Конспект проблемного урока по рисунку в 1 классе "Светотень шара"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного
образования детей
Детская художественная школа г. Североморск
Конспект проблемного урока по рисунку
в 1 классе
«Светотень шара»
подготовила
преподаватель художественного отделения
Бурдюжа Наталья Анатольевна
г. Североморск 2014
Введение:
Определений и классификаций термина проблемное обучение существует великое множество, но
если коротко и образно охарактеризовать - что же такое технология проблемного обучения, то - это
обучение с помощью загадок. Такой вывод можно сделать на основании даже нескольких
определений:
Проблемное обучение:
это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается
учителем в поиск решения новых для него проблем;
- это построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или
заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа;
- это обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных
целях проблемных ситуаций.
В каждом из вышеизложенных определений проблемного обучения есть общая черта, которая
роднит его с решением обычной загадки. Загадка предполагает поиск ответа на вопрос, в
проблемном обучении тоже осуществляется «поиск решения новых проблем», «решение
познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные
условия для получения ответа».
Каковы преимущества данного вида обучения перед традиционным? Основное различие между
проблемным и традиционным обучением я вижу в двух моментах: они различаются по цели и
принципам организации педагогического процесса.
Цель традиционного типа обучения – усвоения результатов научного познания, вооружение
учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков. Согласно этому
определению можно представить, как выглядит вводный урок по живописи в 1 классе ДХШ:
-учитель: Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с красками. Краски – это группа цветных
красящих веществ, предназначенных для раскрашивания или для окраски предметов, создания
живописных полотен, росписей, для получения декоративных покрытий. Различают следующие
виды красок: водяные, масляные, акриловые.
Цель проблемного типа обучения - не только усвоение результатов научного познания, системы
знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной
самостоятельной деятельности ученика и развития его творческих способностей. Принцип
организации педагогического процесса меняется, а значит, происходит преобразование самой формы
подачи материала:
-учитель: Ребята, угадайте – что мы сегодня с вами будем изучать?
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
-дети: Это краски и кисточка!
-учитель: Правильно. А что необходимо краскам, чтобы они не скучали?
-дети: Вода!
-учитель: Верно, потому что акварель - краска водяная. Почему она имеет такое красивое
название? Какие ещё краски растворяются водой? И т. д.
В чем достоинство данной реорганизации традиционного урока? Образно говоря, если в
наглядном (традиционном) обучении учитель исполняет роль музыканта-исполнителя, а дети - роль
слушателей, то в деятельностном (проблемном) подходе их роли меняются: дети сами становятся
исполнителями, а учитель - дирижером. Желая отгадать вопрос-загадку дети активно включаются в
поиск ответа, поэтому сутью проблемного урока становится «творческое усвоение знаний», а
толчком к творческому, продуктивному мышлению служит проблемная ситуация. В связи с этим
изменяется структура урока, центром которого становится разрешение проблемной ситуации.
Структура проблемного урока:
1. Создание проблемных ситуаций и постановка проблемы;
2. Поисковая деятельность (выдвижение предположений и обоснования гипотезы);
3. Усвоение знаний (доказательство гипотезы, проверка правильности решения проблемы).
Этапы проблемного урока опять совпадают с этапами решения любой загадки (вопрос-поиск-
ответ), поэтому для детей такая форма организации занятий крайне интересна. Возникает вопрос: как
создать проблемную ситуацию на уроке?
Проблемная ситуация формируется с помощью:
1. Проблемного вопроса это вопрос, на который у обучающегося нет заранее готового ответа,
этот ответ он ищет самостоятельно. Например, вопросы-загадки могут быть такими: как нарисовать
букет фиалок, если все краски, кроме красной, желтой и синей, закончились? Иногда преподаватель
может сделать на глазах у ребенка «чудо» (например, нарисовать на мокром листе котенка и он
получится пушистым, так как краска растечется по бумаге) и дети сами сформулируют вопрос: «А
как такое получилось
2. Проблемного задания - дает указания, которые предлагаются обучающимся для их
самостоятельной поисково-познавательной деятельности. Проблемные задания выполняются в
формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах.
Например, на уроке бумагопластики обучающиеся получают задание создать объемную форму из
плоского листа бумаги без использования каких-либо инструментов.
3. Проблемной задачи это форма организации учебного материала с заранее заданными
условиями и неизвестными данными. Решение такой задачи может быть в форме словесного
рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы.
Грамотно созданная проблемная ситуация всегда вызывает у класса эмоциональный отклик: дети
удивляются, сталкиваясь с затруднением, задумчиво и недоуменно смотрят на учителя. В моей
преподавательской практике я активно использую проблемные технологии, так как с их помощью
дети с удовольствием разгадывают тайны и секреты изобразительного искусства, и хочу привести в
пример один из таких уроков:
Проблемный урок по теме: «Светотень шара» (1 класс ДХШ, предмет «Рисунок)
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Результат
1.Введение
в тему урока.
Здравствуйте!
Учитель держит в руках
шар и спрашивает:
-«Как называется
геометрическое тело,
которое мы будем рисовать
сегодня?
-Чем отличается круг от
шара?
