Презентация "Волшебный мир картины"
Подписи к слайдам:
Волшебный мир картины.
- Автор презентации: Шилина М.Ю.
- ГОУ СОШ № 521
- с углублённым изучением математики и информатики
- Красногвардейского района Санкт-Петербурга
- Волшебный
- мир
- картины
- С репродукцией какой картины будете работать?
- Радуга. (1873)
- Государственная Третьяковская Галерея
- «Радуга» (1873)
- О художнике
- Галерея
- «Учительская»
- Российский живописец-маринист.
- Много путешествовал, но с 1845 года работал преимущественно в Феодосии. Главный дар художника- умение показать пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию, «безбрежность» морского пространства («Девятый вал», 1850). Айвазовский принимал участие в ряде военных кампаний, создал немало батальных полотен («Чесменский бой», 1848), где воспевал мужество людей, их борьбу со стихией. Был необычайно плодовитым мастером, написал более 6000 полотен.
- Рассматриваем картину.
- Что происходит? (Корабль тонет, люди пытаются спастись в шлюпках.)
- Мог ли художник быть свидетелем подобного происшествия или картина- плод его воображения?
- (Будучи еще совсем молодым человеком, Айвазовский напросился у генералу Николаю Николаевичу Раевскому на военное судно, которое было в его эскадре (Россия тогда воевала с Турцией), поэтому он мог многое видеть собственными глазами.)
- Заметили ли дети радугу? Какой характер этому драматическому происшествию придаёт радуга? (Можно оттолкнуться и от названия. Просим мысленно убрать радугу, потом вернуть её на место.(Без радуги было бы мрачно и безнадёжно)).
- Что же воплощено в радуге для этих несчастных людей? (Надежда. В радуге воплощается хрупкая красота и такая же хрупкая надежда.)
- А людям в шлюпках важно было видеть радугу или им всё равно, просто не до этого? (Красота придаёт силы и уверенности в жизни, вселяет энергию и оптимизм)
- Кто из вас самый внимательный: кто обнаружил другие признаки надежды? (Чайки. Чайки не могут быть очень далеко от берега, их не бывает в открытом море.)
- А вы верите, что красота может спасти мир: удержать его от войн и катастроф, от болезней и нищеты?
- Эту картину можно рассматривать в ходе изучения тем «Красота спасёт мир», «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств».
- Литература:
- Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе «Литературное чтение».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2009.
- Исаак Ильич
- Левитан
- Весна. Большая вода.
- (1897)
- Государственная Третьяковская галерея
- «Весна. Большая вода.» (1897)
- О художнике
- Галерея
- «Учительская»
- Русский живописец.
- Был членом «Товарищества передвижников». Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Золотая осень», 1895; «Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или одухотворённость («Тихая обитель»). Работы художника раскрывают тончайшие состояния природы, удивительно лиричны.
- Левитан И.И.
- Художник В.А. Серов
- Что такое «Большая вода», то есть разлив?
- Какой период (месяц) весны изображает художник?
- (Очевидно, апрель, когда снег уже стаял, но листиков ещё нет, почки только начинают набухать.)
- Что же поразило художника ранней весной? Каким открытием он хочет поделиться?
- (Вода залила деревья. Что же в этом красивого?)
- А что это за деревья? (В основном это молоденькие, хрупкие белоствольные берёзки и, видимо, осинки, чьи стволы окрашены в нежно-зелёный цвет; есть одна сосенка и одно старое, почти засохшее дерево с редкими ветками, на котором тоже появились почки. Почти все деревья окружены лёгкими облачками ещё нераспустившихся почек.
- В чём же прелесть этого периода весны? (Обратить внимание на колорит (цветовую гамму, цветовое решение) картины).
- Что можно сказать о цветах, которыми пользуется художник? Они яркие? Тёплые? Холодные?
- (Обнаруживаем, что это очень тонкая и сложная смесь тёплых (золотистых) и холодных (голубых и серых) оттенков).
- В породе разлита ещё полная неопределённость: чувствуется, что недавно была зима, и то, что скоро наступит тепло. Вот это переходное, неустойчивое, неопределённое состояние природы, которое так трудно изобразить, и запечатлел великий художник.
