Сценарий "Каким образом Город влияет на социальное развитие семьи и реконструкцию семейных взаимоотношений?" 4 класс
Круглый стол "«Каким образом Город влияет на социальное развитие семьи и
реконструкцию семейных взаимоотношений?»
(Нетрадиционная форма урока).
Ведущий.
Семья – древнейший институт, играющий роль в общественном развитии. Важно изучить
семью – основную ячейку воспроизводства населения в исторической ретроспективе. Это
необходимо для понимания не только демографического, социально-психологического и
нравственного развития общества, но и для разработки научно-обоснованной
демографической и семейной политики. Особое место в осмыслении проблем прошлого
принадлежит изучению городской семьи, так как в городах быстрее, чем в сельской
местности происходят важные перемены.
Сегодня участниками нашего Круглого стола являются необычные персонажи, это Семья
«большая или патриархальная» и Семья «малая или простая». Участницы нашей
дискуссии прибыли к нам в студию из далёкого 19 века, но вопрос, который они подняли
в своём споре, актуален и сегодня в 21 веке.
Озвучим же вопрос: «Каким образом Город влияет на социальное развитие семьи и
реконструкцию семейных взаимоотношений?» Ответить на данный вопрос нам поможет
«историческая энциклопедия», которую мы с вами составили при работе над этой темой
самостоятельно, подыскивая материал. Наша подготовительная работа осуществлялась
группами «Исследователей», «Экспертов», «Аналитиков», вот как члены этих групп и
будут дополнять наши рассуждения научными фактами)
Так как в споре рождается истина – гласит народная мудрость, слово предоставляется
Семье патриархальной.
С.П.
Для основной части населения России характерна была семья традиционная. Именно этот
тип наблюдается здесь в течение столетий.
Ему свойственны:
очень высокий уровень рождаемости;
низкая продолжительность жизни (для мужчин в среднем 38 лет, для женщин - 40);
раннее вступление в брак ;
решающая роль воли старших.
Вспомните русский фольклор: «Жил – был старик, было у него три сына, вышли они в
чисто поле да пустили стрелы в разные сторонушки, где стрела упадёт, там и невесту ищи.
Привели братья невест в дом отцовский, да стали жить поживать и внуков, да правнуков
ждать, (не девок), руки рабочие в семье надобны». Чем плохо? Даже загадки русские
гласят: «Без окон, без дверей, полна горница людей».
С.М.
Так- то оно так, но столетиями «отцовская» семья была кирпичиком, из каких
складывались общественные устои. На этом фундаменте и впрямь выросло очень многое в
культуре и идеологии русского общества, его мироощущении, его представлениях о добре
и зле, о соотношении коллективистских и индивидуалистских ценностей. Настал, однако,
момент, когда всё это здание — вместе с семейным фундаментом — начало терять свою
вековую устойчивость. Веками формы традиционной крестьянской семейной жизни были
«подогнаны» к экономическим и социальным условиям российского земледельческого
хозяйства. Но во второй половине XIX века эти условия стремительно уходили в прошлое,
а вместе с тем лишались опоры и приспособленные к таким условиям семейные
структуры, формы и нормы семейных отношений. Именно в это время вышло наружу
всегда существовавшее подспудно противоречие «малой» и «большой» семей.
Ведущий.
Что же, пришло время и зрителям нашим поучаствовать в дискуссии. Каждая группа
получает конверт в нём описание города Кургана. Ваша задача определить временной
период: описание города начала 19 века и конца 19 века. На работу вам даётся 5 мин, как
только прозвучит сигнал, обсуждение прекращается и начинается обсуждение.
(приложение 1)
Каждая группа находит в описании элементы начала и конца 19 века.
С.П.
Да и что ж с того. На Руси издавна города рождаются, как грибы в лесу.
