Конспект урока "Народные движения в середине XVII века. Урок-лекция" 10 класс

Конспект урока в 10 классе МБОУ «СОШ№40»
Учитель Фурман Ф.П.
«Народные движения в середине XVII века. Урок-лекция»
Задачи урока:
1. Выявить причины народных выступлений в середине XVIIвв., цели и
причины поражений.
2. Дать свою оценку восстаниям и их руководителям.
Оборудование: Таблички с названием восстаний, карта, разделение
класса на зоны, портреты боярина Морозова, Патриарха Никона,
Аввакума, царя Алексея Михайловича, С.Разина.
(Для проведения этого занятия детям дается опережающее задание,
познакомиться с народными выступлениями в XVIIв.)
План урока
1. Оргмомент
2. Причины народных движений
3. Городские восстания середины 17в.
А) Соляной бунт
Б) Иные бунты
В) Медный бунт
4. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича
5. Церковный раскол как идейное основание народных движений
6. Крестьянская война под руководством С. Разина
7. Соловецкое восстание
2. Причины народных движений. В ХVII в. произошел ряд народных
выступлений, вызванных как общей закрепостительной политикой
государства, ухудшением материального положения масс, укреплением
самодержавия, так и конкретными историческими факторами.
А) Предпосылки Соляного бунта 1648 г.:
- Рост налогов и неудача налоговой реформы правительства Б. Морозова.
Желая увеличить поступления в казну, дядька царя Алексея Михайловича в
1646 г. отменил ряд прямых налогов и ввел косвенный - увеличил цены на
товар первой необходимости - соль. Однако результат оказался крайне
неожиданным: хотя без соли, игравшей роль консерванта, приходилось туго,
народ резко сократил ее потребление. Правительство, вынужденное
восстановить старые цены на соль, стало собирать недоимки по отмененным
налогам за два года.
- Взяточничество и произвол властей, как в центре, так и на местах,
которые особенно усилились с приходом к власти молодого царя Алексея
Михайловича (1645-1676), фактически перепоручившего управление страной
своим родственникам.
- Нежелание Б. Морозова учитывать интересы основной массы
служилых людей. Дворянство, например, настаивало на отмене урочных
лет, организации сыска беглых крестьян, но встречало в столице московскую
волокиту, т.е. нежелание властей удовлетворить их насущные требования.
- Рост численности населения белых слобод за счет перетекания туда
тяглецов из черных слобод, готовых потерять личную свободу ради спасения
от налогового бремени, приводил к тому, что налоги, сумма которого
оставалась прежней и раскладывалась между оставшимися, увеличивались.
Кроме того, посадские люди не хотели терпеть конкуренцию белых
слобожан, а также крестьян, занимавшихся торгово-ремесленной
деятельностью.
События Соляного бунта.
Поводом к восстанию послужил разгон стрельцами 1 июня 1648 г. толпы
москвичей, пытавшихся подать царю, возвращавшемуся с богомолья,
челобитную грамоту. Вскоре толпа ворвалась в Кремль, а стрельцы, долгое
время не получавшие жалования и также недовольные политикой
правительства Б. Морозова, отказались выполнять приказы. Оказавшись
один на один со стихийно сложившейся коалицией из служилых, посадских
людей и стрельцов, растерявшаяся власть вынуждена была пожертвовать
теми своими представителями, которые оказались наиболее ненавистны
народу. На растерзание толпе отдали главу Земского приказа Л. Плещеева и
окольничего, возглавившего Пушкарский приказ П. Траханиотова. Б.
Морозова царю удалось спасти.
Главная же уступка заключалась в созыве Земского собора, на котором
принято решение о разработке нового свода законов, утвержденного в 1649г.
Соборное Уложение, удовлетворило некоторые требования сил,
принимавших участие в восстании. В этом заключалась одна из его
особенностей, т.к. обычно народные выступления приводили к разрухе и
усилению правительственной реакции.
Б) Другие выступления. До и после Соляного бунта восстания вспыхивали
в более, чем 30 городах страны: в том же 1648 г. в Устюге, Курске,
Воронеже, в 1650 г. - хлебные бунты в Новгороде и Пскове.
В) В 1662 г. вспыхнул Медный бунт, вызванный денежной реформой
правительства. Затянувшаяся русско-польская война опустошила казну и
власть пошла на чрезвычайные меры - выпуск медных денег, имевших
хождение наряду с серебряными.
