Методическая разработка "Декорирование предметов точечной росписью"
1
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 ГОРОДА НАДЫМА»
В ПОСЕЛКЕ ПРИОЗЕРНЫЙ
Декорирование предметов точечной росписью
Методическая разработка мастер-класса
Выполнила преподаватель
художественного отделения
Золотарева Р.М.
п. Приозерный
2019г
2
Тема мастер-класса. Декорирование предметов точечной росписью.
Цель. Ознакомление педагогов с современной техникой точечной росписи.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с последовательностью ведения
работы;
- показать красоту и изящество декорируемых предметов;
- развить интерес к данной технике.
Ход проведения мастер-класса:
1. Организационный момент.
Педагог: Точечная роспись, или как её называют «Point-to-point» (поинт-ту-
поинт) - уникальная техника, позволяющая мгновенно из любого предмета
сотворить достойный и изысканный шедевр. Техника point-to-point выглядит
как вышивка или чеканка по металлу, в последнее время приобретает все
большую и большую популярность. Декорировать этой техникой можно
практически любые предметы - зеркала, фоторамки, шкатулки, разделочные
доски, записные книжки, столы, стулья и любые поверхности, на которые
хватит вашего «ангельского» терпения. Она поразительно красива, вы её
легко можете освоить.
2. Теоретическая часть.
История техники. Истоками данного вида росписи считаются
несколько направлений древне-восточной росписи. Например, «точечная»
чеканка или «капельная» роспись, когда тонкий сушёный стебель опускали в
краску и переносили небольшую капельку на изделие, так получалась
точечная роспись. Также точечная роспись пришла к нам с древних времен
благодаря искусству австралийских аборигенов, которые использовали эту
технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об истории,
укладе жизни, победах и поражениях. Особенностью точечной росписи
является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые
сочетания. В наше время у нас есть возможность воспользоваться этой
техникой и с помощью множества различных по цвету и размеру точек
создать свое послание, свои неповторимые узоры и рисунки, передать
настроение и ощущения, декорируя любые поверхности.
Позади те времена, когда коренное аборигенское население Австралии
считалось примитивным, а их материальная культура – убогой. Сейчас, в
начале двадцать первого века, искусство аборигенов во всех своих стилях и
проявлениях и со всех частей континента признается как жизненное и
динамичное выражение современного мира. Более того, искусство
аборигенов стало модным и коммерчески успешным. Ведущие банки мира
украшают работами коренных австралийцев свои офисы. Ведущие музеи с
удовольствием предоставляют свои залы под выставки. В Московскос
художественном институте им. В. Сурикова на втором-третьем курсе
преподают технику точечной росписи разными способами. Это и
использование натуральных красок в этой технике – она преобладала и в
Персии и в Индии.
3
Материалы и инструменты, необходимые для техники «Point-to-
point».
Акриловые контуры. Они должны быть безупречного качества. Хорошо
подходят контуры фирмы «Марабу». У них удобная туба, идеальная густота
краски, однородная консистенция. Кроме этого, туба имеет съемный носик.
Это значит, что когда краска закончится, можно залить новую порцию и
продолжать работать.
Металлические насадки для контуров. Они позволяют сделать
маленькую и аккуратную точечку. Можно добиться ювелирной
изысканности. Металлические наконечники бывают диаметром 3, 5, 8 мм,
что позволит придать работе профессиональный вид. Но за насадками нужно
тщательно ухаживать, чтоб в сопелке не засохла краска. Надо промывать,
прочищать насадки. Хранить их нужно вымытыми и высушенными или в
банке со спиртом.
Спирт, ватные палочки, влажные салфетки. Все перечисленное
используем для смывания разных огрехов и ошибок.
После сбора всех необходимых материалов можно приступать к
созданию росписи в технике point-to-point. Тренироваться можно на какой
угодно ровной твердой поверхности. Попробуйте на обложке старого
блокнота (дермантин) или коробочке для диска. Сначала лучше тренировать
технику росписи point-to-point не на пестрых поверхностях, а окрашенных в
один цвет.
3. Практическая часть.
Ход выполнения работы:
1. Тонируем жестяную баночку из-под чая автомобильной аэрозольной
краской чёрного цвета (цвет выбирается по своей задумке).
2. Даём возможность краске высохнуть.
3. Закрепим скотчем вырезанный из бумаги трафарет (он поможет создать
симметричный орнамент).
4. Снимаем крышку с контура, поворачиваем носиком вниз, чтобы краска
подтекла к выходу, легонько сжимаем тюбик и ставим точку. Чтобы
получилась точка, а не клякса, нужно вертикально держать контур и
правильно «отрывать - поднимать» его от поверхности.
Получилось? Ставим рядом другую точку. Чтобы добиться
равномерного расстояния между точками, руке нужно задать ритм:
«опускаем – ставим точку – отрываем – отступаем – снова опускаем».
5. Выводим цепочку из точечек. Точки будут одинаковые, если надавливать
равномерно. Чем сильнее давим на тюбик, тем крупнее точка. Чем слабее,
тем точечка меньше. Неудачные точки убираем ватной палочкой, смоченной
в спирте. Каждое касание необходимо выполнять чистой палочкой.
6. Работаем аккуратно, чтобы рукой не размазать уже нарисованное.
Созданной росписи необходимо дать высохнуть как минимум сутки. Потом
акрил становится прочным и устойчивым.
4
7. Готовую, хорошо высохшую работу в технике point-to-point можно
закрепить лаком, особенно, если она будет подвергаться механическим
воздействиям. Для этого хорошо подойдет автомобильный лак.
4. Подведение итогов мастер-класса.
Педагог: Столько простора для полета фантазии не всякий вид творчества
предоставит. А работы, выполненные в точечной росписи, впечатлят глубоко
и надолго - даже первые пробы в такой техники дают поразительные
результаты!
Все дело в том, что роспись point-to-point совсем не сложна в освоении.
Главный секрет для достижения отличного результата, - наличие огромного
терпения, достаточной усидчивости (кто занимается вышивкой, поймёт, о
чем речь) и хорошей фантазии. Конечно, присутствие всего этого не
исключает банальное желание заниматься именно таким делом.
5
Список использованной литературы
1. Воробьёва, Н. Точечная роспись [Текст] / Н. Воробьёва. – Хоббитека, 2011.
– 53с.
2. Угаров, Б.С. Школа изобразительного искусства [Текст] / Б.С. Угаров,
М.К. Аникушин, А.А. Мыльников; под ред. Б.С. Угарова. – М.:
Изобразительное искусство, 1989. – 171с.
3. Сокольникова, Н.М. Основы композиции [Текст] / Н.М. Сокольникова. –
Обнинск: Изд-во Титул, 1996. – 79с.
4. Сокольникова, Н.М. Основы живописи [Текст] / Н.М. Сокольникова. –
Обнинск: Изд-во Титул,1996. – 79 с.