- Рассматриваем и небо (ещё холодное, но обещающее грядущее тепло), и воду (которую еще не успело прогреть солнышко), и тонкие, хрупкие, искривлённые, словно дрожащие стволы молоденьких деревьев, и их отражения в воде; и чёткие тени на песчаной земле и на воде от тех деревьев слева, которых нам не видно.
- Откуда здесь лодка: кто-то на ней приехал? (Нет. Нет вёсел и других следов пребывания человека.) Или её унесла вода? Откуда лодку могло принести? (Путешествуем по картине, рассматривая её средний (второй) план. Обнаруживаем деревеньку на косогоре и пару домиков, залитых водой. Лодку могло отнести не только прямо т домиков к тому месту, где её прибило к берегу, но так же влево и вправо за деревьями.
- После подробного рассмотрения картины ещё раз возвращаемся к обсуждению названия. Уточняем, не придумал ли кто-нибудь более точного названия. Рассматриваем все варианты.
- Составляем устное сочинение на тему «Эта обыкновенная ранняя весна (по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».
- Разговор о сложном сочетании теплых и холодных тонов в этой картине возник только потому, что для картины это сущностный момент: именно этим сочетанием обозначена главная особенность ранней
- весны – своеобразное взаимопроникновение холода и тепла, что находит отражение и в цветовом решении.
- Литература:
- Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе «Литературное чтение».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.
- Анри Матисс
- Разговор
- (1912)
- Государственный Эрмитаж
- «Разговор» (1912)
- О художнике
- Галерея
- «Учительская»
- Французский живописец, график, мастер декоративного искусства.
- Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах («Радость жизни», 1906; «Танец», 1910; «Красные рыбы», 1911; «Семейный портрет», 1911)., в витражах, гравюрах, литографиях. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки, растений, ковров и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Матиссу удавалось гармонично выражать эмоциональное ощущение действительности в строгой художественной форме.
- Важнейшая задача, которую мы решаем, рассматривая живописные работы художников, связана с организацией деятельности наблюдения и с развитием способности обобщать обнаруженное.
- На плоском, ровно окрашенном синем фоне художник изображает две фигуры – мужскую и женскую, которые разделены квадратом окна с жизнерадостным утренним пейзажем. Мужчина стоит, засунув руки в карманы полосатой пижамной куртки. Женщина сидит в кресле.
- Как вы думаете, это близкие люди? Из чего это видно? (Они в пижаме и халате).
- Когда происходит этот разговор: в какое время суток? (Это не вечер, т.к. солнечный пейзаж за окном, утро-т. к. днем пижамы не носят).
- Можно ли назвать этот разговор задушевным, приятным для обоих? (Нет. Позы напряжены, очень неуютно общаться, когда один сидит, а другой стоит).
- А давно ли люди поссорились или только что? (Судя по тому, что люди находятся в состоянии тягостного молчания, это серьёзная и давняя размолвка).
- Случайно ли художник разместил фигуры людей на глухом синем фоне? (Цвет фона создаёт какое-то тягостное, безрадостное, напряжённое настроение).
- А какой пейзаж за окном? ( Ярко освещённая зелёная лужайка, красновато-коричневый от солнца ствол дерева и три клумбы ярко-алых цветов (тюльпанов). Художник поместил цветы в ярко-голубые овалы, что бы мы прочувствовали присутствие голубого неба, летнего голубого дня).
- Что вносит этот пейзаж в атмосферу трудного разговора между близкими людьми? (Пейзаж обостряет ощущение конфликта или даёт надежду, что люди помирятся).
- Нужно ли в названии уточнить, какой это разговор («Трудный разговор», «Ссора»….) или изображение говорит само за себя?
- Так что же в картине главное, что позволяет нам догадаться о характере разговора: Композиция картины (т. е. взаимное расположение всего, что на ней изображено, всех фигур и предметов)?
- Позы людей и их жесты? (Руки, засунутые в карман, - это тоже «жест»).
- Цветовое решение?
- Контраст одноцветного фона стены и многоцветного пейзажа за окном?
- Вывод: все элементы важны. Это и есть язык живописи.
- Устные сочинения на тему: «Роль цвета в картине А. Матисса «Разговор»», « Роль композиции (а именно: взаимного расположения фигур, поз, жестов) в картине А. Матисса «Разговор»».
