Урок - диалог "Час с Екатериной II" 10 класс
Урок-диалог.
«Час с Екатериной II»
Слух идёт о твоих поступках,
Что ты нимало не горда;
Любезна и в делах и в шутках,
Приятна в дружбе и тверда;
Что ты в напастях равнодушна,
А в славе так великодушна,
Что отреклась и мудрой слыть.
Еще же говорят неложно,
Что будто завсегда возможно
Тебе и правду говорить.
Г.Державин.
Тема урока: «Час с Екатериной II». В 10 классе по учебнику В.И. Буганова, П.Н.
Зырянова «История России конец XVII – XIX век. § 46,47,48.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма: урок-диалог.
Развивающие цели: способствовать формированию коммуникативных навыков,
культуры диалога.
Воспитательные цели: формирование гражданской зрелости, личностного
отношения к фактам отечественной истории и историческим деятелям.
Образовательные цели: систематизация знаний об экономических, социальных,
политических преобразованиях второй половины XVIII века.
Экспозиция урока: класс рассажен по кругу, в центре – место для ведущих и
гостей (Екатерины II, Е. Пугачева, А. Суворова). Герои в костюмах своей эпохи.
Из числа обучающихся назначена экспертная группа (они занимают свои места,
обозначенные афишками).
На доске – тема урока, эпиграф, картины, отражающие эпоху Екатерины II.
Оборудование урока: эпидиаскоп, выставка научно-исторической и
художественной литературы, портреты, костюмы Екатерины II, Е. Пугачева, А.
Суворова.
Учитель:
Вводное слово учителя:
Задача нашего урока систематизировать знания: условия, при которых Екатерина II
взошла на престол, характер экономических преобразований во 2-й половине XVIII
века, социальная политика Екатерины II, внешняя политика.
Подумайте над вопросом, согласны ли вы, что Екатерина II великая и мудрая
правительница, продолжательница начинаний Петра I?
Учитель:
Наш урок – это ваше творчество, основанное на знаниях. У вас есть
возможность побеседовать с самой Екатериной. Сумеете ли вы вести достойный
диалог – оценим в конце урока. Передаю слово ведущему.
Ведущий I.
У нас в гостях выдающийся деятель отечественной истории, продвинувший
Россию вперед на пути к цивилизованному государству, время правления
которого названо «золотым веком», вошедший в историю как просвещенный
монарх – Екатерина Великая (входит Екатерина, все встают).
Ведущий II.
Рассказывает биографию Екатерины на фоне музыки (по книге Ключевского
«Исторические портреты», стр. 255-260).
В это время через эпидиаскоп демонстрируются иллюстрации из её жизни.
Учитель:
(обращаясь к Екатерине) добавьте, что вы считаете нужным к сказанному о вас.
Екатерина II:
Я могу добавить, что родилась в городе Штеттине. В Россию я приехала в 15
лет. Приняла христианство и стала изучать русский язык.
Ученик:
Расскажите о своем вступлении на престол ( об определенных условиях
восхождения на трон, поставила подпись под указом о создании Имперского
совета) По книге Н.И. Павленко
«Екатерина Великая»
Ученик:
Расскажите что такое имперский совет?
Екатерина II
Граф Панин: считал, что мои права на престол сомнительны, подал проект о
создании имперского совета сводившийся к тому, что править страной должны
6-8 высших сановников, облеченных полным доверием монарха.
Ведущий II:
Но вас это не устраивало и вы утвердили свою единоличную власть.
Екатерина II: Да!
Ведущий III
Вероятно, у многих возникли вопросы? Задавайте.
Ученик:
Виноваты ли вы в смерти мужа?
Екатерина II: Косвенно, да. После переворота 28 июня 1762 года сломленный
Петр III молил пощадить и отпустить в чужой край. Об этом речи не могло быть.
Ученик:
Вы опасались всех? Вам была выгодна смерть мужа?
