Презентация "Католическая церковь в Средние века"

Подписи к слайдам:

1

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

6 (10)

Калмыков Г.А.

Москва - 2020

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

2

РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ

В 1054 году, во время очередного конфликта, па-па и патриарх предали друг друга проклятию. Произош-ло окончательное разделе-ние христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католи-ческой (что значит «всемир-ной»), а восточная – право-славной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделения обе церкви стали полностью самостоя-тельными.

3

РАЗДЕЛЕНИЕ ЦРКВЕЙ.

4

РАЗЛИЧИЕ В ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ

Приходское духовенство

Монахи

Аббаты

Епископы

Кардиналы

Папа

Структура католической

церкви

К XI в. различия между западной и восточной христианскими церквями достигли наивысшей остроты.

На Западе сложилась строгая церковная иерархия во главе с римским папой, слово которого считалось высшим законом для верующих; духовенство (клир) было отделено от мирян, пользо-валось особыми привилегиями, соблюдало безбрачие (целибат).

5

РАЗЛИЧИЕ В ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ

На Востоке высшим авторитетом оставался собор, поддерживалась автономия национальных церквей, духовенство сохраняло связь с миром, семьей.

Структура православной

церкви

Приходское духовенство

Патриарх

Митрополиты

Епископы

Благочинные

Монахи

6

ДОГМАТЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

На Западе получили признание особые догмы, не признававшиеся восточной церковью:

ДОГМАТ О ЧИСТИЛИЩЕ

ДОГМАТ О БЛАГОДАТИ

догмат о чистилище - промежуточном пространстве между Раем и Адом:

  • там души умерших ожидали конечной участи вплоть до Страшного Суда;
  • считалось, что оставшиеся в живых родственники своими благими поступками способны были облегчить души умерших сородичей от грехов…

считалось, что Христос, апостолы и многочисленные святые:

  • создали значительный запас благодати, находящейся в ведении церкви;
  • церковь перераспределяла ее среди верующих…
  • Этот догмат, а также догмат о чистилище стали основой практики продажи индульгенций

Р А З Л И Ч И Я

На Западе иначе понималось учение о Святом Духе; сложилось убеждение, что Святой Дух в равной степени исходил как от Бога Отца, так и от Бога Сына. В восточной же церкви настаивали на исхождении Святого Духа только от Бога Отца, что предопределило монизм политической власти.

Были различия в богослужении, совершении таинств, крещении, священнических одеяниях и даже во внешнем облике. В западной церкви пользовались латинским языком, в восточной – греческим, допуская национальные языки.

7

КЛЮНИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Католическая церковь выделялась экономической мощью:

в ее собственности находилось более трети всех земель

ее доходы непрерывно пополнялись за счет взимания с верующих церковной десятины.

ПОДВЕРГАЛАСЬ КРИТИКЕ

стала подвергаться критике современниками

отмечалось ее обмирщение, раздвоение между высоким духовным призванием и мирским стремлением к богатству и власти

Возникло требование реформы церкви.

ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ

ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ ПАП

Главным идеологом выступил св. Одо (927–942), аббат Клюнийского монастыря. Он сформулировал основные принципы исправления церкви:

  • запрещение практики продажи церковных должностей;
  • осуждение сожительства священников с женщинами;
  • упразднение обычая наделения церкви землями, что ставило ее в вассальную зависимость от сеньоров.

Под влиянием Клюнийского движения в 1059 г. был принят новый порядок избрания римских пап; отныне папы должны были избираться на конклаве кардиналов, то есть в закрытой коллегии, дабы исключить давление со стороны светских лиц, прежде всего императора.

8

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПАПСТВА И ИМПЕРИИ

Генрих IV

Григорий VIII

Заметной особенностью католической церкви была претензия на политическую власть. Во второй половине XI в. это привело к острому конфликту папства с империей.

Папой тогда был Григорий VII (1073–1085), выходец из Клюнийс-кого монастыря, который начал осуществлять реформу…

Император Генрих IV (1056 - 1106) запретил проведение Клюнийс-кой реформы в Германии, созвал собор в Вормсе и провел заочный суд над папой; глава римской церкви был обвинен в узурпации власти, занятиях магией и астрологией, в ереси …

В ответ на это Григорий VII в 1076 г. отлучил императора от церк-ви, освободил подданных от присяги преступному правителю.

Р Е З У Л Ь Т А Т

Генрих IV вынужден был искать примирения с папой. Он предпринял в 1077 г. уничижительное "хождение в Каноссу", в грубых одеждах, босым, с женой и грудным младенцем.