- Литература:
- Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе «Литературное чтение».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2009.
- Приезд гувернантки
- в купеческий дом.
- (1866)
- Государственная Третьяковская галерея
- «Приезд гувернантки в купеческий дом». (1866)
- О художнике
- Галерея
- «Учительская»
- Русский художник, один из членов-учредителей «Товарищества передвижников». Писал жанровые картины «обличительного направления» («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862). Позже ирония сменяется трагическими интонациями («Тройка. Ученики мастеровые везут воду.», 1866), частые эпизоды жизни сельской и городской бедноты превращаются в символические, общечеловеческие драмы («Утопленница», «Последний кабак у заставы», 1868). Жанровые картины 1870-х годов, напротив, проникнуты добродушным юмором («Птицеловы», «Охотники на привале», «Голубятник»).
- Автопортрет. 1879 г.
- Как вам кажется, Василий Григорьевич Перов писал современную ему действительность или историческое прошлое?
- (Это изображение современной художнику действительности. Картина написана в 1866 году, т.е. всего через 5 лет после отмены крепостного права, когда в обществе ещё сильна была традиция отношения к человеку как к вещи. Конечно, гувернантка никакого отношения к крепостным не имеет, но она относится к числу неимущих, а значит зависимых людей.)
- Уточняем содержание некоторых существенных социальных понятий и явлений.
- Кто такая гувернантка (гувернёр)?
- (Гувернёр- это домашний учитель, которого иногда (изредка) выписывали даже из-за границы (для обучения детей иностранным языкам в домашних условиях), но чаще всего приглашали из числа выпускников гимназий и университетов для обучения основам всех наук, чтобы подготовить к поступлению в гимназию.
- Кто такие купцы? Чем они отличаются от дворян?
- (Купцы – люди, разбогатевшие благодаря торговле, не имевшие так называемого благородного происхождения (дворяне, например, считались благородным сословием, и дворянский титул переходил по наследству; даже совершенно обедневшие и разорившиеся дворяне гордились своим происхождением) и очень часто не имевшие приличного образования. Некоторые купцы по примеру дворян нанимали своим детям гувернёров, чтобы дать им домашнее образование).
- Видно ли, что молодая девушка только что приехала?
- (Да. У двери стоят чемодан и высокая шляпная коробка).
- Что за бумагу вынимает из сумочки гувернантка? (Это рекомендательное письмо. Кто-то, известный своей должностью или репутацией, должен поручиться за девушку: за то, что она имеет необходимое образование, и за то, что отличается достойным поведением).
- Можем ли мы хоть что-то сказать о характере этой девушки-гувернантки и о её самочувствии в первые минуты пребывания в купеческом доме?
- (Её лица практически не видно, но вся её поза, прижатые к телу руки, склонённая голова, то, как она сжимает письмо, - всё вместе говорит о том, что она скромная, «зажатая», робкая, стеснительная; что ей очень неуютно.
- Понятно ли, кто же из всех, кто вышел её встречать, будет у неё учиться?
- (Это не юноша –он, наверное, уже помогает отцу в лавке; это, очевидно, девочка).
- Как девочка смотрит на свою будущую учительницу?
- (Это самая открытая и искренняя реакция: в ней – ожидание, лёгкий испуг, радостное нетерпение, откровенное любопытство; девочка словно только что прибежала, самой последней, и не может перевести дыхание – стоит запыхавшись).
- Рассматриваем как остальные члены семьи встречают девушку.
- Можно ли по реакции других членов семьи предположить, каково ей (гувернантке) будет жить в этом доме?
- (Все встречающие образуют толпу, которая загораживает девушке вход в комнату: девушку не встречают,- её разглядывают!)
- Хозяин дома. Как он стоит? Как он смотрит на бедную девушку? Что читается в этом взгляде? Есть в нём сочувствие? Уважение?
- (Купец стоит, широко расставив ноги, уперев одну руку в бок, другую положив на живот. В этой позе нет ни учтивости, ни приветливости. Во взгляде купца есть наглость хозяина, который привык притеснять тех, кто от него зависит, кто не может дать ему отпор. Вместе с тем во взгляде есть какое-то недовольство и озадаченность: «что с такой делать-то…»).
- Видно ли, что сын похож на отца по характеру?