Ученик:
Почему не сложилась у вас семейная жизнь?
Екатерина II:
Петр III никогда не любил меня. Ограниченные интересы мужа были мне чужды
и смешны. Он не скрывал пренебрежения ко мне, прилюдно оскорблял ( Екате-
рина II. Сочинения, М, 1990г. стр.101).
Ученик:
Я рад, что именно вы пришли к власти. Вы ученица европейских просветителей.
Состояли в переписке с Вольтером, Дидро. И хотели предстать просвещенным
монархом. Вы мечтали о государстве, способном обеспечить благоденствие
подданных.
Ученик:
Почему вы решили изменить российское законодательство? (ответ: приложение
№1)
Ученик:
Я прочитал в учебнике, что указы 1765 и 1767 годов еще больше усилили
крепостную зависимость. Почему?
Екатерина II:
Отмена крепостного права была несвоевременной и опасной.
Ученик:
В ваше правление была крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
Екатерина II:
Я хочу пригласить Пугачева, пусть он сам расскажет.
Пугачев:
Я - донской казак. К 30-ти годам у меня немалый опыт – участие в 2 войнах,
аресты, побеги. Назвал себя именем Петра III. Я хотел поднять восстание.
Пугачев:
Как вы думаете, почему я действовал от имени Петра III?
Ученики: (ответы)
За Емелькой мало бы кто поднялся
Была сильная вера народа в справедливого и доброго царя.
Ученики: (вопросы)
Как вы думаете, что бы Вы сделали, оказавшись у власти?
Создали бы справедливое царство с мужицким царем во главе?
Сделали бы выборность должностных лиц?
Передали землю тем, кто на ней работает?
Пугачев:
Как вы оцениваете крестьянскую войну?
Ученики:
Сопротивление крестьян вынудило правительство и Екатерину II умерить
степень эксплуатации.
Народ показал Екатерине II, что жизнь требует перемен.
Ведущий (Екатерине II).
Крестьянская война действительно подтолкнула вас на преобразования?
Расскажите о реформах.
Екатерина II:
Ребята, я хотела бы это услышать от вас.
Ведущий:
Хотелось бы поговорить о российской экономике. Вы пытались ее поднять?
Екатерина II:
Да, вы это знаете лучше меня. Я вам сама задам вопросы:
(диагностика знаний)
Для чего я ввела большие пошлины на одни товары, а другие разрешила ввозить
бесплатно?
Для чего я повелела выпустить бумажные деньги - ассигнации?
Какое значение для российской экономики имело освоение Новороссии?
Как вы думаете, сходна ли моя политика с политикой Петра I?
Как я поощряла предпринимательство?
Какое влияние оказывало крепостное право на формирование российской
буржуазии?
Ведущий:
Сделайте вывод.
Ученик:
Вывод: ваша политика в области экономики положила начало становлению
русской буржуазии, развитию предпринимательства и торговли, но
экономическое развитие тормозило крепостное право.
Ведущий:
Ваша внешняя политика?
Екатерина II:
Я готова к диалогу. Во внешней политике у меня были 2 задачи: 1 – выход к
Черному морю, 2 – распространить власть на все восточно-славянские земли.
Ученик:
Какие противоречия были с Турцией?
Екатерина II:
Об этом расскажет мой доблестный полководец Александр Васильевич Суворов
(исторический персонаж появляется).
Его рассказ (по Ключевскому «Исторические портреты» стр. 311-316).
Ученик:
Устроило бы вас сегодняшнее развитие России?
Ведущий благодарит Екатерину II за ответы, она покидает класс, ее провожают
стоя.
Ответы на вопрос, поставленный учителем в начале урока.
Слово экспертам (это группа следила за ответами и вопросами учащихся
большого диалога). Они ставят оценки за урок каждому ученику.
Заключительное слово учителя по результатам работы.
Домашнее задание §47.
