить все уроки пушкинской сказки:
- Человеку важно думать над тем, что он говорит и что делает, потому что ответственность
человека заключается в том, что за всё, что мы говорим и делаем мы обязательно расплатимся.
- Ответственность человека становится ещё больше, если он облечен властью. Значит, он несет её
не только за себя, но и за других.
- Человек, который на виду у людей должен помнить, что его поступки должны стать для
окружающих примером нравственности.
А теперь я хочу обратить ваше внимание на иллюстрации к сказке, которые вы нарисовали и
поблагодарить всех за участие в обсуждении очень важных вопросов, которые всегда
поднимались в произведениях русской литературы.
IV. Домашнее задание: творческая письменная работа «Какие открытия я совершил, читая и
обсуждая сказку А.С.Пушкина «О золотом петушке?»
Источники и литература.
1. Пушкин А. Сказки. / Ред., вступительная статья и объяснения А. Слонимского. М.; Л., 1930.
С. 2529
2.
Ахматова Анна. О Пушкине. Статьи и заметки: 2-е изд., дополн. Горький, 1984. С. 28.
3. Слонимский А. Мастерство Пушкина: 2-е изд., испр. М., 1963. С. 424429.
4. Бонди С.М.:: Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. М.: Гослитиздат, 1960. Т. III. Поэмы. Сказки. С. 529
530.
5. Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1833—1836). Л., 1982. С. 184197.
6. Азадовский М. К. Источники сказок Пушкина // Азадовский М. Литература и фольклор. Л., 1938.
С. 65105.
7. Алексеев М. П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987. С. 502541
8. Бойко А. К. Об арабском источнике мотива о золотом петушке в сказке Пушкина. 1976. Л., 1979.
С. 113119.
9. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946. С. 309319.
10.Волков Р. М. Народные истоки творчества А. С. Пушкина (баллады и сказки). Черновицы, 1960.
С. 204.
11. Зуева Т. В. Народная волшебная сказка в творческом развитии А. С. Пушкина. М.: 1982, С. 82.