Конспект урока "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс

Конспект урока по истории древнего мира в 5 классе
Разработчик Исаева Валентина Александровна. МБОУ СОШ №1.
Тема: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Цели: Способствовать формированию умения характеризовать законы (на примере
законов Хаммурапи), делать аргументированный вывод о назначении и справедливости
государственных законов.
Умение работать в группе.
Умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных
задач и для отображения своих чувств и мыслей.
У: Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
(природные условия Древнего Двуречья, занятия населения, образование государств)
У: Сколько первоначально было образовано государств? Покажите их на карте.
(множество, они воевали между собой за первенство)
У: Обратите внимание на название темы сегодняшнего урока.
Какой город победил в этой борьбе?(Вавилон)
У: Предположите, почему победил именно Вавилон? При необходимости воспользуйтесь
картой.
(был богатый, находился на перекрёстке речных и сухопутных торговых путей)
У: Покажите на карте границы нового государства. Обратившись к названию урока и к
легенде карты, назовите имя царя, правившего в это время Вавилонским царством.
У: Чем же ещё прославился вавилонский царь Хаммурапи? (законами)
У: Кто может сказать, что такое законы? В природе существуют законы? Назовите
их. Похожи законы природы и законы общества?
Вавилонское царство - одно из первых государств, где были созданы дошедшие до нас
писаные законы. А дошли они потому, что были высечены на камне. (работа с
иллюстрацией учебника)
У: Для чего государство принимает законы? (порядок, справедливость)
У: Справедливы ли были законы Хаммурапи? Счастливы ли были жители Вавилонского
царства? Что поможет нам ответить на этот вопрос? (обращение к самим законам)
Работа в группах. Каждая из групп получает карточки - задания с примерами
криминальных ситуаций и текстами законов Хаммурапи. Необходимо проанализировать
ситуации и ответить на вопросы, обратившись к текстам законов.
Задание группе № 1.
У городских ворот прямо под открытым небом заседает суд. Идёт разбор жалоб. Жрец с
бритой головой привёл тощего бедняка.
- Это ты похитил одежду богини Иштар? - грозно вопрошает судья.
- О господин, - еле слышно лепечет несчастный, - злые демоны попутали мой рассудок.
Бедняку лучше умереть, чем жить. Расскажу обо всём без утайки.
Ночью шёл я мимо храма богини Иштар и вспоминал. Когда в моём доме был хлеб,
то не было соли. Когда была соль, то не было хлеба. Всю жизнь меня терзал голод... "О,
смилуйся надо мной, добрая богиня Иштар", - взмолился я и вошёл в храм. Внутри было
пусто и тихо. Рядом со статуей богини горели светильники. Казалось, сама Иштар
источает свет. Мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак.
Я подошёл ближе и стал снимать со статуи покрывало. А в голове мелькнула мысль: у
богини множество одежд, а я наг и умираю от голода!
На рыночной площади я отдал драгоценную ткань за мешок сладких фиников. Тут
раздался крик: "Вор! ... Ты заплатишь за святотатство!"
Судья выслушал обвиняемого и вынес приговор...
Вопросы:
1. Какое наказание ждало подсудимого согласно законам Хаммурапи?
2. Справедливо ли оно?
Задание группе № 2.
Представьте себе, что некий купец с севера привёз в Вавилон строительный лес. Выгодно
его продал и собирается в обратный путь. Перед отплытием идёт он по улице и видит:
около кабачка стоит молодой раб.
- Что ты тут делаешь?
- Мой господин зашёл внутрь выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться
его в тени пальм.
- Ты смышлёный и послушный раб, - продолжал купец, - но твой господин, как
вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый шрам на твоей спине!
Неужели от удара? - Купец наклоняется к рабу и шепчет ему в уши: - Выгодное дельце
предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На
севере я дам тебе свободу.
Раб соглашается. Купец уводит беглого с собой, оба садятся на корабль и
отплывают.
Вопросы:
1. Какое наказание ждёт купца, согласно законам Хаммурапи, если его поймают?
2. Почему за кражу раба, скота и вещи (вспомните случай с покрывалом богини)
наказывают одинаково?
Задание группе 3.
Представьте себе, группа односельчан приходит к судье. Шумят, спорят.
- В чём дело? - спрашивает судья.
Все замолкают. Один из земледельцев показывает на другого:
- Вот этот человек нанял у меня вола, чтобы распахать поле. Я пожалел соседа, дал
ему на день вола. Тогда он вместе с сыновьями вспахал и засеял своё поле. Потом
привязал вола и ушёл отдыхать. Да, видно, плохо привязал! Вол сорвался с привязи,
забрался в огород и всё там вытоптал. А этот неразумный, чем рассердиться на самого
себя, бросился на моего красавца и ударом мотыги рассёк ему жилу на затылке. Я
прибежал, но было поздно... Идём, говорю, к судье, ты вернёшь мне серебром стоимость
убитого вола. А он упирается, если бы не добрые люди, то не пришёл бы в суд.
Некий строитель вызвался построить дом для богатого вавилонянина. Внезапно случилось
несчастье: по вине строителя произошёл обвал. Брёвнами и кирпичами, упавшими со
второго этажа, задавило чужого раба.
Вопросы:
1. Какое наказание ждёт провинившегося? Справедлив ли этот закон?
2. Что ждёт виновного в смерти раба? Справедливо ли это?
Текст законов Хаммурапи.
(для всех групп)
Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён.
Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён.
Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.
Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола.
Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба.
Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.
Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.
Вопросы всем группам после ответов третьей группы.
У: Какой принцип лежит в основе такого наказания? (преступник возмещал то, что
погубил)
У: Какие ещё законы подтверждают действие этого принципа? (око за око, зуб за зуб).
Теперь я сама прочитаю ещё один закон :
"Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве три года, на
четвёртый год должно отпустить их на свободу. "
У: О чём этот закон?
Какие два вида рабов существовали в Двуречье?
Кто, на ваш взгляд, мог стать рабом - должником?
В чём различие положения рабов-чужеземцев и рабов- должников?
Почему царь не был заинтересован в том, чтобы крестьяне и ремесленники становились
рабами?
Итог урока:
У: Можем ли мы теперь ответить на вопрос, насколько справедливыми были законы
Хаммурапи? (с их помощью устанавливался порядок, но они соответствовали
представлениям о справедливости, существующим в то время.)