Урок-путешествие "Русская усадьба второй половины девятнадцатого века в России. Тургеневские мотивы в описании дворянских усадеб в созвучии с живопи"

Урок-путешествие-путеводитель «Русская усадьба второй
половины девятнадцатого века в России. Тургеневские мотивы
в описании дворянских усадеб в созвучии с живописью русских
художников.» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
Методическая разработка урока по литературе
Горбачева Евгения Энгельсовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского»
В данной разработке формируется совокупность способов деятельности учителя и
учеников на основе системно-деятельностного подхода в обучении, что обеспечивает
способности к самостоятельной работе на уроке, к формированию видов УУД :
личностных (ценностно-смысловая ориентация в соответствиями с нравственным
аспектом поведения), (поиск и переработка информации), регулятивных(учебная
деятельность, коррекция, оценка, постановка вопросов и их решение).Также ориентация
на образовательные результаты в достижениях через метапредметные результаты в опыте
творческой деятельности синтетического и аналитического методов сбора и усвоения ,
репрезентации материала по предложенной теме. Важным механизмом в освоении ЗУН
является подача заданий и использование ИКТ в обучении на основе компетентностного
подхода в обучении.
Тип урока: урок-путешествие-путеводитель с использованием композиционных слайдов и
фотовыставок
Тип обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый
Цель урока: Расширить кругозор учащихся о личности писателя, об эпохе, о любви к
прекрасному, показать роль французской певицы в жизни писателя посредством заочного
путешествия по страницам призведения «Отцы и дети» и мотивов писателя в описании
дворянских усадеб в созвучии с живописью русских художников.
Задачи:
пробудить интерес к творчеству писателя, к истокам русских дворянских усадеб-родовых
дворянских гнезд в России.
развивать наглядно-образное мышление и способность к утонченному вкусу, способность
понимания созвучия живописи с внутренним миром героя произведения ; осмысление
роли образно-знаковой системы языка с ее идеями в сознании человека
формировать навыки бытовой культуры человека, приобщать к шедеврам русской
культуры, к русской истории
Методы и формы обучения:
- вводная беседа по предложенной теме высказывания
- обзорная экскурсия по местам писателя
- рассказ по иллюстрации, по материалам экспозиций с выставок
- экспозиция произведения писателя
- работа в творческих группах
- выставка репродукций картин художника В. Поленова
Инновации: работа в малых творческих группах , консультации творческого подхода к
вопросу, теме, работа в парах, игровые моменты с использованием ИКТ, выявление
локализации индивидуальных затруднений, обобщение форм затруднений с
проговариванием во внешней речи.
Оглавление : «Путеводитель по русской усадьбе в созвучии с русской пейзажной
лирикой как отражение внутреннего мира и чувств тургеневских героев»
1. Введение.
Настроение мира природы
2. По страницам произведения писателя.
3.Мир русской усадьбы. Родовое гнездо писателя
4.Описание русской усадьбы на страницах романа
4.1.Красота и ее образы ( обзор пейзажной лирики В. Поленова) «Московский
дворик», «Деревня»
4.2. Мир русской усадьбы -это судьбы людей
4.3. Пейзажная живопись России в 19 веке
4.4. Галерея русской живописи в созвучии соединения тургеневских усадеб с
их героями
4.5.Феномен русской усадьбы 19 века
6. Интерьер как средство характеристики героя
7. Заключение
Художественные заставки:
Герои Тургенева, мастера сцены и экранизации
Репродукции картин художника В. Поленова
Введение
В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль.
Завоевания и достижения русской пейзажной живописи имеют мировое значение и
ценность. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и
мировую культуру. Пейзаж в повествовании Тургенева в созвучии с русской живописью
раскрывает две стороны пейзажа как вида живописи: объективную -то есть изображение,
вид определенных местностей и субъективную- выражение в образах природы
человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне
человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и
внутренний мир его героев. Замечательные достижения русской пейзажной живописи ,
естественно, вызывают интерес к изучению ее истории, в том числе ее истоков и этапов
развития. Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал,
подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в
которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем
современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи,
прислушиваясь к тому, о чем повествует, как изображает природу художник, мы учимся
знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку. Тонко чувствуют природу, ее
настроения и герои Тургенева. Так, Николай Кирсанов любит гулять в парке, размышлять
на лоне природы, любит уединяться, чтоб никто не мешал ему, он и только он способен
чувствовать ее, черпать силы, вдохновенье для будущих достижений своих, пусть даже
самых незначительных.
