Преобразования Императорского Санкт-Петербургского Театрального училища во второй половине XIX в.
1
Г.Г. Делигиоз
Преобразования Императорского Санкт – Петербургского Театрального
училища во второй половине XIX в.
Театральное училище начало свою историю с создания при Кадетском
корпусе Школы танцевания. Впоследствии, по прошению Жана – Батиста
Ланде, императрица Анна Иоанновна поддержала идею создания собственной
(отечественной) Театральной школы, где могли бы получать сценическое
образование дети всех сословий и христианских вероисповеданий, родители
которых имели русское подданство.
4 мая 1738 г. можно считать официальной датой основания первой в
России Театральной школы
1
. Деятельность Школы предусматривала
подготовку и выпуск по следующим направлениям сценического искусства:
артистов балета, драматических актёров, артистов оперного и хорового пения,
инструментального исполнительства, кроме того, в случае профессиональной
непригодности по одному из вышеперечисленных направлений, тех, кто
познакомился с закулисьем, оставляли в роли подсобных рабочих –
декораторов, монтажников, костюмеров и так далее. Важной особенностью
Школы было то, что она не входила в общий состав учебных заведений,
имевшихся на тот момент в Российской Империи, и состояла в ведении
Министерства Императорского двора
2
.
Впоследствии Театральная школа уступила место Императорскому
Санкт-Петербургскому Театральному училищу, преобразованному в 1779 г.
3
Благодаря этому учебное заведение получало совершенно иной, более
значимый статус.
Делигиоз Галина Георгиевна, студентка 5-го курса факультета социальных наук,
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина.
1
Бланков Б.В. Краткая история Вагановского училища. – Ч. 1. – СПб., 2006. – С. 2.
2
РГИА. Ф. 497 Оп. 18 Д. 1399 1880. – Л. 12.
3
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 497 Оп. 18 Д. 1399. 1880. – Л.
12.
2
Цели этого учреждения оставались прежними: готовили специалистов по
сценической деятельности (драматических актёров, танцоров, певцов,
музыкантов). При обучении большое внимание уделяли исключительно
качеству подготовки учащихся. Впрочем, этот принцип остаётся актуальным и
в настоящее время. Конечно, нельзя не отметить, что количество мест для
поступления в Школу, а затем в Училище изменялось, но, в, то, же время, оно
было строго регламентированным.
Театральное Училище было в ведении Дирекции Императорских Санкт-
Петербургских Театров. Училищем заведовал Управляющий. В Школе
существовало разделение на мужскую половину, где воспитатели и учителя
подчинялись помощнику Инспектора, а тот в свою очередь Инспектору, и
женскую, где воспитательницы и учительницы были в непосредственном
подчинении Инспектрисы. Также в число служащих Училища входили доктор,
кастелянша, эконом по хозяйственной части, секретарь, а также духовные
представители – священник и дьякон, которые служили в домовой церкви при
данном учебном заведении. Все перечисленные служащие и преподаватели
состояли в подчинении Управляющего. Такой состав персонала оставался
достаточно продолжительное время без изменений.
С введением Устава 1865 г. были упразднены музыкальные классы, за
исключением элементарных классов игры на фортепиано и скрипке. Особое
место в данном документе отводилось возрасту поступающих детей. Для
балетного отделения он был установлен с 8–9 до 11 лет, а для драматических
курсов и оперного отделения - с 16 лет. Кроме того, обязательный приём
выпускников Училища на службу в Дирекцию Императорских Театров был
отменён, но для тех, кто решался на этот шаг, он составлял срок в 5 лет
1
.
Спустя 30 лет в Училище вступил в силу очередной Устав, который в
целом повторял предыдущий, но стал, как отмечают современники, началом
новой эры в жизни данного учебного заведения
2
.
1
РГИА. Ф. 498 Оп. 1. Д. 3218 1879. – Л. 5.
2
Борисоглебский М.В. Материалы по истории русского балета. – Л., 1938. – Т. 2. – С. 284.
3
С введением нового Устава 1888 г. было реформировано управление
училища, то есть был учреждён новый административный орган, который
именовался Конференцией училища в составе членов Правления и
преподавателей. На Конференцию собирались исключительно по тем вопросам,
которые касались или драматических курсов, или балетного отделения
1
. В её
состав входили: инспектор, инспектриса, почетные члены по вопросам
драматических курсов, управляющий или режиссёр русской драматической
труппы, преподаватели курсов, помощник инспектора и классная дама, а по
вопросам балетного отделения входили: балетмейстер, преподаватели
балетного отделения, воспитатели и классные дамы.
Инспектор собирал представленную выше комиссию через секретаря
путём извещения их о предполагаемых к обсуждению вопросах и дне
заседания. Комиссия имела полномочия приступать к обсуждению вопросов
только в том случае, если на заседание собирались не менее семи её членов.
Председатель наблюдал за тем, чтобы на заседании присутствовало, по крайней
мере, по одному представителю из каждого разряда членов. Конференцию
проводили с утверждения её Дирекцией Императорских театров.
