Методическая разработка "Наш край с VIII по XVIII вв"
Автор: Ячменькова Э.А.
Методист,
педагог дополнительного образования
Наш край в период с 8 по 13 века.
Традиционно люди создавали поселения по берегам рек. Не является
исключением и река Славянка с её притоками: Поповкой, Тызвой, Кузьминкой и
другими.
Уже в VIII веке Приневская низменность и Ижорская возвышенность были
заселены финно-язычными племенами водь, вепсы, карелы, ижора. С IХ века на
возвышенностях среди болот, лесных прогалинах стали обосновываться ильменские
славяне.
Этнографические особенности племен, населявших наши края.
У ижорцев, также как и у води, длительное время удерживалась этнически
особая женская одежда (прил. 6). В прошлом она имела существенные локальные
различия, восходившие, видимо, к племенному делению. Так же как и у водских
мужчин, у ижорцев Мужская одежда в XIX веке, уже не имела этнической
специфики и соответствовала одежде живущих рядом этнических общностей
(русские, водь, ингерманландские финны).
Женская одежда до конца XIX века сохранила архаические черты. Женщины
носили рубаху “рятсиня”, ворот которой скрепляли застежкой-фибулой. Рубаха
была своеобразного покроя: верхняя часть - из двух оплечий, соединенных сзади
вставкой, а спереди двумя обшивками по сторонам нагрудного разреза. Оплечья и
рукава рубахи почти сплошь покрывались вышивкой геометрического характера, в
мягких пастельных тонах. Поверх рубахи одевали два несшитых полотнища,
которые держались на плечевых лямках, одно - на правое, другое - на левое плечо.
Верхнее (аануа) закрывало весь корпус, наподобие сарафана на одной лямке,
распашного на левом боку. На этом месте рубаху закрывала нижнее полотнище -
хуртуксет. Сохранились отрывочные сведения, что аналогичные формы одежды в
прошлом встречались на Карельском перешейке у местных финнов - эвримейсет
(эврямейсет). Передники на лямке (хурстут) сохранялись также в одежде некоторых
групп финнов в Восточной Финляндии.
На голове женщины носили полотенчатый головной убор – сапано. До
рождения ребёнка ижорская женщина должна была брить голову, а поверх одевать
головной убор. Однако и после рождения ребёнка она не имела права снимать его.
Это было связано с сокральным значением волос, которые необходимо было
убирать от чужого глаза, что бы кто- либо навести не смог навести порчу. В
старинных формах сапано имел длинный конец, спускавшийся по спине до подола
одежды, потом он стал короче, ближе к местным формам сороки.
Быт племен.
Хозяйство племенных крестьян в целом схоже с хозяйством других
этнических общностей региона (русские, ингерманландские финны). Земледелие
являлось основным хозяйственным занятием. Выращивали зерновые (рожь, овес,
ячмень), овощи (репа, капуста). Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур.
Племена занимались сельским хозяйством. Сельскохозяйственный инвентарь не
отличался от того, которым пользовались русские крестьяне. Ижорцы занимались
рыболовством. Лов вёлся преимущественно зимой, рыбу (салаку и корюшку). При
всей тяжести рыбацкого труда и бытовых условий (жили на льду в дощатых будках
и т. п.) рыбная ловля приносила неплохой доход.
В целом населению всё же приходилось искать дополнительные заработки. Были
развиты ремесла: на продажу изготовлялись колеса, телеги, сани, прялки. Работали
гончары и плотники, однако нигде эти занятия не приобрели форм кустарной
промышленности. Некоторые богатые дворы, имевшие по несколько лошадей,
занимались перекупной торговлей или извозом.
Наш край в период с 13 по 16 века.
Позднее земли были заняты новгородцами, непосредственно подчиняясь
Новгороду, входили в состав Киевской Руси. Племена начали мигрировать в более
северные районы области. Происходила их ассимиляция с ильменскими славянами.