-Чем отличаются
плоские предметы от
объемных?
-Рисовать шар мы будем
на листе бумаги с
помощью простого
карандаша. К какой группе
относится лист бумаги, к
плоским предметам, или
объемным?
Обучающиеся
отвечают:
1.Круг
2.Шар
-Шар объемный,
а круг плоский.
-У плоских
предметов есть
высота и длина, а у
объемных еще и
глубина (ширина).
-Лист плоский.
Актуализация
прежних знаний
обучающихся:
Развитие умения
сравнивать, находить
общие признаки.
2.Постановка
проблемы.
-Тогда возникает
вопрос: Как нарисовать на
плоском листе бумаги
объемный шар? Ведь у
плоского листа нет
глубины (третьего
измерения ).
-Художники давно
пришли к выводу, что
создать объем они могут
только в скульптуре, а в
живописи и графике
можно создать только
иллюзию объема.
- Какие методы
придумали художники,
чтобы создавать иллюзию
пространства на
плоскости?
Давайте рассмотрим
первый способ передачи
объема на плоскости.
Обучающиеся в
недоумении и
высказывают свои
предположения:
-Может быть с
помощью
штрихов?
Возникновение
проблемы, настрой на
её разрешение.
3.Самостоятельн
ая работа:
Проблемное
задание №1.
-Какие графические
средства вы знаете?
Первое задание:
нарисуйте круг и
попробуйте превратить его
в шар с помощью штриха.
Обсуждение
результатов работы над
заданием.
Вывод:
-Мы познакомились с
тоновым способом
передачи объема.
-Штрих, линия,
пятно, точка.
Развитие навыков
поисково-
аналитической
деятельности.
У обучающихся
получаются разные
варианты выполнения
этого задания:
1 вариант:
2 вариант:
3.Самостоятельн
ая работа:
Проблемное
задание №2.
Второе задание:
нарисуйте круг и
попробуйте превратить его
в шар с помощью одной
линии.
Когда результаты
выполнения задания
готовы, преподаватель
может напомнить детям,
что глобус являет собой
яркое свидетельство
линейного объема.
Обучающиеся в
недоумении.
Обучающиеся
зарисовывают
глобус вместе с
преподавателем.
Развитие навыков
самостоятельной
работы.
Опять получаются
разные варианты
выполнения этого
задания:
1 вариант:
2 вариант:
Обсуждение
результатов работы над
заданием.
Вывод:
-Мы познакомились с
линейным способом
передачи объема.
3.Самостоятельн
ая работа:
Проблемное
задание №3.
Преподаватель
рассказывает притчу:
-Поспорили два
художника, какой способ
создать иллюзию объема
лучше - тоновой или
линейный?
-А вы как считаете?
Пришел третий
художник и сказал: «Что
вы спорите? Оба метода
хороши, но есть еще один
способ передать объем,
который может вас
помирить!
-Какой способ помирит
спорщиков?
Третье задание:
нарисуйте круг и
попробуйте превратить его
в шар с помощью
объединения линейного и
тонового способа передачи
объема
-Какой должна быть
форма линии при передаче
объема?
-А какая форма у
штриха?
-Как их объединить?
Дети голосуют
за тот способ,
который им
особенно
понравился.
-Сложно
ответить.
-Как это
сделать?
-Линия
выгнутая,
округлая.
-Штрих всегда
прямой.
-Или сделать
штрих округлым,
или штриховать
ровным, прямым
штрихом, повторяя
движение линии.
Развитие навыков
аналитической
деятельности, умения
выражать свои идеи.
Варианты
выполнения этого
задания:
1 вариант:
2 вариант:
4.Подведение
итогов урока.
Сегодня мы
рассмотрели несколько
способов создания
иллюзии объема на
плоскости.
-Какой понравился и
запомнился вам больше
всего?
-Но мы сегодня
использовали для передачи
объема только два
графических средства:
линию и штрих. Поэтому
домашнее задание будет
связано с третьим
графическим средством
Обучающиеся
высказывают свои
предпочтения.
Реализация умения
рефлексировать.
5.Домашнее
задание.
Проблемное задание
4.: передать объем шара
с помощью точки.
Формирование
способности находить
перспективу развития
идей.
Работая над проблемой развития творческих способностей обучающихся на уроках
изобразительного искусства, я убедилась в том, использование такой развивающей технологии, как
проблемное обучение помогает обучающимся развивать творческое, продуктивное мышление.
Проблемные вопросы, задания и задачи, формирующие проблемную ситуацию, погружают детей в
атмосферу поиска, открытий, загадок и секретов. Создавая такие условия на уроке изобразительного
искусства, преподаватель решает многие педагогические задачи:
1. Формирует творческое мышление, познавательную активность обучающихся;
2. Активизирует мотивацию обучающихся;
3. Развивает личностные качества обучающихся (внимание, волю, самостоятельность,
повышение самооценки).
Список использованной литературы
1. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. - 2010. -
N 4. - С. 29-42.
2. Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования //
Инновации в образовании. - 2009. - N 3. - С. 4-17.
3. Глазунов С. Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации
мыслительной деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. - 2010. - N 6. -
С. 52-54.