Технологическая карта урока "Образ человека - главная тема в искусстве" 6 класс
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 6 классе
Тема урока «ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА-ГЛАВНАЯ ТЕМА ИСКУССТВА»
Цели: формировать представление об основных этапах развития портрета, особенностях творчества художников-портретистов и их
произведениях; обучать истории возникновения портрета, элементам анализа художественных произведений; мотивировать учеников к
дальнейшему освоению знаний о жанре портрета; формировать умение выражать свою эстетическую позицию
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся самостоятельно осваивать новую тему; смогут находить информацию, необходимую для решения учебной задачи,
владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактическую информацию, составлять произвольное речевое высказывание в
устной форме об изображении человека в искусстве разных эпох; знакомиться с именами великих художников и их произведениями,
воспринимать и анализировать произведения искусства.
Метапредметные: научатся понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели; работать в группах, обмениваться
мнениями, излагать свое мнение в диалоге; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; адекватно выражать и
контролировать свои эмоции.
Личностные: осваивают новые правила, осознают многообразие взглядов; понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы
и цели; понимают значение знаний для человека
Сценарий урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
I. Органи-
зационный
момент
- Я прочитаю вам стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, а
вы попытаетесь отгадать, как поэт назвал его:
Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого, не нравясь, удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены;
Смотри: лицо как будто отошло
От полотна, - и бледное чело
Лишь потому не страшно для очей,
Что нам известно: не гроза страстей
Ему дала болезненный тот цвет,
И что в груди сей чувств и сердца нет.
О боже, сколько я видал людей,
Ничтожных - пред картиною моей,
Душа которых менее жила,
Слушают учителя.
Ставят перед собой
цель
Регулятивные:
определяют цель,
проблему в учебной
деятельности.
Личностные:
понимают значение
знаний для человека,
осознают свои инте-
ресы и цели
Чем обещает вид сего чела.
- Правильно, портрет (фр. изображение).
Портрет - очень древний жанр изобразительного искусства. Особый
путь жизни каждого человека оставляет след в его облике. Долгий
путь жанра портрета в изобразительном искусстве, от эпохи к
эпохе, также оставил свои следы.
--Я предлагаю вам сегодня побыть следопытами, пройти по следам
жанра портрета и сделать для себя много открытий
II. Изучение ново-
го материала
На столе лежат репродукции различных разновидностей портретов,
«Словари художественных терминов», краткие справочники «Исто-
рии мировой культуры» и другая необходимая литература о худож-
никах-портретистах.
Учитель предлагает ребятам разделиться на команды. Каждая
группа тянет жребий и выбирает одну из разновидностей
портрета:
я команда. Бюст (портрет в скульптуре) и статуи (портреты во весь
рост, Египет, Рим).
я команда. Групповые портреты Средневековья (религиозные
сюжеты) и портрет-книжная миниатюра (упадок жанра портрета).
я команда. Парадный портрет (эпоха Ренессанса).
я команда. Камерный портрет (Россия, XVIII век).
- Используя представленную литературу, составьте небольшой рас-
сказ по теме. Выберите репродукции по теме и используйте в своем
выступлении.
В пещере на западе Франции обнаружено самое древнее
изображение человеческого лица. Портрет, написанный 27 тыс. лет
назад, обнаружил спелеолог-любитель Жерар Журди в пещере
Вильоннер рядом с городом Ангулем. Изображение сделано мелом
- неизвестный художник использовал рельеф стены, похожий по
форме на человеческое лицо. Древний художник изобразил
горизонтальными линиями глаза и рот, а вертикальной линией
передал нос.
Как отмечают эксперты, этот портрет уникален. Пещера Вильоннер
известна несколькими древними рисунками, в том числе
изображением человеческой руки, сделанным синим кобальтом, а
также тем, что в ней были найдены останки людей и животных.
- Первая команда продолжит мой рассказ о первых портретах Древ-
него Египта и скульптурных изображениях во весь рост Древней
Греции.
