Конспект урока "Зарождение утопического социализма в России"

Конспект бинарного урока по истории и литературе
Тема: Зарождение утопического социализма в России:
-развитие логического мышления на примере сопоставления
событий в Западной Европе и в России;
-умение сформулировать свои выводы;
-воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну,
гуманного отношения к людям.
Тип урока
Объяснения нового материала
Основные понятия: социализм, утопия, утопический
социализм.
Оформление урока: На доске портреты В.Белинского и
А.И.Герцена. Ключевые слова омпьютерный вариант). Рабочая
доска для записей. Дополнительная литература на стенде.
Урок с поисковыми формами работы для решения проблемы
урока.
ХОД УРОКА
1 Оргмомент.
2 Объяснение новых знаний.
3
I этап урока
Цели и задачи данного урока: почему и каким образом возник в
России утопический социализм.
Тема: Зарождение утопического социализма в России.
апись на доске и в тетрадях)
Какую проблему мы должны решить?
Проблема: Почему возникают и развиваются идеи утопического
социализма в России? (записать на доске и в тетради.)
II этап урока
Подготовка к изучению нового материала через повторение и
актуализацию опорных знаний.
На доске слово: Поиск.
Обращаемся к ключевым словам:
1 Россия 1830-1850 гг.
Рассматриваем, какие события произошли до 183 в России.
2 Западная Европа 1830-1850гг.
Что произошло во Франции и других странах
3 Какой Россия оставалась 1830г.
Ключевые слова: империя, крепостное право.
4 Какие изменения происходили в промышленности.
Ключевые слова: промышленный переворот; развитие
капитализма. А у власти остаётся император; и незыблемо крепостное
право.
Возникает вопрос: по какому пути пойдёт дальнейшее развитие
России?
Вопрос к уч-ся: Кто задумывался над этим вопросом?- Западники и
славянофилы
III этап урока
Ознакомление с новым материалом.
В 1830-1840гг. формируется русская социалистическая традиция.
Русские социалисты утописты: В.Г.Белинский и А.И. Герцен. Их
характеристику как литераторов даст учитель литературы Ольга
Анатольевна Соловьёва. Она расскажет об их литературной
деятельности. После рассказа Ольги Анатольевны подведём итог: Как
предлагал действовать В.Г. Белинский: «Есть только два средства:
кафедра и журнал- всё остальное- вздор».
Слово Ольге Анатольевне для характеристики литературной деятельности
А.И.Герцена. После её характеристики подведём итог и запишем кредо
А.И.Герцена: «Сельская община представляет у нас ячейку, которая
содержит в зародыше государственное устройство».
Герцен был убеждён, что Россия раньше Запада должна перейти к
социализму.
IV этап урока
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в
объектах изучения.
Отсюда мы можем уже сделать некоторое заключение: Каковы были
предпосылки зарождения утопического социализма?
на доске и в тетради :
Предпосылки:
1
Экономическое и политическое развитие России.
2
Развитие общественной мысли.
Вопрос к классу: Почему Белинского и Герцена называют социалистами
утопистами, что мы знаем о социалистах утопистах, и где он зародился.
После обсуждения идей А.Сен-Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна делаем вывод,
почему их так называли.
На доске и в тетради записи:
Вывод: Идеи русских социалистов утопистов так же как
западноевропейских оставались не реальными.
V
этап урока
Домашнее задание.
Ещё раз о домашнем задании - обратить внимание на доску, где всё
записано $12, ответить на вопросы стр.92
VI этап урока
Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели предпосылки зарождения
утопического социализма в России и идеи их представителей
В.Г.Белинского и А.И.Герцена.
Выставление оценок.
Материалы к уроку прилагаются.
Материалы к уроку учителя литературы:
«Возникновение утопического социализма в России»
Белинский В. Г.
Сам Белинский говорил: «Любить свою родину - значит пламенно
желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по
мере сил своих споспешествовать этому». Я расскажу только один
эпизод из жизни юного Белинского, который подтверждает
искренность чувств молодого патриота: Час был поздний. Граф
Щепкин неслышными шагами медленно проходил по коридору.
Тишина.
Студенты спят. Вдруг внимание привлекла узкая полоска света,
выбивающаяся из двери. Так и есть,- в 11 нумере опять бдения.
Щепкин прислушался. Чей- то молодой голос звучал в тишине: -
Неужели эти люди для того только родятся на свет, чтобы служить
прихотям таких же людей, как и они сами? Профессор весь
превратился во внимание.
