План-конспект урока "Контрастная гармония на ненасыщенных цветах" 3 класс
План-конспект урока по живописи на тему
" Контрастная гармония
на ненасыщенных цветах "
(для ДХШ и художественных отделений ДШИ)
Разработала: преподаватель
художественного отделения
Сарварова И.Т.
2015г
План-конспект урока по живописи на тему
" Контрастная гармония на ненасыщенных цветах "
Класс: 3 год обучения (3 класс по 5 л/о или 6 класс по8 л/о)
П.О.: Художественное творчество
ПО.01.УП.04.:Живопись
Отделение: художественное
Место проведения: МБОУ ДОД «Пуровская ДШИ»
Содержание темы урока: Цветотональные отношения. Различные приемы акварели.
Натюрморт с 2 -3 предметами на контрастном фоне (с подготовленным рисунком).
Акварель.
Цель:
а) Обучающая: закрепить знания о “цветовом контрасте”; учить выполнять
первоначальное цветовое решение натюрморта по заданным схемам.
б) Развивающая: Развитие творческого воображения обучающихся, развитие
мыслительных способностей (анализировать постановку).
в) Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”,
воспитывать культуру труда.
Тип занятий: Комбинированный.
Задача урока: Выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта.
Материалы и оборудование:
Для преподавателя:
1. Репродукции картин художников. «Заморские гости», ав. Рерих; «Девушка с
кувшином», ав. Архипов.
2. Работы обучающихся прошлых лет;
3. Таблицы и схемы на тему “Цветовой контраст”;
4. Таблицы I, I(а), II, II(а), “Последовательность ведения работы в цвете”
7. Упражнения выполненные преподавателем в технике “фактурной акварели”
Для обучающихся:
Акварельные краски; кисти; вода; палитра; подготовительный рисунок (форматА3).
Структура урока:
1.Организационный момент (1мин)
2.Повторение (7мин)
3.Объяснение (8мин)
4.Самостоятельная работа (20мин)
5.Анализ работы (3мин)
6.Окончание урока (1мин).
Источник информации:
1.“Основы техники акварели” под редакцией Грега Альберта и Рейчел Вулоф;
2.“Основы живописи”, ав. Н.М. Сокольникова;
3.5. “Рисуем натюрморт с драпировкой”, ав. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов.
6. “Уроки живописи для школьников 10-14 лет”, ав. М. Михейшина.
Ход урока:
Организационный момент:
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок по живописи на тему: " Контрастная гармония
на ненасыщенных цветах " (натюрморт из овощей и фруктов). Начать наше занятие я
хотела бы с красивого высказывания о живописи: “Живопись – это сама жизнь. В ней
природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия
неосязаема. Музыка не осязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже,
это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умолить вашу славу. Ваш
жребий тоже прекрасен. Но да воздастся каждому по справедливости”.
Автор Эжен Делакруа
Повторение пройденного материала
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами подготовили рисунок для работы над постановкой
(выполнили построение). Задачей этого урока будет выполнение первоначального этапа
цветового решения натюрморта. Кто скажет, что такое натюрморт? И натюрморты каких
художников вы знаете?
“Натюрморт” в переводе с французского означает “мертвая натура”, т.е. “натюрморт” –
это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с
немецкого “натюрморт” – означает “тихая жизнь”.
А теперь давайте снова обратимся к нашему натюрморту, он поставлен
на тему “Цветовой контраст”.
- Ребята, работы каких известных художников вы знаете, выполненные на эту тему?
Рассматриваем репродукции картин художников.
- Хорошо ребята. Достаточно. Хочется заметить, что не всякая группа предметов может
называться натюрмортом. Постановка творческого натюрморта должна быть строго
продумана в соответствии с учебной задачей и идейным замыслом.
Например, задача наших постановок – это выявление разнообразия форм и материалов,
различия цвета и тона. Для этого мы использовали законы контраста.
Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с
темным (светлотный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный
контраст) и, наконец цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый,
синий – оранжевый).
Ребята, не случайно цвет является основой живописи:
Во-первых, цвет можно по разному воспринимать и передавать красоту окружающего
мира;
Во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние.
В-третьих, цветом можно мыслить и конструктировать форму предмета, передавать
фактуру и объем.
Задача урока:
Итак, сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения – раскладку
предметов по светлотному и цветовому контрастам. Прежде чем приступить к
практической работе в цвете, мы с вами проведем анализ натурной постановки и
повторим все, что касается “цветового контраста”.
- Итак, ребята, мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы:
1. Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра и
Ахроматическую (не цветную), в состав которой входят цвета: черный, белый и все
оттенки серого.
- Ребята, дайте мне, пожалуйста, определение “контрастные цвета” и назовите группы
контрастных сочетаний.
