Конспект урока "Сценография как искусство и производство"

Тема: Сценография как искусство и производство.
Цели урока:
- дать обучающимся возможность выявить характерные особенности театрального здания
и устройства сцены; как и с кем работает художник - постановщик, какие театральные
службы и цеха существуют
- воспитывать любовь к театральному искусству.
Задачи:
- личностные: проявлять уважительное отношение к театральному
- метапредметные: искусству
познавательные УУД: с помощью учителя открывать и структурировать
знания. регулятивные УУД: с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль,
оценивание, коррекцию знаний.
коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками и учителем.
- предметные: выявлять характерные особенности театрального здания и устройства
сцены; как и с кем работает художник- постановщик, какие театральные службы и цеха
существуют.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок - исследование.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
План урока:
I. Оргмомент Мотивация к учебной деятельности.
II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.
III. Чтение рассказа.
4.Практическая часть.
5.Контроль и коррекция.
6.Рефлексия.
7.Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2.Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.
На доске тема урока: «Сценография как искусство и производство»
- Ребята, что из названия данной темы вам известно и понятно?
- На прошлом уроке мы узнали, что сценография – это искусство создания зрительного
образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники.
-Как вы думаете, почему сценографию можно назвать еще и производством?
-Она как большое промышленное предприятие насыщена техникой, электроникой,
оптикой.
-Правильно, а с художником-постановщиком сотрудничают целые театральные службы и
цеха. Давайте вместе перечислим, какие:
-Столярно-сварочные, пошивочно- костюмерные, бутафорские, световые, гримерные и др.
-Работа всех цехов имеет один итог – спектакль, который ставится на сцене театра.
Именно об устройстве и оборудовании сценической коробки у нас и пойдет сегодня речь.
3.Чтение рассказа (объяснительно-иллюстративный метод познания)
Сегодня я прочитаю вам рассказ Юрия Алянского «Театральное здание. Дом для
волшебных представлений». Ваша задача внимательно слушать и подмечать, какие
приспособления и секреты таит в себе театральная сцена.
Современное театральное здание насыщено техникой, электроникой, оптикой, как
большое промышленное предприятие. Особенно сцена — главная часть театрального
здания, площадка для игры актеров.
Здесь есть все. И подземное царство, где спрятаны сложные механизмы, оно называется
трюмом. Сюда, например, может в случае надобности провалиться персонаж спектакля
как сквозь землю. Есть и заоблачные высоты, где расположены колосники,
решетчатый настил, подъемные блоки, подъемные устройства для декораций. В это
театральное небо могут вознестись черт, Баба Яга, какой-нибудь волшебник...
А ведь начиналось театральное здание с простой открытой площадки, как это было в
древнегреческом театре. Но и гораздо позднее, совсем «недавно», в XVII веке,
«театральное здание» скоморохов-кукольников заключалось... в куске ярко раскрашенного
холста. Посреди площади, на ярмарке, появлялся актер-кукольник в странной одежде:
вокруг пояса свисала почти до земли крашенина нечто вроде юбки. Актер поднимал
руки и поднятая вверх «юбка» закрывала всю верхнюю часть его тела. И тогда наверху,
по краю такой самодельной ширмы, возникали и разыгрывали свои истории куклы.
Кукловод оказывался и артистом, и «театральным зданием». В средние века
театральные представления разыгрывались прямо на площадях, к примеру, на фоне
собора. Иногда и в наше время можно увидеть такое представление.
Однажды я побывал в венгерском городе Сегеде, где устраиваются международные
театральные фестивали. На огромной площади перед собором амфитеатром были
воздвигнуты простые деревянные скамьи без спинок. В таком «зрительном зале»
поместилось несколько тысяч человек. Представление началось, когда совсем стемнело.
На деревянных подмостках перед старинным собором современные актеры разыгрывали
и пели оперу «Фауст». И тени героев спектакля во много раз увеличенные и вытянутые,
метались по высокой стене готического здания..
Сегодня обслужить сложное устройство театра, особенно сцены, может только
коллектив знающих специалистов. Но и зрительный зал не простое помещение. Его
архитектура сложилась за последние двести триста лет. Места для зрителей
расположены и в партере, на плоскости пола, и в ложах перегороженных «отсеках»
на различной высоте зала, на балконах-ярусах. Иногда зрительный зал представляет
собой единый амфитеатр места его поднимаются постепенными уступами за партер
или вместо партера.