За 8 лет медных денег (в том числе и фальшивых) было выпущено так много,
что они совершенно обесценились. Летом 1662 г. за один серебряный рубль
давали 8 медных. Правительство собирало налоги серебром, тогда как
население должно было продавать и покупать продукты на медные деньги.
Возникшая дороговизна продуктов питания привела к массовому голоду .
Доведённый до отчаяния московский люд поднялся на восстание. Летом 1662
г. несколько тысяч москвичей двинулись в загородную резиденцию царя -
село Коломенское. Царь Алексей Михайлович вышел на крыльцо
Коломенского дворца и попытался успокоить толпу, потребовавшую выдать
на расправу наиболее ненавистных бояр. Пока шли переговоры, посланный
царём боярин И. Хованский тайно привёл в Коломенское верные
правительству стрелецкие полки. Стрельцы подавили восстание. Но медные
деньги перестали чеканить. Восстание в 1662 г. в Москве было одним из
предвестников новой крестьянской войны.
Это привело к девальвации, от которой особенно пострадали люди,
получавшие денежное жалование, а также ремесленники и мелкие торговцы.
В итоге, выступление было подавлено, но правительство пошло на изъятие
медных денег из обращения.
3. Соборное уложение 1649 г.
“Боязни ради и междоусобий от всех чёрных людей“, как писал впоследствии
патриарх Никон, был созван Земский собор. Его заседания проходили в 1648-
1649 гг. и завершились принятием “Соборного уложения“ царя Алексея
Михайловича. Это был крупнейший Земский собор в истории России. В нём
участвовали 340 человек, большинство которых (70 %) принадлежали к
дворянству и верхушке посада.
“Соборное уложение“ состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей.
Отпечатанное тиражом в две тысячи экземпляров. оно явилось первым
русским законодательным памятником, изданным типографским способом, и
оставалось действующим вплоть до 1832 г. Оно было переведено почти на
все европейские языки.
В первых трёх главах Уложения“ говорилось о преступлениях против
царской власти и церкви.
Любая критика церкви и богохульство каралось сожжением на костре. Лица,
обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод
повергались казни. Тех, кто “проходить скопом и заговором, и учнут кого
грабить или побивать“, предписывалось казнить смертно безо всякой
пощады“. Человек, обнаживший в присутствии царя оружие, наказывался
отсечением руки.
“Соборное уложение“ регламентировало несение различных служб, выкуп
пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения
в государстве. Оно предусматривало обмен поместий, в том числе обмен
поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в
Поместном приказе. “Соборное уложение“ ограничивало рост церковного
землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государству.
Важнейшим разделом “Соборного уложения“ была глава 11 “Суд о
крестьянах“: вводился бессрочный сыск беглых и увезённых крестьян,
запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому.
Это означало юридическое оформление системы крепостного права.
Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические
порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым
запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали
бессрочному сыску.
Глава 19 “Соборного уложения“ “О посадских людях“ внесла изменения в
жизнь города. Были ликвидированы “белые“ слободы, их население
включалось в посад. Всё городское население должно было нести тягло на
государя. Под страхом смертной казни запрещались переход из одного
посада в другой, и даже женитьба на женщинах из другого посада, т.е.
население посада закреплялось за определённым городом. Горожане
получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели право
держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых
рядах.
4. Реформы русской православной церкви. Раскол
В середине ХУ11 в. началась реформа русской православной церкви,
повлекшая за собой ряд серьезных изменений в политической и духовной
жизни русского общества.
Беспорядок в обществе во время Смуты, обнаружился и в Церкви, которая не
смогла выполнить роль “духовного врача“, хранителя нравственного
здоровья народа. Естественно, что после Смуты реформа Церкви стала самой
насущной проблемой. Стране предстоял троякий выбор: изоляционизм (путь
Аввакума); создание теократической вселенско - православной империи
(путь Никона); вхождение в “концерт“ европейских держав (выбор Петра), с
неизбежным подчинением Церкви государству.
Предпосылки:
Социальный кризис середины ХУ11 в., тяжелое экономическое положение
страны в той или иной форме затрагивали отношения между государством и
церковью - крупным землевладельцем, имевшим судебные и налоговые
привилегии, обладавшим огромным политическим весом и идеологическим
влиянием. Попытка власти ограничить права церкви (например, с помощью
Монастырского приказа) встретила с ее стороны решительный отпор и даже
усилила ее политические притязания.