2. По страницам произведения писателя
Кадры из фильма «Отцы и дети» - экранизация романа «Отцы и дети», режиссер Авдотья
Смирнова, хорошо всем нам знакомая, как ведущая телепередачи «Школа злословия».
Знакомый всем конфликт поколений. Ровесники Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров —
абсолютно разные по мировоззрению люди. В то время как первый более склонен
опираться на мнение старшего поколения, второй совершенно отрицает его.
И корит своего приятеля за излишнюю мягкотелость, считая что тот находится под
сильным влиянием своих отца и дяди, время которых по его мнению прошло. Но вот
жизнь ставит перед Евгением неразрешимую для его логического склада ума проблему
приходит любовь. Выдержит ли молодой человек это испытание на прочность?
Экранизация одного из самых философских произведений Ивана Сергеевича Тургенева.
Извечный конфликт поколений, конфликт "отцов" и "детей" – проблема вневременная,
жизненная.
Евгений Базаров – молодой человек, нигилист
Анна Сергеевна Одинцова
2. Русская усадьба . Обзорная экскурсия по местам писателя. Диалог по теме
высказывания:
Усадьбы второй половины 19 века
(просмотр слайдов «По тургеневским местам»)
Родовое гнездо писателя
с. Спасское-Лутовиново
Орловская обл. Мценский район
Просмотр слайдов с иллюстрациями пейзажа русских художников изображений
застройки Москвы( на примере картины «Московский дворик» В. Поленова
Тема высказывания : ценностные ориентационные мотивы, чувства и эмоции на основе
просмотренного материала. Личные впечатления по теме высказывания ( беседа о
произведениях искусства )
В. Поленов «Московский дворик»
1. Обсуждение по теме » Дворянские усадьбы» с использованием устного словесного
описания :
До революции большинство писателей и поэтов были представителями
дворянства, так как дворянство являлось средоточием культурной и духовной жизни
России. И у каждого дворянина была своя усадьба, свое родовое гнездо. Естественно, что
писатели не обошли стороной проблему “родового гнезда”, своей малой родины.
Описание дворянской усадьбы мы можем встретить у Пушкина в “Евгении Онегине”, у
Гончарова в “Обломове”, у Тургенева в “Дворянском гнезде” и, конечно, в “Отцах и
детях”.
В романе “Отцы и дети” мы встречаем описание трех дворянских усадеб: Марьина,
Никольского и небольшого имения Базарова. В самом начале романа автор описывает
родовое гнездо Аркадия Кирсанова. Печальную картину можно увидеть: поля, поля,
низкие кустарники — все серое, неприглядное, мужики оборванные, крыши
покосившиеся, все свидетельствует не в пользу хозяина. Вся усадьба состоит из нового
деревянного дома, выкрашенного серой краской и покрытого железной красной крышей,
который стоит на ровном и голом поле, служб и фермы, пруда с соленой водой, сада с
плохо растущими деревьями и крестьянских деревенек. Лучше всего прижилась у
Николая Петровича беседка из сирени и акаций. Эти сирень и акации свидетельствуют о
чистоте его души. А саму беседку можно сравнить с “храмом уединенного размышления”
у Манилова. В отношениях с крестьянами у Николая Петровича не все складывается как
надо — они обленились, и приказчик — большой плут. Но Николая Петровича нельзя
осуждать, он все-таки старается что-то сделать для улучшения своего хозяйства. Жизнь в
доме Николая Петровича проходит размеренно, без потрясений. Все конфликты хозяин
сглаживает, как может. Крестьяне под стать хозяину, мягкие, даже ленивые. В доме
Николая Петровича лишними являются люди с характером: Павел Петрович и Базаров.
После свадьбы Аркадий, сын Николая Петровича, принялся сам за хозяйство. Он оказался
более приспособленным к практической деятельности, и ферма начала приносить доход.