Именно так, как единый амфитеатр, сконструирован зал построенного в 1962 году
первого специального театрального здания для детей Ленинградского театра юных
зрителей. Его авторы архитектор А. Н. Жук, инженер И. Е. Мальцин, режиссер А. А.
Брянцев. Зал вмещает тысячу человек. Ныне этот театр носит имя Александра
Александровича Брянцева.
Особое значение при проектировании и строительстве театральных зданий имеет их
акустика создание наилучшей слышимости с любого места. Этим занимаются
ученые-акустики. Дело это тонкое, хитрое. Однажды, например, при реставрации
одного старинного театрального здания в Москве, между перекрытиями потолка
зрительного зала были обнаружены... тысячи пустых бутылок. Очевидно, кто-то из
строителей предложил воспользоваться таким необычным способом улучшения
акустики. И бутылки сослужили свою незаметную зрителям службу.
Новые советские театральные здания строятся с учетом современных достижений
науки и техники.
4. Постановка проблемы .(Проблемный метод познания)
К сожалению не всем из вас довелось бывать в театре, поэтому придется изучить
устройство театральной сцены, опираясь на схемы, иллюстрации, описание и интуицию.
5.Практическая часть. (Эвристический метод познания – самостоятельная работа)
Задания:
-Изучить термины.
Сценография - искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций,
костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие театрально- декорационного
искусства обусловлено развитием театра, драматургии, изобразительного искусства.
Театральная сцена это площадка, на которой происходит театральное представление.
Сценический образ - в широком смысле - эстетическая категория; особая специфическая
форма отражения действительности средствами театрального искусства.
Театрально-декорационное искусство - искусство создания зрительного образа спектакля
посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Декорационное
искусство способствует раскрытию содержания и стиля театрального представления,
усиливает его воздействие на зрителя. Элементами декорационного искусства являются
костюмы, маски и т.д.
Декорация от лат.Decoro – украшаю.
Декорация - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует
актер. Декорация создается с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения,
сценической техники, проекции, кино и других художественно-выразительных средств.
Художник-декоратор это театральный художник, который переводит авторский
замысел художника-постановщика с (плоских) эскизов на (объемные) декорации.
Художник-бутафор - театральный художник, отвечающий за изготовление эскизов
бутафорских изделий, реквизита.
Реквизит от лат.Requisitum - необходимое
Реквизит - в театре - совокупность подлинных или бутафорских вещей, необходимых
актерам на сцене во время действия. Иногда реквизит дополняет сценический костюм
(зонт, портфель и т.п.)
Художник-гример - театральный художник, создающий оригинальный авторский грим в
соответствии с замыслом художников-постановщиков.
Грим фр.Grime, от итал.Grimo – морщинистый.
Грим - в широком смысле - искусство изменения внешности актера с помощью
гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и пр. в
соответствии с требованиями исполняемой роли.
Пастижер - специалист по изготовлению париков, накладных усов и бород.
Художник-модельер театрального костюма - театральный художник:
- исполняющий театральный костюм по эскизам художника-постановщика; а также
- контролирующий рациональное использование костюмов в спектаклях.
Театральный костюм от итал.Costume – обычай.
Театральный костюм - все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие
предметы, которые использует актер для своей роли в спектакле. Театральный костюм
дополняется гримом и прической.
Обычно театральные костюмы разрабатывают и шьют в костюмерных мастерских театра.
Художник-скульптор - в театре - художник, создающий по эскизам художника-
постановщика элементы объемно-пластического оформления спектакля.
-Попытайтесь дать определения еще нескольким терминам самостоятельно (поможет
услышанный на уроке рассказ).
6.Озвучивание результатов исследования. Контроль и коррекция.
Проверяем заполнение таблицы (учащиеся по цепочке называют порядковый номер,
термин и определение), исправляем ошибки ручкой.
7.Рефлексия
-Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…», «Открытием для меня стало…»
8.Домашнее задание
Выучить термины и их определения. Дополнительное задание: найти определения тех
терминов из таблицы, которые не давались на уроке. Принести альбом, карандаши,
фломастеры.
Используемая литература:
1.Азбука театра. Юрий Алянский. Ленинград. «Детская литература» 1990г.
2.Энциклопедический словарь юного зрителя. Москва. «Педагогика» 1989г.