Приблизительно в 13 веке – первое упоминание на берегах р. Славянки о
«Городке на Славянке».
Уровень развития земледелия в Новгородской
земле был весьма высок уже в ХI - ХII вв. Из
возделывавшихся культур первое место принадлежало
озимой ржи. Пшеница занимала второе место в
новгородском земледелии.
Сельскохозяйственная техника, применявшаяся
древненовгородскими земледельцами, отвечала
уровню развития земледелия в ХI - ХIII вв. Земля
обрабатывалась многозубыми, чаще трехзубыми,
сохами. Появление таких сох, очевидно, было связано с переходом к пашенному
земледелию с использованием упряжной силы. Убирался хлеб с помощью серпов.
С земледелием было тесно связано скотоводство, которое также играло
важную роль в хозяйстве новгородцев. Новгородцы разводили прежде всего
крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей.
Помимо скотоводства как сельское, так и городское население
Новгородской земли занималось овощеводством и плодоводством. Сады и
огороды были, вероятно, принадлежностью многих городских усадеб. Во всяком
случае семена овощей и плодов - не редкая находка при раскопках. Из плодовых
деревьев наиболее распространена была вишня. Кроме вишни в
Новгороде выращивали яблоню. Из ягодных кустарников разводили черную
смородину и малину.
Итак, в 13 - 14 вв. новгородцы занимались всеми видами сельского хозяйства
(земледелием, скотоводством, овощеводством, плодоводством), уровень развития
которых был весьма высок. В целом он соответствовал той общей ступени
развития, которой в то время достигло сельское хозяйство на
Руси и в зарубежных странах с аналогичным сельскохозяйственным профилем.
В те времена река Славянка была полноводной. По ней ходили корабли,
лодки. Это был торговый путь, который давал возможность местному населению
обмениваться товарами и получать от их продажи доход.
2. РЕМЕСЛО
Летописи называют следующие ремесленные специальности: щитник,
кожевник, серебреник, котельник, опонник, гвоздочник, кузнец. Серебрениками
называли ремесленников-ювелиров. Щитники, гвоздичники и котельники являлись
мастерами разных специальностей в кузнечном деле. Опонниками называли
ремесленников, занимавшихся определенным видом ткачества. Названия этих
профессий попали в летопись до известной степени случайно ведь летописец
называет имена ремесленников в числе погибших в боях новгородцев.
В Новгородской первой летописи есть упоминание еще одной ремесленной
специальности - плотников. Уже в начале ХI в. новгородцы были известны как
искусные плотники.
В конце Краткой редакции Русской Правды помещен так называемый «урок
мостникам». Мостниками, видимо, назывались строители мостовых или мостов. В
условиях сырого новгородского климата улицы города без мостовых были бы
непроходимыми и непроезжими, особенно весной и осенью. Мостовые
перестилались примерно через каждые 15 - 20 лет, иногда их ремонтировали и
благодаря этому они служили дольше. Таким образом, недостатка в работе
мостники не испытывали, и эта специальность, как и плотницкое дело, появилась
рано (древнейшие новгородские мостовые относятся к середине Х в.).
Высокий уровень железообрабатывающего производства способствовал
прогрессу многих других ремесел, которые не могли бы успешно развиваться без
соответствующего инструментария. На основании изучения различных
инструментов можно утверждать, что, помимо мастеров всевозможных кузнечных
специальностей, работали слесари, токари, столяры, плотники,
деревообделочники, резчики по дереву, костерезы, кожевники, сапожники,
портные, ювелиры. Изучение огромного количества предметов быта и другой
готовой продукции, а также полуфабрикатов и бракованных изделий помогает
дополнить список специальностей новгородских ремесленников.
Обращает на себя внимание большое разнообразие как готовых изделий, так и
инструментария.