Приложение 1
Из « Наказа комиссии о сочинении проекта нового Уложения»
Господи Боже мой! вонми, и вразуми мя, да сотворю суд людям Твоим по
закону Святому Твоему судити в правду [3 Цар., 3,9].
1 Закон христианский научает нас взаимно делати друг другу добро,
сколько возможно.
2. Полагая сие законом веры предписанное правило за вкоренившееся, или
за долженствующее вкорениться в сердцах целого народа, не можем инаго
кроме сего сделать положения, что всякаго честнаго человека в обществе
желание есть, или будет, видети все отечество свое на самой вышней
ступени благополучия, славы, блаженства и
спокойствия;
3. А всякаго согражданина особо видеть охраняемаго законами, которые не
утесняли бы его благосостояния, но защищали егоото всех сему правилу
противных предприятий.
4. Но дабы ныне приступити ко скорейшему исполнению такого, как
надеемся, всеобщего желания, то основываясь на вышеописанном первом
правиле, надлежит войти в естественное положение сего государства.
5. Ибо законы весьма сходственные с естеством суть те, которых особенно
разположение соответствует лучше разположениюнарода, ради котораго они
учреждены. В первых трех следующих главах описано сие
естественное положение.
6. Россия есть Европейская держава.
7. Доказательство сему следующее. Перемены, которыя в России
предпринял Петр Великий, тем удобнее успех получили, что нравы, бывшие
в то время, совсем не сходствовали с климатом и принесены были к нам
смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей. Петр Первый,
вводя нравы и обычаи Европейские в Европейском народе, нашел тогда
такия удобности, каких он и сам не ожидал.
9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только
соединенная в его особе, власть не может действовати сходно с
пространством толь великого государства.
10. Пространное государство предполагает самодержавную власть в той
особе, которая оным правит. Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из
дальних стран присылаемых, награждала медление, отдаленностию мест
причиняемое.
11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец
разорительно.
12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним
господином, нежели угождать многим.
13. Какий предлог самодержавнаго правления? Не тот, чтоб у людей отнять
естественную их вольность: но чтобы действия их направите к получению
самаго болыиагоото всех добра.
32. Великое благополучие для человека быти в таких обстоятельствах, что
когда страсти его вперяют в него мысли бытии злым, он однако щитает себе
за полезнее не быти злым.
33. Надлежит, чтобы законы, поелику возможно, предохраняли безопасность
каждаго особо гражданина.
34. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем
же законам.
35. Сие равенство требует хорошаго установления, которое воспрещало бы
богатым удручать меньшее их стяжание имеющих; и обращать себе в
собственную пользу чины и звания порученныя им только, как прави-
тельствующим особам государства.
36. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб
делать все, что кому угодно.
37. В государстве, то есть в собрании людей, обществом живущих, где есть
законы, вольность не может состоять ни в чем ином, как в возможности
делать то, что каждому надлежит хотеть, и чтоб не быть принуж-денну
делать то, чего хотеть не должно.
38. Надобно в уме себе точно и ясно представити: что есть вольность?
Вольность есть право, все то делати, что законы дозволяют; и ежели бы где
какий гражданин мог делати законами запрещаемое, там бы
уже больше вольности не было: ибо и другие имели бы равным образом сию
власть.
39. Государственная вольность в граждани не есть спокойство духа
произходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается
безопасностию: и чтобы люди имели сию вольность, надлежит быть закону
такову, чтоб один гражданин не мог бояться другаго, а боялися бы все одних
законов.
56. Предложенное МНОЮ здесь не для того сказано, чтобы хотя на малую
черту сократить безконечное разстояние, находящееся между пороками и
добродетелями.
Боже сохрани! Мое намерение было только показать, что не все
политические пороки суть пороки моральные, и что не все пороки
моральные суть политические пороки. Сие непременно должно знать, дабы
воздержаться от узаконений, с общим народа умствованием невместных.