Этим автор хочет показать, что усадьбу можно вывести из упадка молодыми силами и
умом; он, как и Гоголь, предлагает свой путь спасения. То же самое происходит и в
Обломовке у Гончарова: стоит появиться молодому практичному хозяину, как он заражает
энтузиазмом мужиков или просто заставляет их действовать, а не спать. Усадьба
Одинцовой полностью отражает характер хозяйки. Темные деревья сада, аллея стриженых
елок — все дышит холодностью и расчетом, строгим порядком жизни Одинцовой. Дом ее
стоит на пологом открытом холме, словно показывает, как она неприступна. По
архитектуре он красивее дома Кирсанова, был задуман в Александровском стиле, но этот
дом выкрашен желтой краской, что напоминает тюрьму (ограничение свободы). Даже
церковь была похожа на строгого могучего воина. Единственным местом, свободным от
строгих устоев, был портик, заросший кустами, где можно было ощущать невидимое
движение жизни. Этого портика Одинцова боится, поскольку как-то увидела в нем ужа.
Внутреннее убранство поражает своей строгостью, даже запах в доме — как
министерском учреждении. Строгостью, надменностью веет во всей ее усадьбе, у нее
везде порядок и хозяйство в порядке ,и крестьяне у нее поставлены на оброк.
Выводы по тексту произведения:
Из описания дворянских усадеб в произведении “Отцы и дети” можно сделать вывод, что
они приходили в упадок; в них жили люди, отрезанные от Петербурга и от всего
остального мира. Это своего рода Обломовки — тихие, спокойные, сонные уголки, где
жизнь почти не движется. Но автор надеется на лучшее, может быть, он, как и Гоголь,
хотел показать способы возрождения России, а для этого нужны люди с сильной волей и
глубоким умом (хотя даже Аркадий, которого нельзя назвать человеком с сильной волей,
смог справиться со своим хозяйством). А пока существуют такие уголки, автор и в них
старается уловить что-то хорошее: людей, любящих красоту, как Николай Петрович.
Этап мотивации к творческой интеллектуальной деятельности и коррекции
деятельности по направлениям:
Задания творческим группам:
пробные учебные действия:
1. Согласно тексту сделайте выписки в тетрадь описание усадеб 1гр. –Марьино, 2гр.-
Усадьба Никольское. С помощью авторских слов воспроизведите словесное описание
комнат в усадьбе, проследите, как интерьер определяет лицо хозяев усадеб, их манеры,
привычки, прокомментируйте свое высказывание.
2. Работа с иллюстрацией Аркадий Кирсанов и Базаров в гостях у Одинцовой
Задание: выскажите свое мнение
- можно ли определить по тому ,как изображены герои, их ценность как человека,
как личность? Как удается художнику показать это в своем произведении?
3. О чем вам говорят такие слова ,как стиль, вкус, привычки, внешность, пристрастия,
гордость? Аргументируйте свой ответ в соответствии с вашими ассоциациями по
предложенным иллюстрациям.
4. Что можно услышать в речи каждого из героев, изображенных на картине?(
просторечье, эмоционально-оценочные слова, использование научных терминов),
подтвердите свое мнение примерами из текста , используйте при ответе
сравнительный анализ.- Речь Аркадия, Одинцовой, Базарова.
Локализация индивидуальных затруднений. Коррекционное выявление
затруднений:
Применение алгоритма для выполнения заданий такого типа:
Разветляющийся тип алгоритма:
Следовать либо одной ветви, либо другой; последовательность действий в выбранной
ветви: если Аркадий схож с Базаровым по некоторым признаком , то он будет с ним,
не разминется с ним -------------------------
Если Аркадий не похож на Базарова в общности взглядов, привычек, манер, то он все
же разминется с ним , дороги их разойдутся. -----------------
Если Базаров и Одинцова схожи во многом, то этих героев можно объединить под
один тип , их любовь взаимна, и они не испугаются преград.
Если Базаров не может быть счастлив с Одинцовой, а она с ним только в силу
обстоятельств , то Базаров одинок и у него почти нет друзей и сообщников.
5. Обобщения на этом этапе:
Аркадий- общительный, мягкий , нежный, прятный в общении
Базаров- дерзок в суждениях, отвергает авторитеты, работник, приносящий
непременно пользу, имеет свое мнение, может согласиться или не согласиться с
тем, что ему говорят
Одинцова- светская дама с гордой осанкой, одета в струящийся шелк на красивых
плечах, с улыбкой на лице, любящая уют и комфорт,
Показ русской жизни дворян и людей нового типа- разночинцев, революционеров-
демократов, жаждущих и стремящихся к переустройству в России.