Очевидно, ремесленники специализировались по производству
определенных типов продукции. На это прямо указывает и летопись, в которой
упоминаются щитники, котельники. Причем иногда один и тот же мастер
занимался различными видами ремесла. Сапожник, например, долгое время был и
кожевником, что подтверждается совместными находками остатков того и другого
производства, Лишь в ХII - ХIII вв, сапожное ремесла отделилось от кожевенного.
Щитник, помимо знания кузнечного дела, должен был обладать навыками
обработки меди, дерева и кожи, так как щиты изготовлялись из всех этих
материалов. Но в то же время в кузнечном ремесле развивалась узкая
специализация (гвоздочники, замочники и т.п.).
Разнообразные металлические украшения: браслеты, перстни, фибулы,
подвески, колты, бусы - изготовлялись высококвалифицированными ювелирами.
Мастера-ювелиры владели рядом сложных технических приемов: литья,
свободной ковки, волочения, прокатки, тиснения, чеканки, гравировки, паяния,
золочения, выемчатой эмали, термической обработки меди и бронзы и др.
Огромное количество остатков кожаной обуви и обрезков кожи является
свидетельством широкого распространения в Новгороде сапожного ремесла.
Местным было и гончарное производство. Самыми частыми находками при
раскопках бывают многочисленные обломки гончарной посуды.
Значительное развитие получило ткачество. Основным орудием
производства служил вертикальный ткацкий станок, но и более производительный
горизонтальный ткацкий стан также был известен в
Новгороде, о чем свидетельствуют находки его деталей (челноков, подножек,
собачек, юрков). Ткачи изготовляли ткани из уже готовой пряжи, льняной и
шерстяной.
Ремесленники, занимавшиеся обработкой дерева, также составляли весьма
многочисленную группу новгородских мастеров. Огромное разнообразие
деревянных изделий, обнаруженных при раскопках (ложки, половники, чаши,
резные сосуды, диски, блюда), говорит о высоком уровне развития
деревообделочного ремесла. Помимо токарных инструментов, найдены детали
токарного станка. Часто встречаются заготовки ложек, недоделанные и
испорченные деревянные ковши, чаши, волчки.
Из кости изготовлялись чаще всего гребни, рукоятки ножей, различные
украшения, проколки, шашки, шахматные фигурки, пуговицы и т.п. Обработанные
куски кости, опиленные куски рога заготовки, полуфабрикаты гребней
обнаружены во всех новгородских слоях. Техника обработки кости была высокой,
о чем свидетельствуют находки как самих высококачественных костяных изделий,
так и орудий, с помощью которых они изготовлялись.
Большую группу находок в Новгороде составляют стеклянные изделия, и в
первую очередь обломки стеклянных браслетов. До недавнего времени считалось
что подавляющее большинство браслетов изготовлялось в мастерских древнего
Киева, откуда они распространялись по всей Руси. Существование же местного
производства браслетов в Новгороде, Смоленске, Полоцке и других городах лишь
предполагалось.
Итак, Новгород в 13 - 14 вв., был крупным центром ремесленного
производства. Уровень развития ремесла в Новгороде был высок, ремесленники
владели весьма совершенными техническими приемами во многих отраслях
производства и прежде всего в металлообработке. Ремесло было
многоотраслевым, значительной была дифференциация производства,
приводившая к появлению разных более узких специальностей в рамках
отдельных ремесленных отраслей. В целом по техническому уровню ремесленного
производства и по масштабам его распространения Новгород не уступал
средневековым городам Западной Европы.
В результате развития Городка, в его окрестностях появляются и развиваются
несколько деревень. Некоторые деревеньки были очень малы и имели по 2 – 3 дома.
Самыми крупными из них были Линна, расположенная в районе нынешних Пяти
углов (финск. linna — город, крепость, по находившейся рядом шведской крепости
на месте теперешней улицы Работницы), и Кузнецы или Сеппеля (финск.
seppelae — кузница, на месте теперешних Оранжерей, территории Дома детского
творчества). В этих деревнях было приблизительно по 30 дворов. Около домов
были огороды. В них росла репа, капуста, морковь. Рядом с деревней были поля, на
которых колосилась рожь и овес. На лугу паслись коровы. Деревянные избы были с
крошечными окошками, которые закрывались досками (стекол тогда не знали).
