Литературный вечер "В мире прекрасного" 9 класс

1
Автор разработки
Егорова Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ 97, г. Нижний Новгород
«В мире прекрасного»
(литературный вечер)
Цель мероприятия: создание условий для формирования духовных, эстетических, нравственных
качеств обучающихся на основе интеграции знаний по истории, культуре, литературе, музыке.
Задачи:
1. Обобщить в творческой форме знания по истории, культуре, литературе, музыке.
2. Способствовать развитию художественного вкуса, а также творческих, коммуникативных
способностей учащихся
3. Способствовать духовно-нравственному, эстетическому развитию учащихся.
Материалы и оборудование:
1. Мультимедиапроектор
2. Плакаты и рисунки по теме мероприятия
3. Костюмы для театрализованных постановок
Форма проведения: литературный вечер для учащихся 9х классов
Место проведения: актовый зал МБОУ СОШ 97
Ведущий:
Добрый вечер! Добрый и необычный, потому что это вечер литературный,
художественный, вечер добра, красоты и искусства. Вечер, посвященный вечному, светлому и
доброму. Итак, приглашаю вас в мир прекрасного.
У всякой реки есть начало. Где начало прекрасного? Где искать его истоки? Конечно же, в
Древней Греции. Музы-покровительницы искусств родились именно там, на вершине горы
Олимп, великой горы небожителей. Давайте назовем их:
(Смена слайда)
Полигимния – музы торжественных песнопений
Урания – муза астрономии
Терпсихора – муза танца
Клио – муза истории
Талия – муза комедийного искусства
Эвтерпа – муза лирической поэзии
Мельпомена – муза трагедии
Эрато – муза любовной поэзии
Каллиопа – муза эпической поэзии
(Смена слайда)
Это девять сестер, дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины. Они были спутницами бога
солнца и искусства Аполлона. Древние греки с огромным почтением относились ко всему
прекрасному, ценили красоту. Много веков спустя и мы восхищаемся богиней любви и красоты
Афродитой или Кипридой, рожденной на восходе солнца из морской пены.
Афродита
Волне оставив пенный локон,
юна, невинна и чиста,
из моря вышла Красота
на Кипр пустынно-одинокий.
2
Ласкал богиню ветерок,
манил простор небесной далью,
обвила ревностно спиралью
Любовь лодыжки стройных ног.
Но в форме сердца медальон
упал на камень раскалённый,
когда богиня утомленно
присела.
Что за странный сон
принёс из будущего бриз?
Что за мираж над морем синим?
В тот час привиделся богине
пастух по имени Парис.
Любви желая, дарит он
несчастья плод, исток раздора...
Плывёт мираж.
Лежит укором
в руинах славный Илион.
Очнулась.
Плещется волна.
Над морем дымка - знак ненастья...
Так в мир вошли любовь и счастье,
а следом горе и война.
Вопрос: что подарил Парис Афродите?
Да, в мире устроено так, что рядом с красотой часто бывают горе и страдания. Из-за
красоты вспыхивают войны. Именно красота Елены послужила поводом троянской войны
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
Красоте посвящен один из известных древнегреческих мифов – «Нарцисс». Сейчас мы его
увидим.
(Смена слайда)
Ведущий:
Кто не чтит златую Афродиту, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она
прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса. Никого не любил он, кроме одного себя. Однажды,
когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его нимфа Эхо. Нимфа не могла сама
заговорить с Нарциссом, потому что отвечать на вопросы она могла лишь тем, что повторяла
последние слова. С восторгом смотрела Эхо на стройного красавца-юношу, скрытая от него
лесной чащей.
3
Нарцисс:
- Эй, кто здесь?
Эхо:
- Здесь!
Нарцисс:
- Иди сюда!
Эхо:
- Сюда!
Нарцисс:
- Сюда, скорей ко мне!
Эхо:
- Ко мне!
Ведущий:
Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша.
Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу.
Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа С тех пор никто не видит эхо,
никому не показывается она на глаза и только печально отзывается на всякий возглас. А Нарцисс
остался по-прежнему гордым, самовлюбленным. Он отвергал любовь всех. И одна из
отвергнутых им нимф воскликнула:
Нимфа:
-Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек, которого ты
полюбишь!
Ведущий:
Исполнилось пожелание нимфы.
Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его.
Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды.
Еще ни разу не касались вод этого ручья ни пастух, ни горные козы, ни разу не падала в ручей
сломанная ветка, даже ветер не заносил в ручей лепестков пышных цветов. Вода его была чиста и
прозрачна. Как в зеркале, отражалось в ней все вокруг: и кусты, разросшиеся по берегу, и
стройные кипарисы, и голубое небо. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень,
выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара
Афродиты. (Смена слайда)
В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Все забыл
Нарцисс: он не уходит от ручья; не отрываясь любуется самим собой. Он не ест, не пьет, не спит.
Нарцисс:
- Никто не страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только полоска воды, и все же
не можем быть с тобой вместе. Выйди же из ручья! Ведь ты - я сам! Я люблю самого себя. А это
значит, что немного осталось мне жить.
Ведущий:
Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти, но все-таки не
может оторваться от своего отражения. Тает он, как роса на цветах в лучах горячего солнца.
Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс.
Нарцисс:
- О, горе!
Эхо:
- Горе!
Нарцисс:
- Прощай!
Эхо:
- Прощай!
4
Ведущий:
Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер
Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу
могилу, но когда пришли за его телом, то не нашли его.
(Смена слайда)
На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос прекрасный белый цветок -
цветок смерти. Люди называют его нарциссом.
Красота всегда была предметом спора. И не только древние греки готовы были умереть за
красоту. Вспомните «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Вот как это
было:
Ведущий:
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Чернавка:
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ведущий:
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
Царица:
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
Зеркальце:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
Ведущий:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Чернавка:
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Ведущий:
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
5
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
Царица:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
Зеркальце:
“Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее”.
Царица:
“Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?”
Зеркальце:
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”.
Ведущий:
Делать нечего. Она,
Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
Царица:
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Еще в одной сказке А.С. Пушкина слышен мотив красоты. И вновь красота несет не добро, а зло.
Вопрос: какая красавица заставила отца забыть смерть своих сыновей, и как отец поплатился за
это?
Нарцисс погиб от любви к самому себе, умерла от досады злая красавица-царица,
исчезла, испарилась с колесницы Додона шамаханская девица. Эти примеры заставляют
задуматься: что есть красота? Добро или зло она несет? Чтобы ответить на этот непростой вопрос,
обратимся к русской живописи, в первую очередь к мастеру портретной живописи Рокотову
Федору Степановичу.
(Смена слайда)
Любите живопись, поэты!
6
Лишь ей, единственной, дано
Душой изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Она как будто призвана была быть вечной музой поэта. Сохранилась легенда о любви Рокотова
к Струйской, видимо, навеянная особым тоном очарования и удачей таланта художника,
создавшего ее портрет. Вряд ли это было на самом деле так, хотя, конечно, Александра
Петровна не могла оставить равнодушным ничье сердце.
Сам Струйский, ее муж, так описывал свою возлюбленную в одном из множества
стихотворений, посвященных ей:
Когда б здесь кто очей твоих прелестных стоил,
Давно б внутрь сердца он тебе сей храм построил,
И в жертву б он себя к тебе и сердце б нес.
Достойна ты себя, Сапфира!.. и небес.
Почтить твои красы, как смертный, я немею,
Теряюсь я в тебе?.. тобой я пламенею.
(«Элегия к Сапфире»)
Александра Петровна подарила мужу восемнадцать сыновей и дочерей, из которых четверо
были близнецами и десять умерли в младенчестве. Но всю оставшуюся жизнь ее согревал
пламень поэтического вдохновения мужа.