Ведущий:
Слово для дополнения предоставляется «Аналитикам»:
Город городу рознь, а точнее, время, в которое этот город рос. В конце 19 века в России
наблюдается экономический подъём. Подъём экономики в Росси способствовал развитию
городов и обусловил значительный спрос на рабочую силу. В города устремились
мужчины и женщины трудоспособных возрастов в поисках работы. Деревня всё в
меньшей степени определяла лицо экономики страны, а в самой деревне натуральное
хозяйство стремительно отступало под натиском товарно-денежных отношений. Тогда и
начал трещать по швам привычный семейный уклад. Вырастая из тесного костюма
натурально-хозяйственных отношений, сталкиваясь со всё новыми задачами, приобретая
всё более разнообразный и сложный социальный опыт, русский человек быстро менялся и
начинал задыхаться в узких рамках устаревших институтов, среди которых семья, в силу
своего повсеместного присутствия, занимала одно из первых мест.
С.П.
Опять в толк не возьму, чем это люди городские отличаться стали от деревенских?
Ведущий. Призовём в помощь инновационный подход. Опять для вас, дорогие зрители,
дело нашлось. Каждая группа имеет сигнальные карточки трёх цветов, они помогут вам
ответить на вопросы теста, а для наших спорщиц тест разъяснит ситуацию, которая
определяла численность и состав городского населения.
Тест.
1.Что мы называем «отходничеством»:
А) уход из семьи одного из её членов;
Б) смерть одного из членов семьи;
В) уход мужика на заработки.
2.Что называли «бабьим бунтом»
А) всевозможные ругательства жён на мужей;
Б) восстания женщин;
В) независимость женщин.
3. Найдите верное распределение численности населения по годам в г. Курган
А) 1858г (3333), 1880г (5430), 1897г (10301)
Б) 1858г (3333), 1880г (10301), 1897г (5430)
В) 1858г (10301), 1880г (5430), 1897г (3333)
4. Население, какого пола преобладало в городах второй половины 19 века:
А) женского;
Б) мужского;
В) поровну и женского и мужского.
5. Найдите верное распределение сословного состава населения в городах второй
половины 19 века по убывающей:
А) мещане, крестьяне, дворяне, купцы, духовные;
Б) крестьяне, мещане, дворяне, купцы, духовные;
В) дворяне, купцы, мещане, духовные, крестьяне.
6. Представители, каких вероисповеданий не относятся к конфессиональному составу
населения городов второй половины 19 века:
А) православные
Б) раскольники
В) католики
Г) протестанты
Д) иудеи
Е) мусульмане
Ж) готы
З) язычники
(каждый правильный ответ дополняется группой «Экспертов»)
1.
Либеральные тенденции в социальном развитии России XIX века, стремительный рост
городского населения за счет сельского, материальное расслоение населения
пореформенной деревни влияли и на ситуацию в патриархальной семье. Связанный с
этими новациями уход мужского населения на заработки ("отходничество") всё чаще
приводил к ее разрушению.
2.
В связи с развитием отходничества меняется и само место женщин в деревне.
Происходит рост их юридической и материальной независимости, приводящий к тому,
что современники называли "бабьим бунтом". Д.И. Жбанков, описывая положение
женщины на севере Европейской России, отмечал (1890): "Привыкшая обходиться одна,
без мужской власти и помощи, солигаличанка вовсе не похожа на забитую крестьянку
земледельческой полосы: она независима и самостоятельна, хозяйка в доме не только без
мужа, но и при нем".
3. В.В. Покшишевский писал: «крестьянская земледельческая колонизация получает
особенный размах после постройки железных дорог. ..крестьянское население рьяно ищет
работу, а его переполняет желание поскорее приписаться в мещане, чтобы избавиться от
платежей, повинностей и поборов, лежащих на крестьянине…»
4.Городское население России в конце 19 века было представлено трудоспособным
населением с численным преобладанием мужчин. Заметно выделялись рабочие возраста-
20-30 лет.
5. «многие крестьяне находят выгодным перечисляться в мещане…
6. готы – это субкультура 21 века.
С.П.
И всё же города переполнены молодыми мужчинами и женщинами, вот вам и почва для
рождения «большой» семьи.