- Кто дал это гибельное право,- звенел взволнованный голос, -
одним людям порабощать волю других, подобных им существ,
отнимать у них священное сокровище- свободу?
У Щепкина широко раскрылись глаза: виданное ли дело -
произносить вслух такие крамольные вещи!
- Господин может для потехи содрать шкуру со своего раба,
может продать его, как скота, выменять на собаку, на лошадь, на
корову, разлучить его на всю жизнь с отцом, матерью и всем, что
для него мило и драгоценно...
Голос умолк, раздались дружные рукоплескания. Щепкин
рывком открыл дверь. Странная картина представилась ему.
Окно занавешено простынёй.
Зажжены две свечи, озарявшие комнату трепетным светом.
Повсюду: на столе, на кроватях, на подоконнике - сидели
молодые люди. Посреди комнаты стоял Белинский, держа в руке
исписанные листы.
Воцарилась тишина. Щепкин криво усмехнулся:
- Не спится, господа студенты? О чём ораторствуете на своих
трибунах?
Один из юношей вытянул руки по швам и отчётливо отрапортовал:-
О Байроне и о предметах важных. Знал ли профессор математики,
что это реплика из грибоедовского «Горе от ума». Но он сдержался,
только сказал: -Спать, господа, спать.
Когда он вышел, студенты переглянулись, заперли дверь на крючок
и уселись по своим местам. Заседание «Литературного общества 11
нумера» продолжалось. Белинский продолжал писать товарищам
сцены из своей трагедии « Дмитрий Калинин».
А. И. Герцен
Одиноко и однообразно протекало в доме старого мрачного
самодура- отца детство Герцена. Однажды собралось общество
именитых гостей. Маленький Герцен, лет 11-12, тут же в зале
рассматривал большую книгу в роскошном переплёте. Когда кто-
то из гостей спросил мальчика, что это за книга, он, не
задумываясь, ответил:- Зоология.
Это была дворянская родословная книга. Зная, что зоология-
наука о животных, можно представить, какого невысокого
мнения о своих родовитых предках был мальчик. Он видел
кругом тяжёлые сцены крепостных отношений. Они порождали
сочувствие к притесняемым. От тяжести и тоскливости
окружающего быта спасала домашняя библиотека. Сюда уходил
мальчик, здесь находил он друзей и учителей. Он зачитывался
произведениями Вольтера, Гёте, Пушкина. Это и были первые
учителя маленького Герцена. Знаменитое восстание 1825г., а за
ним казнь его руководителей разбудили «ребяческий сон души».
Детство кончилось вместе с донёсшимися из Петербурга громом
пушек на Сенатской площади. В это время Герцен нашёл себе
друга- ровесника- Николая Огарёва. Вместе прошли они рука об
руку весь свой жизненный путь. Это один из замечательных
примеров дружбы. Молодые друзья представляли себе, как будут
говорить с царём, обвинять его в тиранстве. И однажды, в
1828г.,Герцен и Огарев, юноши 15-16 лет, в Москве, на
Воробьёвых горах, дали знаменитую клятву бороться с
угнетением и рабством. Об этом рассказывает Герцен в своём
замечательном автобиографическом произведении «Былое и
думы». Зачитаем отрывок№1
(у каждого на столе)
№1 Клятва на Воробьёвых горах.
«Садилось солнце, купола блестели, город стлался на
необозримом пространстве под горой, свежий ветер подувал на
нос; постояли мы, постояли, опёрлись друг на друга и, вдруг,
обнявшись, присягнули, на виду всей Москвы, пожертвовать
нашей жизнью на избранную нами борьбу!» С этой
романтической сцены присяги, о которой Герцен с
благоговением вспоминал всю жизнь, началась его
революционная деятельность, которая заключалась в том, что он
выпускал знаменитый журнал «Колокол», в котором он обличал
все пороки крепостничества. К середине 40-х годов Герцен,
выступавший под псевдонимом «Искандер», становится
известным писателем. В 1845-1846гг. в журнале «Отечественные
записки» появился роман «Кто виноват Он попадает в гущу
борьбы, становясь его художественным документом. Для всех
передовых людей того времени роман явился программным
произведением. Один из доносчиков от литературы, Фаддей
Булгарин, сообщал в жандармское управление о произведении:
«Тут изображён отставной русский генерал величайшим скотом,
невеждою и развратником... Дворяне изображены подлецами и
скотами, а учитель, сын лекаря, и прижитая дочь с крепостной
девкой- образцы добродетели»
Как и роман « Кто виноват?» художественными документами
идейно- политической борьбы своего времени явились повести
«Доктор Крупов» и «Сорока- воровка». Автор рисует образ
помещика- угнетателя и паразита. Он не жалеет ни мрачных
красок, ни обличительных слов, рисуя уродливых помещичий быт.