С введением в структуру управления нового органа были установлены
требования к должностям служащих и преподавателей
2
. Чтобы поступить на
службу в Училище в качестве воспитателя или классной дамы, нужно было
окончить как минимум среднее учебное заведение или такое, которое давало
аттестат на звание домашнего учителя или гувернантки. Для того, чтобы
получить возможность преподавать общеобразовательные предметы в
Училище, нужно было иметь право на преподавание в соответствующих
учебных заведениях Министерства Народного Просвещения. Другими словами,
для того, чтобы работать с детьми, стало необходимым предварительно
получить соответствующее образование.
1
Устав Императорского Санкт- Петербургского Театрального училища. – СПб., 1888. – С. 7.
2
Инструкция Императорского Санкт- Петербургского Театрального училища. – СПб., 1898. –
С. 3.
4
Изменилась структура деления по классам на балетном отделении,
которое состояло из пяти классов, два из которых были подготовительными.
Кроме того, обучающиеся на балетном отделении были разделены по разрядам
на тех, кто жил при Училище, и на тех, кто приходил в Училище на занятия. А
они, в свою очередь, делились на бесплатных, своекоштных и пансионеров.
С введением нового Устава 1888 г. получили завершение ряд реформ:
были упразднены оперный и музыкальный классы Училища, а вместо
драматического отделения были созданы Курсы, которые не являлись
неразрывной составной частью Школы, а всего лишь находились при ней. Само
название, «Курсы» свидетельствовало о том, что новая драматическая часть
Театрального училища являлась совершенно самостоятельной, более
кратковременной по продолжительности обучения, чем прежнее отделение,
которая теперь не была связана с основным составом учащихся
1
.
В качестве примера приведем следующие правила для поступления на
драматические курсы. На Курсы принимались русские подданные всех
сословий, христианских вероисповеданий, ученики не моложе 17 лет, а
ученицы не моложе 16 лет
2
. Поступающие подавали прошение, к которому
прилагали, кроме метрического свидетельства, аттестат/свидетельство из того
учебного заведения, где они до этого обучались, и свидетельство о поведении
из полиции.
Кроме того, несовершеннолетние предоставляли от своих родителей,
попечителей или опекунов засвидетельствованное согласие на поступление на
драматические курсы.
На Курсы принимались без экзамена лица мужского пола, которые
окончили курс средних учебных заведений. По проверочному испытанию
принимались лица, окончившие курс не менее пяти классов гимназий, реальных
училищ или соответствующих им учебных заведений. Также принимались по
экзамену, установленному конференцией училища, те лица, которые не
1
Борисоглебский М.В. Указ. соч. – С. 284.
2
Положение об Императорском Санкт-Петербургском Театральном училище. – СПб., 1898. –
С. 14.
5
удовлетворяли требованиям, указанным выше, но в которых разглядели
способности к драматическому искусству.
В число учениц принимались без экзамена лица женского пола, которые
окончили курс института или гимназии ведомства при учреждении
Императрицы Марии, а также лица окончившие курс гимназий Министерства
Народного Просвещения или соответствующих им учебных заведений, кроме
того, имеющие звание домашних наставниц/гувернантки и учительниц по
русскому языку и истории. Не удовлетворявшие этим требованиям, но
обладавшие особенными способностями к драматическому искусству,
принимались по экзамену, установленному Конференцией училища.
Все остальные претенденты, которые обладали особенными сценическими
способностями, но не удовлетворявшие общим требованиям для поступления на
драматические курсы, могли быть допущены к занятиям лишь при условии
сдачи, кроме выпускного экзамена, ещё экзамена в объеме курса
общеобразовательных предметов, положенных для балетного отделения.
Все поступающие на драматические курсы подвергались специальному,
предварительному испытанию для определения их пригодности к сцене.
Испытание производилось преподавателями драматического искусства в
присутствии Инспектора
1
. Затем те из них, которые были зачислены на
драматические курсы и которые в течение четырех месяцев первого года не
раскрыли своих способностей, увольнялись из училища, по определению
Конференции училища, с утверждения Директора Императорских театров.
Театральное училище можно назвать специфическим учебным
заведением, не похожим ни на одно существовавшее ранее в Российской
Империи. С его образованием появилась возможность самостоятельного
развития отечественного сценического искусства и таких видов, как
драматического, балетного, оперного и музыкального/инструментального. Со
временем сосредотачивать в стенах одного учебного заведения его различные
виды становится невозможным. Появляется необходимость упразднения
1
Положения об Императорском Санкт-Петербургском Театральном училище. – С. 15.
6
имевшихся в нём оперного, хорового пения, а также
музыкального/инструментального классов, которые, в дальнейшем,
продолжали свою деятельность в стенах иных образовательных учреждений.
Что касается балетного и драматического отделений, то последнее стало
вести свою деятельность при Училище в качестве Курсов и автономно. В
целом, стоит отметить, что с введением Устава 1865 г. Училище становится в
основном хореографическим, которым и остаётся по настоящее время.
История - еще материалы к урокам:
- Технологическая карта урока "Древняя Италия" 5 класс
- Технологическая карта "ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ"
- Разработка урока по ФГОС "Боги греков" 5 класс
- Презентация "Великобритания и ее доминионы"
- ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Гражданская война в России» 11 класс
- Конспект урока "Великая Французская революция. Символы"