Методическая разработка урока "Как на воспитать «Иванов не помнящих родства». Памятники архитектуры - эстафета народной культуры" 8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26»
(МБОУ «СОШ №26»)
г. Новокузнецк Кемеровской области
Методическая разработка урока изобразительного
искусства в 8 классе
по теме:
«Как на воспитать «Иванов не помнящих родства».
Памятники архитектуры - эстафета народной культуры»
(по программе Б.М. Неменского)
Автор:
Губанова Ольга Владимировна
учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «СОШ
№26»
Новокузнецк,2015г.
Цели и задачи урока:
Сформировать представление о стилях.
Воспитывать любовь и интерес к искусству, архитектуре и истории.
Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к
искусству и его истории.
Сформировать представление об архитектуре города Новокузнецка.
Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки самостоятельного
поиска и систематизации материала.
Развивать творческую и познавательную активность.
Материалы и оборудование:
Репродукции:
Древний Египет. Храм.
Эпоха Возрождения. Интерьер дворца.
Деревянное зодчество. Кижи.
Мой город. Кузнецкая крепость. Драматический театр. Ажурные
решётки проспекта Металлургов. Планетарий. Площадь Маяковского.
Самарканд. Площадь Регистан. Древний город Таллин.
Рыцарский замок-собор Нотр Дам в Реймсе.
Японский пейзаж.
Репродукции художественных стилей:
Романский, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн
Собор Парижской богоматери
Казанский собор
Петровский дворец
Ажурная башня Шаболовки
Венские стулья
Слайды
Музей деревянного зодчества: Кижи (силуэт)
Город-музей: Ростов Великий
Музей-заповедник «Коломенское» (Москва). Вид царского дворца в
Коломенском. Новодевичий монастырь.
Уголок старой Москвы. «Погодинская изба»
Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Покров на Нерли на фоне пейзажа.
Ярославль. Собор с колокольней.
Ход урока:
1. Знакомство с историческими памятниками нашей страны.
В Самарканде происходит знакомство со сказочно-прекрасными
памятниками узбекской национальной архитектуры (мечеть, медресе,
мавзолей, дворец-крепость). Набор слайдов «Самарканд»
Следующее путешествие в Прибалтику, в столицу Эстонии- древний
город Таллин на берегу Финского залива.
Задание. Обучающимся предлагаются варианты конструирования
жилых построек, башен и ратушей, башен из призм со сложными
постройками.
При изучении архитектуры Древней Греции рассматривается строгий и
величественный храм прямоугольной формы, окружённый со всех сторон
колоннами - основной тип общественного здания в античной архитектуре.
Задание. Обучающиеся конструируют рельефный образ храма с
колонами и ступенями.
Знакомство с образом художественной культуры средневековой
Западной Европы. В качестве характерных примеров готики
рассматриваются рыцарские замки и памятники средневековой архитектуры.
Собор Нотр Дам в Реймсе. Суровые условия жизни, борьба за власть-
постройка имеет крепостной, оборонный характер. Отсюда - суровый,
мрачный облик замков, высокие сторожевые стены, башни, глубокие рвы
вокруг стен.
Знакомство с архитектурой разных народов продолжается в Японии.
Несколько столетий назад японские архитекторы построили удивительные
сооружения –японские храмы «пагоды», сказочные терема с интересными
формами крыш, с причудливо загнутыми вверх углами. Японский дом
невозможно представить без миниатюрного сада с карликовыми деревьями в
30 сантиметров высотой, которые выращивают 300 лет многие поколения
людей; «сада камней», «сада водопада», сада для любования.
(Слайды:
Японский пейзаж.
Хиросигэ. Вид Фудзи.
Утамара. Большие головы.
Киенага. Прогулка. Икэбана.
Хокусай. Над потоком.
В Древнем Египте треугольник и пирамида это не одно и то же.
Геометрические тела объёмны, а фигуры плоски, геометрические тела можно
рассмотреть со всех сторон, а плоские-с одной. И лучше всего об этом
говорят вещи, которые нас окружают и та среда –дом, город, в котором мы
живём, общественные предприятия , заводы. Это частица нашего мира-
большая или малая, где бурлит жизнь и где, к сожалению природа всё
меньше и меньше находит себе место, вытесняемая мощным напором
городского строительства. Дизайн и архитектура создают вторую
рукотворную природу, состоящую из вещей, зданий, машин. Поэтому
сначала нужно разобраться в простом. Из каких геометрических (объёмных)
форм построены здания нашего города. Самые распространённые формы
домов: это параллелепипеды и кубы, крыши деревянных строений
трехгранные призмы. Обучающимся предлагается привести примеры.
Здание Драматического театра в нашем городе состоит из крыльца-
параллелепипеда, колонны-цилиндра с ордерами, венчает главный корпус-
параллелепипед с оконными проёмами и крыша, горизонтально
расположенная трёхгранная призма. На театральной площади - фонтан,
похожий на закруглённый конус, расположенный в центре большого
цилиндра с цилиндрическим отверстием. А также беседка в виде
цилиндрических площадок с колоннами, которую венчает крыша. Здание
планетария с примыкающей к нему цилиндром с крышей полусферой.