- Обратить внимание на позы и жесты!
- (Сынок стоит, заложив руки за спину и скрестив ноги.)
- Можно ли так встречать гостя, а тем более – гостью, молодую девушку, которая явно напугана?
- (У сына тоже наглый взгляд, но не такой тяжёлый, как у отца, а снисходительно-игривый. Для обоих эта девушка беспомощная жертва, а не стеснительный образованный человек, в котором нуждается их семья и который сам нуждается в заботе, сочувствии и поддержке. (Циник- это человек, который смеётся над тем, что является общечеловеческими ценностями и святынями: над понятиями чести, достоинства, над любовью, уважением к людям ).
- А как смотрит на девушку хозяйка – мать девочки?
- (Недоверчиво, с лёгкой тревогой. Вряд ли она разделяет новомодные, пришедшие из чужой социальной среды взгляды на то, что её дочери необходимо домашнее образование. Вряд ли её радует и сам факт появления в доме молодой особы. Судя по выражению её лица, хозяйка и сама-то не чувствует себя полноценно в этом доме и уж, конечно, меньше всего будет заботиться о том, чтобы другому человеку было уютно. Но она хочет показаться гостье привлекательной. Она приводит себя в порядок, расправляет засученные рукава платья.).
- Как смотрит на гувернантку ещё одна женщина : кто она?
- (Возможно, сестра хозяина или хозяйки. Взгляд жёсткий, властный, неприветливый, неприязненный. Это особенно хорошо видно, если сравнивать взгляд хозяйки и взгляд «родственницы» : во взгляде хозяйки читается даже что-то детское.
- Как реагируют на приезд гувернантки слуги в купеческом доме? Что для них приезд молодой девушки?
- (Слуги смеются, для них это просто забава, развлечение).
- Можем ли мы уже сказать, сладко ли будет молодой девушке в чужом доме? Кто будет её «отдушиной»? (Только общение с девочкой сможет скрасить тоску и ужас жизни в этом доме).
- Какими средствами пользуется бытовая картина, чтобы рассказать о жизни людей?
- (С одной стороны, здесь ровным счётом ничего не происходит: художник изображает первые минуты пребывания гувернантки в купеческом доме; все просто стоят, никто ничего даже не говорит. С другой стороны, в этом – особое искусство художника: через позы, через жесты, через выражения лиц рассказать нам сразу очень многое: поведать о характере героев, о том, как между ними будут складываться отношения).
- Литература:
- Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе «Литературное чтение».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2009.
- Кузьма Сергеевич Петров -Водкин
- Утренний натюрморт
- (1918)
- Государственный Русский музей
- Утренний натюрморт (1918)
- О художнике
- Галерея
- «Учительская»
- Русский художник, теоретик искусства. Член объединения «Мир искусства». В духе символизма решены его ранние картины «Сон. Играющие мальчики»(1911). В знаменитом полотне «Купание красного коня» (1912) сельский сюжет превращён в поэтическое обобщение о судьбах России. Так же воспринимаются картины «Мать» (1913), «Девушки на Волге» (1915). По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты («Селедка», 1918); портреты воспринимаются как духовные вехи своего времени (Автопортрет,1918; А.А. Ахматова, 1923).
- Автопортрет. 1918 г.
- Объясняем, что такое натюрморт.
- Убеждаемся в том, что для художника вещи вовсе не мертвые, но живые.
- (Они сохраняют следы прикосновения человека, тепло человеческих рук, о них заботятся, ими пользуются и любуются).
- Соответствует ли название характеру этого натюрморта?
- Рассматриваем натюрморт подробно. Сразу же обнаруживаем большую рыжую собаку, которая скромно сидит возле стола.
- Почему собака здесь сидит?
- (Люди , очевидно , ещё не завтракали или не закончили завтракать, и собака находится в ожидании).
- Рассматриваем убранство стола.
- Инструкция: рассматривайте каждый предмет внимательно и характеризуйте его как можно точнее.
- Когда, с вашей точки зрения, был собран букет?
- (вчера, т. к. баночка только на половину заполнена водой).
- Как на дачном столе мог оказаться спичечный коробок?
- (необходимо разжечь самовар).
- Рассматриваем начищенный до зеркального блеска гранёный самовар в форме чайника (вместо краника- чайный носик, есть ножки, труба открыта и лежит на столе, как и крышечка от трубы).