После "хождения в Каноссу" Генрих IV с помощью оружия утвердился в Германии и начал борьбу с папой. Вся Западная Европа разделилась на две партии: гвельфов – сторонников папы, и гибеллинов – сторонников императора. Генрих IV овладел Римом, Григорий VII бежал и закончил свои дни отшельником в горах.

9

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПАПСТВА И ИМПЕРИИ

Сто лет спустя противостояние папства и империи вспыхнуло с новой силой. Тогда папский престол занимал Александр III (1159–1181), а императорский – Фридрих I Барбаросса (1155–1190). И вновь император был принужден повторить "хождение в Каноссу" и целовать папскую туфлю.

10

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Противостояние европейской христианской цивилизации и мира ислама в XI в. вылилось в самое масштабное военно-колонизационное движение – Крестовые походы европейских феодалов под религиозными лозунгами освобождения Святой земли.

Крестовые походы вывели за пределы Европы множество воинственных рыцарей, жизнь там стала спокойнее. Но при этом несколько столетий борьбы усилили недоверие, а нередко и враждебность восточных и западных народов, христиан и мусульман, друг к другу.

ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

Организован в 1096 г. решением римского папы Урбана II по просьбе византийского императора Алексея I с целью помощи в защите Малая Азия от наступления сельджуков.

ВТОРОЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

ЧЕТВЕРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

В 1202—1204 гг., разграбив европейские города, рыцари остались в Византии и создали Латинскую империю.

Состоялся в 1147—1149 годах. цель — уничтожение византийского господства в Азии.

Проходил в 1189—1192 и был инициирован римскими папами Григорием VIII и Климентием III для освобождения Иерусалима от Саладина.

11

ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ

В ходе Крестовых походов стали создаваться духовно-рыцарские ордены. Их члены считали себя «рыцарями Христа»; они давали обет безбрачия, бедности и послушания; клялись вести вооруженную борьбу с язычниками.

Орден госпитальеров, или иоаннитов.

Его первоначальным ядром был госпиталь Св. Иоанна в Иерусалиме, где оказывали попечение о больных и путниках.

Вслед за орденом госпитальеров был создан орден тамплиеров.

Учредители ордена обосновались в Иерусалиме на Храмовой горе, где находился храм (тампль) библейского царя Соломона.

Тевтонский орден, возник-нув в Святых Землях, он в начале XIII в. перебрался сначала в Венгрию, а затем в Пруссию, где вел борьбу соответственно с язычниками – половцами и пруссами.

В XIII в. возникла альтернатива подобным учреждениям в виде орденов францисканцев и доминиканцев, на которые была возложена обязанность духовного крестового похода…

Во главе орденов стояли великие магистры; ордены получали различные привилегии: освобождение от церковной десятины, подсудность только суду римского папы; членам ордена запрещались праздность, азартные игры, смех.

12

ЕРЕСИ

В XI–XIII вв. в Западной Европе стали распространяться различные религиозные системы, оппозиционные католичеству. Они расценивались официальной церковью как ереси. Среди них наиболее значительными были учения вальденсов и катаров.

Католическая церковь начала борьбу с ересями. Римский папа Иннокентий III объявил крестовый поход против альбигойцев, который превратился в длительные альбигойские войны (1209–1229). Альбигойцы уничтожались с невероятной жестокостью.

В дальнейшем была учреждена инквизиция для преследования вероотступников и инакомыслящих.

Вальденсы получили свое название по имени основателя Пьера Вальдо († 1217). Они:

  • отвергали существующую церковь как исказившуюся;
  • отвергали авторитет римского папы, но признавали степени священства, дьякона, епископа;
  • выступали против смертной казни, осуждали клятвы, сомневались в существовании чистилища, требовали отказа от имущества, соблюдения обета бедности…

1140-1217

Катары считали:

  • католическую церковь во главе с папой дьявольской;
  • противопоставляли ей общину чистых (катаров), верили в переселение душ.
  • Одним из наиболее долго просуществовавших центров движения катаров был город Альби, по названию которого их называли еще альбигой-цами.

13

ВЫВРД

В целом католическая церковь прошла особый путь развития:

  • приобрела отличавшуюся от ортодоксии церковную организацию;
  • развила свою собственную догматику;
  • выработала специфическое богослужение;
  • смогла образовать высшее сословие в средневековом обществе Западной Европы;
  • смогла утвердить колоссальное политическое и экономическое значение;
  • освободиться от контроля со стороны императорской власти…

14

ИСТОЧНИКИ