Исследование "Черты характера князя Гвидона как секрет его счастья (из опыта исследования «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина)" 5 класс

МОУ «Гимназия №21»
г.о.Электросталь, Московская область
Исследование
Черты характера князя Гвидона как секрет его
счастья (из опыта прочтения «Сказки о царе
Салтане…» А.С Пушкина)
Автор: Мерзляков Виталий, ученик 5г класса
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Жеребцова Нина Николаевна
Черты характера князя Гвидона как секрет его счастья (из опыта
исследования «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина)
Сказки Пушкина невозможно не любить. Написанные просто и ясно, они
дарят незабываемое ощущение восторга – будто ты сам воочию видишь
героев и участвуешь в событиях.
А ещё сказки Пушкина заставляют вдруг задуматься над фактами,
которые раньше казались вполне понятны.
Нечто подобное произошло со мной на уроке литературы, когда мы
читали «Сказку о царе Салтане…». Во-первых, ее полное название звучит
как «Сказка о царе Салтане, сыне его славном и могучем князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Во-вторых, в ней столько
чудесных событий, что просто дух захватывает. И, наконец, что меня
удивило больше всего. Как сумели выжить в засмолённой бочке сам князь
Гвидон и его мама?
Объектом моего первого исследования по литературе стала «Сказка о
царе Салтане….» А.С.Пушкина.
Предметом исследования стал характер литературного героя – князя
Гвидона.
Гипотеза: победить зло Гвидону помогает его характер.
Цель исследования: изучить изображение характера князя Гвидона
Пушкиным
Задачи исследования:
1. Узнать историю создания «Сказки о царе Салтане….»
2. Выявить жанровые особенности сказки
3. Выявить особенности изображения характера главного героя
1. История создания сказки
В 1831 году Пушкин приезжает в Царское село с множеством
конспектов сказок, записанных во время своей ссылки в Михайловском.
Интерес к русской народной сказке к тому времени у поэта был столь велик,
что он заражает им и Василия Жуковского.
Тогда же в Царском селе оба поэта вступают в некое шуточное
соревнование на тему «Пишем сказки в народном стиле». Результатом стали
две сказки Жуковского «О Царе Берендее» (на основе конспекта
Пушкина) и «О спящей царевне» (на основе сказки братьев Гримм, которую
Жуковский ещё в 1826 г. перевёл на русский как «Царевна-шиповник»).
Пушкин ответил ему всего одной сказкой «О царе Салтане».
Свидетелем этого состязания стал ещё один будущий гений русской
литературы Николай Гоголь.
Н. В. Гоголь, из письма к А. С. Данилевскому, 2 ноября 1831 г.: «Все лето
я прожил в Павловске и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались
мы Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло
из-под пера сих мужей. …Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился
новый обширный поэт, и уже чисто русский. Ничего германского и
прежнего…».
Глубочайшее уважение к своим кумирам не позволило Гоголю решить
исход поединка. Но суд вынесло время. Многие ли из вас знают упомянутые
сказки Жуковского? А вот «Царя Салтана» знает и стар и млад. Как и
знаменитый полёт Гвидона в образе шмеля нашедший музыкальное
воплощение в опере Римского-Корсакова.
Полное название сказки «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне
Лебеди». Замысел этой сказки вызревал у Пушкина уже давно. Уже в
1822 г. в так называемой «кишинёвской» тетради поэта мы можем увидеть
запись о бездетном царе, подслушивающем трёх сестёр. В 1824 году в
Михайловском, видимо, со слов Арины Родионовны, Пушкин конспектирует
сказки «Чудесные дети» и «По колена ноги в золоте, по локоть руки в
серебре». По сюжету она намного ближе к будущему «Царю Салтану».
Правда, здесь царевна сначала рождает 33 мальчика, а затем ещё одного
весьма примечательного («ножки по колено серебряные, ручки по локотки
золотые, во лбу звезда, в заволоке месяц»). Роль злобной завистницы играет
мачеха царя, а не неудачливые «ткачиха с поварихой, с сватьей бабой
Бабарихой». Далее следует знакомый сюжет с подменой письма,
закупориванием в бочку (правда, здесь две бочки, одна для первых 33
сыновей), последующим освобождением, царствованием сына на острове и
желанием отца Султана Султановича (именно так, плюс указание на то, что
он «турецкий государь») посетить остров. Кстати, именно здесь в
описании чудес острова появляется Лукоморье с говорящим котом.
