Конспект урока "Духовная жизнь в 1930-е гг." 9 класс

МОУ Гимназия № 1 г. Липецка.
Учитель: Огневой Юрий Анатольевич.
Предмет: история России
Класс, профиль: 9 класс
Программно-методическое обеспечение: базовый уровень, учебник А. А. Данилова, Л.Г.
Косулиной, М. Ю. Брандта «История России. XX-начало XXI века. 9 класс»
Тема урока: Духовная жизнь в 1930-е гг.
Цель урока: рассмотреть достижения и потери культуры в 1930-е гг.
Задачи урока:
Познакомиться с развитием духовной сферы жизни советского общества в 1930-
е гг., выявить достижения и потери
Определить направления культурной политики советской власти
Работа с тестовыми заданиями, историческими источниками, текстом учебника.
Список используемой литературы
1. Зуев М. Н. История России. Оникс 21 век, 2005 г.
2. Главацкий М. Е. Хрестоматия по истории России 1917 1940 гг. М., Исторические науки,
1994 г., 352 с.
3. Газета «История» выпуск №31'2000.
Ресурсы Интернет
Статьи по истории культуры СССР
1. http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Social-Sciences/History/13403/13790/13810/13815
2. http://shporiforall.ru/shpory/istorii-9-klass/37-obshhestvenno-politicheskaya-zhizn-v-sssr-v-30-e-gody-
oformlenie-totalitarnogo-rezhima-bilet-13.html
Иллюстративный материал
1. http://100sovietpainters.ru/index.php?s=catalog
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Здравствуйте! На прошлом занятии мы говорили о
политической системе СССР в 1930-е гг. Сегодняшний урок мы посвятим духовной
жизни в 1930 –е гг. (слайд 1) Вопрос: как бы вы определили, что такое духовная
сфера?
2. Сообщение цели и задач урока (слайд 2, проблемный вопрос: почему мы говорим не
только о достижениях, но и о потерях в культуре?)
3. Актуализация знаний по пройденному материалу (Духовная жизнь в 1920 – е
гг.) Тесты – 10 вопросов (слайды 3-4, устный ответ по плану с опорой на
иллюстрации (слайды 5-7)
4. Изучение новой темы.
Развитие образования
Учитель: Прежде чем перейти к изучению духовной жизни 1930-х гг., необходимо
вспомнить особенности развития культуры 1920-х гг., ее достижения (борьба с
неграмотностью, «новое искусство» , жанр плаката, новые идеи), и потери (борьба с
церковью, высылка философов, преследование инакомыслия) 1. Итак, мы переходим к
изучению новой темы. Откройте тетрадь и выпишите мероприятия по повышению
образовательного уровня населения. (обязательное 4-х летнее, затем 7-и летнее
обучение, вернули уроки, предметы, оценки, наказания, восстановили преподавание
истории и географии, строили новые школы – рост грамотности (87,4 % на 1939 г.)
(слайд 8)
Работая с текстом учебника вы заметили словосочетание «культурная революция» Как
вы поняли его значение?
2. Работа с документом - статья Луначарского «Ленин о культуре» (слайд 9)
Вопросы к документу 1) задачи культурной революции, по мнению Луначарского
(завоевание законченной социалистической культуры, закрепление социалистических
побед, успешное строительство соц. Хозяйства 2) Почему именно в начале 30-х гг.
обострилась борьба в культурной области? (активизировались враги – кулак, и все, кто
пытается опорочить советскую власть – писатель, учитель. 3) Можно ли считать, что
Луначарский предлагал установить контроль за интеллигенцией (Да)
Власть и наука
Учитель: 1930- е гг. – Время укрепление режима личной власти Сталина, время
жесткого контроля со стороны правящей партии за деятельностью творческой и
научной интеллигенции. Этот период оказал существенное влияние на развитие науки.
1. Учащиеся обращаются к тексту учебника и заполняют таблицу. (разделы «власть и
наука» и «научные достижения») (слайд 10)
Развитие советской науки в 1930- е гг.