- Обнаруживаем на столе куриные яйца. Это остатки ужина или только что сваренные яйца? Почему яйца имеют голубоватый и желтовато-розовые оттенки? (Одно яйцо отражается в грани самовара и на его белой поверхности действительно есть отражение от голубого блюдца, тогда как на другом яйце – «рефлексы» от розово-рыжего стола.)
- Опишите стеклянный стакан. (Это стеклянный граненый с чаем, который стоит в глубоком фарфоровом блюдечке. Чайная серебряная ложка преломляется в гранях стакана несколько раз.
- Рассмотрите поверхность стола. Стол дачный: с глубокой трещиной и мелкими трещинками и царапинками, с вытершейся (от старости? От попадания дождя?) краской.
- Видны ли следы присутствия людей где-то рядом? Как мы можем об этом судить? (Взаимное расположение вещей на столе: Как будто только что сняли крышечку самовара; не остывшая чайная ложечка, которой размешивали в стакане сахар; яйца. которые, как кажется, кто-то только что крутил, что бы проверить, как они сварены; накренившийся вправо букет вот-вот упадет….).
- Какое название дал натюрморту художник? Обсудим его.
- (Показана атмосфера дачного солнечного утра, с его особой свежестью и свободой).
- Вывод: в натюрморте художник может поделиться чувством радости жизни, её красоты и наполненности, передать присутствие людей, и все это с помощью самых простых предметов, которые, будучи объединёнными на столе и освещёнными утренним солнцем, создают атмосферу бодрости и счастья.
- Устные сочинения под названиями, придуманными детьми, например, «Дачный стол. Лето», «Утро на дачной веранде».
- Литература:
- Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе «Литературное чтение».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2009.
- Мать и сын
- (1905)
- Штутгартская галерея
- «Мать и сын» (1905)
- О художнике
- Галерея
- «Учительская»
- Французский живописец, испанец по происхождению. В 1900-х гг. ( «голубой» и «розовый» периоды, названные по преобладающим цветовым гаммам) создал обострённо-выразительные произведения, посвящённые в основном теме трагического одиночества и обездоленности («Старый нищий с мальчиком», 1903), «романтической отчуждённости» странствующих актёров («Девочка на шаре»,1905). Основоположник кубизма («Дама с веером»,1909). Широко известны его серия офортов «Минотавромахия», (30-е годы) и антифашистское панно «Герника», 1937. Много работал как график, скульптор и керамист.
- Если бы художник так не назвал свою картину, вы бы догадались, что это родные люди? Каким образом? Ведь они, хоть и сидят рядом, но смотрят в разные стороны. Что же объединяет эти две фигуры? (Мальчик прислонился к плечу матери).
- Разве это самое главное? (Главное – настроение.)
- А какое это настроение? ( Грустное, печальное, задумчивое).
- А что их заботит? О чём они могут размышлять?
- Догадываетесь ли вы, кто эти люди по профессии? (Это цирковые артисты).
- А какое именно амплуа у мальчика? («Амплуа»- специализация артиста: жонглёр, атлет, гимнаст, акробат, дрессировщик…. Мальчик , скорее всего, гимнаст или акробат. Можно догадаться по костюму.)
- Каков костюм у женщины? (Шаль на плечах, цветок в волосах. Костю тоже сценический).
- Можно ли предположить, насколько тяжёлая у них жизнь и с чем связана тяжесть этой жизни? (Тяжесть жизни связана с тяжёлым каждодневным физическим трудом (бесконечными тренировками), и с риском для жизни (даже, если мальчик не является воздушным гимнастом, всё равно жизнь циркового артиста всегда сопряжена с травмами, и это не может не беспокоить его мать).
- Что ещё беспокоит и заботит мать? (На столе – скудный, скромный натюрморт с едой. У артистов не материального достатка и благополучия.)
- Оставляет ли картина только впечатление безысходности и грусти или вызывает иные чувства?
- Можно ли сказать, что мать и сын – это единое целое?
- Картину можно рассматривать в теме «Красота спасёт мир».
- Литература:
- Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе «Литературное чтение».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2009.