Интересно, что 33 сына тоже попадут в сказку Пушкина, но преображёнными
в братьев Царевны-Лебеди, несущих службу в подводной дружине под
предводительством дядьки, которого поэт назвал Черномором, несмотря на
то, что уже использовал это имя для карла-колдуна в «Руслане и Людмиле».
В 1828 году Пушкин уже написал знаменитый зачин «Три девицы под
окном Пряли поздно вечерком» но большая часть текста оформилась уже
во время состязания с Жуковским.
Вывод: Самуил Яковлевич Маршак писал, что «пушкинская сказка
прямая наследница сказки народной». «Сказка о царе Салтане…» имеет
фольклорную основу, а это значит, что основные мысли, идеи и приемы
изображения героев в народной сказки и сказке Пушкина могут быть очень
похожи.
2. Жанровые особенности сказки
Сказка является одним из важнейших жанров фольклора. В ней, как и в
целом во всём фольклоре, отразились жизнь народа, его мировоззрение.
Главная цель сказочника - своим рассказом увлечь, позабавить, а иногда
просто удивить и поразить слушателя. В этих целях он нередко даже вполне
реальным жизненным фактам придает совершенно невероятную,
фантастическую форму выражения.
Сочетание фантастического, вымышленного и реального делает сказку
занимательной. С первых же слов она вводит нас в свой неповторимый мир,
в котором всё удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык
животных, герои отправляются в далекие путешествия, где их подстерегают
опаснейшие испытания - борьба с чудовищами, переходы через огненные
реки, спуск в глубокие подземелья или восхождение на высокие горы.
Фантастическое в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это
усиливает их занимательность. Ведь, например, лиса действительно хитрый
зверь, и в сказках весьма правдоподобно передается ее смекалка, ее внешний
вид; вполне реальна также встреча барина с мужиком: мужик рубит дрова в
мороз, и ему жарко, поэтому он снял с себя кафтан, а проезжающий мимо
барин и в тулупе мерзнет. Но что происходит в сказках? Лиса обманывает
зверей и человека, а глупый барин предлагает мужику поменять шубу на
рваный кафтан. Удивительно!
Литературная сказка имеет существенные отличия от сказки народной.
Во-первых, это уникальность содержания, которое нигде раньше не
публиковалось.
Во-вторых, это изобразительность. Автор красочно и детально
изображает место действия, переживания героев, события. Сказка у
Пушкина из народной превращается в литературно-психологическую, в
литературно-бытовую, в литературно-философскую.
В-третьих, в литературной сказке автор становится активным
действующим лицом, читателю вполне понятна его позиция по отношению
к происходящему.
Наконец, в литературной сказке автором приводится чёткая параллель
между миром реальным и вымышленным. Нередко, таким образом, автор
стремится подчеркнуть негативные стороны существующей
действительности. В романах и повестях-сказках второй половины XX века
мы можем увидеть ярко выраженный социальный или даже политический
подтекст. Вспомните сказки А.Перовского «Городок в табакерке» или «Три
толстяка» Ю. Олеши.
Вывод: реальное и фантастическое в сказке тесно переплетены. Можно
сказать, что сказочная форма позволяет выразить авторское (народное)
представление об идеальном мироустройстве, в котором Добро побеждает
Зло.
3. Особенности изображения характера князя Гвидона
Герой литературной сказки (как герой литературного произведения
вообще) может быть охарактеризован через поступки, поведение и общение,
(ибо значимо не только то, что совершает человек, но и то, как он при этом
себя ведет), черт наружности и близкого окружения (в частности —
принадлежащих герою вещей), мыслей, чувств, намерений.
Гвидон с самого своего рождения наделён необычными способностями,
которые сближают его с героем народной сказки:
и растёт он «не по дням, а по часам», и ему послушна морская стихия, и
силой он обладает не свойственной человеку «вышиб дно и вышел вон».