Заставки с изображением мест писателя средней полосы России и литературных
героев произведений автора
Самостоятельная работа с самопроверкой по тексту( запись главпо данным темам
высказывания)
Задания группам: Пробные действия учеников- составить рассказ с использованием
комментариев к описанию сюжета произведения, , использую сопоставительно-
описательный метод.
Записать вопросы для самопроверки и обсуждения по данной теме с учетом
наблюдения над сжетной линией произведения.
2. Этап. Включение в систему знаний и повторение:
Заставка с использованием картин художника В.Поленова
Тема высказывания : Усадьба и ее хозяева в созвучии с шедеврами пейзажной лирики
русских художников
Задание группам: Какие мысли возникают при просмотре пейзажа русской деревни ? Как
удалось художнику показать описание деревни на страницах роизведения? Сравните с
описанием усадьбы Одинцовой и Кирсановых, выскажите свое мнение
В чем выражаются достижения русской пейзажной живописи ?
Сообщение учащихся по темам:
-Пейзаж русской деревни, жизнь и быт крестьян
- Достижения русской пейзажной лирики
- Мир русской усадьбы
В. Поленов «Русская деревня»
Время в усадьбе текло размеренно, но ритм его зависел не столько от естественной смены
времён года и аграрного календаря, сколько от логики жизни в условиях досуга - от
праздника к празднику. Рассмотрим особенности описания русской усадьбы в романе
«Отцы и дети». В центре всего творчества И.С. Тургенева стоит судьба "русского
человека со своими идеями, взглядами, о жизни крестьян, о дворянах-либералах. Он занят
выяснением вопроса, роднятся ли такие характеры или формируются под действием
обстоятельств русской жизни. Испытание любовью проходят многие из героев романа.
Отношения между ними раскрываются в созвучии с природой, с чудным описанием мира
звуков , красок, грез и мечтаний. Происходит это на фоне усадьбы , где в уютных уголках
ее люди так тонко чувствуют, так тонко замечают окружающую их действительность.
Мир усадьбы – это судьбы людей, семей, иногда нескольких поколений. Понять характер
усадьбы – значит узнать, каков ее хозяин. Отсюда внимание авторов очерков к
биографиям владельцев усадеб, образу их жизни. Пейзаж завоевал место одного из
ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких
чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные
истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя.
Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем
повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и
любви к миру и человеку Крупнейшие русские исследователи русской живописи в целом,
пейзажной в частности, отмечают выдающуюся роль пейзажа в высоком расцвете русской
живописи в 19 веке. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи 19 века
имеют мировое значение и непреходящую ценность, и , как отмечает А. Федоров-Давыдов
в своей работе, «образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую
и мировую культуру».
В русской живописи прошлого столетия раскрываются две как вида живописи:
объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и
субъективная- выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж
является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности.
С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.
Безусловно, развитие пейзажной живописи немыслимо в отрыве от роста научного
самосознания, поэтического чувства, развития науки и искусства. На всем протяжении 19
века выдающиеся деятели в области науки и искусства , высказывали свои мнение о
достижениях русской пейзажной живописи, вступали в полемику по тем или иным
вопросам, связанным с данной областью художественного выражения.
Стремление русских демократов выразить через природу и свою
любовь к родине, и свое отношение к угнетенному народу было чрезвычайно широко
отражено в литературе и искусстве. Особенно это отразилось в романе Тургенева ,
показавшего на страницах романа общественно-политичскую жизнь России 60х годов
девятнадцатого века. Здесь же он отразил конфликт дворян-либералов и людей нового
типа-материалистов -естествоиспытателей.
Таким образом в начальный период формирования пейзажной живописи 2-й половины 19
века, молодые художники, обратившись к изображению родной природы, опирались не
только на опыт пейзажистов- предшественников, но и на художественную литературу,
которая имела в то время первостепенное значение в общественной жизни России. «... Все
наши нравственные интересы, вся духовная жизнь наша сосредоточивалась до сих пор и
еще долго будет сосредоточиваться исключительно в литературе: она живой источник, из
которого просачиваются в обществ все человеческие чувства и понятия»25 писал
Белинский. Знаменательно,что вышедшая в те годы работа Н. Г. Чернышевского
«Эстетические отношения искусства к действительности» также содержала ряд глубоко
развитых положений, касающихся искусства пейзажной живописи.
