Открытый урок "Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол" 6 класс
Тема урока «Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол»
Цель урока: познакомить учащихся с наследниками Ярослава Мудрого, новой системой
княжеской власти (заложенной Любечским съездом), правлением Владимира Маномаха.
Задачи урока:
обучать учащихся работать с первоисточником, развивать умение анализировать
художественный текст;
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к
славным деяниям предков.
прививать навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы;
развитие интереса и уважения к истории и культуре.
Важные даты:1097- съезд князей в Любече
1113-1125гг. –правления князя Владимира Мономаха в Киеве.
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал.
План урока:
Организационный момент.
I. Опрос.
II. Изучение нового материала:
1. Наследники Ярослава Мудрого.
2. Любечский съезд.
3. Правление Владимира Маномаха.
III. Подведение итогов.
IV. Оценивание
V. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
I. Опрос. Беседа
1. Назовите годы правления Ярослава Мудрого? (1019-1054)
2. Как Ярослав Мудрый пришел к власти? (борьба за власть)
3. Как развивалось Древнерусское государство в годы правления Ярослава
Мудрого? (достигло наивысшего расцвета)
4. Почему Мудрый? ( за любовь к книжному учению)
5. Чем прославился Ярослав Мудрый? («Русской правдой»)
II. Изучение нового материала.(1 слайд)
В тетрадях записываем тему. Сегодня мы поговорим о наследниках Ярослава
Мудрого, о борьбе за киевский престол, о правлении Владимира Мономаха.
1 . Наследники Ярослава Мудрого.(2 слайд)
Пятеро сыновей Ярослава Мудрого после его смерти получили уделы, то есть стали кня-
жить в разных землях Древней Руси, которая считалась совместным владением
княжеского рода. Старший сын, Изяслав, обрёл киевский престол, стал наследником отца.
Святослав начал править в Чернигове, Всеволод — в Переяславле. Игорь и Вячеслав
отправились на княжение во Владимир-Волынский и в Смоленск.
После Изяслава киевский престол должен был получить следующий по старшинству
брат — Святослав, потом — Всеволод и так до конца поколения, после чего князем будет
старший сын Изяслава.
Таким образом, наследование княжеств происходило не от отца к сыну — по
вертикальной линии, а от старшего брата — к младшему, и только потом — к
племянникам — как бы по горизонтали.
Такая система престолонаследия носит название лествица (лестница). Она установила
порядок замещения княжеского стола и, казалось, предотвращала недовольство
младших членов рода, которым в свой черёд предстояло княжить в Киеве.
Игорь и Вячеслав через несколько лет умерли, и правителями Руси стали три старших
Ярославича — Изяслав, Святослав и Всеволод.
Умирая, Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям:
«Имейте любовь между собой, потому что все вы — братья. И если будете жить в
любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов, и будете мирно жить. Если
же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите
землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим».
Вопрос: к чему призывал Ярослав Мудрый своих сыновей?
Поначалу наследники действовали сообща, но когда на Русь обрушилось нашествие
кочевников -половцев, Ярославичи не смогли организовать отпор врагам. Киевляне
требовали от князя выдать им оружие, но Изяслав не решился это сделать. Тогда
киевляне разорили двор Изяслава, а казну — разграбили. Князь бежал в Польшу, а на
киевский стол горожане возвели правнука Владимира — Всеслава. Начался период новых
княжеских усобиц.
На следующий год Изяслав вернулся на Русь с польским войском. В страхе Всеслав
бежал из Киева, и вновь разгорелась борьба.
В эти годы разрухи и разорения беды и несчастья обрушились на Русь. Половцы
постоянно совершали стремительные набеги на русские земли.
Свидетельством бедствий, принесенных на Русь половцами, может служить фрагмент
летописи:«... Опустели села наши и города наши... пожгли села и гумна, многие церкви
сожгли огнем... земля замучена, одних ведут в плен, другие убиваемы бывают, горькую
смерть приемля, другие трепещут, глядя на убиваемых, другие умирают от голода и
жажды... города все опустели, села опустели; перейдем поля, где пасли стада коней,
овец и волов, все пусто ныне; видим нивы заросшие, которые стали жилищем зверей...»