Поступки юного Гвидона смелы и решительны – сначала он идёт добывать
ужин, смастерив лук, потом спасает прекрасную царевну Лебедь от чародея,
становится справедливым и заботливым правителем.
Важной характеристикой героя становится манера общения с другими. Князь
Гвидон всегда ласков и уважителен. К морской волне он обращается так:
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Встречая заморских купцов, выслушивает их и передаёт поклон. Просьбы о
заморских чудесах он выражает скромно, негромко, словно больше любуясь
мысленно этому описанию, чем желая его заполучить.
Черты наружности князя даны Пушкиным скупо, через эпитеты царевны
Лебедь («мой могучий избавитель» и «князь ты мой прекрасный»). Мне
показалось важным, что царевна сразу называет князя «мой», мне кажется,
так можно говорить, если абсолютно доверяешь человеку.
Мысли и намерения Гвидона чисты и добры, устремлены к благополучию
своего «удела»: чудеса ему нужны для радости народа и своей, а грустит он
потому, что скучает по отцу…. Злится Гвидон только в царстве своего отца,
когда в образе комара и мухи жалит злую тётку. Но и тут он способен к
доброму чувству:
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится —
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
Ещё одной важной характеристикой литературного героя становится
отношение к нему ближайшего окружения. Самыми близкими для Гвидона
будет его мать, народ и царевна Лебедь.
Народ встречает Гвидона с почётом, характерным для правителя:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой.
Город, в котором оказался волей судьбы Гвидон, сказочно богат и
великодушен. Только правителя в нём пока нет. Не за доброту ли и смелость
Гвидон, победивший колдуна, награждается княжей шапкой? И правит там
Гвидон справедливо - «всяк его усердно славит», как говорят купцы Салтану
об этом удивительном городе. Такая награда обычно ждет и героя народной
сказки – царство и добрая жена.
Мать Гвидона упоминается реже, а слов у неё почти и нет. С самого начала
сказки она «как орлица над орлёнком» со своим новорождённым сыном,
потом Пушкин сравнивает ее с «горькой вдовицей» в бочке. Покорная воле
родственников и бояр, она смиренно принимает злую долю. Говорит
матушка один-единственный раз, когда к ней приходит сын за
благословением на брак:
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит»
Образ матери лаконичен, но понятно, какая она: добрая, умеющая прощать,
умеющая покориться воле Бога. У такой благочестивой матери сын
обязательно герой, потому что такие качества женского характера очень
важны для русского народа.
Вывод: характер князя Гвидона изображён в народных традициях. Князь
наделён сверхъестественной силой, направляет которую он на добрые дела
для других. Он смел, решителен, справедлив.
Заключение
Начиная читать любую сказку, ты уже заранее знаешь, что любой
напряженный сюжет закончится победой Добра над Злом. Но читать от этого
знания только интереснее, потому что ты узнаешь, каким сильным может
быть Добро.
Сила князя Гвидона в его решительности, великодушии и готовности
служить другим. Это лучшие качества человека, о которых говорит наш
народ и которые помогают герою обрести счастье. Александр Сергеевич
Пушкин продолжает эту мысль: его герой, как и герой народной сказки
(например, Иван - крестьянский сын или Емеля), обретает счастье благодаря
своему характеру. Гипотеза подтверждена.
Важно, что сказка изображает идеальные возможности человека, и ты
каждый раз убеждаешься, что смелость, решительность, великодушие и
доброта помогают преодолеет герою зло. А значит, эти качества помогут и
обычному человеку в реальной жизни стать счастливым.
Источники:
1. Пушкин А.А. Сказки. – ОЛМА-ПРЕСС, М., 2011
2. https://shkolazhizni.ru/culture/articles/59647/
3. http://www.textologia.ru/literature/russkiy-folklor/folklor-i-
dejstvitelnost/folklor-i-otnoshenie-k-deystvitelnosti-
skazka/3392/?q=471&n=3392
4. http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/literaturnoe-
proizvedenie/personazh-literaturnogo-proizvedeniya/360/?q=471&n=360