Крепостник Ниров из романа « Кто виноват?» живет пустой,
скучной жизнью, полный безделья, грубости, обжорства. Давайте
обратимся ко второму эпизоду, в котором даны размышления по
поводу смысла жизни этого, да и подобных ему семейств.
№2 « В этом доме ничего не было ни разительного, ни
особенного; но свежему человеку, юноше, как-то неловко, трудно
было дышать в нём. Пустота всё совершеннейшая, самая
многосторонняя царила в почтенном семействе Алексея
Абрамовича. Зачем эти люди вставали с постели, зачем
двигались, для чего жили,- трудно было бы отвечать на эти
вопросы. Добрые люди эти жили, потому что родились и
продолжали жить по чувству самосохранения».
- Почему, описывая никчёмную, пустую жизнь семьи Нировых,
автор называет почтенным, а людей- добрыми? (в этих словах
слышится ирония)
-С какой целью автор использует этот приём?
(подчёркивает отношение автора)
Этот же приём иронии использует автор, когда вкладывает в уста
другого героя, такого же «доброго» человека, уездного
предводителя Карпа Кондратьевича такую фразу: « Когда только
вас оболванишь и сделаешь похожими на людей
Прочитаем ещё один эпизод, демонстрирующий отношения
между помещицей Марьей Степановной, женой Карпа
Кондратьевича и слугой.
№3 -Кто разбил тарелку?- кричала она хриплым голосом.
- Сама разбилась,- отвечал слуга.
- Как сама? Сама? И ты смеешь мне говорить это- сама!-
остальное она договорила руками, находя, вероятно, что мимика
сильнее выражает взволнованное состояние души, чем слово.
У Марьи Степановны лица нет и правая ручка как- то очень
красна,- почти так же, как левая щека у Терёшки.
Герцен тонко уловил несправедливость крепостнического строя,
ломающего душу, жизнь жертв крепостников.
Обратимся к отрывку №4
« В тяжёлой, мелкой, оскорбительной борьбе с нуждой, в думах
о завтрашнем дне душа вянет, сохнет, в вечном беспокойстве
забывает о том, что у неё есть крылья и, вечно наклонённая к
земле, не подымает взора к солнцу».
- Горькие выводы делает автор из своих наблюдений. Какой
приём использует он, чтобы показать задавленность,
приниженность крепостных?
(сравнение)
В художественной литературе 40х годов Герцен подходит к идее
коренного изменения действительности. Главное во всей его
публицистике и художественной деятельности- борьба за права и
свободу человеческой личности, против феодального рабства и
угнетения человека.
Памятка к уроку
Тема: «Зарождение утопического социализма в России»
Россия 1830-1850 г.г.
Западная Европа 1830-1850г.г.
Развитие капитализма.
Николай 1-1825-1855г.г.
Крепостное право.
Возникает вопрос: «По какому пути пойдет развитие России?»
В 1830-1840г.г.- формируется русская социалистическая традиция.
Русские социалисты утописты:
В.Г.Белинский:
«Как действовать ?
-Только два средства: кафедра и журнал- все остальное вздор».
А.И.Герцен и Н.П.Огарев:
«Сельская община представляет у нас ячейку, которая содержит в
зародыше государственное устройство...»
Община
Право Общинное Мирское
каждого (совместное) (совместное,выборное)
на землю владение землей управление
Герцен был убежден, что Россия раньше Запада перейти к
социализму.
Герцен тонко уловил несправедливость крепостнического строя,
ломающего душу, жизнь жертв крепостников.
Обратимся к отрывку №4
« В тяжёлой, мелкой, оскорбительной борьбе с нуждой, в думах о
завтрашнем дне душа вянет, сохнет, в вечном беспокойстве
забывает о том, что у неё есть крылья и, вечно наклонённая к
земле, не подымает взора к солнцу».
- Горькие выводы делает автор из своих наблюдений. Какой
приём использует он, чтобы показать задавленность,
приниженность крепостных?
(сравнение)
В художественной литературе 40х годов Герцен подходит к идее
коренного изменения действительности. Главное во всей его
публицистике и художественной деятельности - борьба за права и
свободу человеческой личности, против феодального рабства и
угнетения человека.
ч