Конспект урока "Самая прекрасная из женщин - женщина с ребенком на руках" 4 класс

1
Бердникова Надежда Викторовна
Учитель начальных классов
МБОУ Жердевская СОШ №1
Урок изобразительного искусства в 4 классе
«Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках»
Аннотация. В 4 классе образу человека посвящена вся 3-я четверть. Таким
образом, урок по раскрытию образа материнства здесь наиболее
целесообразен. Важно не просто предложить детям данную тему,
необходимо создать духовную атмосферу. Это возможно сделать с помощью
поэзии и музыки а также благодаря показу работ художников. Воздействуя
на чувства детей, искусство углубляет и направляет эти чувства. Оно учит
верной эмоциональной реакции на вещи, события, поступки.
Цель:
Формирование и развитие музыкально-художественной культуры
личности на основе высших гуманистических ценностей отношения
человечества к материнству средствами искусства.
Задачи:
Воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательного и
заботливого отношения в семье друг к другу.
Воспитывать патриота и гражданина.
Развивать духовно-нравственный мир обучающихся, их национальное
самосознание.
2
Ход урока
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об отношении человечества к
материнству средствами искусства. Проследим, как музыка, живопись,
литература создают образ матери. Это великая и вечная тема в искусстве.
Почему? Да потому, что все что нам свято, дорого, озарено и названо именем
матери. Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлеба, благодарно
произносит: «Спасибо тебе, кормилица-мать». Солдат в бою бьется за
Родину-мать. Природа-матушка, и та, которая родила и живет во имя ребенка
мама.
Тема материнства – одна из древнейших тем в мировой культуре.
Первые изображения матери с ребенком на руках найдены в раскопках
времен древнего Египта. Древнерусские мастера создавали не картины, а
иконы, (образа).
Главная святыня земли Русской –
«Богоматерь Владимирская», икона начала Хll
века. Вглядитесь в священный образ, и вы его
никогда не забудете.
По выражению художника И. Грабаря, эта
икона – «древнейшая песнь материнства».
Богородица прежде всего мать, поэтому и чтят ее
образ во всех странах мира как вечный символ
страдающей матери. Все обращенное к ней несет
характер великой светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое
дорогое. Посмотрите, как младенец своей щекой нежно прижался к своей
матери. Образ матери одухотворен нежностью лицо ее прекрасно.
Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием
силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон иконы придают
ей звучание покоя вечности.
Как говорит предание, икона была написана святым евангелистом
Лукой ещё при жизни Богородицы, на доске из того стола, за которым
3
трапезничал сам Иисус Христос со своей Матерью. Когда святой Лука
принёс эту икону Богоматери, она, увидев своё изображение, повторила
пророчество: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с этой
Иконою». И эта благодать постоянно пребывает с этой иконой, проявляясь в
бесчисленных чудотворениях. Чудотворный образ иконы спасал Москву от
набегов татар, перед ней молились русские князья и цари, отправляясь в
боевые походы.
В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери
Христа – «Богородице дево, радуйся». Кто знает эту молитву? Прочтите её.
Вот так уже две тысячи лет люди обращаются к Богоматери, Матери всего
человечества. Богородица воспринималась как защитница и покровительница
родной земли. Стремление человека прославить образ Богородицы дало миру
огромное количество музыкальных шедевров. Один из них – «Всенощное
бдение» С. Рахманинова, нашего земляка. Всенощное бдение – общественное
богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения.
Священное Писание издревле свидетельствует о целительной силе музыки.
Музыка исцеляет человека не зарядом таинственной энергии, а тем
Божественным, что в музыке служит носителем подающего исцеление
Святого Духа Божия. В основу «Всенощой» Рахманиновым положены
древние церковные распевы, а также собственные музыкальные темы,
например, «Богородице дево, радуйся». Послушаем это произведение.
Художники во все времена в своих произведениях изображали мать с
ребёнком на руках в образе Богоматери.
Образ матери извечно нёс на себе черты трагизма и почти всегда звучал
социально. Если плохо матери, самому святому существу на земле, то можно
ли говорить о справедливости мира? Пожалуй, самой трагичной была судьба
матери в годы войны. Женщина и война… Что может быть более
противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая её, и война,
уносящая эту жизнь, единственную, неповторимую… Эти понятия
несопоставимы. Есть особые произведения в Русской литературе, живописи,
4
музыке, дорогие и близкие каждому человеку это произведения о военном
лихолетье.
Ученик читает стихотворение Н.А. Некрасова:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение
о смерти сына, не верили в это и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо
чудо воскрешения.
Ученица читает стихотворение М. Пляцковского:
Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной.
Листочек мой, травиночка.
Как пусто мне одной.
Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною
Она пришла ко мне.
Я ворога проклятого.
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала -
И все тебя ждала.
Придешь походкой легонькой,
Шинелька - нараспах.
Живой придешь, целехонький,
5
С улыбкой на губах.
Придешь, огнем целованный,
С наградой боевой,
пускай и забинтованный,
А все-таки живой!
… Неделя за неделею,
За годом год идет.
Устала я надеяться,
Лишь боль во мне живет.
Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка,
Тебя все нет и нет!
В исполнении квартета обучающихся звучит песня «Баллада о матери»
Стихи Андрея Дементьева, музыка Евгения Мартынова.
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она -
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино - и стар, и мал,
Кто познал войну, и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг -
И раздался материнский крик!