57. Законоположение должно применяти к народному умствованию. Мы
ничего лучше не делаем, как то, что делаем вольно, непринужденно, и
следуя природной нашей склонности.
58. Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому
приуготовить. Но чтоб сие не служило отговоркою, что нельзя установить и
самаго полезнейшаго дела. Ибо если умы к тому еще не приуготовлены; так
приймите на себя труд приуготовить оные, и тем самим вы уже много
сделаете.
59. Законы суть собенныя и точныя установления законоположника; а нравы
и обычаи суть установления всего вообще народа.
60. Итак, когда надобно сделать перемену в народе великую к великому
онаго добру, надлежит законами то изправляти, что учреждено законами, и
то переменять обычаями, что обычаями введено. Весьма худая та политика,
которая переделывает то законами, что надлежит переменять обычаями.
61. Есть способы, препятствующие вогнездиться преступлениям; на то
положеныв законах наказания: также есть способы, перемену обычаев
вводящие; к сему служат примеры.
62. Сверх того чем большее сообщение имеют между собою народы, тем
удобнее переменяют свои обычаи.
63. Словом сказать: всякое наказание, которое не по необходимости
налагается, есть тиранское. Закон не произходит единственно от власти.
Вещи, между добрыми и злыми средния по своему естеству, не подлежат
законам.
83. В сих областях не столько потщаться накаэывати преступления, как
предупреждать оные; и приложить должно более старания к тому, чтобы
вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в
уныние казнями.
111. Слышно часто, что в Европе говорят: надлежало бы, чтобы правосудие
было отправляемо так, как в Турецкой земле. По сему нет никакого во всей
подсолнечной народа, кроме во глубочайшем невежестве погруженнаго,
который бы толь ясное понятие имел о веши такой, которую знать людям
нужнее всего на свете.
112. Испытывая прилежно судебные обряды, без сомнения вы сыщете в них
много трудностей, представив себе те, какия имеет гражданин, когда ищет
судом, чтоб отдали ему имение его, или чтобы сделали ему удовольствие во
причиненной обиде; но сообразив оныя с вольностию и безопасностию
граждан, часто приметите, что их очень мало; и увидите, что труды, проссти
и волокиты, также и самыя в судах опасности не что иное суть, как дань,
которую каждый гражданин платит за свою вольность.
113. В Турецких странах, где очень мало смотрят на стяжания, на жизнь и на
честь подданных, оканчивают скоро все распри таким или иным образом.
Способов, как оныя кончить, у них не разбирают, лишь бы только распри
были кончены. Баша, незапно ставши просвещенным4, велит по своему
мечтанию палками по пятам бить имеющих тяжбу, и отпускает их домой.
114. А в государствах, умеренность наблюдающих, где и самаго меньшаго
гражданина жизнь, имение и честь во уважение принимается, не отъемлют
ни у кого чести, ниже имения прежде, нежели учинено будет долгое и
строгое изыскание истинны; не лишают никого жизни, разве когда само
отечество против оныя востанет: но и отечество ни на чью жизнь не востает
инако,
как дозволив ему прежде все возможные способы защищать оную.
115. Судебные обряды умножаются по тому, в каком где уважении честь,
имение, жизнь и вольность граждан содержится…
Екатерина II. Сочинения//. Сост., вступ. ст. и примеч. В.К.Былинина и
М.П.Одесского. — М.: Современник, 1990. С. 22-31,511-512.
История - еще материалы к урокам:
- Презентация "Внешняя политика во второй половине 16 века" 10 класс
- Конспект урока "Петр I. Чудо или чудовище?"
- Конспект урока "Роль Ивана III в создании единого Русского государства" 10 класс
- Открытый урок "Иван IV: абсолютизм или самодержавие?" 10 класс
- Презентация "Аграрная реформа П.А. Столыпина" 9-11 классы
- Конкурсный открытый урок "Восточные славяне в древности: расселение, основные занятия" 6 класс