Кризисные явления поразили и саму церковь. Низкий уровень
профессиональной подготовки духовенства, его пороки (пьянство,
стяжательство, разврат и т.д.), разночтения в священных книгах и различия в
обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет
церкви. Для восстановления ее влияния в обществе требовалось навести
порядок, унифицировать обряды и священные книги согласно единому
образцу.
В конце 1640-х гг. в Москве возник кружок ревнителей древнего
благочестия, объединивший людей, обеспокоенных как положением дел в
церкви, так и проникновением светских начал в духовную жизнь общества.
Вскоре среди членов кружка начались расхождения по вопросу выбора
образца. Одни - С. Вонифатьев, будущий патриарх Никон, Ф. Ртищев -
считали, как и сам царь, что править русские церковные книги и обряды надо
по греческим меркам. Другие - И. Неронов, протопоп Аввакум Петров -
суть реформы видели в возвращении к неповрежденной русской старине,
решениям Стоглавого собора и считали возможным исправлять церковные
книги лишь по древним славянским рукописям.
Мордовский крестьянин Никита Минов сделал стремительную карьеру.
Приняв монашеский постриг (Никон) на Соловках, он вскоре стал игуменом
Кожеозёрского монастыря (около Каргополя). Никон был вначале дружен с
царём Алексеем Михайловичем, благодаря чему он стал архимандритом
московского Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы Романовых.
После короткого пребывания митрополитом Новгородским (1650-1652 гг.)
Никон избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскую
церковь в центр мирового православия, Никон начал реформу по
унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы.
Реформы проводившиеся в условиях массового народного недовольства,
вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись,
что перемены в церкви подорвут её авторитет в народе. Произошёл раскол в
русской церкви. Внешне разногласия сводились к вопросу об обрядах. Никон
считал, что обряды - это не догматы которые святы и могут меняться, но
Аввакум был другого мнения и полагал, что изменение обрядов приведёт к
нарушению преемственности Древней Руси.
В целом раскол стал одной из форм социального протеста народных масс,
связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи
крестьян и жителей посада, увлечённые проповедями “расколоучителей“,
бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали
старообрядческие поселения.
Духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему
соответствия церкви требованиям времени. Кризис выразился в обмирщении
сознания, которое проявлялось в его рационализации и индивидуализации у
части посадских людей и верхов общества. Так, именно в ХУ11 в. у
ремесленников появились личные клейма, до этого они ощущали себя
соучастниками коллективного творения и не подписывали свою продукцию.
Таким образом, все более осмысливалась связь между личными усилиями
человека и результатами его труда, и даже - его социальным положением. Не
случайно, что именно в эту эпоху появилась поговорка: На бога надейся, а
сам не плошай.
Внешнеполитические интересы страны также требовали реформы. Россия
пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы.
Русский царь мечтал стать наследником византийских императоров как в
делах веры, так и в их территориальных владениях. Он надеялся также
достичь мощи и великолепия имперской государственной власти. Здесь
сказалось влияние теории Третьего Рима.
Для осуществления внешнеполитических целей необходимо было
приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в
украинской, а также сербской и других православных церквях на
территориях, которые планировалось присоединить к России, или взять под
ее контроль.
Ход реформ.
После избрания Никона патриархом реформа начала проводиться в жизнь. В
1653 г. он разослал по всем московским церквам память (циркуляр) о замене
крестного знамения с двоеперстного на троеперстное. Против ослушников с
благословения царя он развязал репрессии. Непримиримость Никона,
поспешность и насильственные методы проведения реформы вызвали
глубокий протест населения и стали одним из факторов раскола.
После отъезда в 1658 г Никона из Москвы и опалы, вызванной как
чрезмерным властолюбием патриарха, питаемым его главной идеей
...священство царства преболее есть, так и происками бояр, не желавших
подчиняться худородному, из мужиков патриарху, преобразования церкви
продолжил сам царь. Собор 1666-1667 гг. окончательно низложил Никона.
Одновременно раскольников объявили еретиками, узаконив репрессии
против них.
Содержание реформ.
Было произведено изменение церковных обрядов и богослужебных книг
в соответствии с новейшими греческими образцами. Эти образцы в течении
веков претерпели изменения (изменилась даже форма крестного знамения),
в то время как русская церковь сохранила обряды в том виде, в каком
получила их из Византии.