С.М.
Город растёт, но обратимся к историкам: П.М. Богаевский писал в 1889 году: «С каждым
годом растет стремление крестьян веками выработанную форму общежития, большую
семью заменить новой, которая дает и больший простор инициативе отдельного лица, и
возможность самостоятельного, независимого существования, растет стремление
заменить большую семью малой»
Ведущий:
Обратимся к вашей работе, уважаемые зрители, поработав с предоставленными вам
документами, сделайте выводы о возрасте вступления в брак в городах во второй
половине 19 века.
Ведущий:
Слово предоставляется группе «Исследователей»:
Брачный возраст был неодинаков, это было связано с существовавшей в России
традицией, предусматривающей необходимость материальной основы для вступления в
брак и создания семьи. До вступления в брак мужчина должен был овладеть профессией,
продвинуться по службе, сделать сбережения, накопить капитал, вступить в права
наследника. Например, у мещан было принято обучать молодого человека ремеслу; у
купцов – торговому делу, его организации; у дворян требовалось продвижение по
служебной лестнице. Для чиновников и служилого дворянства, также, брачный возраст
отодвигался в связи с необходимостью получения образования; военные также вступали в
брак позднее, т.к. нижние чины имели очень низкий доход; лишь для городского
крестьянства молодая жена становилась необходимостью ведения хозяйства.
Также возраст вступления в брак был связан с традициями. Так у народов Дагестана
встречались браки между богатым женихом, нередко вдовцом или разведенным в возрасте
40-50 лет и бедной девушкой 15-16 лет. В Абхазии возрастные различия между женихом и
невестой могли достигать 8-10 лет. В Азербайджане наблюдались случаи значительного
разрыва между возрастом жениха и невесты 20-25 лет. У многих народов, например
башкир, народов Севера сохранился обычай жениться на вдове брата. По сему юношу 14-
15 лет женили на вдове
Таким образом, возраст вступления в брак горожан связан с экономической основой
брачного союза и имел социально-сословный характер.
С.П.
Позвольте, вот вы упоминали о важности вероисповедания горожан, разве есть религии,
которые бы запрещали вступление в брак в век промышленного подъёма?
Ведущий:
Наша участница права, пришло время коснуться и этого вопроса. Каждой группе было
дано задание найти характерные особенности каждой религиозной доктрине.
(Выступление подготовленных учащихся из каждой группы)
Ведущий:
Из ваших выступлений можно сделать вывод, что религиозно-этические традиции в
городах соблюдались.
С.П.
Опять я в толк не возьму, что ж из этого, это лишь подтверждает значимость всех
семейных ценностей, «блуд – грех», «семья, большая – твоя опора».
С.М.
Ну как ты не поймешь, в город перебиралось молодое поколение, оно первой целью
обустраивалось, или росло, а время то бежало, религиозные устои давали о себе знать
«Задумайся, так сказать, прежде под венец идти, помнишь как в сказке: «Жена не
рукавица, с белой ручки не стряхнёшь, да за пояс не заткнёшь». А время, то идёт. Жизнь в
городе не сахарная, каждый норовит вперед пробраться, денег не хватает, жили-то по 5-7
человек в комнате, воздуху мало, условия труда тоже тяжелые. А ты о себе, о «Большой
семье» ведёшь речь.
С.П.
Да, 19 век, совсем испортил человека. Что же, и больших столов не стало, и как в Завете
сказано «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу Мужья, любите своих жен, как
Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее»
Ведущий:
Хотим, тебя, наша дорогая гостья удивить. И в бурном 19 веке остались еще
патриархальные семьи. Слово предоставляется снова «Исследователям»
Выступления «Исследователей»
Во второй половине 19 века большие семьи становятся редкостью. Они встречаются лишь
среди купечества, старообрядцев, евреев, части ремесленников, чья специальность
требовала усилий большого семейного коллектива.
Ведущий:
Слово просят «Аналитики»:
«Аналитики»
В городе демографические процессы приняли новый по сравнению с деревней характер.