- Василий Дмитриевич Поленов
- Московский дворик
- (1878)
- Государственная Третьяковская галерея
- «Московский дворик» (1878)
- О художнике
- Галерея
- «Учительская»
- Русский художник и деятель театра. Продолжая традиции русского лирического пейзажа, передавал тихую поэзию скромных уголков русской природы, добивался свежести колорита и естественности мотива («Московский дворик», 1878; «Заросший пруд»,1879). Писал так же жанровые («Больная»,1889) и исторические картины. Известен как театральный художник и организатор театра.
- Рассматриваем с детьми репродукцию картины, сообщаем кто автор и как картина называется. Обращаем внимание на то, что автору важно и то, что это «московский» дворик, а не двор.
- Можно ли иначе назвать эту картину? Что обязательно должно отражаться в названии? Смысл какого-то важного впечатления, переживания автора. Рассматриваем и оцениваем те названия, которые придумали дети.
- Вывод: значит, в картине есть что-то такое, что мы можем увидеть сразу как целое. Это общее, самое важное переживание (оно есть у автора картины, рождается и у зрителя), которое отражается в названии картины, называется образом, художественным образом. ОБРАЗ- это не то, что художник изобразил конкретно (пустырь, детей, дома…), но то, что получилось в результате, что воспринимается как целое.
- А что мы можем обнаружить при внимательном рассматривании картины? (бабу с ведром, плачущего малютку, лошадку, кур, цветы, кусты, церковные купола, …)
- А можно ли путешествовать внутри картины? Предлагает ли нам это сделать автор? (Куда ведут тропинки? Рассматриваем самые удачные маршруты.)
- Какие звуки можно услышать в этом дворике этим ясным летним днём? (кудахчут куры, скрипит ведро, раздаётся колокольный звон…- поощряются любые звуковые впечатления).
- А вы можете представить летние запахи? (Трава, цветы, прогретые доски колодца и забора,….).
- Что же делает дворик таким уютным? Может быть, само время года? Хорошая погода? Что-то ещё? Важно всё: и то, что это ясный солнечный день, и то, что художник изобразил уголок Москвы, который (хотя и находится совсем рядом с шумными улицами, большими храмами, куда ходит много людей) сохранил прелесть деревенской жизни (колодец, лошадка, куры, выгоревшие на солнце детские головки, большое пространство, поросшее травой)
- Выслушиваем устные сочинения по картине на тему: «Я бы назвал(а) картину В.Д. Поленова…» или «Я согласен с художником, который назвал картину «Московский дворик».
- Инструкция: Постарайтесь, чтобы все ваши описания подчинялись главной идее, которая нашла отражение в названии- авторском или вашем собственном.
- Литература:
- Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе «Литературное чтение».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2009.
- Илья Ефимович
- Репин
- Стрекоза. Портрет В.И. Репиной
- (1884)
- Государственная Третьяковская галерея
- «Стрекоза. Портрет
- В.И. Репиной» (1884)
- О художнике
- Галерея
- «Учительская»
- Русский художник. Наблюдательность, артистический темперамент, мастерство воссоздания психологической атмосферы события рано выразились в эпически обобщающих сценах народной жизни («Бурлаки на Волге», 1870-1873), в исторических полотнах («Иван Грозный и сын его Иван», 1885, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-1891), в портретах современников, жанровых сценах.
- Лучшие картины Репина становились вехами русского социального самосознания.
- .
- Автопортрет.1884 г.
- На картине изображена дочь художника Вера Репина. Есть и другие её портреты.
- Рассматриваем портрет девочки. Как и когда ( в какое время года и дня) Репин пишет свою дочь? (Сидящей на толстой жерди, достаточно высоко над землей, ярким солнечным летним днём. Судя по золотистым колосьям, это конец лета).
- Как вы думаете, почему художник, написавший портрет дочери, даёт ему ещё одно название «Стрекоза»? Кого так обычно называют? Каких по характеру детей? Почему не «Бабочка», например? Девочка-стрекоза и девочка-бабочка – это два разных образа?
- Скажите, а сами эти насекомые разные? Вспомните: как летает бабочка и как стрекоза? (Бабочка во время полёта довольно монотонно машет крылышками, а стрекозы летают стремительно, а потом могут сидеть ,не шелохнувшись. Бабочка безобидна, а стрекоза – разбойница, на лету схватывающая насекомых.