Достижения науки в 1930- е гг.
Потери науки в 1930 – е гг.
Советская физическая школа (С. И.
Вавилов, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, Л. И.
Мандельштам) Исследования атомного
ядра (Л. Д. Мысовский, Б. В. и И. В.
Курчатовы)
Развитие химии (Н. Д. Зелинский и др.) –
производство синтетического каучука,
пластические массы
Развитие биологии (Н. И. Вавилов, Д. Н.
Прянишников и др)
Кроме этого – успехи в математике,
астрономии, механике, физиологии,
геологии (открыты залежи полезных
Арест ученых, несогласных с тем, что все
науки носят политический характер
Критика генетики и репрессии в
отношении ученых генетиков (Н. И.
Вавилов, Н. К. Кольцов и др.)
Нарушение традиций русской
исторической науки ( появление новой
дисциплины «история партии», выпуск
книги «История ВКП (б). Краткий курс»
под личной редакцией Сталина)
ископаемых - нефти, угля, железной
руды)
Вопросы: 1) каковы причины гонений генетиков? 2) Почему И. В. Сталин особое
внимание уделил исторической науке? 3) Какие последствия для развития науки имел
выход в свет «Краткого курса истории ВКП (б)»? 4) Какое значение для обороны
страны имели разработки советских ученых?)
Соцреализм. Кинематограф
Учитель: Все советское искусство в изучаемый нами период должно было следовать
одному художественному направлению – социалистическому реализму. Деятели
искусства должны были показывать жизнь не такой, какая она есть, а такой, какая
должна быть при социализме. Народ верил в то, что ради прекрасного «завтра» нужно
пожертвовать тяжелым «сегодня»
Самым массовым видом искусства стал кинематограф. Еще Ленин говорил о значении
кинематографа. лайд 11)
Особое место занимали фильмы, прославляющие революционную борьбу: «Ленин в
Октябре» (М. Ромм), «Человек с ружьем» (С. Юткевич), «Юность Максима» (Г.
Козинцев). Целым событием стали фильмы «Чапаев» (братья Васильевы), «Александр
Невский» (С. Эйзенштейн). Вышли в свет популярные комедии: «Веселые ребята»,
«Волга-Волга» (Г. Александров), и т.д.
Наиболее популярные актеры: Л. Орлова, М. Ладынина, Л. Утесов, М. Бабочкин, Н.
Черкасов, Б. Чирков и т.д.
Музыкальное и изобразительное искусство
Учитель: Наиболее известными именами в 1930- е гг. в музыке были С. Прокофьев,
Д. Шостакович, А. Хачатурян, Т. Хренников, И. Дунаевский. Создавались коллективы
(оркестр Гос. Филармонии), но в то же время пресекалось новаторство. Наибольшего
расцвета достигло песенное творчество (слайд 12)
Вариант 1 Учащиеся слушают произведение И. Дунаевского «Марш энтузиастов»
Вариант 2 (Учащиеся смотрят видеоряд из фрагментов парадов и демонстраций
1930-х гг., который сопровождается этим же произведением)
Идеологический контроль был установлен и над изобразительным искусством. В 1934
г. был создан Союз советских художников. О художнике судили по идейному замыслу
сюжета, отсюда пренебрежительное отношение к натюрморту, пейзажу, к авангарду
в живописи ( в 1932 г. состоялась последняя выставка работ Малевича и Филонова)
Художники (слайды 13-15)
Б. Иогансон «Допрос коммунистов», «Выступление Ленина на 3-м съезде
комсомола» (классика соцреализма)
А. Дейнека («Будущие летчики»)
Ю. И. Пименов («Новая Москва»)
М. В. Нестеров (портреты советской интеллигенции)
Скульпторы: (слайд 16-17)
В. Мухина «Рабочий и колхозница» (для выставки в Париже в 1937 г.)