Ей было восемьдесят шесть лет, когда она тихо покинула этот мир. А для нас она так и осталась
той прекрасной, в легкой дымке загадки и очарования, немного грустной и едва улыбающейся
молодой женщиной с портрета Рокотова. Наверное, это была одна из самых красивых женщин
«безумного осьмнадцатого столетья»...
В каждом веке были свои красавицы. В 19 веке – жена одного известного поэта.
Вопрос: назовите имя известной петербургской красавицы, блиставшей в свете в начале 19 века.
Как вы думаете, о какой картине писал Пушкин 8 июля того же 1830 г. в известном
стихотворении «Мадона»:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
7
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.
До сих пор остается неизвестным, о какой картине говорит Пушкин в стихотворении, но , вы, я
думаю, подумали об известнейшем портрете его жены Н.Н. Гончаровой.
(Смена слайда)
Жена поэта. Друзья и родные Пушкина восхищались юной Натальей Николаевной.
Находили ее в «высшей степени очаровательной, красивой, изящной и умной»
Свои чувства к жене поэт выражал большей частью в письмах. В сентябре 1833 года из Нижнего
Новгорода он писал ей: «... я все еще люблю Гончарову Наташу, которую заочно целую куда ни
попало. Прощай красавица моя, кумир мой, прекрасное мое сокровище, когда же я тебя опять
увижу...... Мне тоска без тебя, кабы не стыдно было, воротился бы прямо к тебе, ни строчки не
написав. Да нельзя, мой ангел».
Что же делала юная красавица в отсутствие Пушкина? Конечно, проводила время на балу.
Давайте на минутку заглянем на бал и познакомимся с Сашенькой и Машенькой.
(Смена слайда)
Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!
Вот, капитан Васильев - душка -
Со мной мазурку танцевал!
- Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын
Ко мне неравнодушен, знаю!
Он здесь без матушки, один!
- Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.
На нас он смотрит не мигая.
Ну, просто, чудо кавалер.
- А! Князь Миронов! Из Парижа
8
Вчера вернулся, говорят.
Сейчас к нам подойдет поближе.
Он, кстати, сказочно богат.
- О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!
Товар удачно сбыл папаша,
Гостинцев ворох ей привез.
- А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!
- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.
Явилась старая сова!
- Охота на мужчин открыта.
Несдобровать сегодня им.
И мы, с тобой, не лыком шиты.
Себя в обиду не дадим.
Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!
Вино французское рекою!
И будем танцевать всю ночь!
Акварель А.П.Брюллова является единственным известным портретом Натальи Николаевны,
созданным при жизни Пушкина. 8 декабря 1831 года поэт писал ей из Москвы:«Брюллов пишет ли
твой портрет?». Несомненно, об этом портрете писал Пушкин жене 30 июля 1834 года из Петербурга в
Полотняный завод: «Целую твой портрет, который что-то кажется виноватым. Смотри».
Прошло почти 200 лет, но красота Натальи Николаевны Гончаровой по-прежнему восхищает.
Пушкин обожал свою жену. Как всякий влюбленный, он написал немало восторженных слов,
посвященных любимой женщине. Это и неудивительно: ведь он поэт. А как выражает свом чувства
музыкант? Конечно, в музыке. И ничего нет более подходящего для этого, как романс.
(Смена слайда)
Итак, его величество романс.
Сегодня мы расскажем вам историю одного чудного романса «Не уходи, побудь со мною».
Долгое время считалось, что автора этого романса установить невозможно, но все-таки это
удалось. Н.В.Зубов создал свой первый романс в 1893 году, а вот последний его романс относится
к 1906 году. Всего 13 лет – короткий, но яркий период его творчества. Сильное влияние на
музыкальное мировоззрение Н.В.Зубова оказывали его родственники и особенно его двоюродный
брат - певец Михаил Зубов, выступавший в течение семи лет на сцене "Ла Скала" в Италии, а
затем на сценах Киевской, Одесской и Харьковской опер. Сам же Н.В.Зубов создавал, в основном,
свои романсы, как на стихи российских поэтов, так и на свои собственные.