Креститься было велено не двумя пальцами, как раньше, а тремя; иным стало
прочтение символа веры; имя Христа стало писаться Иисус, а не Исус, как
требовала традиция; предписывались иконы греческого образца; введен был
четырехконечный крест, считавшийся ранее латинским. Произошла реформа
церковно-славянского языка, изменились лексика, грамматика, ударения.
Стремясь превратить Россию в землю обетованную, Никон начал на р. Истре
строительство Воскресенского монастыря (по названию храма Воскресения в
Иерусалиме) - Нового Иерусалима, который должен был стать духовным
центром мирового православия.
Отношение государства и церкви. Никон, считая, что священство выше
царства, стал в 1652-1658 гг. фактическим соправителем государя. По всем
вопросам, обсуждавшимся Боярской думой, сначала докладывали патриарху.
Эти меры оказались временными и после смещения Никона остались в
прошлом, но некоторые уступки светская власть делала и позже. В 1667 г.
был отменен светский суд в отношении духовных лиц, а в 1677 г. упразднен
Монастырский приказ.
Одновременно происходило быстрое экономическое укрепление церкви.
Строились новые монастыри к которым приписывались многие села
Последствия.
Реформа укрепила церковную иерархию и централизацию церкви.
Победа реформаторов создала духовную атмосферу в обществе,
способствующую критическому отношению к традиции, восприятию
новаций, что стало психологической предпосылкой глобальных
преобразований Петра 1.
Реформа, суд над Никоном стали прологом ликвидации патриаршества и
полного подчинения церкви государству.
Одним из духовных последствий реформы и раскола стала деформация идеи
Москва - третий Рим. Долгое время символ Третьего Рима был двойственен
и содержал в себе образ Иерусалима - центра святости и языческого Рима -
политической и культурной столицы мира. В ХУ1 в. Москва одновременно
притязала как на особую святость, так и на политическое могущество. В
результате раскола идея Нового Иерусалима, являвшаяся одним из стержней
русской истории и культуры, ушла в подсознание общества. Вторую часть
идеи подхватил Петр 1, созидавший Великую Россию с новым политическим
центром - Санкт-Петербургом, возводимом по образу имперского Рима.
Старообрядчество явилось одним из наиболее сложных и противоречивых
последствий реформы, раскола общества и церкви. По некоторым данным
больше трети православного населения осталось в старой вере.
Характер староверия. Раскол представлял собой религиозно-
психологическое явление, содержащее в себе в той или иной мере и
социально-политические компоненты. Возникновение старообрядчества
было вызвано не религиозным формализмом темных масс, а тем, что не
отделяя обряд от догмата, народ увидел в реформе покушение на веру отцов.
Старая вера отождествлялась народом с идеей Святой Руси, с надеждой
обрести Правду - социальную справедливость, воплотить идею Москва -
третий Рим, а главное - спасти бессмертную душу и попасть в царствие
небесное. В результате реформы, по словам русского философа Н.А.
Бердяева, в народе проснулось подозрение, что православное царство,
Третий Рим, повредилось, произошла измена истинной вере.
Государственной властью и высшей церковной иерархией овладел
антихрист.
В дореволюционной официальной историографии старообрядчество
трактовалось как результат невежества и фанатизма масс. Историк-демократ
А.П. Щапов оценивал его как народную оппозицию всему государственному
строю России, придав тем самым расколу социальный характер.
В советское время господствовала классовая точка зрения. Так Н.И.
Павленко подчеркивал, что низы безразлично относились к обрядовой
стороне реформы и поддерживали старообрядцев только потому, что они
боролись против дворянского государства. Бояре же - сторонники старой
веры, видели в ней символ старины, средство протеста против
формировавшегося абсолютизма.
В условиях общественного кризиса второй половины XVII в. обострились
ожидания скорого конца света, что объясняло как поведение ранних
старообрядцев, так и соединение в этом движении столь разных по своим
интересам и мироощущению социальных групп.
Борьба с новинами. Идейные вожди старообрядчества И. Неронов,
протопоп Аввакум и др. призвали к отказу от новшеств Никона и церковных
властей, предавшихся дьяволу, к борьбе за православные традиции и
истинную веру. При этом религиозное содержание проявлялось и в
социально-политических протестах. Ревнители старой веры шли к С. Разину,
подняли восстание в Соловецком монастыре в 1668-1676 гг.