Задание. Продумать и описать:
-современные многоэтажные здания на левом берегу с башенками
«Изумрудный город»;
-здание в конце проспекта Металлургов и проспекта Строителей,
венчающиеся башней;
-красивый многоквартирный дом на площади им. Маковского с башнями;
-собор в Кузнецком районе
Задание. Продумать, найти и описать здание интересной формы. А
также необычную форму здания, собора других стран и городов с
фотографией, репродукцией, схемой.
2. Практические задания. Нарисовать в объёме:
-«Рыцарский замок» (Дом крепость), эпоха средневековья (Франция,
Германия, Италия, романский стиль)
-«Город будущего» Фантазия. Дом из геометрических тел.
Дополнительный материал.
Основные художественные стили:
Романский стиль.
Крестово-купольный храм, 4 опоры арки полуциркульные. Собор-базилика
-2 башни по бокам от входа, увенчанные крышами-конусами.
Замки Италии- нарядные, многоярусные. В Германии и Франции
монументальность, суровость и лаконичность. Главная черта- не роскошь, а
основательность.
Готический стиль.(17век)
Храм- стремление души к небу, вдвое выше романского. Ажурное,
воздушное: стрельчатые арки, окна, своды, витражи, орган-свет и воздух.
Пример, собор Парижской богоматери.
Ренессанс.
Прямоугольные объекты. Главная тема-человек. Пропорции зданий
соотнесены с человеком. Собор святого Петра в Риме. Капитолий в Риме.
Барокко (искривлённая жемчужина)
Красота, роскошь, пышность фасадов и декоративных элементов. Зимний
дворец. Собор Смольного монастыря.
Рококо (18 век, раковина)
Аристократический стиль. Хрупкость, изысканность, инкрустация, лепнина.
Дворцовый стиль.
Классицизм (образцовый)
Упорядочно, разумно, гармонично. Санкт-Петербург. Петродворец. Версаль,
парк. Дворец Лувр. Триумфальная арка. Казанский собор. Петровский
дворец.
Ампир
Подражание деревенскому декору, упадок ремёсел. Большой театр.
Исакиевский собор.
Модерн («летучность»)
Асимметрия, оригинальность, блеск, фантазия, ажурная башня Шаболовки
мостки архитектуры прошлого и настоящего. Венские стулья.
3. «Спальный район»
В последнее время мы часто говорим с неприязненной интонацией
«Спальный район»…. Жильё - бетонная коробка. А для многих ребят в
классе эти коробки- малая Родина. И для них эти места будут самими
дорогими картинами детства или… не будут. Как пища человеку нужны
визуальные впечатления. Городской дизайн это мостик между
архитектурой и человеком.
4. Практическое задание.
Обучающимся предлагается нарисовать и описать работу по теме «Город и
общество»:
Прогулка по тихим переулкам.
На центральной улице
В большом магазине.
Строение, которое портит пейзаж, жизнь людей близ расположенного
дома (фото).
Подъезд, двор дома.
Городской парк вечером.
Район моего города.
5. Заключение.
Если я не разглядываю хоть изредка пожелтевшие фотографии
родителей, не забочусь о саде, не берегу их вещи, значит я не люблю их…
Если ты не радуешься встрече со старыми улочками и домами, пусть
даже плохонькими, значит в тебе не любви к твоему городу.
Если человек безразличен к судьбе памятников своей страны,
равнодушен к Родине. Кто он тогда?
Степная трава, перекати-поле, которую гонит осенний ветер, ни давая
нигде задержаться, пока она оторванная от земли не попадёт в какую-нибудь
грязную лужу…
Литература
1. Большой энциклопедический словарь, Москва, 1991 г. “Советская
энциклопедия”
2. Гартман К.О. Стили. – М.: Просвещение, 2000.
3. Гутнев А., Глазычев В. Мир архитектуры. - М.: Просвещение, 1990.
4. Иконников А.В. “Тысяча лет русской архитектуры”, Искусство,
Москва, 1990 г.
5. Кильпе Т.А. Основы архитектуры. – М.: Высшая школа, 2002.
6. Лалидов И.В., Туркус М.А. Элементы архитектурной композиции.- М.:
Просвещение, 1938.
7. Мелодинский Д.А. Архитектурная пропедевтика. - М.: Просвещение,
2000.
8. Панасенко Ю.Ф., Шамаро А.А. Нартекс: архитектура, зодчество,
церковь, храм, нартекс. // Наука и религия. 1992, №1.
9. Электронные ресурсы:
http://www.artclassic.edu.ru/ коллекция образовательных ресурсов
(поиск
произведений искусства по времени, стране, стилю и др.)
http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства
http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям
http://sovietart.narod.ru/main.htm - Советская живопись.