В конце 1890-х годов известная певица Анастасия Вяльцева начинает все больше
завоевывать признание у публики как исполнительница старинных русских и цыганских романсов
и песен. По мнению ее современников, певица была ослепительно красивой и обаятельной
женщиной, ее фигура была тонка, изящна, она всегда имела обворожительную улыбку...
А.Вяльцева обладала не только красивым голосом, но и блестящим театральным мастерством,
выражавшимся в слиянии "мелодии" и слов, музыки и сценического жеста, точной актерской
интонации и фразировки...
В 1899 году Н.В.Зубов, очарованный А.Вяльцевой, создает и посвящает ей свои романсы
тобой вдвоем", "Под чарующей лаской твоею...". С той поры вся дальнейшая его жизнь и
творчество были всецело подчинены захватывающему его чувству. Именно в это время, в 1899
9
году, им был создан самый известный романс "Не уходи, побудь со мною...". На протяжении же
шести лет, а именно с 1899 по 1905 год, почти все романсы Н.В.Зубова носят исключительно
интимный характер и посвящаются А.Вяльцевой. Все эти романсы стали, по мнению
специалистов, шедеврами российской любовной лирики. Н.В.Лукина предполагает, что
композитор создал и посвятил А.Вяльцевой 22 романса. Последний из этой серии романс "Я хотел
бы тебя забыть" был создан Н.В.Зубовым, когда певица уже уехала на Дальний Восток к
раненому на русско-японской войне Бискунскому, ставшему впоследствии ее мужем. После этих
событий, а именно с 1906 года, Н.В.Зубов перестал создавать свои музыкальные произведения.
Н.В.Лукина предполагает, что в это время он либо скончался, либо угас как композитор.
Не уходи, побудь со мною,
Здесь так отрадно, так светло,
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Побудь со мной,
Побудь со мной!
Не уходи, побудь со мною,
Я так давно тебя люблю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.
Побудь со мной,
Побудь со мной!
Не уходи, побудь со мною,
Пылает страсть в моей груди.
Восторг любви нас ждет с тобою,
Не уходи, не уходи!
Восторг любви нас ждет с тобою,
Не уходи, не уходи.
Побудь со мной,
Побудь со мной!
Романс особенный жанр. Его расцвет приходится на 19 столетие, но это не значит, что
сейчас не пишут романсов. Напротив, нет ничего более подходящего, чтобы выразить свои
чувства. Примеров множество. Послушайте замечательный романс «А напоследок я скажу» нс
стихи Беллы Ахмадуллиной и музыку А. Петрова из кинофильма «Жестокий романс».
Так что же такое красота? Что красиво, а что безобразно? Мы видели образцы прекрасного
в Древней Греции, смотрели картины русских живописцев, слушали романсы. Давайте сделаем
последний шаг от Золотого века до наших дней и откроем тайну истинной красоты.
Н. Заболоцкий. «Некрасивая девочка».
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
10
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(Смена слайда)
Два сосуда. Внутри одного свеча. Эти сосуды – люди. Огонь – символ души, негасимый
свет. Если нет этого света, сосуд пуст, мертв, хотя он не разбит, вполне пригоден.
Если душа черна, как у Нарцисса, то красота не принесет добра. Красота человеческой
души – вот истинная красота человека.
Литература:
1. Иллюстрации
http://gruzdoff.ru/wiki/Искусство_Древней_Греции
2. История мировой культуры. Чернокозов А.И.
3. Детская Энциклопедия. Т.8,11,12.
4. Учебник для студентов вузов «Культурология. История мировой культуры». Под
редакцией А.Н.Макарова.
5. Произведения А.С. Пушкина, О. Мандельштама, Н.В. Зубова, Н. Заболоцкого