- Что же имел в виду Илья Репин, назвав портрет дочери «Стрекоза»?
- Может быть, какое-то сходство одежды девочки (фасона и цвета платья) и крыльев стрекозы? (Платье пёстренькое, в расцветке соседствуют природные желтоватые, коричневые и голубые оттенки; обилие оборочек делает платье многослойным, состоящим как бы из множества чешуек-крылышек).
- Сходство платья и обобщенного внешнего образа стрекозы (внешняя ассоциация) – это главная причина названия портрета?
- Может быть важнее всего характер девочки? Можем ли мы что-нибудь сказать о характере Верочки, судя по её позе и её «манерам»?
- (Она сидит на жерди, достаточно высоко от земли. Туда нужно ещё суметь забраться. Но она сидит уверенно, ей уютно. Видно, что для Верочки такое поведение – дело обычное: у неё спущены чулки, и нам понятно, что её это не особенно заботит, она сидит и покачивает правой ножкой).
- Как она будет спускаться: попросит помощи или сама спрыгнет?
- Сколько ей, по-вашему лет? (11 лет).
- Может быть это паинька? Послушная и робкая девочка? Почему «нет»?
- Как мы можем судить о характере Верочки по выражению её лица?
- (У неё умное лицо девочки «с характером», ребёнка смышлёного, своенравного, бесстрашного, любознательного и остроумного).
- Тема устного сочинения: «Похожа ли Верочка на меня или кого-то из моих друзей?» или «Хотел бы ты дружить с такой девочкой?»
- Литература:
- Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе «Литературное чтение».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2009.
- Валентин Александрович
- Серов
- Мика Морозов
- (1901)
- Государственная Третьяковская галерея
- «Мика Морозов» (1901)
- О художнике
- Галерея
- «Учительская»
- Живописец и график. Ранние произведения («Девочка с персиками», 1887) явились настоящими этапами в истории русского искусства. Изысканы его сельские пейзажи и жанровые картины («Заросший пруд», «Октябрь. Домотканово» ,1895; «Зимой»). Портретам зрелого периода присущи выразительность и лаконизм. Лучше всего ему удаются образы лирические, женские и детские («Н.Я. Дервиз с ребёнком», «Мика Морозов») либо образы людей творчества. Образы русской истории исполнены мажорного пафоса («Пётр Первый», 1907). Мастер рисунка (иллюстрации к басням И.А. Крылова)
- Как вы думаете, что это за имя «Мика»? (Коля, Миша)
- Подходит ли оно мальчику?
- Сколько ему, на ваш взгляд, лет? (то4 до 6). Что на картине позволяет нам сделать вывод о возрасте мальчика? (Он маленький по сравнению с большим креслом; в кресле есть цветастые подушки, что бы ребёнку было удобнее сидеть; у мальчика полуоткрытый рот).
- Можно ли по внешним деталям (одежде, прическе) сделать вывод о том, когда художник пишет Мику? (утром, днём, вечером). (Мика в ночной рубашке, волосы растрёпаны, он возбуждён: это может быть и ранним утром, и перед сном.
- Как мальчик сидит в кресле? (На краешке и таким образом, что кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть и куда-то побежать. Ног мальчика не видно).
- Как вам кажется: Мика босой? В тапочках? Что больше соответствует образу?
- Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, его внешнему виду? (Его живость уже в самой позе Мики, в том, как растрёпаны его волосы). А если судить по выражению лица? (Бойкий и смышлёный мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец).
- Как вам кажется: если Мике читать сказку, он будет внимательно её слушать или он непоседливый ребёнок, который более склонен бегать и резвиться? (Взгляд у мальчика внимательный и серьёзный, свидетельствующий об уме и любознательности. Это впечатлительный мальчик, в котором природная резвость уживается с развитым воображением, с умением слушать).
- Как вы думаете, а кем стал Мика Морозов, когда вырос большим? (Михаил Морозов стал известным литературоведом, филологом, профессором Московского университета).
- Устное сочинение на тему «Мика Морозов похож ( не похож) на меня в детстве».
- Задачи:
- выстраивание логики описания живописного портрета;
- опора на социальный опыт ребёнка;
- сравнительный анализ двух образов – Мики и себя маленького.
