Конспект урока "Мифы и легенды древнего мира" 5 класс

Автор Володькова Юлия Викторовна.
МОУ Видновская СОШ № 6.
Интеллектуальная игра по истории древнего мира в 5 классе.
Тема: «Мифы и легенды древнего мира»
История – свидетельница веков,
факел истины, душа памяти,
наставница жизни.
Цицерон.
Цель игры:
Активизация познавательного интереса учащихся к Истории Древнего Мира
посредством использования нестандартных форм работы при помощи ИКТ-технологии.
Данная тема может использоваться и как повторительно-обобщающий урок, и как
внеклассное мероприятие.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, ноутбук.
Вспомогательная литература:
1. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История древнего мира», 5 класс.
2. Кулагина «Сто игр по истории».
3. «Занимательные игры и кроссворды по истории».
4. «Герои Эллады».
5. Н.Кун «Мифы и легенды Древней Греции».
Вступление:
Муза Клио, наскучив с богами сидеть на высоком Олимпе, на землю решила
спуститься и провести историческую викторину.
Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым, слово привета своё я обращаю.
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота: честно сражайтесь под сводами храма науки и
благородством блистайте не меньше, чем жаждою схватки!
Пусть же дарует великая Ника победу тем, кто достойнее будет и знания покажет
искусней!
Муза истории – Клио – вас приглашает. Идёмте!
Ход игры:
Из числа участников составляется три команды, которые выбирают себе название и
капитана.
1 конкурс – «Разминка».
На время (2-3 минуты) команды должны написать как можно больше
древнегреческих богов, а также указать, чему они покровительствовали. Побеждает
команда, вспомнившая как можно больше богов. От лица команды один человек
зачитывает ответы. Жюри, получив листочки, посчитывает количество верных ответов, за
каждый из которых команде начисляется 1 балл. Подводятся и озвучиваются итоги
«Разминки».
На проекторе демонстрируются основные древнегреческие божества по окончании
данного конкурса.
Зевс (громовержец); Асклепий (врачевание); Арес (война); Эрида (раздоры, ссоры);
Гермес (торговля); Деметра (земледелие); Ника (победа); Фемида (правосудие); Фортуна
(удача); Гелиос (солнце); Селена уна); Мнемозина (память); Посейдон (море); Аид
(подземный мир); Гефест узнечное дело); Аполлон (искусство); Гера (семья); Афина
(воительница); Афродита (любовь и красота); Артемида (охота).
2 конкурс – «Крылатые выражения».
На экране появляются написанные выражениям, которые командам надо пояснить. За
каждое правильное пояснение 2 балла (по 3 на каждую команду).
1. «Нить Ариадны» (путеводная нить, которую дочь царя Миноса Ариадна дала Тезею,
чтобы он вышел из Лабиринта, убив Минотавра).
2. «Ахиллесова пята» («уязвимое место»; в детстве героя Ахиллеса мать, морская богиня
Фетида, окунула в воды подземной реки в «царстве мёртвых», чтобы он стал неуязвимым,
но при этом держала его за пятку, которая в воду не была опущена; это единственное
место, попав в которое можно было убить героя, что, и произошло в Троянской войне).
3. «Гордиев узел» городе Гордии на дышле колесницы был завязан хитроумный узел;
тот, кто его развяжет, станет владыкой мира; узнав об этом, Александр Македонский его
разрубил и создал огромную империю).
4. «Иерихонская труба» Библии речь идёт об осаде города Иерихона воинами
израильскими, которые взяли крепость только тогда, когда все дружно закричали и
затрубили в трубы, от этих звуков рухнули стены Иерихона).
5. «Дары данайцев» (жрец Трои Лаокоон предупреждал сограждан не принимать от
греков, то есть данайцев, в дар троянского коня; но троянцы не послушались его, приняли
подарок и поплатились за это жизнями).
6. «Яблоко раздора» (богиня ссор и раздоров Эрида подбросила на пир богов, куда её не
пригласили, яблоко с надписью «Прекраснейшей», из-за которого три богини – Гера,
Афина и Афродита поссорились; сын троянского царя Парис отдал яблоко Афродите,
пообещавшей ему любовь прекраснейшей из женщин, Елены, жены царя Менелая; из-за
этого началась Троянская война).
7. «Со щитом или на щите» (напутствие спартанских женщин своим мужчинам,
уходившим на войну; вернуться с честью живым, со щитом в руках, или погибнуть,
сражаясь до конца и быть принесённым к месту погребения на щите с почестями).
8. «Пиррова победа» (победа, практически равная поражению, затраты на победу
превысили все мыслимые пределы).
9. «Драконовские законы» Аттике архонт Дракон ввёл очень суровые законы, почти
всегда это была смертная казнь, даже за самые незначительные преступления).
3 конкурс – «Исторический зоосад».
Картинки на проекторе: показываются изображения животных, которые как-то
прославились в истории древнего мира. За каждый верный ответ по 3 балла (по три
вопроса каждой команде).