Многие бежали из мира, захваченного антихристом. Бегство принимало
разные формы - от уединения в лесных скитах и участия в освоении Сибири,
массовую базу которого составили именно старообрядцы, до добровольных
самосожжений целыми общинами гарях конца ХУ11 в., по официальным
данным, погибло не менее 20 тыс. человек).
Предводители старообрядчества были сосланы в Пустоозёрск в низовье
Печоры и провели в земляной тюрьме 14 лет, после чего были сожжены
заживо. Это произошло ещё и потому, что Аввакум написал письмо новому
царю Фёдору Алексеевичу в котором говорил о своём сне, в котором будто
бы его (Фёдора Алексеевича) отец Алексей Михайлович находящийся за
предательство древнему благочестию в огне ада молит сына вернуться к
древнему обряду. В приговоре и было сказано, что оный Аввакум возводит
кроме всего хулу на царски дом. Трагически сложилась судьба и самого
патриарха Никона. Добившись титула “великого государя“, светлейший
патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстративно покинул
столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется
патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор с участием александрийского и
антиохийского патриархов, которые имели полномочия от двух других
православных патриархов - константинопольского и иерусалимского,
сместил Никона с поста Патриарха. Местом его ссылки стал знаменитый
Ферапонтов монастырь под Вологдой. Уже после смерти Алексея
Михайловича Никон возвратился из ссылки и умер (1681 г.) неподалеку от
Ярославля. Он похоронен в Воскресенском Ново - Иерусалимском
монастыре под Москвой (г. Истра), который сам и построил по тому же
плану, что и храм Гроба Господня и Иерусалиме, - Москва виделась Никону
истинным центром мирового христианства.
Новые тенденции в духовной жизни староверов. Но речь шла не только о
сохранении старого. В преддверии Нового времени, в новых условиях
духовного кризиса российского общества старообрядчество обрело
некоторые социально-психологические черты, нехарактерные для
традиционного православия. Поскольку царь и церковь оказались
дискредитированными, произошла потеря внешнего авторитета, заступника
перед Богом, повысилась роль нравственности каждого из верующих как
носителя внутреннего идеала. Старообрядцы остро почувствовали личную
ответственность не только за свое спасение, но и за судьбы Церкви и
общества. Их вера стала более деятельной, духовная жизнь
интенсифицировалась. Старообрядцы стали рассчитывать на себя, на свою
внутреннюю веру, что положительно влияло на их моральный облик,
способствовало умеренности в потребностях, трудолюбию, честности и пр.
Эти тенденции были характерны не только для России, в ту эпоху они
проявлялись и в европейской Реформации, несопоставимой со староверием
в религиозном смысле.
И не случайно, именно старообрядчество в конце XVIII- первой половине
XIX вв. сделало исключительно много для развития русского
предпринимательства. Основатели крупнейших династий русских
промышленников и купцов - Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Третьяковы,
Щукины и пр. - принадлежали к старообрядцам.
5. Восстание под руководством С. Разина.
Общая характеристика и состав движения. Наиболее мощным народным
выступлением эпохи стало восстание под руководством С. Разина 1667-1671
гг.
В советской историографии его называли антифеодальной крестьянской
войной, всячески идеализируя при этом народного заступника С. Разина.
В движении участвовали, в основном, казаки. Примкнувшие же к ним
крестьяне защищали интересы не своего сословия, а свои собственные. Они
не боролись против феодальных отношений как таковых. Оторвавшись от
производительного труда, крестьяне-участники восстания - хотели стать
казаками, либо, в случае удачи, служилыми людьми. О каком-либо
изменении общественного строя или государственного устройства не было и
речи. Не случайно в своих прелестных письмах С. Разин заявлял, что главная
его цель - постоять за великого государя и истреблять бояр-изменников.
Это движение можно охарактеризовать как казацко-крестьянское восстание,
осложненное чертами русского бунта.
Предпосылки восстания:
- Оформление крепостного права и усиление налогового бремени,
приведшее к резкому ухудшению положения крестьянства и посадских
людей и бегству их на окраины за пределы, контролируемые государством.
- Обострение обстановки на Дону в связи с ростом т.н. голутвенного
казачества - голытьбы, пополняемой за счет беглых людей. И если
зажиточные (домовитые) казаки, находившиеся на службе государству,
получали денежное и хлебное жалование, то вновь прибывшим
прокормиться становилось все труднее. Кроме того, домовитые владели
рыбными промыслами, получали большую часть добычи во время дувана
(т.е. ее дележа). Пахать на Дону запрещалось, с захватом турками г. Азова
оказался закрытым выход в море, лишь походы на крымское и турецкое
побережье за зипунами приносили казакам хотя и опасную, но немалую
добычу.