Групповая работа
Члены группы,
используя
предложенную
литературу, находят
информацию, свя-
занную с полу-
ченной темой.
Запоминают и
записывают,
составляя
небольшой рассказ
на заданную тему.
Ребята делают
сообщения, за-
читывая выдержки
из книг. Из
предложенных
репродукций ребята
выбирают соот-
ветствующие темам
их сообщений,
которые
демонстрируют во
время выступления
Познавательные:
самостоятельно
осваивают новую
тему - образ
человека, портрет;
находят
информацию,
необходимую для
решения учебной
задачи; владеют
смысловым чтением,
самостоятельно
вычитывают фак-
тическую ин-
формацию; могут
составлять
произвольное
речевое
высказывание в
устной форме об
изображении
человека в искусстве
разных эпох.
Коммуникативные:
работают в группах,
обмениваются мне-
ниями.
Личностные:
осваивают новые
правила, осознают
многообразие
Учитель дополняет и систематизирует рассказы учеников
взглядов; понимают
значение знаний для
человека
III. Творческая
практическая
деятельность
- Идет время, и особое значение приобретает камерный портрет.
Особое внимание в нем уделяется индивидуальным особенностям
человека, его внутреннему миру. Поиграем в игру «Шедевры в
жанре портрета». Перед вами портреты великих художников. Я
буду рассказывать о картине, не называя ее, а вы догадайтесь, о
каком портрете я говорю.
.. .В этой картине достигнута гармония не только путем более тща-
тельной композиции, но и живописными средствами, благодаря
которым все видно как бы сквозь легкую дымку, прикрывающую
небольшие детали, смягчающую очертания, создающую
незаметные переходы между формами и красками.
Мы видим взгляд, обращенный к зрителю. Фон представляет собой
пейзаж, «ирреальный, словно увиденный в мечте, и вместе с тем
панорамически точный, насыщенный влажными испарениями и
туман ной дымкой». Можно также утверждать, что впечатление
создается благодаря совершенной связи между фигурой и
природным окружением... . (Леонардо да Винчи «Мона Лиза
(Джоконда)».) Портрет вызывает чувство уважения и гордости. Мы
видим много красного цвета, а это цвет силы и действия. Здесь
изображен человек величественный, гордый, торжествующий.
Художник явно выразил свое отношение к тому, кого изображал.
Он показал громаду внутренней силы и стремлений. (Иван Никитин
«Петр I».)
Портрет изображен крупно на контрасте с фоном. Он как будто
возвышается надо всеми, думает о чем-то важном. Портрет написан
темными красками, а на фоне мы видим праздник в ярких тонах. (Б.
М. Кустодиев «Портрет Ф. И. Шаляпина».)
Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты, ее
осанку, полную достоинства, в ее строгую, но изящную одежду -
и перед вами предстанет эпоха Возрождения с его
великолепными творениями гениальных мастеров искусств.
Она, как маленькая планета, отразила сияние жестокого,
уродливого и в то же время прекрасного и неповторимого XV
века. (Леонардо да Винчи «Дама с горностаем».)
Фронтальная
работа
Учащиеся рас-
сматривают
портреты и слушают
учителя. Дослушав
рассказ и определив,
о каком портрете
идет речь, подни-
мают руку и
выбирают
необходимую
репродукцию
Познавательные:
знакомятся с
именами великих
художников и их
произведениями;
воспринимают и
анализируют
произведения
искусства.
Коммуникативные:
адекватно выражают
и контролируют свои
эмоции
IV. Итоги урока.
Рефлексия
Почему не всякое изображение человека можно назвать портретом?
Как можно объяснить, что в художественном портрете видна автор-
Фронтальная работа
Отвечают на
Коммуникативные:
излагают свое мне-
ская позиция художника?
В чем отличие парадного портрета от камерного?
На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
поставленные
вопросы,
аргументируют
свои ответы.
Дополняют ответы
товарищей
ние в диалоге;
строят понятные
для партнера по
коммуникации
речевые вы-
сказывания