1. Лошадь (троянский конь; очистка Гераклом Авгиевых конюшен; Пегас, если
крылатый конь).
2. Змеи (по приказу Геры им было поручено убить Геракла; убили жреца Лаокоона и
его сыновей в Троянскую войну).
3. Бык (критский бык, Минотавр, похищение Европы).
4. Лев (немейский лев был побеждён Гераклом, оглушившим зверя дубинкой, а затем
задушившим его руками; священное животное в Индии, олицетворяющее власть).
5. Волчица (вскормила Ромула и Рема).
6. Скарабей (священный жук у египтян).
7. Кошка (священное животное египтян, кошачья богиня Баст).
8. Корова (священное животное в Индии и в Египте).
9. Слон (слоны Ганнибала и индийские боевые слоны).
4 конкурс – «Жили ли они?».
Из предложенного списка каждой команды свой список) участники должны
написать в две колонки, кто был историческим лицом, а кто вымышленным персонажем
мифов, легенд, сказаний. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл аксимум 12
баллов за это задание).
Будда, Хеопс, Леонид, Дарий, Ганнибал, Хаммурапи, Аполлон, Одиссей,
Конфуций, Аристофан, Исида, Гомер, Антигона, Мирон, Тутанхамон,
Дионис, Фемистокл, Геракл, Ашшурбанипал, Мильтиад, Голиаф, Давид,
Терпсихора, Осирис, Сет, Гектор, Ахиллес, Фидий, Перикл, Урания, Клио,
Тутмос, Евклид, Прометей, Геродот.
Реальные персонажи: Будда, Дарий, Аристофан, Евклид, Хеопс, Ганнибал, Мирон,
Ашшурбанипал, Фидий, Леонид, Хаммурапи, Гомер (неоднозначно), Фемистокл,
Конфуций, Давид, Геродот, Мильтиад, Тутанхамон, Перикл, Тутмос.
Остальные: вымышленные (легендарные).
5 конкурс – «Семь чудес света»:
Учащиеся должны вспомнить, какое «чудо света» им демонстрируется и
рассказать коротко о нём. Каждый правильный ответ (за каждое «чудо света») – 1 балл.
Египетские пирамиды,
Зевс Олимпийский (Фидий),
Колосс Родосский,
Храм Артемиды в Эфесе,
«висячие сады» Семирамиды,
мавзолей в Галикарнасе,
фаросский маяк.
Изображения на проекторе данных сооружений.
6 конкурс – «Шарады».
За правильный ответ 1 балл (ответ обязательно с пояснением).
1). Первый слог крупное морское животное, второй междометие. В целом родина
бумаги и фарфора (страна). Ответ: Ки-тай.
2). Первый слог деталь автомобиля, особенно необходимая в темноте, второй
местоимение третьего лица. В целом – правитель Египта. Ответ: фара-он.
3). Первый слог – громкий крик, далее – буква А, затем – геометрическая фигура, которую
напоминает по форме бублик. В целом человек, умеющий красиво говорить, убеждать
других. Ответ: Ор-а-тор.
7 конкурс – «Кроссворд».
Поочерёдно на проекторе, где высвечивается сетка кроссворда, команды выбирают
задание, по горизонтали или по вертикали под тем или иным номером и называют ответ;
если команда не знает, то право ответа переходит к соперникам. 1 ответ – 1 балл.
1. И
С
И
Д
А
2. Р
Е
3.О
Х
О
Т
А
4. Г
Е
К
Т
О
Р
5. Г
О
Л
И
А
Ф
6. К
Л
И
О
7. Г
О
Р
Д
И
Й
8. Г
И
Р
А
9. П
О
Л
И
Ф
Е
М
1. Египетская богиня, супруга Осириса.
2. Один из братьев, легендарных основателей Рима.
3. Занятие, покровительницей которого была богиня Артемида.
4. Сын царя Трои, убитый в поединке Ахиллесом.
5. Библейский великан, побеждённый пастухом Давидом с помощью пращи.
6. Муза-покровительница истории.
7. Город, где А.Македонский разрубил хитроумный узел.
8. Девятиглавое чудовище, побеждённое Гераклом.
9. Одноглазый циклоп, обманутый и ослеплённый Одиссеем.
Ключевое слово – археологи.
8 конкурс – конкурс дополнительных вопросов (бонусные очки для команд).
Ответы на скорость (кто быстрее поднимет руку, получит 1 дополнительный балл).
1). Какую войну выиграла одна лошадь? (Троянская война).
2). Когда в Древней Греции никто не воевал? (во время Олимпийских игр).
3). В какой стране впервые пили чай из фарфоровых чашек и писали на бумаге? (Китай).
Для работы жюри с помощью Microsoft Excel используется программа подсчёта
итоговых баллов игры. Также кроссворд для презентации составлен в Microsoft Excel.
Подведение итогов игры, объявление результатов, награждение победителей.