- Литература:
- Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе «Литературное чтение».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2009.
- В детской
- (1898)
- Государственная Третьяковская галерея
- «В детской» (1898)
- О художнике
- Галерея
- «Учительская»
- Живописец и график. Один из основоположников объединения «Мир искусства», представитель русского символизма и модерна. Как живописец получил известность в первую очередь иронически-стилизованными жанровыми сценками русского дворянского быта «галантного» 18 века («Дама в голубом платье»,1897-1900; «Вечер», 1900-1902; «Зима. Каток», 1915) и портретами своих современников. Все творчество Сомова пронизывает интерес к пейзажу. Художник много и плодотворно работал и в области книжной иллюстрации.
- Автопортрет. 1903 г.
- «Это особенный мир детства»: взгляд художника сравнивается с взглядом ребёнка.
- Вся ли детская комната показана художником или только какая-то её часть?
- (Часть комнаты отражается в зеркале, в комнате ещё есть диван).
- Что можно сказать о мебели в детской?
- (Низкий широкий ящик, на котором лежат игрушки, табурет у окна, на котором лежит, видимо, барабан, и большой сундук – вот и вся мебель.) Необходимо характеризовать предметы как можно точнее.
- Что находится в сундуке? (Очевидно, детские игрушки).
- Почему мебель такая незамысловатая, стены голые?
- (Это комната для детских игр, здесь нет ничего лишнего, ненужного детям, того, что можно было бы испачкать или испортить).
- Это детская в городском доме или на даче?
- (Скорее всего, это детская в дачном доме,- если судить по пейзажу за окном.)
- А что можно сказать об игрушках?
- (Заметно, что они «видали виды», что в них играли: они лежат так, что кажутся одновременно и потрёпанными, и небрежно, по-детски брошенными.)
- Дополняет ли впечатление о детской изображение зеркала, отражение в зеркале?
- (В этой комнате, в час затишья, дети слушают сказки, сидя рядом с мамой или у мамы на коленях, или тихонько с ней беседуют.)
- А что именно, какое новое настроение, ощущение вносит изображение пейзажа за окном?
- (Ощущение свежести, бодрости, радости, свободы. Окно детской распахнуто, и можно представить себе ребячью беготню и игры на воздухе, среди ослепительно зелёной травы и залитых ярким солнцем деревьев.)
- Если в детской комнате серые стены, почти нет мебели и несколько старых потрёпанных игрушек, может быть, она создаёт мрачное ощущение? Может быть, за окном, на улице, солнечно и хорошо, а в детской тоскливо и грустно?
- Почему, за счёт чего это «не так»?
- (Прозрачные голубые шторы наполнены солнечным светом, который мягко льётся из окна и сообщает обычным серым стенам нежный серебристо-голубой оттенок.)
- Обобщение впечатлений. (Детская комната- это мир, где нет взрослых дорогих вещей, где есть игрушки и следы игр, где комната залита солнечным светом, где есть любящие взрослые люди, которые заботятся о детях, беседуют с ними, рассказывают им сказки, где за окном солнечная прекрасная погода, которая «создана»для того, что бы дети бегали и резвились.)
- Вывод: художник создаёт атмосферу уюта и безмятежности детской жизни, атмосферу счастья и любви.
- Устное сочинение «Этот особенный мир детства»
- Это сочинение можно приурочить к проблеме, которая возникает после анализа текстов В. Катаева «Цветик-семицветик», А. Барто, Н. Носова, С. Чёрного…. .
- Литература:
- Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе «Литературное чтение».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2009.
- Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе «Литературное чтение».- Самара: «Учебная литература»: «Издательский дом «Федоров»»,2009.
- Алленов М., Алленова Е. Мастера русской живописи. -М.: «Белый город», 2007.
- Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 19-20 веков/ Глав. Ред. Аксенова М.Д..- М.: «Аванта +», 1999.
- Ракова М.М. Русское искусство первой половины 19 века.-М.: Изд-во Акад. Художеств СССР, 1962.
- Редвал Дж. История импрессинизма: Пер. с англ.- М.,.1998.
- Автор презентации:
- Шилина Марина Юрьевна
- ГОУ СОШ № 521 с углублённым изучением математики и информатики
- Красногвардейского района
- Санкт - Петербурга