И как это не печально слышать нашей героине «Патриархальной семье», здесь
распространялся тип малой семьи, включавшей родителей и детей (два поколения),
наблюдалось существенное снижение рождаемости. Если в среднем по России количество
детей в семье считается в 5-7 человек, то в рабочих семьях Петербурга было, лишь 1-2
ребенка.
В городе менялся и характер брачности. Здесь возрастало число людей, не состоявших в
браке вообще. Перепись 1897 года показывает для городского взрослого населения
ситуацию еще недавно совершенно фантастичную: холостые мужчины и незамужние
женщины преобладают над состоящими в браке. На 1000 мужчин приходится 582
холостых и на 1000 женщин - 560 незамужних. Становится актуальным вопрос о причинах
такого резкого - свыше 10 тысяч каждый год - снижения числа законных браков (именно
они учитывались при переписи).
Ведущий:
О них писал И. Преображенский, автор одного из первых серьезных церковно-
статистических исследований: «Едва ли мы погрешим, если скажем, что первою и
главнейшею причиною постепенного сокращения числа законных браков служит быстрое
развитие городской жизни в ущерб деревенской... Город менял не только формы
человеческих взаимоотношений, но и традиционные представления о роли полов»
С.М.
Мы конечно дали на поставленный перед нами вопрос в начале нашего «Круглого стола».
Но как-то становится жутко. Друзья, а ведь мы с вами тоже жители города, посмотрите
вокруг, у кого дома за круглым столом собираются три-четыре поколения? Конечно, речь
идет не о домострое патриархальной семьи, нравы и понятия о взаимоотношениях
поменялись, а речь идет о так называемой людности семьи, ее жизненного цикла.
С.П.
Уже век 21. Век, кричащий, зовущий: «Одинокая мама, одинокий отец, бездетная
старость, дети сироты».
Множество работ написано на тему « Исследование городской семьи, как историко-
демографический аспект». Семья стала автономнее и интимнее, многие функции семьи:
воспитательная, культурно-образовательная, даже частично производственная, я уже
молчу о репродуктивной, утратили своего значения. А жаль. Задумайтесь!
Приложение1
КУРГан. План 18** года дает точное воспроизведение казенных и партикулярных
строений, все дома отмечены поименно, поулично и поквартально. Среди отмеченных на
плане казенных строений – каменная церковь, соляные магазины (склады), денежные
кладовые, винный магазин, соляная стойка, тюремный острог, казенные сараи для
производства кирпича, гостиный двор, городская ратуша и городническая, построенная в
18** г. купецким и мещанским обществом. Кроме того, обозначены торговые площади,
ров и вал, ограничивающий город; питейный дом, духовное правление, богадельня и
кузницы. Из партикулярных строений значатся дома статской советницы Розинговой,
купца Зырянова, титулярного советника Мамеева, дома мещан, купцов, отставных солдат,
губернских секретарей, штаб-лекаря, крестьян, посельщиков – всего 282 частных дома, из
них 10 купеческих. Описание внутреннего убранства этих домов: «…Он (проводник)
привел меня к маленькому низенькому домику, где я чуть было о дверь не разбил себе
голову. Это немного мне обещало, а в назначенных мне горницах я еще менее нашел. Это
были темные хлева, где я едва мог стоять прямо, голые стены, стол, две скамьи, без
кровати, маленькие бумагой заклеенные окошечки». Несколько иначе выглядели изнутри
купеческие дома: «Тут была одна большая и одна маленькая горницы, теплая просторная
кухня с кладовою. Стены, конечно, были голые бревна без обой, но хозяин разукрасил их
множеством пестрых эстампов и масленых портретов, которые хотя все очень плохи
были, но в здешнем месте некоторым образом обольщали, как будто и не в столь пустой
стране находишься. Например, были здесь разные Нюренбергские произведения:
«Аугсбургская мещанка», «Лейпцигская девка», «Венский крендельщик» – все с
