Стихи о родной природе поэтов XIX века "Край ты мой, родимый край!"
Подписи к слайдам:
Презентация Зайдель З.П., учителя литературы
МБОУ «Лицей №35»
Природа – это неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Люди искусства могут увидеть в привычном прекрасное, новое, необычное. Известный русский композитор П.И.Чайковский написал прекрасную музыку «Времена года», в которой можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день.
Опушка леса. Худ. И. Левитан
Художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы.
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
От слова «пейзаж» произошло название жанра лирики – пейзажная.
Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года. Однако в поэзии осень, зима, весна и лето всегда означают большее, чем обычные времена года. Например, весна связана с пробуждением и расцветом жизненных сил.
Федор Иванович Тютчев (1803–1873)
Его по праву считают певцом природы. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей.
Но в его вдохновенных стихах нет бездумного любования природой. Для него природа – такое же одушевлённое, «разумное» существо, что и человек.
«В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык», – писал поэт.
Н.А.Некрасов подчеркивал: «Главное достоинство стихотворений Федора Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы.
Он горячо любит её, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки её, и всё это превосходно отражается в его стихотворениях».
В известном стихотворении «Весенние воды» ручьи – первые вестники весны – оповещают о приходе праздника пробуждения природы.
Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят— Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!..
Читая стихотворение, мы слышим звуки природы. Воды бегут, будят сонный брег, гласят: «Весна идёт, весна идёт!»
В последних строчках образ хоровода вызывает ассоциацию с народным праздником.
Стр.315-316, ВЛЭ.
- Найдите в стихотворении примеры ассонанса.
Большая вода. Худ. И. Левитан
Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
В пейзажной лирике аллитерация имеет огромное значение, так как с ее помощью можно передать звуки природы. Вот, например, как Тютчев описывает грозу:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
- Найдите примеры аллитерации.
- Какое настроение вызывают у вас стихотворения Тютчева?
Стр. 313 (1-3)
Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892)
Не менее вдохновенно, но опять же по-своему, пишет о весне Афанасий Фет.
Основное богатство творческого наследия замечательного русского поэта А.А. Фета составляет пейзажная лирика.
Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых циклов, посвященных временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».
- Прочитайте стихи Фета на стр.320-324.
- Какие чувства испытывает лирический герой в каждом из стихотворении?
- Какую роль играют метафоры в стихах Фета?
- Стр.326, ВЛЭ.
В основе этих пейзажных картин лежат впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где проходила его служба, ландшафты Курской губернии, где он провел последние годы жизни.
Но главное в стихах Фета не это. Главное — то, как поэт воспринимает и воссоздает окружающий мир.
Поэт, словно художник, разбрасывает на полотне своего стихотворения яркие краски, любуется эффектом света и движением.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
Обратите внимание на то, что в тексте данного стихотворения нет ни одного глагола.
Однако это не мешает автору передать звуки, запахи природы, движение весны.
Мы видим стаи птиц, возвращающиеся с юга. Слышим их приветственные крики. Мы видим бегущие ручьи и слышим их журчанье. Мы слышим жужжание проснувшихся мошек и пчел.
Мир полон звуков и движения.
Для поэта весна – пора любви. И вся ночь проходит без сна в мечтах о чем-то светлом, радостном и прекрасном.
Предложения, в которых нет сказуемого, называются назывными, и Фет мастерски использует их в своей пейзажной лирике:
Л.Н. Толстой сказал об этом стихотворении так: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».
Назывные предложения делают стихотворение мелодичными, конкретно указывают на предметы, явления, которые волнуют поэта.
С их помощью писатели, поэты лаконично и точно рисуют время и место действия, обстановку, пейзаж.
Алексей Константинович Толстой (1817–1875)
А. К. Толстой (рис. 7) – поэт, прозаик, драматург ХІХ века.
Он родился под Петербургом в помещичьей семье, детские годы провёл в Красном Роге (в Брянской области), в эти места, богатые лесами, неоднократно возвращался в зрелом возрасте, здесь же и похоронен.
- Стр.317-318. Прочитай стихи поэта.
- Какие темы связаны в стихотворениях А.К.Толстого с темой природы?
- Можно ли назвать лирического героя сочувствующим и сопереживающим?
Автор использует фонетический прием – ассонанс.
Ассонанс [фр. assonance букв. созвучие] – Прием звуковой выразительности: повтор гласных или групп гласных в художественном (обычно поэтическом) тексте.
С помощью гласных Толстой создает ощущение, будто стоишь среди этих просторов и дышишь всей грудью, и радостно кричишь вдаль: «Гой, ты, родина моя!»
А.К. Толстому приходилось часто бывать вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения «Благовест».
Прежде чем приступить к чтению, поясним значения некоторых слов:
Благовест – от слов благая (добрая) весть – колокольный звон перед церковной службой.
Благостный – умиротворяющий, несущий благо.
Каяться – исповедоваться в грехах.
Отрекаюсь – отказываюсь.
Благовест
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовёт и манит
Он в край родимый,
Молюсь и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я,
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я,
Лечу небесные,
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает…
Колокольный звон пробуждает у лирического героя образ родного края. Где бы ни был герой, когда он слышит этот звон, он всегда вспоминает родину.
Аполлон Майков родился в семье живописца и писательницы.
Детское и юношеское увлечение рисованием отразилось в лирике поэта, посвященной русской деревне, истории, природе.
Образы Майкова очень живописны: он отдаёт предпочтение пейзажу и изображает его мастерски, выписывая каждую деталь.
Майков особенно любил изображать солнечный день, и солнце играет в его картинах и метафорах.
Образы Майкова очень живописны: он отдает предпочтение пейзажу и изображает его мастерски, выписывая каждую деталь.
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…
Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою…
Только я весел душой
И, как безумный пою!
Живописные картины, нарисованные поэтом, смягчают грусть, навеянную поэтическими строками.
Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине.
В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.
Именно поэтому Ф.И. Тютчев так писал о России, о любви к ней:
На дом:
- Вспомните, какие средства художественной выразительности вы знаете. Дайте определение понятиям: метафора, сравнение, эпитет, олицетворение (в случае затруднения см. словарь литературных терминов).
- Найдите в стихотворениях, которые рассматривались на уроке, примеры олицетворения. Какую роль олицетворение играет в пейзажной лирике?
- Найдите примеры метафор, сравнений в лирике поэтов. Выпишите их в тетрадь.
Литература - еще материалы к урокам:
- План-конспекта урока "Г.Снегирёв «Ворон»" 2 класс
- Презентация А. Платонов "Неизвестный цветок"
- Презентация "Тема любви в творчестве А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова"
- Презентация к литературному кафе по творчеству Н.А. Некрасова
- Литературное чтение "Игра - Счастливый случай"
- Презентация к викторине по произведениям Л. Н. Толстого 4 класс