Срубы делали из толстых бревен. Топилась изба по - черному.
В XV веке вся Новгородская земля была присоединена к себе Московским
Великим княжеством
«Столбовской договор». Жизнь под властью шведов. Освобождение.
Тяжело для России начался 17 век. Невиданный голод, бунты, недовольство,
вторжение иноземцев… Это было временем смуты… Московское государство
ослабло. В 1617 г. Оно было вынуждено заключить мирный договор со шведским
королевством в деревне Столбово. По этому договору Россия потеряла часть земель
нашего края, среди них и земли около р.Славянки.
Эту территорию шведы назвали Ингерманландией. В каждом городе
обосновался шведский гарнизон. Городок на славянке постепенно исчезает с карт
того времени, а деревни Линна и Кузнецы остаются вплоть до начала 19 века.
Территория оставалась малозаселённой. Из-за повинностей и начавшихся
религиозных притеснений православное население покидало пределы шведской
Ингрии. Уже к началу 1620-х годов опустело 60 % деревень. В опустошённой
войной Ингерманландии шведы проводили активную переселенческую политику.
В 1702 году, в самом начале Северной войны, Петр Матвеевич Апраксин
возвращает России земли Ингерманландии. Шведский Генерал Крониорт так
стремительно отступал под натиском
русских войск, что не сумел
воспользоваться оборонительными
сооружениями, которые находились
на месте еще возведенных
новгородцами в 13 столетии
деревянных и земляных укреплений –
“Городка на реке Славянке”. Впоследствии здесь была построена маленькая
крепость Бип. Шли годы . Росла , ширилась новая русская столица- Петербург. И на
территории Павловска организуются охотничьи угодья.
Крик и Крак.
В период царствования Екатерины Второй, на территории этих лесных
угодий, строятся два небольших домика для уставших охотников и императорской
свиты. По веяния тогдашней моды один из домиков назвали «Крик», а другой -
«Крак». В германии подобные названия давали садовым постройкам и охотничьим
домикам. К сожалению, домики до наших дней не сохранились. “Крик” и теперь
помнят многие В лесной чаще Старой Сильвии стояла эта первая постройка
Павловска – лесная избушка, сложенная из больших дубовых брёвен. Домик был
уничтожен во время гитлеровской оккупации. Обветшавший Крак разобрали в 1929
году, а Крик был разрушен во время Великой Отечественной войны. С этих двух
строений и началась история нынешнего Павловска.
В 1777 году Екатерина вторая подарила этот лес вместе с крестьянами
окрестных деревень Павлу , тогда наследнику престола . Подарок был приурочен к
рождению первого сына Павла – Александра . И с ранней весны следующего года
здесь уже слышится звон пил , шум и скрип падающих деревьев. Крестьяне в лаптях
в длинных рубахах , с лопатами и топорами такими их видим на картинах 18 века –
отбывая ежедневную барщину , расчищают лес , прорубают просеки ,
прокладывают дороги.Через некоторое время на высоком берегу Славянки выросли
два деревянных загородных дома:Пауллюст – Павлова утеха и Мариенталь – долина
Марии.
Возле Пауллюста был разбит первый сад с беседками и мостками.
Наконец появились и сами владельцы загородной усадьбы.
По дорожкам сада часто прогуливались жена Павла – Мария
Федоровна в сопровождении фрейлин. Слышались смех ,
возгласы, лай комнатных собачек . А кругом шум потревоженного
леса . Разреженный , расчищенный от зарослей , переплетённый
лентами дорожек – он постепенно отступал . Но скромные
постройки не удовлетворяли владельцев усадьбы. С согласия
Екатерины второй в Павловске, так называлась резиденция
наследника , был приглашен её придворный архитектор Чарльз
Камерон.