- Алексей, Алёшенька, сынок,
Алексей, Алёшенька, сынок,
Алексей, Алёшенька, сынок! -
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой -
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
6
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей, - кричали земляки,
- Алексей, - просили, - добеги!...
Кадр сменился, сын остался жить...
Просит мать о сыне повторить
Просит мать о сыне повторить,
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит -
Жив, здоров, не ранен, не убит.
- Алексей, Алёшенька, сынок,
Алексей, Алёшенька, сынок,
Алексей, Алёшенька, сынок! -
Словно сын её услышать мог.
Дома всё ей чудилось кино,
Всё ждала: вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
Картина «Мать» была написана
художником К. Петровым-Водкиным
в 1915г; когда шла Первая мировая
война. В ней художник утверждает
мысль о том, что жизнь побеждает
смерть (эта картина демонстрируется
на экране под мелодию С.
Рахманинова «Весенние воды»).
На картине К. Петрова-
Водкина, которую называли ещё
«Петроградская мадонна»,
изображена кормящая мать. Идёт
война. Город, где живёт эта
женщина, находится в кольце
блокады, поэтому фон картины
тревожен. Но лицо кормящей
матери спокойно, простодушно, она занята делом, важней которого для неё
7
ничего нет. Её губы сжаты, взгляд строг, преисполнен надежды, веры в
жизнь.
Ученик читает стихотворение Л.Татьянчевой:
У русских женщин есть такие лица:
К ним надо приглядеться не спеша,
Чтоб в их чертах могла тебе открыться
Красивая и гордая душа.
Такая в них естественность, свобода,
Так строг и ясен росчерк их бровей…
Они, как наша русская природа —
Чем дольше смотришь, тем ещё милей.
У женщины – верное доброе сердце, излучающее тепло, радость,
счастье. У неё неутомимые руки.
Когда б оледенела вдруг планета,
Лежала бы мертва и холодна,
То, взгляда женского
Теплом согрета,
В мгновения оттаяла б она...
В годы Великой Отечественной войны
тема материнства глубоко пронизывает
картины художников, наполняя их
трагизмом. Потеря матерью сына
символизирует не просто душевные
переживания одного человека, а
эмоциональное потрясение всего
человечества, зовущее к действию. В эти
годы апогеем призыва является плакат
Иракли Тоидзе «Родина мать зовёт»
(1941). Здесь мужественный образ
матери призывает на помощь своих
сыновей.
8
В эти годы Дементий
Шмаринов создал серию рисунков
«Не забудем, не простим» (1942)
углем и чёрной акварелью. Из них
наиболее ярким является рисунок
«Мать», который изображает мать
над телом убитого сына,
передавая тем самым страдания
всего народа.
А теперь перед вами картина
Михаила Андреевича Савицкого
«Партизанская мадонна»,
написанная в 1967г. Художник –
мастер классической простоты, но за
эту простоту дорого плачено. В
годы Великой Отечественной войны
он прошёл жесточайшие немецкие
концлагеря, мог тысячи раз
погибнуть, совершая дерзкие
побеги. Но выжил, чтобы рассказать
обо всём виденном и пережитом. Он долго собирался изобразить то, что
видел, но по второму разу пережить это, у кого хватит сил? Когда спустя
двадцать лет после Победы стал писать партизанскую картину, на которой
матери хоронят детишек, погибших в лесной блокаде, сердце разрывалось.
«Только начну на холсте «пеленать» детей - задыхаюсь. Много раз бросал
кисть, чтобы выйти на улицу отдышаться», - вспоминает художник. – «В
партизаны уходили семьями, всем родом, всей деревней. Мой дядя ушёл в
партизаны с женой и восемью дочерьми, внучкой. Ведь партизанский отряд –
боевая единица, да? А кто будет хлеб убирать? А за ранеными ухаживать? А
стирать? Всем работа нашлась. Об этом моя картина. Женщины убираю хлеб,
9
партизаны охраняют их труд. Отряд уходит на задание. А она мать –
кормит маленького. Она должна быть – Мать. Если её нет ничего нет. И
жизни нет. Она такая мощная, уверенная, устойчивая, ясная, она всех
будущих детей вскормит и сбережёт. Для мира, для счастья. Если это не
мадонна, то кто же мадонна?»
На полотнах художника алые, золотые цвета. Он встал всей силой духа
на сторону света.
Тема материнства была
продолжена в советском
искусстве Александром
Александровичем Дейнекой.
Величие и целомудрие,
достоинство и женская
гордость ощущаются в
облике матери в картине
«Мать». Нельзя без волнения
смотреть на простой и в тоже
время очень нежный образ матери с ребёнком на руках. Картина полна
тишины и величавого чувства материнской любви. Вечный сюжет!
Итак, музыка, литература и изобразительное искусство разными
средствами выразительности создают образ матери, они помогают друг
другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину
художественных произведений.
Закончим мы урок стихотворением С. Островского «Песня о женщине»
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!)
То и Богоматерь и земная,
Гордая возвышенная мать.
10
Свет любви издревле ей завещан,
Так, вот и стоит она в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
Все на свете метится следами
Сколько б ты не вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Домашнее задание: нарисовать с натуры портрет мамы.
Список литературы:
1. Журнал «Воспитание школьников» №1, 1995г. Изд-во «Школа-пресс»,
Москва.
2. Ветрова Г. «Русское искусство», 2000г. Изд-во «Белый город», Москва.
3. Колькова М. «Популярная история русской живописи», 2012г. Изд-во
«Вече», Москва.