Презентация "Правила построения линейной перспективы в пейзаже. Воздушная перспектива"

Подписи к слайдам:
Правила построения линейной перспективы в пейзаже. Воздушная перспектива. Сахарова Т.Л., педагог ОДОД, учитель ИЗО ГБОУ СОШ291 Красносельского района г. Санкт-Петербург Немного об истории Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее. В эпоху Древнего Египта фронтальная перспектива изображения никогда не создавала иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть. В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. И вот появилось «окно», через которое художник посмотрел вдаль, и родилось понятие – перспектива, линия горизонта, точка схода. Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства Передний план – все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен. Средний план – объем и цвет постепенно смягчаются. Задний план – все сливается в воздушной дымке.

И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу».

Передний план

Средний план

Задний план

Перспектива бывает

Линейная перспектива

изучает правила изображения объектов при помощи линий

Воздушная перспектива

изучает правила изображения объектов в цвете

Линейная перспектива – это точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности. Линейная перспектива – это точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности.

И. Левитан «Сокольники».

Ф. Васильев «После дождя».

Представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются. Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.

Основные понятия линейной перспективы

Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода" или "точка зрения ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта.

Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

Схема изменения высоты линии горизонта

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Воздушная перспектива – это изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу».

Ф. Васильев. «Рассвет».

И.К. Айвазовский. «Венеция».

Правила изображения воздушной перспективы

Первый закон: Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщённо.

И.К. Айвазовский. «Бриг Меркурий».

Второй закон: Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удалённых – мягче.

В. Д. Поленов. «Вид на Оку реку с восточного берега».

Третий закон: Удалённые светлые предметы слегка затемняются, а тёмные - осветляются.

И. И. Шишкин. «Рожь».

Четвертый закон: Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние - плоско.

Ф. А. Васильев. «Мокрый луг».

Пятый закон: Все удалённые предметы в завесе дымки воздуха приобретают фиолетовый, синий, голубой или беловатый цвета, для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные – бледными.

И. И. Левитан. «Золотая осень».

Шестой закон: Ближние предметы многоцветны, а удалённые – одноцветны.

Задание Самостоятельно выполните рисунок пейзажа с учетом законов и правил перспективы.

Поэтапный пример работы

1. Простым карандашом создать контурный рисунок, соблюдая правила линейной перспективы.

https://i.ytimg.com/vi/KRif5fHH2bg/maxresdefault.jpg

2. Приступить к цветовому решению, применяя законы воздушной перспективы. Начинать работу с неба, затем от заднего плана к переднему.