немецкими подписями. Еще были там дурные копии с полотен Леди Гамильтон и с
геркуланских картин, ландшафты и тому подобное. Портреты русской работы изображали
всех прежних царей, с подписью имен их. Из мебели были две деревянные скамьи с
задниками, называемые, однако ж софами, потому что на каждой положена была с
постели подушка и обтянута набойкой; несколько стульев и столов; стекольчатый шкаф с
фарфором…» В каждом дворе были хозяйственные постройки – один или два амбара,
погреб, стая для скота, завозня, конюшня, баня, почти в каждом дворе – колодец. Когда
семья разрасталась, строили флигель, в который выселяли молодую семью. Флигель стоял
обычно в глубине двора, но иногда торцовой частью выходил на улицу. В «Записках
декабриста» А.Е. Розен так описывает Курган в *** XIX века: «Город построен на левом
берегу Тобола, имеет три улицы продольные с пятью перекрестными переулками;
строения все деревянные, кроме двух каменных домов, один из них красивый о двух
жильях посредине площади, чиновника Розинга. На углу площади стоял другой дом
каменный, купеческий, неоштукатуренный. Как все пространство, занимаемые городом,
имеет склон к Тоболу, то улицы и дворы на песчаном грунте почти всегда были сухи и
опрятны; летом можно было жаловаться только на пыль. Мало садов, мало тени и зелени,
несколько кущей тощих берез за городом, одним словом, вид города не привлекателен;
все почти уездные города в Сибири походят более на села и большие деревни. Курган
имел не более 2000 жителей и одну трехпрестольную церковь. Купцы курганские
большею частию вели торг на деньги иногородних богатых купцов; они имели на другом
берегу Тобола свои заводы – кожевенный, салотопенный, мыловаренный; за городом в
березовой роще стояли кирпичные сараи. Уездное училище имело учеников до 50 и самых
старательных учителей…» В городе, застроенном почти исключительно деревянными
домами, не редкостью были пожары. Для защиты от них в 18** году была куплена первая
огнегасительная машина, к 18** году их становится уже три: большая, средняя и
комнатная. На городской площади в больших ларях постоянно хранился набор багров,
ухватов, черпаков, ведер из кошмы, дубовых бочек и другой инвентарь. Во время пожара
члены пожарной команды и добровольцы разбирали инструмент и бежали тушить огонь.
На подъезде к городу по Ялуторовскому тракту была довольно болотистая почва, которую
ежегодно приходилось мостить гатями, а через речку Быструшку, которая служила
восточной границей города, был выстроен деревянный мост на сваях.
КУРГАН
.
С ноября 18**г. по июль 18** г. на поселении в нашем городе находился И.И. Завалишин,
случайно попавший в число репрессированных вместе с декабристами после восстания
18** года. В своем «Описании Западной Сибири» он очень тепло отзывается о Кургане:
«Это приятный городок с прямыми улицами, 2 каменные церкви, 664 дома, 3552 жителя,
из них окладных мещан – 488, ремесленников – 135, есть уездное и приходское училище,
девичья школа, горбольниц, новая каменная окружная тюрьма, хлебные и соляные
магазины и общественный сад, в городской черте 17 заводов, почти все салотопенные, а в
восьми верстах от города крупчатый завод купца Вагина, огромнейший в целой Сибири,
где на складе бывает до миллиона пудов пшеницы. Но он вредит судоходству и
рыболовству. Город имеет запасной капитал в 23152 руб. в своем горбанке».
Фонари были масляные, впоследствии замененные на керосиновые. Отвечал за них
специальный человек. В том же 18** году на дома жителей Кургана были прибиты номера
на деревянных дощечках, за что с жителей было взыскано «14 р. 25 к. со всех вместе». В
18** году в планы городничего входило построить тротуары и балюстраду на Набережной
улице, завести флаг и фонарь для выставления на каланче во время пожара и построить
новые мосты через Тобол и речку Быструшку на восточной границе города.