Показываю цветовой круг:
- “Контрастные цвета” – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом
круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый- фиолетовый,
синий- оранжевый.
- Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием
других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на
фоне зеленой петрушки.
- Какие виды цветовых контрастов вы знаете?
- Различают два вида цветового контраста – светлотный и хроматический
Показываю таблицу на светлотный контраст:
1. Светлотный – яркость видимого объекта не абсолютная величина, а относительная, по
отношению к фону. Например: серый квадрат на синем и черном фоне светлеет, а на
белом темнеет.
Показываю таблицу на хроматический контраст
2. Хроматический – называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под
действием соседних хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем
сильнее контраст
а) если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он
сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый
цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на любом другом хроматическом цвете.
б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает
оттенки дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне
приобретает розовый оттенок, и наоборот – на красном он зеленеет.
Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает
определенной светлотой, т.е. тоном.
При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:
- объем предметов натюрморта;
- фактуру предметов (их материальность);
- плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).
Все эти задачи можно достигнуть, применяя различные методы письма акварелью.
- Ребята, давайте их перечислим.
Первый метод – “по сырому” (а 1а prima)
Второй метод – “по сухому”, или мозаичный.
Третий метод – комбинированный.
Рассматриваем работы по живописи обучающихся прежних лет.
Необычность данных натюрмортов состоит в применении оптического способа
смешивания красок. Этот способ заключается в чередовании 2-3-х красок, положенных
рядом мазками. На расстоянии эти разноцветные мазки объединяются в общий, сложный
цвет, отличающийся живописностью, чистотой, игрой красочных оттенков.
Показываю упражнения выполненные в технике “фактурной акварели”
Давайте назовем новые, уже знакомые нам методы фактурной акварели:
- применение пленки;
- рисование сухой кистью по сырой краске;
- “соляные брызги”.
Объяснение нового материала
Теперь давайте рассмотрим последовательность выполнение работ в цвете.
Сособ №1
В одних учебниках советуют начинать работу с освещенных частей предметов, т.е.
со световых отношений, и последовательно вести работу от самого светлого предмета к
самому темному.
Для этого сначала нужно сделать мысленно раскладку предметов по цветотональности
(по цвету и светлоте) по следующей схеме
Демонстрирую схему №1
Схема №1.
а) определяем самый светлый предмет натюрморта
↓
б) затем переходим к предметам более насыщенным по цвету и светлоте
(средней тональности)
↓
в) определяем предмет самый насыщенный по тону и цвету
Теперь по этой схеме сделаем цветотональную раскладку предметов одного из
натюрмортов. Например, с желтым керамическим чайником, глиняной крынкой и
соломенной корзинкой с фруктами:
Записываю на месте бумаги:
1. желтый чайник – самый светлый предмет;
Предметы средней тональности:
2. фрукты; 3. плетеная корзинка; 4. вертикальная поверхность; 5. горизонтальная
поверхность; 6. глиняный кувшин; 7. синяя драпировка – самый насыщенный по тону
и цвету предмет.
Работу в цвете ведем по следующей схеме
Схема № 1(а)
1. Свет на предмете + касание с фоном
↓
2. Полутень на предмете
↓
3. Собственная тень на предмете
↓
4. Падающая тень от предмета на плоскости
↓
5. Рефлекс на предмете + касание с фоном
Анализирую последовательность работы в цвете по схемам I и I(а):
Итак, если мы в натюрморте определили самый светлый предмет – это желтый
керамический чайник, то начинаем его писать с освещенной стороны, и обязательно
показываем касание с фоном, определяя при этом, что темнее, а что светлее и насколько.
Затем переходим к более насыщенным по тону предметам – это мандарин на переднем
плане и перцы в плетеной корзинке. На среднем плане пишем свет на предметах и касание
с фоном; потом переходим к освещенной части глиняного кувшина на дальнем плане, и
показываем касание с вертикальной и горизонтальной плоскостями; и в заключении
напишем свет на синей драпировке – на самом темном и насыщенном предмете
натюрморта, который находится на первом плане,
Нужно отметить, что каждый раз, приступая к изображению освещенной части
последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его освещенной частью
предыдущего, чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет.
Затем, в этой же последовательности пишем полутона предметов. Потом сравниваем
собственные тени на предметах, затем падающие тени от предметов на плоскости, и,
наконец, рефлексы на предметах, касающиеся с фоном.
- Не забывайте ребята, что мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет
напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую
или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д.
Задача урока:
- Ребята, перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего
занятия – это выполнение начала цветового решения натюрморта, т. е. первоначальная
раскладка предметов по цветотональности (по цвету и светлоте)
Самостоятельная работа.
Анализ работы.
Задание на самостоятельную (внеаудиторную работу): этюд этого натюрморта по памяти.
Итог урока.