Желая укрепить православную веру, Ярославичи организовали причисление князей
Бориса и Глеба к лику святых. Но успокоения не произошло. Напротив, теперь уже сами
Ярославичи начали враждовать друг с другом. Святослав и Всеволод изгнали Изяслава из
Киева, и тому вновь пришлось искать счастья на чужбине.
Вернулся он только после смерти Святослава, несколько лет прокняжившего в Киеве, и
позднее погиб, сражаясь с родными племянниками, оставшимися без уделов.
Новым киевским князем стал последний к тому времени из Ярославичей — Всеволод.
Заложенная Ярославом Мудрым система престолонаследия не избавила Русь от
княжеских усобиц. Единство Русской земли было поколеблено.
2. Любечский съезд.
После смерти Всеволода Ярославича киевский престол по праву занял его старший
племянник — Святополк Изяславич. Он не блистал особыми талантами и не пользовался
народной любовью. К тому времени династия Рюриковичей сильно разрослась. Она
разделилась на несколько самостоятельных ветвей, и сохранять прежнюю систему
власти сделалось невозможно. Одних князей оттесняли их более опытные и старшие
сородичи, другие были недовольны своими уделами. Всё это создавало условия для
новых усобиц и распрей.
Кончилось дело тем, что русские князья решили собраться все вместе, чтобы разрешить
давние споры. С тех пор такие княжеские съезды стали на Руси традицией. Первый из них
имел особое значение. (слайд 3)
В 1097 году в город Любеч съехались шесть князей во главе со Святополком
Изяславичем. «В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько
Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения
мира (между собой). И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя
вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами
войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли.
Пусть каждый держит отчину свою... и на том целовали крест: если кто пойдет на кого
(войной), то на того будем все...», и, принеся клятву, разошлись восвояси...»(слайд 4)
Вопросы:
1. Объясните слова : «Пусть каждый держит отчину свою»
2. Какие обязательства брали на себя князья, принявшие участие в съезде?
3. Какое значение имел Любечский съезд князей?
(За каждой из ветвей княжеской династии съезд закрепил наследственные владения —
отчины, то есть отцовские владения. Киевский князь считался старшим. Он разбирал
споры остальных князей, организовывал совместные военные походы. Любечский
съезд заложил основу для раздела Русской земли между князьями Рюриковичами в
соответствии с родовым принципом.)
3.Владимир Мономах. (слайд 5)
Среди русских князей выделялся внук Ярослава Мудрого- Владимир Мономах.
Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125). Сын князя Всеволода Ярославича
(прозван Мономахом по имени матери – дочери византийского императора Константина
Мономаха).
Пока личность Мономаха для нас загадка. Попробуем себя в роли исследователей.
Сейчас вы получите текст для самостоятельного изучения. Ваша задача собрать как можно
больше информации о Владимире Мономахе.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М.. 1988
«Мономах с ранней молодости стоял на стороже Русской земли, бился за нее с
погаными, приобрел имя доброго страдальца (труженика) за всю русскую землю по
преимуществу. В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его
изумительная деятельность не могли не возбудить сильное сочувствие, особенно когда
эти подвиги совершались на пользу земли. Большую часть жизни провел он вне дома,
большую часть ночей проспал на сырой земле; одних дальних путешествий совершил он
83; дома и в дороге, на войне и на охоте делал все сам, не давал себе покою ни ночью, ни
днем, ни в холод, ни в жар; до света поднимался он с постели, ходил к обедне, потом
думал с дружиною, оправливал (судил) людей, ездил на охоту или так куда-нибудь, в
полдень ложился спать и потом снова начинал ту же деятельность. Дитя своего века,
Мономах сколько любил пробовать свою богатырскую силу на половцах, столько же
любил ее пробовать и на диких зверях, был страстный охотник: диких коней в пущах
вязал живыми своими руками; тур не раз метал его на рога, олень бодал, лось топтал
ногами, вепрь на боку меч оторвал, медведь кусал, волк сваливал вместе с лошадью.»