- Общее ухудшение ситуации в стране, вызванное долгой русско-польской
войной, денежной реформой и их последствиями.
- Церковная реформа патриарха Никона, повлекшая за собой идейный
раскол и глубокий духовный кризис русского общества.
- Стремление власти взять под контроль казацкую вольницу, ограничить
ее и интегрировать в государственную систему, что также создавало поле
напряженности и способствовало взрыву казацкого возмущения.
Личность руководителя. Во главе казачьей голытьбы оказался Степан
Разин, выходец из верхов казачества. Руководящая роль Разина
обусловливалась следующими факторами: его старшего брата - Ивана, не
выполнившего приказа царского воеводы во время военных действий с
Польшей, казнили. Это потрясло будущего вожака восстания, начавшего
воспринимать общие беды народа через призму личной трагедии. Казацкая
старшина не считала его до конца своим и тем самым выталкивала из своих
рядов, заставляла самоутверждаться среди голутвенного казачества.
В ходе самого движения росла слава Разина как удачливого и отважного
атамана, заговоренного от пуль и сабли, несущего волю и справедливость
народу. Своей удалью и безграничностью во всем - в щедрости к простым
людям и насилии над врагами - он соответствовал чаяниям народа, его
представлениям о справедливости и власти. Эта героизация человека, в
жизни далекого от своего идеального образа, позволила ему остаться в
народной памяти.
Основные этапы.
Первый этап. В мае 1667 г. С. Разин привел казаков с Дона на Волгу.
Миновав Астрахань и ограбив по дороге караван судов, разинцы вышли в
Каспийское море. Затем, после зимовки в Яицком городке, казаки
совершили удачные набеги на владения иранского шаха. Их возвращение в
августе 1669 г. на Дон с богатой добычей произвело большое впечатление и
укрепило славу Разина как удачливого атамана. К нему приходили тысячи
новых людей, он начал их готовить к новому походу, но уже не за зипунами,
а против бояр.
Второй этап. В апреле 1670 г. разинцы подошли к Царицыну, и, не встретив
сопротивления, захватили город. Затем, благодаря помощи местного
населения и стрельцов, они взяли хорошо укрепленную Астрахань. Власти
надеялись, что Разин повторит свой предыдущий маршрут и пойдет на
Каспий, но он, оставив в городе своего атамана В. Уса, двинулся вверх по
Волге и без боя захватил Саратов и Самару. Везде он вводил казачье
устройство, жестоко расправлялся с боярами, дворянами и приказными
людьми. К Разину примыкали беглые люди, восстание охватило огромную
территорию Поволжья. Сознавая нависшую угрозу, власть мобилизовала все
свои силы. Сам Алексей Михайлович благословил 60 тыс. армию служилых
людей и стрельцов на подавление восстания. В итоге царские войска нанесли
поражение 20 тыс. отряду Разина у Симбирска в октябре 1670 г. Сам атаман
получил серьезное ранение и, надеясь продолжить борьбу, бежал на Дон. Но
после поражения он уже не пользовался прежним влиянием, а вскоре был
схвачен домовитыми казаками и выдан властям. В июне 1671 г. Разина после
жестоких пыток, которые он мужественно выдержал, казнили на Красной
площади. А в ноябре правительственные войска взяли Астрахань - последний
оплот восстания.
Причины поражения. Основные причины неудачи восстания, помимо его
слабой организованности, недостаточности вооружения, отсутствия четких
целей, таились в его разрушительном, бунташном характере.
Однако бесперспективность движения не означала отсутствия объективных
факторов, вызвавших его. Насилие сверху порождало социальный протест
снизу, который периодически принимал крайние формы.
Причины поражения восстания:
1. Стихийный характер восстания.
2. Отсутствие чёткой программы действий.
3. Отсутствие чёткой политической программы.
4. Слабая дисциплина и плохое вооружение повстанцев.
5. Противоречия между различными социальными группами в
лагере восставших.
Итоги. Восстание не привело к каким либо изменениям социального
положения крестьянства, не облегчило его жизнь. Но в 1671 г. донское
казачество впервые было приведено к присяге на верность царской службе,
что стало началом его превращения в верную опору престолу в России.