С 18**года, согласно новому городовому уложению, главным органом городского
общественного управления в Кургане становится городская Дума и городская управа. В
мае 18** года городская Дума ввела новый порядок содержания в исправности и чистоте
улиц, площадей и пр. Она строго запретила вывозить навоз к озерам и реке, выбрасывать
мусор на улицы, потребовала содержания водосточных канав в чистоте, особенно по
Солдатской улице, где проходила главная канава дренажной системы, устроенной в
городе. Проведение через Курган в 18**-18** году железной дороги способствовало
небывалому экономическому подъему города. Железная дорога сразу же «приблизила»
Курган к европейской России; почту из Москвы по железной дороге стали получать на три
дня раньше, чем из Тобольска. Значительно увеличился поток товаров, идущий к
столичным центрам и, через порты, – в страны Европы. Две транспортные конторы –
«Надежда» и «Россия», открытые на станции Курган, едва справлялись с объемом
перевозок. Подводы, нагруженные мясом, сырыми кожами, салом, маслом, патокой,
вереницей тянулись и день, и ночь к товарным дворам. Перед вокзалом со стороны города
были устроены склады-ледники для хранения 40 тысяч пудов масла и льдохранилища для
снабжения льдом специальных поездов, перевозивших сливочное масло в Москву, Санкт-
Петербург и к портам Балтийского моря.
После сильных пожаров 18**-х годов, когда выгорело две трети города, стали активно
строиться каменные и полукаменные дома в один и два этажа. К 18** году в Кургане уже
семь одноэтажных каменных домов, 21 двухэтажный и три трехэтажных, всего же в
городе 1127 домов, из которых 140 застраховано – новое явление в жизни города, веяние
времени. В городе из восьми улиц (не считая многочисленных переулков) работали 15
магазинов и 33 лавки «съестных припасов», а также более сотни частных лиц по продаже
мяса, рыбы, хлеба, колбас и кондитерских изделий. Для приезжих были открыты четыре
постоялых двора, 14 харчевен и одна гостиница. Вклады курганцев в городском банке
составляли на 1894 год 852 тысячи рублей. Несоизмеримо выросла курганская
промышленность. Наиболее крупными являлись винокуренный и пивоваренный заводы
Д.И. Смолина, мукомольные заводы, оснащенные по последнему слову техники. Д.И.
Смолин первым установил на своих заводах паровые машины системы «Танге» и
локомобили (динамо-машины) Шуккерта, которые приводили в действие механизмы и
освещали электричеством цехи – за двадцать лет до строительства первой городской
электростанции! Не отставали и другие промышленники. На паровой мельнице братьев
Бакиновых, выстроенной в 18** году, было установлено три паровых котла системы
«Баркос и Вилькокс» в 140 лошадиных сил, и также устроено электрическое освещение от
локомобиля. Использование самого современного, по меркам того времени, оборудования
помогало добиться очень высокого качества продукции. Крупчаточная мука с мельницы
Д.И. Смолина весьма высоко ценилась на рынке, ее сбывали не только по всей
Тобольской губернии, но и в Омске, Петропавловске, Иркутске, Нижнем Новгороде и
Москве. Высший, «олейный» сорт сала с курганских салотопенных заводов шел на
парфюмерные заводы в Москве, сливочное масло поставлялось не только в европейскую
часть России, но и за границу. Кроме электричества (пусть еще только на отдельных
заводах) в город приходят и другие технические новинки. Уже в *** XIX века в Кургане
успешно действовала телеграфная станция, через которую за год проходило более восьми
тысяч депеш; с 18** года для служебного пользования открыты восемь телефонных
станций. С 18** года купцом Шубиным была «заведена» типография для выполнения
частных заказов. В 18** году в городе числятся две фотографии – «немецкого подданного
Альберта Баха» и мещанина Д. Понкратьева. А 19 сентября 18** г. в доме братьев
Меньшиковых на Троицкой улице открывает свое фотоателье Алексей Иванович Кочешев
– замечательный фотограф, благодаря работам которого мы и сегодня можем увидеть
Курган таким, каким он был.