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М., 1982
«Владимир предстает перед нами живым человеком. Мы знаем не только то, как
проводил он свой день, как организовывал порядок во дворце, как проверял караулы, как
охотился, как молился или гадал на псалтыри. Мы знаем, что он бывал иногда и жесток:
однажды вместе с половецкой ордой Читевичей (совсем как Олег «Гориславич») он взял
Минск: «изьехахом город и не оставихом у него ни челядина, ни скотины». Он мог, как мы
помним, конфисковать личное имущество побежденного соперника. Мономах был,
несомненно, честолюбив и не гнушался никакими средствами для достижения высшей
власти. Кроме того, как мы можем судить по его литературным произведениям, он был
лицемерен и умел демагогически представить свои поступки в выгодном свете как
современникам, так и потомкам.»
Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1998
«Сей государь щадил кровь людей; но знал, что вернейшее средство утвердить
тишину есть быть грозным для внешних и внутренних правителей...
Успехи Мономахова оружия так прославили сего Великого князя на Востоке и Западе,
что имя его, по выражению летописцев, гремело в мире, и страны соседственные
трепетали онаго. Если верить новейшим повествователям, то Владимир ужасал и
Греческую империю. Они рассказывают, что Великий князь, вспомнив знаменитые
победы, одержанные его предками над греками, со многочисленным войском отправил
Мстислава к Адрианополю и завоевал Фракию; что устрашенный Алексей Комнин
прислал в Киев дары: крест животворящего дерева, чашу сердоликовую Августа Кесаря,
венец, златую цепь Константина Мономаха, деда Владимирова; что Неофит,
митрополит эфесский, вручил сии дары Великому князю, склонил его к миру, венчал в
киевском соборном храме императорским венцом и провозгласил царем российским.
К сожалению, древние летописцы наши, рассказывая подробно воинские и церковные
дела, едва упоминают о государственных или гражданских, коими Владимир украсил свое
правление. Знаем только, что он, желая доставить народу все возможные удобности,
сделал на Днепре мост; часто ездил в Ростовскую и Суздальскую землю,
наследственную область Всеволодова дому, для хозяйственных распоряжений; выбрал
прекрасное место на берегу Клязьмы, основал город, назвал его Владимиром Залесским,
окружил валом и построил там церковь св. Спаса...»
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1995
«Владимир Мономах является в русской истории законодателем. Еще ранее, при детях
Ярослава, в «Русскую Правду» вошли важные изменения и дополнения. ...При Мономахе на
совете, призванном им и составленном из тысячских.., постановлено было несколько
важных статей, клонившихся к ограждению благосостояния жителей. Ограничено
произвольное взимание рез (процентов), которое при Святополке доходило до больших
злоупотреблений... Кроме того, постановлен был дозволенный процент...
Законодательство Владимира Мономаха определило только три случая обращения в
холопство: ...когда человек сам добровольно продавал себя в холопы или когда господин
продавал его на основании прежних прав над ним. ...Принятие в супружество женщины
рабского происхождения... Когда свободный человек без всякого договора сделается
должностным лицом у частного человека...
Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния художественной и
литературной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые
каменные церкви, украшенные живописью... К этому времени относится составление
нашей первоначальной летописи. Во времена Мономаха, вероятно, было переведено
многое из византийской литературы, как показывают уцелевшие рукописи...