6. Соловецкое восстание 16681676
Солове
́
цкое восстание 16681676 вооружённое сопротивление
монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря церковным
реформам патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения,
правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось
конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки
прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря.
Причины восстания
Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые
служебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были
запечатаны в монастырской казённой палате, а богослужение продолжали
производить по старым книгам. В 1666—1667 годах соловляне написали
царю пять челобитных в защиту старых обычаев. 23 июля 1667 года власти
назначили настоятелем монастыря сторонника реформ Иосифа, но он был
изгнан из монастыря, а настоятелем был избран архимандрит Никанор, что
было воспринято московскими властями как открытый бунт. В 1667 году
состоялся Большой Московский собор, осудивший старообрядчество.
3 мая 1668 царским указом для приведения в повиновение непокорной
обители на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под
командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком
острове 22 июня, однако встретили решительный отпор.
Первые годы осада мятежного монастыря велась слабо и с перерывами, так
как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся
ситуации. В летние месяцы правительственные войска (стрельцы)
высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать
связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог,
причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по
домам
.
Летом 1672 года И. А. Волохова сменил воевода К. А. Иевлев, войско было
увеличено до 725 стрельцов.
Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года. К 1673 году
правительству стало известно, что мятежный монастырь стал прибежищем
для уцелевших участников разгромленных отрядов Степана Разина включая
атаманов Ф. Кожевникова и И. Сарафанова, что стало причиной более
решительных действий.
В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с
указаниями начать активные военные действия против мятежников, включая
обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство
рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел
монастыря. Царём было гарантировано прощение каждому участнику
восстания, добровольно явившемуся с повинной.
Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова
отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в
Сумский острог. В период 1674—1675 стрелецкое войско было удвоено.
До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться
за царя Алексея Михайловича. 7-го января 1675 года (28-го декабря
1674 г. старого стиля), на сходке участников восстания было принято
решение не молиться за царя-"ирода". Насельники монастыря, не согласные с
таким решением, были заключены в монастырскую тюрьму. Это решение
означало полный разрыв с правительством.
В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами
для разведки. Летом 1675 года военные действия усиливаются и с 4 июня по
22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80
человек ранеными. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками
(батарями) вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В
августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских
стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а
продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и
наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были
завалены при вылазке отряда защитников монастыря. 2 января (23-го декабря
старого стиля) 1676 года отчаявшийся Мещеринов сделал неудачный
приступ к монастырю; штурм был отбит, погибло 36 стрельцов во главе с
ротмистром Степаном Потаповым.
18-го января (8-го января старого стиля) 1676 года один из перебежчиков -
чернец Феоктист - сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в
монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно,
расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час
до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается
только по одному человеку на башне и стене. Темной снежной ночью 1-го
февраля (22-го января старого стиля) 50 стрельцов во главе с Степаном
Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну:
кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались
до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись
слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов,
но погибли в неравном бою, ранив только четырёх человек. Монастырь был
взят. Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую
тюрьму, были освобождены.
К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его
стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо
покинула его, либо была изгнана мятежниками. Более того, по меньшей мере
несколько монахов были заключены мятежниками в тюрьму при монастыре.
После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников
Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были
казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги.
Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой
литературе. Наиболее известным произведением является труд Семена
Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и
святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно
пострадаша», созданный в XVIII в. В этом произведении описываются
многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания.
Например, автор сообщает:
И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не
превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав:
повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия
острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго
на своем крюке. Блаженнии же страдалыды с радостию выю в вервь вдеваху,
с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию ребра на
прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе.
История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и
святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно
пострадаша
Сообщается о большом количество убитых (несколько сотен). Почти все
защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых
осталось только 60 человек. 28 из них были казнены сразу, в том числе Самко
Васильев и Никанор, остальные позднее. Иноков жгли огнём, топили в
проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили
во льду. Из 500 защитников в живых осталось лишь 14
Эти утверждения были подвергнуты критике в церковной и исторической
литературе. Так, даже в старообрядческих синодиках упоминается не более
33-х имен «страдальцев Соловецких».
Литература:
1. Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова Пособие
для поступающих в вузы "История России с древнейших времен до
конца ХХ века" / Под ред. В.В. Керова
М.: Высш. шк., 2001. - 784 с.
2. Шинкман А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. 2
кн.]: Л—Я. М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997. — 448 с