3. Галерея русской пейзажной живописи, в созвучии с мотивами соединения
тургеневских усадеб с их героями.
В.А. Поленов-художник-пейзажист
Но, вместе с тем, в те же 60-е годы в русской пейзажной живописи у некоторых
художников наметился интерес к иной тематике. Побуждаемые высокими
патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую
природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни, воплощая, тем
самым, в своих пейзажах одно из важнейших требований материалистической эстетики
Чернышевского, видевшего красоту природы прежде всего в том, с чем «связано счастье и
довольста человеческой жизни»42. Именно в разнообразии тем зарождалась будущая
многогранность содержания, свойственная пейзажной живописи периода расцвета.
Одной из особенностей Поленова было стремление соединить
пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной мотив человеческими
фигурками, а представить целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их
природа слиты в единый художественный образ. И в «Московском дворике», элегических
по настроению картинах «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Ранний снег», «Золотая
осень» -во всех своих пейзажах Поленов средствами живописи утверждает важную и, по
существу, очень простую истину: поэзия и красота - вокруг нас в привычном течении
повседневности, в окружающей нас природе.
Творчество Поленова крупное и значительное явление в русской живописи второй
половины 19 века. С Саврасовым и Васильевым его сближают не сразу ощутимая, но
крепкая и строгая композиционная построенность и картинность, придающие его
пейзажам определенную монументальность. Также Поленов свободнее и
непосредственнее, чем его сподвижники, пользуется средствами и приемами пленэра.
Свет и воздух становятся «героями» его замечательных полотен, и сегодня покоряющих
своей эмоциональностью, жизненной убедительностью и естественностью.
Работа в творческих группах
1) Рассказ по картине 2)рассказ эпизодов в романе: Базаров и Аркадий в
Никольско (имение Одинцовой) , Базаров и Одинцова, встречи в парке
Задание: Рассказ по картине. Составить рассказ «Впечатления от картины
художника.
Составить текст-повествование о созвучии пейзажной лирики с мотивами
раскрытия чувств героев ( по страницам «Отцы и дети)
«Пруд в парке. Ольшанка. 1877г.
«Заросший пруд» 1877г
Выводы и обобщения:
Феномен русской усадьбы в 19 веке тесно связывается с её образом в произведениях
русских писателей и поэтов. У истоков усадебной повести стоял Н.М. Карамзин как автор
"Рыцаря нашего времени". Составной частью усадебная повесть вошла в роман "Евгений
Онегин" (главы со второй по шестую), затем ей отдаёт дань Н.В. Станкевич, написавший
"Несколько мгновений из жизни графа Г***".
Корифеем усадебной повести следует считать, конечно, И.С. Тургенева, который
обратился к этому жанру в сороковых годах ("Дневник лишнего человека", "Три
портрета") и достиг, используя отработанные поэтические приёмы, высокого уровня
художественного совершенства в Первой любви", также описания усадеб Кирсанова и
Одинцовой даны в романе «Отцы и дети». Одним словом, в усадьбе как бы
спроецирована вся жизнь. Прав был поэт И.В. Долгоруков, заметив на примере
подмосковной усадьбы Лопухиных Савинское, что в усадьбе хозяева умели "на десятине
снять экстракт вселенной всей".
Показывая каждую усадьбу на всем пути ее существования, можно представить
многообразие и богатство мира усадьбы в целом, выявить манеры поведения людей, их
взгляды и устои .Усадебная культура дала блестящие образцы архитектурных и
парковых ансамблей, искусства интерьера, плоды творческого вдохновения в поэзии,
музыке, живописи, формы истинно культурного досуга и семейного общения, верность
народным традициям и восприимчивость к лучшим чертам западной культуры. Всегда
преломлявшаяся в личных вкусах, усадебная культура несла, таким образом, в себе общие
и особенные черты. Своим полифонизмом она обогащала на протяжении веков русскую
культуру . Усадьбы - это судьбы людей, семей, иногда нескольких поколений. Понять
характер усадьбы - значит узнать, каков ее хозяин. Отсюда внимание авторов очерков к
биографиям владельцев усадеб, образу их жизни. Одна из причин этого кроется, по-
видимому, в самом характере усадьбы. Возникнув как жилой и хозяйственный комплекс
вотчинника, она постепенно превращалась и в культурный центр, в котором
синтезировались традиции семьи и рода, культура дворянская и крестьянская, культура
города и провинции, культура России и Запада. Дворянская усадьба была неразрывно
связана с окружающим ее крестьянским миром. Мы увидели это на примере картины
«Русская деревня» В. Поленова. Существовал широкий спектр взаимоотношений
владельцев усадьбы с крестьянами, разные формы хозяйствования в усадьбах.