Сухарев Ю. Владимир Мономах // Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 1.М., 1995
«...Став Великим князем в 60лет, Владимир Всеволодович показал себя мудрым
государственным деятелем и законодателем... Используя накопленные для борьбы с
кочевниками огромные военные ресурсы, Мономах контролировал всю Русскую землю и
правил ею как строгий, но мудрый государь. Владимир был милостив к мятежникам, но за
повторную усобицу карал беспощадно. Его сыновья успешно воевали с соседями. На северо-
западе Мстислав строил каменные крепости в Ладоге и Новгороде. На северо-востоке
Юрий отражал нападения волжских булгар и благоустраивал Залесскую Русь — будущую
Россию, заселяя ее, основывая новые города и закладывая первые белокаменные храмы
нынешней владимирщины. Переяславский князь Ярополк, продолжая дело отца, ходил на
половцев в 1116 и 1120 гг., после чего те бежали на Кавказ и в Венгрию. Он же присоединил
к Руси вольные дунайские города. Полоцкая земля была полностью подчинена. С 1122 г.
восстановились дружественные отношения с Византией...
Умер Владимир Мономах в 1125г., в возрасте 72 лет.» (слайд 6)
Вопрос : Что вы узнали о Владимире Мономахе?
Владимир Маномах пользовался огромным авторитетом на Руси.(слайд 7)
Великий князь киевский Святополк II (Святополк I носил прозвище Окаянный) не
пользовался любовью у киевлян за свою подозрительность, жадность и неблагодарность.
Поэтому, когда он умер, никто его особенно не оплакивал и в обход права старшинства
выбрали на престол наиболее уважаемого ими князя Владимира Мономаха.
По праву старшинства престол должен был занять представитель Святославичей. Но не
любили киевляне и сыновей третьего сына Ярослава — Святослава (их называли
Святославичи). Слишком часто, добиваясь себе престола, приводили они на Русь половцев,
слишком много пролилось русской крови по их вине.
И вот собрались все бояре Киева на совет и порешили, что княжить должен только
Владимир. «Ступай, князь, на стол отцовский и дедовский», — говорили ему послы. Не
желая новых раздоров, Владимир Мономах отказался. Но киевляне не принимали ни
Святославичей, ни отказа Владимира. Так сел в 1113 году на золотой стол отца своего и
деда Владимир Мономах. И было ему шестьдесят лет от роду.(слайд 8)
Политика Владимира Мономаха была направлена :
1. на сохранение и укрепление единой власти в государстве;
2. на борьбу с разделительными тенденциями других князей;
3. на защиту от половцев;
4. на реформирование внутренней жизни государства;
Он осуществил важнейшие преобразования в сфере права: вышла новая редакция
«Русской Правды» («Устав Владимира Мономаха») (слайд 9 )
За годы правления Мономаха на Руси установился порядок и покой .
Владимир Мономах желал чтобы его дети были достойными сынами своего отечества и
написал им наказ. Родители часто дают наказы своим детям . Желая чтобы они поступали
правильно по совести. Давайте познакомимся с фрагментом «Поучения» Владимира
Мономаха( стр.65 )(слайд 10)
Вопрос :Что из «Поучения» князя полезно знать нашим современникам? (слайд 11)
Умер Владимир Мономах 19 мая 1125г. На 73 году жизни на реке Альте. В небольшом
доме , который он построил для себя рядом с часовней на месте убийства святого Бориса.
Похоронен в Киеве, в соборе Святой Софии.
Закрепление вопросы для беседы:
1. Каковы причины усобиц между Ярославичами?
2. В чем значение съезда князей в Любече?
3.Перечислите основные заслуги Владимира Мономаха .
IV. Оценивание.
V.Домашнее задание: § 9 вопросы и задания устно, № 5 письменно.(слайд 12)
История - еще материалы к урокам:
- Презентация "Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол" 6 класс
- Открытый урок "Российская культура в начале XX века" 9 класс
- Презентация "Российская культура в начале XX века" 9 класс
- Конспект урока "Два варианта выбора централизации России в правлении Ивана Грозного: реформы Избранной рады и опричнина" 7 класс
- Открытый урок "Профсоюзное движение в России и мире" 10-11 классы
- Конспект урока "Петр I. Россия на рубеже веков" 7 класс