А. В. Щусев – мавзолей Ленина (1930 г., конструктивизм)
Неоклассика (сталинский ампир) – станции метро в Москве, гостиница
«Москва», Дом Советов в Ленинграде
Кампания по сносу культового зодчества (церкви, монастыри). Рассматривался
вопрос о сносе храма Василия Блаженного
Литература
Учитель: Литература также находилась под особым контролем партии
Учащиеся обращаются к окументу «письмо Замятина Сталину. Июнь 1931 г.»,
отвечают на вопрос: Какие явления в культурной жизни отражены в документе? -
можно на экран. (слайд 18)
Негативные черты: травля Булгакова, который писал роман «Мастер и Маргарита» в
стол, только в конце 80-х были изданы произведения Платонова «Котлован».
Позитивные: работали писатели и поэты: М. Шолохов, М. Горький, К. Чуковский, С.
Маршак, А. Барто, Л. Кассиль
Закрепление материала (слайд 19)
Определите противоречия советской культуры, ее достижения и потери.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Документ
Отрывок из статьи А. В. Луначарского «Ленин о культуре». 21 января 1930 г.
Кому неизвестно, что Ленин придавал очень большое значение культурной
революции? Он говорил об этом особенно часто уже после Октября <...> Ленина
интересовала прежде всего та культура, которая является необходимой
предпосылкой для завоевания законченной социалистической культуры, для
закрепления политических побед и для успешного строительства социалистического
хозяйства в нашей стране, <...>
И если мы спросим себя теперь, что из великого учения Ленина о культурной
Стороне нашей социалистической революции сейчас выдвигается на самый первый
план, что стало наиболее важным из элементов, и прежде, конечно, присущих
ленинизму, то мы должны будем сказать: с неслыханной, настойчивейшей силой
надвинулись на нас два вопроса: вопрос о кадрах и вопрос об обострении классовой
борьбы в области культурной. <...>
Ленин предупреждал, что в области культуры быта!) враг будет особенно
силен. Здесь он будет «изворотлив, искусен, цепок».
Было время мы воевали... Но как никогда надо нам теперь вышибать врага из
культурных позиций. Не ограничиваться даже только занятием командных высот, а
сплошной цепью отвоевывать у неприятеля территорию.
Внутри страны кулак и все, что широко раскинулось вокруг него, вплоть до
какого-нибудь академика с европейским именем и патриархальными сединами, до
желчного писателя, который искусно мажет нам ворота дегтем под предлогом
преданности художественной правде, через учителя, втихомолку пускающего анти-
семитские шуточки, вплоть до пропившего последние порты проходимца,
хрипящего злобную чепуху в толпе по базарам, все они стараются сами себя и
друг друга консервировать на старых позициях и яд свой распространить вокруг
себя, окутывая им по возможности и колеблющегося крестьянина-середняка, и
неустойчивые прослойки служащих, и несложившуюся, неустроенную молодежь.
На вид иногда перед тобою только этакая голубая или оранжевая картина, а
когда присмотришься, то она оказывается, часто даже для своего автора не вполне
сознательно, обрывком вот этого тягучего, зловонного, удушливого газа
антипролетарской культуры.
Бдительность нужна тут огромная. Уменье чистить не только энергичное, но и
тонкое. Мы не должны и не можем быть расточительными, мы должны знать, где
гангрены, которые нужно резать и жечь, а где то, что можно лечить, что нужно,
скрепя сердце, терпеть, пока не заменим новым и своим. Мы должны знать, что
поддерживать, наставить, вовремя как следует пожурить.
Бдительная осторожность должна охранять наше культурное творчество но всех
областях марксистской философии и методологии в общественных науках, и
реформе естествознания, теоретической и практической педагогики, искусство
ведения и, наконец, в форме собственных продуктов художественного творчеств,
оформляющего наши идеи и чувства и широко захватывающего массы, которые
бурно растут. <...>
Вопросы к документу:
1. Какие задачи выдвигал Луначарский в области культурной революции?
2. Почему именно в начале 1930-х гг., по мнению автора статьи, «обострилась
борьба в области культурной»?
3. Можно ли считать, что культурная революция предполагала полный контроль
за интеллигенцией