Изображение пространства усадеб , художественные приемы автора, раскрывающие
особенности изображения персонажей:
Высказывания по теме :
. И.С. Тургенев, как мастер слова, владеющий высоким искусством в области
художественного творчества, в романе «Отцы и дети» широко использует разнообразные
художественные приёмы. Существует множество способов раскрытия внутреннего мира
героя: с помощью высказывания о нём других персонажей, через его поступки,
портретное описание, наконец, через окружающий его предметный мир.
Интерьер используется автором также для сравнения персонажей. Например, в одной из
глав автором показан интерьер комнат сразу двух героев: Фенечки и Павла Петровича
Кирсанова. Интерьер комнаты Фенечки резко контрастирует с интерьером кабинета
Павла Петровича. И действительно, комната Фенечки дышит простотой, уютом,
свежестью, любовью. В оценке персонажа немаловажную роль играет также и деталь
интерьера. Тургенев активно использует подробности интерьера, окружения героя,
показывая с их помощью особенности его характера. Так, мы уже имеем определённое
представление о Кукшиной, даже до её появления. «Криво прибитая визитная карточка»,
«толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные», - всё это указывает
на «прогрессивные стремления хозяйки», но прогресса, по сути, не видно. Огромное
желание быть передовой женщиной, казаться современной, делает Кукшину смешной,
неестественной, лишенной чувства собственного достоинства, что сразу отмечают и
Базаров, и Аркадий. Остаются жить полноценной жизнью именно Николай Петрович и
его сын. И их двойная свадьба является нравственной кульминацией романа. По мнению
Тургенева, познать гармонию жизни можно, лишь растворившись в ней, восприняв её во
всех её проявлениях. Отсутствие описания комнат у отца и сына как раз говорит об этой
способности, придаёт им типические черты и, пусть косвенно, указывает на то за кем, по
мнению автора, будущие России.
6. Заключение:
Выводы по теме :
Искусство почти всегда отражает действительно происходящие исторические
события. Весь XIX век, в особенности вторая его половина, связан с духовно
нравственными исканиями, как в душе человека, так и в общенациональной жизни,
с поиском новых жанровых форм. Именно поэтому во второй половине XIX века,
времени критического реализма, искусство становится выразителем передовых
интересов общества. Таким образом, в живописи впервые появляется русский
национальный пейзаж. Он так важен для понимания жизни, осознания чего-то
важного, нужного для человека. Настроения и характеры героев , сама усадьба –все
подчеркивается пейзажем. Так,Фенечка, любимая женщина Николая Петровича,
показана на фоне летнего пейзажа, а Катя и Аркадий так же молоды и беззаботны,
как окружающая их природа. Базаров, как ни отрицает природу («Природа навевает
молчание сна»), все же подсознательно един с ней. Именно в нее отправляется он,
чтобы понять себя. Он злится, негодует, однако именно природа становится немым
свидетелем его переживаний, только ей он может довериться. Описанием летнего
вечера (в VI главе) Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа
на человека. «Как хорошо. Боже мой!» думал Николай Петрович, и память его
вновь воскрешает в воображении «дела давно минувших дней ». Писатель,
обращаясь к теме русской усадьбы, жизни и быту ее, показывает все тонкие, едва
уловимые оттенки зарождающихся чувств героев, отношения между ними,
взгляды, которые формируются под воздействием окружающей действительности,
конечно же не без показа удивительных пейзажей русской природы; дается это в
контрасте с картинами крестьянских лачужек, изображенных на страницах
произведений писателя и рассмотренных на картине русского художника В.
Поленова. Пейзаж передает ощущение оскудения русской деревни, но виден и
простор, может это простор, щедрость простого русского народа. Не случайно
герои так много путешествуют. Гораздо чаще мы видим их в саду, аллее, в
дороге… – на лоне природы, нежели в ограниченном пространстве дома. И это
приводит к широкомасштабности проблематики в романе: такой целостный и
разносторонний образ России, показанный автором в созвучии с пейзажной
лирикой русских художников.